×
10.05.2018
218.016.3bf9

Способ управления самолетом при заходе на посадку

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способу управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания. Для осуществления способа производят измерения радиовысотомером высоты, формируют заданное значение угла тангажа, которое запоминают на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера, обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы. Обеспечивается повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системе управления самолетом в продольной плоскости при заходе на посадку и посадке.

Известен способ управления посадкой летательных аппаратов (Патент РФ 2284058, G08G 5/02, опубл. 20.09.2006 г.), по которому производится измерение информационных сигналов посадочной радиотехнической системы, включающей в себя наземный глиссадный радиомаяк, связанные с ним через радиоканал бортовой глиссадный радиоприемник и дальномер.

Недостатком данного способа является управление летательным аппаратом только при движении по глиссаде и невозможность выполнения режима выравнивания с требуемыми показателями вертикальных скоростей и перегрузок.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, по которому производят измерения радиовысотомером высоты и расчет вертикальной скорости на основании данных по высоте от радиовысотомера и вертикального ускорения от акселерометра, задают желаемую вертикальную скорость приземления и формируют на основании расчетных данных заданное значение угла тангажа (Белогородский С.Л. Автоматизация управления посадкой самолета. М.: Транспорт, 1972, с. 196).

Недостатком данного способа управления является ограничение по высоте работы высотомера, приводящее к уменьшению достоверности измеряемых параметров по мере приближения к поверхности взлетно-посадочной полосы на этапе выравнивания (рост шумов в измеряемом сигнале по отношению к полезной составляющей), что уменьшает надежность системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания и может приводить к посадке с нерасчетными значениями вертикальной скорости, вплоть до конструктивный деформации при касании взлетно-посадочной полосы.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение качества и надежности управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания.

Поставленная задача решается тем, что в способе управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания производят измерения радиовысотомером высоты, формируют заданное значение угла тангажа, дополнительно запоминают заданное значение угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера и обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы.

Технический результат предложенного способа управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, позволяющий обеспечить повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку, достигается посредством выравнивания самолета до момента касания взлетно-посадочной полосы за счет замены недостоверного информационного сигнала на высотах ниже минимальной гарантированной высоты работы радиовысотомера.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, на которой показана структурная схема системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, реализующая заявляемый способ. Система управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит:

1 - первый усилитель;

2 - первый сумматор;

3 - второй сумматор;

4 - второй усилитель;

5 -третий сумматор;

6 - вычислитель выравнивания;

7 - дифференцирующее звено;

8 - первый ограничитель;

9 - четвертый сумматор;

10 - фильтр;

11 - интегратор;

12 - второй ограничитель;

13 - третий усилитель.

Для пояснения осуществления предлагаемого способа приняты следующие обозначения:

h - текущее значение высоты от радиовысотомера;

- заданное значение вертикальной скорости;

- текущее значение ускорения по нормальной оси;

- заданное значение угла тангажа.

Система управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит усилитель 1, на вход которого поступает сигнал о текущем значении высоты от радиовысотомера h, выход которого через сумматор 2 соединен с первым входом первого сумматора, на второй вход которого подается сигнал заданного значения вертикальной скорости , дифференцирующее звено 7, вход которого соединен со входом первого усилителя 1, а выход через первый ограничитель 8 соединен с первым входом четвертого сумматора 9, на второй вход которого через третий усилитель 13 подается сигнал текущего значения ускорения по нормальной оси , выход четвертого сумматора 9 через фильтр 10 соединен со вторым входом второго сумматора 3, первый вход которого соединен с выходом первого сумматора 2, а выход через второй усилитель 4 соединен с первым входом третьего сумматора 5, второй вход которого через второй ограничитель 12 и интегратор 11 соединен с выходом второго сумматора 3, выход третьего сумматора 5 соединен со входом вычислителя выравнивания 6, выход которого является выходом устройства управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания.

Работа системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания происходит следующим образом. Сигнал текущей высоты h от радиовысотомера с порцией 1/Т, заданной в первом усилителе 1, суммируется на первом сумматоре 2 с постоянным сигналом заданного значения желаемой вертикальной скорости приземления, подаваемым на второй вход первого сумматора 2. Сигналы радиовысотомера дифференцируются в дифференцирующем звене 7, ограничиваются в первом ограничителе 8, а затем подаются на фильтр 10 через первый вход четвертого сумматора 9, на второй вход которого подается сигнал текущего значения ускорения по нормальной оси, прошедший через третий усилитель 13. Сформированный на выходе четвертого сумматора 9 сигнал пропускается через изодромное звено в виде фильтра 10 и поступает на второй (инвертирующий) вход второго сумматора 3, на первый вход которого поступает сформированный сигнал с выхода первого сумматора 2. Разностный сигнал с выхода второго сумматора 3 поступает в две цепи. В первой из них, сигнал с выхода второго сумматора 3 через второй усилитель 4 поступает на первый вход третьего сумматора 5. Другая цепь, содержащая интегратор 11 и второй ограничитель 12, обеспечивает астатизм управления по регулируемой координате. Ограничитель 12 предотвращает выдачу больших сигналов в систему управления. С выхода второго ограничителя 12 сигнал поступает на второй вход третьего сумматора 5. В результате суммирования двух сигналов, поступающих на первый и второй входы третьего сумматора, получается сигнал заданного угла тангажа. С выхода третьего сумматора 5 сформированный сигнал заданного угла тангажа поступает на вычислитель выравнивания 6, на выходе которого формируется сигнал вида:

где - значение сигнала на выходе вычислителя выравнивания 6 в текущий момент времени;

- значение сигнала на выходе вычислителя выравнивания 6 в предыдущий момент времени;

- сигнал на входе запоминающего устройства 6;

h - текущее значение высоты с радиовысотомера;

h* - минимальная гарантированная высота работы радиовысотомера.

Эффективность применения способа управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания подтверждается фиг. 2, на которой показан график переходного процесса по высоте. Из графика на фиг. 2 следует, что предложенный способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания позволяет обеспечить повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку посредством выравнивания самолета до момента касания взлетно-посадочной полосы.

Предлагаемый способ управления обеспечивает повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания за счет замены недостоверного информационного сигнала на высотах ниже минимальной гарантированной высоты работы радиовысотомера.

Способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, заключающийся в том, что производят измерения радиовысотомером высоты и формируют заданное значение угла тангажа, отличающийся тем, что дополнительно запоминают заданное значение угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера и обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы.
Способ управления самолетом при заходе на посадку
Способ управления самолетом при заходе на посадку
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
10.05.2016
№216.015.3b37

Противообледенительная система

Изобретение относится к области авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов. Противообледенительная система композиционных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит систему датчиков контроля температуры, провода соединения с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583111
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2018
№218.016.3f1d

Устройство управления самолетом при заходе на посадку

Устройство управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит вычислитель выравнивания на основании данных о высоте и вертикальном ускорении, блок запоминания и стабилизации заданного значения угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648537
Дата охранного документа: 26.03.2018
04.06.2019
№219.017.7381

Кессон отъемной части крыла

Изобретение относится к авиастроению и касается аэродинамических поверхностей из полимерных композиционных материалов крыльев большого удлинения, крыльевых устройств и оперения. Кессон отъемной части крыла большого удлинения состоит из верхней панели с интегрированными лонжеронами, соединенной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690300
Дата охранного документа: 31.05.2019
17.07.2019
№219.017.b54b

Кессон фюзеляжа

Изобретение относится к области авиастроения. Кессон фюзеляжа состоит из П-образных верхней и нижней панелей, изготовленных из несущих слоев полимерного композиционного материала и заполнителя. В верхнюю панель интегрированы боковые панели фюзеляжа. Высота заполнителя нижней панели превышает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694638
Дата охранного документа: 16.07.2019
Показаны записи 1-10 из 13.
10.05.2016
№216.015.3b37

Противообледенительная система

Изобретение относится к области авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов. Противообледенительная система композиционных аэродинамических поверхностей летательного аппарата содержит систему датчиков контроля температуры, провода соединения с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583111
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.b61d

Способ нахождения соответствия особых точек цифровых изображений

Изобретение относится к цифровой обработке изображений. Техническим результатом является сокращение времени нахождения соответствия особых точек двух изображений за счет уменьшения размерности дескриптора особой точки цифрового изображения. В способе выделяют особые точки цифрового изображения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614494
Дата охранного документа: 28.03.2017
10.05.2018
№218.016.3f1d

Устройство управления самолетом при заходе на посадку

Устройство управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит вычислитель выравнивания на основании данных о высоте и вертикальном ускорении, блок запоминания и стабилизации заданного значения угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648537
Дата охранного документа: 26.03.2018
17.04.2019
№219.017.14e8

Кайт

Изобретение относится к области авиации. Кайт содержит ручки, купол, купольные стропы, соединенные с куполом, стропы управления, соединенные с купольными стропами с одной стороны и ручками с другой, силовые стропы, соединенные с ручками и купольными стропами, трапеционный шкот, соединенный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684869
Дата охранного документа: 15.04.2019
17.04.2019
№219.017.14f6

Устройство ограничения усилия связи пилота с кайтом

Изобретение относится к авиации. Устройство ограничения безопасного усилия связи пилота с кайтом содержит кольцо, стакан с дном, элемент для присоединения к центральной стропе кайта, упругий элемент, шпильку и трос крепления пилота. Упругий элемент соединен первым концом с дном стакана, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684873
Дата охранного документа: 15.04.2019
17.04.2019
№219.017.14fa

Способ пилотирования кайта

Изобретение относится к авиации. Способ пилотирования кайта основан на размыкании устройства, соединяющего кайт с пилотом, при превышении допустимого усилия от кайта. Устройство содержит стакан, шпильку и упругий элемент, соединенный с дном стакана так, что шпилька выходит из стакана и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684874
Дата охранного документа: 15.04.2019
17.04.2019
№219.017.1526

Кайт

Изобретение относится к области авиации. Кайт содержит планку, купол, купольные стропы, соединенные с куполом, центральную стропу, стропы управления, соединенные с купольными стропами с одной стороны и планкой с другой, силовые стропы, соединенные с центральной стропой и купольными стропами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684871
Дата охранного документа: 15.04.2019
17.04.2019
№219.017.1535

Кайт

Изобретение относится к авиации. Кайт содержит планку, купол, купольные стропы, соединенные с куполом, центральную стропу, стропы управления, соединенные с купольными стропами с одной стороны и планкой с другой, силовые стропы, соединенные с центральной стропой и купольными стропами, чикенлуп,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684879
Дата охранного документа: 15.04.2019
27.04.2019
№219.017.3d42

Кайт

Изобретение относится к авиации. Кайт содержит ручки, купол, купольные стропы, соединенные с куполом, стропы управления, соединенные с купольными стропами с одной стороны и ручками с другой, силовые стропы, соединенные с ручками и купольными стропами, и кайткиллеры, каждый из которых выполнен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686360
Дата охранного документа: 25.04.2019
04.06.2019
№219.017.7381

Кессон отъемной части крыла

Изобретение относится к авиастроению и касается аэродинамических поверхностей из полимерных композиционных материалов крыльев большого удлинения, крыльевых устройств и оперения. Кессон отъемной части крыла большого удлинения состоит из верхней панели с интегрированными лонжеронами, соединенной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690300
Дата охранного документа: 31.05.2019
+ добавить свой РИД