×
10.05.2018
218.016.3959

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления газотурбинным двигателем

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам управления газотурбинным двигателем. В известном способе управления газотурбинным двигателем, включающим изменение расхода охлаждающего воздуха подаваемого на турбину в зависимости от режимов работы двигателя, воздух подают от источника питания в коллектор охлаждающего воздуха, сообщенный через воздухопровод с агрегатом управления и с охлаждаемым трактом турбины через дросселирующие сечения перекрывающих устройств, выполненных в виде равномерно расположенных по окружности двигателя двухпозиционных клапанов, регулирование подачи воздуха к клапанам от агрегата управления через командный коллектор для их открытия / закрытия, по предложению, клапаны разделяют, по меньшей мере, на две группы, каждая из которых соединена командным коллектором с агрегатом управления, при этом управление открытием / закрытием каждой из групп клапанов производят отдельно или совместно в зависимости от режимов работы двигателя. В качестве источника питания используют зону вторичного воздуха камеры сгорания или зону на выходе из теплообменника. Ожидаемый технический результат - снижение удельного расхода топлива двигателя за счет уменьшения расхода воздуха, поступающего в охлаждаемый тракт турбины на дроссельных режимах при сохранении требуемого температурного состояния элементов турбины. Таким образом, при условии соблюдения норм прочности, предложенное погрупповое отключение воздуха, идущего на охлаждение турбины, позволяет существенно повысить экономичность двигателя на наиболее длительных по времени эксплуатации режимах типового полетного цикла двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам управления газотурбинным двигателем.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является способ управления газотурбинным двигателем, включающий изменение расхода охлаждающего воздуха, подаваемого на турбину в зависимости от режимов работы двигателя, воздух подают от источника питания в коллектор охлаждающего воздуха, сообщенный через воздухопровод с агрегатом управления и с охлаждаемым трактом турбины через дросселирующие сечения перекрывающих устройств, выполненных в виде равномерно расположенных по окружности двигателя двухпозиционных клапанов, регулирование подачи воздуха к клапанам от агрегата управления через командный коллектор для их открытия / закрытия. /патент РФ №2194179, МПК F02C 9/00, опубл. 10.12.2002 г/.

Недостатком данного способа охлаждения турбины газотурбинного двигателя является то, что управление осуществляется только на крейсерском режиме за счет уменьшения расхода охлаждающего воздуха, поступающего в охлаждаемый тракт турбины, путем одновременного перекрытия всех клапанов, обеспечивая «дежурный» расход охлаждающего воздуха с целью уменьшения концевых потерь на сопловом аппарате, и нет возможности регулировать расход охлаждающего воздуха на дополнительном режиме, когда требуется обеспечить экономичность двигателя при условии сохранения требуемого температурного состояния элементов турбины, поскольку температура газов перед турбиной остается достаточно высокой.

Задача изобретения - повышение экономичности двигателя на длительных по времени эксплуатации режимах работы.

Ожидаемый технический результат - снижение удельного расхода топлива двигателя за счет уменьшения расхода воздуха, поступающего в охлаждаемый тракт турбины на дроссельных режимах при сохранении требуемого температурного состояния элементов турбины.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что известном способе управления газотурбинным двигателем, включающим изменение расхода охлаждающего воздуха, подаваемого на турбину в зависимости от режимов работы двигателя, воздух подают от источника питания в коллектор охлаждающего воздуха, сообщенный через воздухопровод с агрегатом управления и с охлаждаемым трактом турбины через дросселирующие сечения перекрывающих устройств, выполненных в виде равномерно расположенных по окружности двигателя двухпозиционных клапанов, регулирование подачи воздуха к клапанам от агрегата управления через командный коллектор для их открытия / закрытия, по предложению, клапаны разделяют, по меньшей мере, на две группы, каждая из которых соединена командным коллектором с агрегатом управления, при этом управление открытием / закрытием каждой из групп клапанов производят отдельно или совместно в зависимости от режимов работы двигателя. В качестве источника питания используют зону вторичного воздуха камеры сгорания или зону на выходе из теплообменника.

Управление работой двигателя по изобретению производят путем регулирования расхода воздуха, подаваемого на охлаждение турбины. Снижение расхода воздуха на охлаждение турбины, в системе двигателя приводит к увеличению его расхода, проходящего через камеру сгорания и «горло» соплового аппарата турбины. Мощность турбины (Nт) согласно газодинамической теории, в первую очередь зависит от произведения

Nт=f(Gг3*); где Gг - расход газа через горло; Т3* - температура газа в «горле».

Поэтому при увеличении расхода воздуха, проходящего через камеру сгорания для сохранения потребной мощности и режима работы компрессора, необходимо снизить температуру Т3*, что достигается путем снижения расхода топлива при постоянной тяге и выбранном режиме работы двигателя.

Разделение клапанов на две и более группы и сообщение их с дополнительными командными коллекторами, количество которых равно количеству групп клапанов, позволяет автономно регулировать положение клапанов «закрыто» или «открыто» разных групп, независимо друг от друга, в случае, когда на режиме требуется обеспечить частичное отключение охлаждающего воздуха.

Сообщение командных коллекторов с агрегатом управления позволяет направить «командный» воздух от агрегата управления, после получения им соответствующей команды, к соответствующей группе клапанов, переводя клапаны этой группы, в положение открыто или закрыто.

Отдельное или совместное управление открытием или закрытием каждой из групп клапанов позволяет комбинировать положение клапанов таким образом, чтобы получить оптимальное значение расхода охлаждающего воздуха на разных режимах работы двигателя.

Использование зоны вторичного воздуха камеры сгорания в качестве источника питания позволяет подать воздух в охлаждаемый тракт турбины с достаточно высоким давлением, обеспечивая требуемый перепад давления в системе охлаждения турбины, особенно по перу сопловых лопаток.

Использование зоны на выходе из теплообменника в качестве источника питания позволяет подать в охлаждаемый тракт турбины, на агрегат управления и к клапанам воздух с более низкой температурой, что снижает температуру элементов конструкции как агрегата управления, так и клапанов, что позволяет использовать более легкие и дешевые сплавы.

На фиг. 1 представлена схема соединения клапанов;

На фиг. 2 - представлено сечение А-А с положением клапана «закрыто».

На фиг. 3 - представлено сечение А-А с положением клапана «открыто».

Схема содержит источник питания 1, коллектор охлаждающего воздуха 2, сообщенный через воздухопровод 3 с агрегатом управления 4, и с дросселирующими сечениями 5 перекрывающих устройств, выполненных в виде равномерно расположенных по окружности двухпозиционных клапанов 6, и сообщенным с охлаждаемым трактом турбины 7.

На схеме приведен вариант разделения клапанов на две группы: первая группа клапанов 8 и вторая группа клапанов 9. Группы сообщены с агрегатом управления 4, соответственно первая группа командным коллектором 10 и вторая группа командным коллектором 11.

Способ осуществляется следующим образом:

На дроссельных режимах работы двигателя в случае, когда температура газов перед турбиной уже ниже, чем на максимальном режиме, но еще выше, чем на крейсерском режиме, и нет возможности по допустимому температурному состоянию элементов турбины осуществить полное отключение охлаждения, воздух от источника питания 1 поступает в коллектор охлаждающего воздуха 2 и по воздухопроводу 3 направляется в агрегат управления 4. Одновременно в агрегат управления 4 поступает команда на открытие командного коллектора 10, при этом командный коллектор 11 закрыт. Воздух устремляется в командный коллектор 10 и оттуда к клапанам первой группы 8 и перекладывает их в положение «закрыто». Таким образом, воздух в охлаждаемый тракт турбины 7 поступает только из второй группы клапанов 9, которые находятся в положении «открыто». Происходит частичное отключение охлаждения.

При достижении температуры газов перед турбиной меньше или равной температуре газов перед турбиной на крейсерском режиме, в агрегат управления 4 поступает команда об открытии командного коллектора 11, и воздух из коллектора охлаждающего воздуха 2 добавочно поступает через командный коллектор 11 к клапанам второй группы 9, переводя их в положение «закрыто». Таким образом, в охлаждаемый тракт турбины 7 либо совсем не поступает охлаждающий воздух, либо поступает его минимальное количество. Осуществляется практически полное отключение охлаждающего воздуха.

Поскольку полное отключение охлаждающего воздуха осуществляется на режимах с низкой температурой газов перед турбиной, то температурное состояние элементов турбины является допустимым.

При работе двигателя на режимах, близких к максимальным или максимальным, которые характеризуются высокими значениями температуры газов перед турбиной, на агрегат управления 4 поступает команда о закрытии командного коллектора 10 и командного коллектора 11, и сразу же клапана первой 8 и второй 9 группы переводятся в положение «открыто», и воздух из коллектора охлаждающего воздуха 2 через дросселирующие сечения 5 клапанов 6 поступает непосредственно в охлаждаемый тракт турбины 7.

В случае большего количества групп клапанов и командных коллекторов принцип осуществления способа регулирования аналогичен вышеприведенному. При этом существует возможность по-разному комбинировать положение клапанов различных групп, добиваясь получения оптимального значения расхода охлаждающего воздуха.

Командой для агрегата управления 4 выбирают параметры, которые легко контролировать в процессе работы двигателя, а именно: температуру газов за турбиной Т3*, частоту вращения ротора n, положение рычага управления двигателем αруд. Открытие командного коллектора 10 и дополнительного командного коллектора 11 осуществляется при одновременном наличии сигналов по Т3*, n и αруд. Закрытие командного и дополнительного командного коллекторов осуществляется при наличии любого из трех сигналов.

Реализация этого изобретения позволяет повысить экономичность двигателя не только на наиболее длительных по времени эксплуатации крейсерских режимах, но и на учебных и учебно-боевых режимах, которые занимают значительную часть в типовом полетном цикле двигателя путем снижения удельного расхода топлива, которое осуществляется за счет уменьшения расхода охлаждающего воздуха. Так, расчеты показали, что уменьшение охлаждающего воздуха на режиме частичного отключения охлаждения на ~3,5% снижает удельный расход топлива на ~2%, а уменьшение охлаждающего воздуха на режиме полного отключения охлаждения на ~6,5% снижает удельный расход топлива на ~4%.

Таким образом, при условии соблюдения норм прочности, предложенное отключение воздуха, идущего на охлаждение турбины по группам, позволяет существенно повысить экономичность двигателя на наиболее длительных по времени эксплуатации режимах типового полетного цикла двигателя.


Способ управления газотурбинным двигателем
Способ управления газотурбинным двигателем
Способ управления газотурбинным двигателем
Способ управления газотурбинным двигателем
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 301.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc9

Подшипник скольжения с наноструктурным антифрикционным керамическим покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере, поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476736
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e58

Энергосберегающий подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиакосмической, нефтедобывающей, нефтеперекачивающей, нефтеобрабатывающей и иных областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и смонтированные на корпусе элементы скольжения, поверхности скольжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477395
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2013
№216.012.375d

Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления. Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины содержит канал для охлаждающего воздуха, выполненный внутри лопатки в направлении вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479726
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
+ добавить свой РИД