Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области коммунального хозяйства, в частности к способам и устройствам очистки дорожного полотна магистралей (улиц) от снежных осадков.
Известны различные виды технических средств для очистки от снега наземных площадей, в том числе и магистралей, функционирование которых основано на механических методах воздействия на их снежный покров, т.е. таких как плуговой, струговой, таранный, роторный, щеточный и др. [1]. При этом после очистки снега с них указанными способами путем местного накопления или валкования требуется, как правило, его удаление в другие места или утилизация с помощью снеготаялок. К недостаткам этих способов можно отнести то, что для их осуществления необходимы сложные, энергоемкие и дорогостоящие специальные средства, т.е. как автогрейдеры, скреперы, бульдозеры, специальные машины, автопогрузчики и др. и высококвалифицированный персонал для их обслуживания.
Близким аналогом предлагаемому техническому решению является техническое решение согласно патенту RU №2249648 С1 [2], сутью которого является применение в качестве средства против гололеда тепловой энергии выхлопных газов, выходящих из глушителя автомобиля и подводимых к зоне соприкосновения колеса с дорогой.
Однако данное средство применимо лишь для случая наличия на дороге ледяной корки толщиной на уровне толщины слоя ее смачивания водяной пленкой, а при наличии на ней гололеда толщиной, когда выхлопными газами обеспечивается подтаяние только его поверхности, оно полностью теряет свою эффективность из-за резкого снижения коэффициента трения между колесом автомобиля и дорогой по причине появления дополнительной смазки в зоне их контакта.
Задача изобретения - обеспечение очистки дорожного полотна магистрали (улицы) в процессе снегопада проезжающими по ней автомобилями с использованием их тепловой энергии выхлопных газов.
Это достигается тем, что каждый из проезжающих по магистрали во время снегопада автомобилей оснащают скребковым отвалом, представляющим собой в общем виде податливую полосу заданной высоты и по длине, равной ширине автомобиля, из материала с гидрофобными и износостойкими свойствами, и размещают его в зоне выхлопной трубы глушителя консольно под заданным углом с быстросъемным креплением к несущим элементам конструкции автомобиля, например к днищу кузова, для удаления снега с дорожного полотна в направлении к обочине магистрали. А в месте схода удаляемого снега со скребкового отвала его подвергают воздействию тепловой энергии выхлопных газов, обеспечивая тем самым очистку дорожного полотна путем фазового перехода снежных осадков из твердого состояния в жидкое. Само устройство для осуществления способа очистки состоит из двух функционально связанных частей, т.е. автомобиля и приспособления для подвода выхлопных газов. Скребковый отвал выполнен в виде податливой полосы заданной высоты, например не более двух третьих диаметра колеса автомобиля, и длиной, равной его ширине, из материала с гидрофобными и износостойкими свойствами и при армировании ее кромок силовыми элементами, например тросами, которая по бокам путем обтяжки прикреплена подвижно к Г-образным стойкам и через их плоские пружинные кронштейны, служащие для обеспечения консольного расположения под заданным углом к несущим элементам автомобиля с применением крепежных приспособлений, например подобно струбцине, к днищу кузова и поджатия его к дорожному полотну и демпфирования при перегрузках в процессе очистки. А приспособление для подвода выхлопных газов к месту схода удаляемого снега со скребкового отвала выполнено в виде переходного гибкого патрубка заданной длины из теплостойкого материала с элементами крепления разъемно одного его конца к выхлопной трубе глушителя и другого к стойке скребкового отвала путем подвешивания.
Общая структура схем взаимосвязей задействованных ресурсов и получаемых результатов, отражающих суть предлагаемого технического решения, приведена на фиг. 1.
Так, на фиг. 1 показан земельный участок 1 с дорожным полотном 2, на котором расположен автомобиль 3 с дорожным просветом h, снабженный скребковым отвалом 4 при консольном креплении его к автомобилю 3 и приспособлением 5 для подвода выхлопных газов к месту утилизации снежных осадков во время очистки. Сам скребковый отвал 4 представляет собой полосу 6 с заданными размерами, т.е. по высоте не более двух третьих диаметра колеса и длине, равной ширине автомобиля 3, из материала с гидрофобными и износостойкими свойствами при ее армировании по продольным кромкам силовыми элементами, например тросами, которая по боковым сторонам путем обтяжки соединена с Г-образными стойками 7 и 8. При этом в нем к верхним концам стоек 7 и 8 прикреплены на резьбовых соединениях 9 и 10 плоские пружинные кронштейны 11 и 12, предназначенные для монтажа скребкового отвала 4 консольно с помощью крепежных приспособлений к днищу кузова 13 автомобиля 3. Сам монтаж скребкового отвала 4 к днищу кузова 13 автомобиля 3 производится путем регулирования длин совмещения вылета свободных концов плоских пружинных кронштейнов 11 и 12 с днищем кузова 13 автомобиля 3 для обеспечения заданного угла размещения скребкового отвала 4 на дорожном полотне 2 и поджатия их между соответственно накладками 14 и 15 и скобами 16 и 17 с помощью болтовых соединений, т.е. как в приспособлении подобно струбцине.
Процесс очистки магистрали (улицы) во время снегопада осуществляется путем контактного взаимодействия скребкового отвала 4 каждого из проезжающих по ней автомобилей 3 с дорожным полотном 2. Расположение скребкового отвала 4 относительно дорожного полотна 2 под углом α (фиг. 1) в пределах угла трения снежных осадков с ним позволяет производить валковку при минусовой температуре удаляемого снега с дорожного полотна 2 путем сгребания его в направлении к обочине магистрали без изменения структуры снежных осадков. При этом в зону отвала 4 подводятся через приспособление 5 выхлопные газы, которые легко пронизывают его рыхлую структуру и за счет их тепловой энергии наблюдается интенсивное таяние составляющих рыхлой структуры с превращением их из твердого состояния в жидкое.
Данное техническое решение обладает следующими достоинствами:
- очистка дорожного полотна от снежных осадков производится во время снегопада автономно проезжающими автомобилями без использования дополнительной энергии и сложных устройств;
- улучшение экологии и повышение безопасности движения транспортных средств;
- устройство для очистки малогабаритно, легко монтируется и компактно трансформируется для хранения.
Источники информации
1. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: Советская Энциклопедия, 1976. - 608 с.
2. Патент RU №2249648 С1, МПК Е01Н 5/10, опубл. 10.04.2005. Бюл. №10.