×
10.05.2018
218.016.3823

СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения. Способ основан на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, при этом формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое рассчитывают из заданного соотношения, затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности. Достигается упрощение и повышение эффективности оценки. 1 табл., 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к способам исследования трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения.

Известен способ определения качества смазочных масел [Пат. 2454654 Российская Федерация, МПК G01N 3/56 (2006.01) G01N 33/30 (2006.01). Способ определения качества смазочных масел./ Б.И. Ковальский, Ю.Н. Безбородов, Н.Н. Малышева, А.В. Кузьменко, P.M. Михайлович; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет (СФУ) - №2011107418/28; заявл. 25.02.2011; опубл. 27.06.2012, Бюл. №18. - 5 с.], заключающийся в том, что испытывают смазанную пару трения и определяют качество масел, при этом пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы, причем через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока, испытывают на противоизносные свойства, определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств по формуле

П=Кп/U,

где Кп - коэффициент поглощения светового потока; U - диаметр пятна износа, мм;

затем строят графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока и по тангенсу угла наклона зависимости оси абсцисс определяют качество смазочных масел, чем больше тангенс угла наклона, тем выше противоизносные свойства смазочных масел и лучше качество.

Известен способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, а в качестве параметра используют их отношение [А.с. 1054732 СССР, МКИЗ G 01 №3/56. Способ определения смазывающей способности масел. / Б.И. Ковальский, Г.М. Сорокин, А.П. Ефремов; заявитель и патентообладатель Проектный и научно-исследовательский институт «Красноярский промстройниипроект» - №3468408/25 - 28; заявл. 08.07.82; опубл. 15.11.83, Бюл. №42].

Известен способ исследования, осуществляемый в приборе «Поляризационный трибометр» для исследования надмолекулярной структуры смазочного слоя непосредственно в работающем смазочном слое [Левченко В.А. Нанотрибология // Современная трибология: итоги и перспективы. Под ред. К.В. Фролова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008, 480 с., с. 321-326]. Согласно описанию тонкий слой смазочного материала помещают между стеклами. Верхнее стекло при этом осуществляет возвратно-поступательное движение относительно нижнего, при этом динамометр измеряет сдвиговую силу. В процессе движения через поляризационный микроскоп, в поле зрения которого находится смазочный слой, наблюдают за мезогенной структурой образца и осуществляют фотографическую микросъемку. По полученным результатам судят о качестве смазочного материала.

За прототип принят способ определения смазывающей способности масел, заключающийся в том, что эксплуатируют пару трения в присутствии смазки, пропускают через нее электрический ток, снимают статическое напряжение на поверхностях пары трения изменением полярности электрического тока, измеряют постоянный ток при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения в присутствии смазки в контакте, при этом величину тока измеряют за период от начала испытания до стабилизации его значения при установившемся режиме трения в зависимости от времени трения, нагрузки, скорости скольжения, механических свойств материалов пары трения и температуры масла, строят их графические зависимости и оценивают смазочную способность масла по параметрам: приспосабливаемости, скорости приспосабливаемости масла к данным условиям трения и коэффициенту совместимости масла, а приспосабливаемость масла определяют по периоду времени от начала уменьшения тока до его стабилизации, скорость приспосабливаемости - по углу наклона графических зависимостей к оси ординат, а коэффициент совместимости масла КС определяют по формуле ,

где Iз - заданная величина тока, пропускаемого через пару трения при неподвижности; IC - величина постоянного тока при его стабилизации в процессе трения [Пат. 2186386 Российская Федерация, МПК G01N 33/30, G01N 3/56 Способ определения смазывающей способности масел / Б.И. Ковальский, С.И. Васильев, С.Б. Ковальский, Д.Г. Барков; заявитель и патентообладатель Красноярский государственный технический университет - №2001106404/04; заявл. 06.03.2001; опубл. 27.07.2002, Бюл. №21].

Недостатком известных способов определения смазочных способностей исследуемых материалов является сложность оценки трибологических свойств ввиду необходимости проведения большого объема экспериментов с соответствующими затратами материалов и времени. Кроме того, указанные способы не позволяют исследовать широкий спектр смазочных материалов ввиду ограниченности материальной базы химических веществ.

Техническим результатом изобретения является: повышение производительности труда с одновременным упрощением процесса оценки смазочных свойств исследуемых материалов и экономичность способа.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе оценки эффективности смазочных материалов, основанном на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, согласно изобретению, формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое по математическому выражению

где δ(cosα) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси X; δ(cosβ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Y; δ(cosγ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Z;

затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности.

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет осуществлять замену физических экспериментов способа на виртуальные эксперименты, которые являются более экономичными и производительными с одновременным упрощением процесса оценки смазочных свойств. Возможность такой замены подтверждается результатом сравнения данных полученных с помощью экспериментов проведенных заявляемым способом и физическими средствами.

На фигуре показана корреляционная зависимость между расчетными (заявляемый способ) и экспериментальными данными.

Способ осуществляется следующим образом.

С помощью ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, например HyperChem, по средствам использования встроенных в программу инструментов моделируют слой смазки, путем моделирования сначала одной молекулы смазочного слоя, а потом смазочного слоя заданного размера с рандомизированным расположением молекул. Далее проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое. На следующем шаге моделируют поверхности трения заданного размера и горизонтально размещают их на заданном расстоянии параллельно друг другу, между которыми располагают слой смазочного материала. Далее находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия, вследствие произведенной оптимизации системы. На следующем шаге осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность, заданное количество раз и повторяя процесс оптимизации положения молекул по минимуму энергии межмолекулярного взаимодействия на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве. После чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а также коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое по математическому выражению

где δ(cosα) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси X; δ(cosβ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Y; δ(cosγ) - среднеквадратичное отклонение направляющих косинусов векторов всех молекул смазочного слоя относительно оси Z.

Затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности.

При этом все вышеуказанные шаги, начиная с построения рандомизированного смазочного слоя, могут осуществляться с помощью управляющей программы, путем использования в ней OLE или DDE технологий, добиваясь, таким образом, автоматизации вычислений.

Результаты осуществления заявляемого способа на примере оценки эффективности смазочных свойств ряда веществ приведены в таблице.

Эксперимент показал, что наименьшим из значений потенциальной энергии системы при сдвиге верхней поверхности трения (которое коррелирует с напряжением сдвига) обладает глицерин, при этом это же вещество имеет наибольший ориентационный коэффициент и коэффициент упорядоченности молекул. Динатриевая соль сульфоянтарной кислоты имеет наибольшее значение потенциальной энергии системы. Таким образом, из исследуемых материалов наименьшим напряжением сдвига, а значит и коэффициентом трения обладает глицерин, что свидетельствует о его наибольшей эффективности как смазочного компонента по сравнению с другими веществами.

Для достоверности получаемых результатов заявляемым способом были проведены эксперименты с наиболее часто используемым в триботехнике способом, основанном на измерении, с использованием трибометра ТАУ-1, коэффициента трения пары трения сталь-сталь по схеме «палец-плоскость» при возвратно-поступательном движении. Средняя скорость скольжения составляла 2,5 см/с, нормальная нагрузка - 0,1 Н. Для испытаний в качестве смазочных материалов выбирали вещества, приведенные в таблице. Смазочный материал однократно наносили на плоскость скольжения. Для сравнения результатов эксперимента строилась корреляционная зависимость, при этом по оси ординат откладывались значения коэффициента трения полученных при исследовании веществ экспериментальным способом с использованием трибометра ТАУ-1, а по оси абсцисс откладывались полученные заявляемым способом значения потенциальной энергии системы при сдвиге верхней поверхности трения; после чего определялся коэффициент линейной корреляции. Из графика (см. фигуру) видно, что коэффициент линейной корреляции между расчетной оценкой сдвигового сопротивления смазочного материала путем молекулярного моделирования (предлагаемый способ) и экспериментально измеренным коэффициентом трения составляет R=0,97, что подтверждает достоверность получаемых результатов заявляемым способом.


СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
10.05.2018
№218.016.3866

Способ оценки эффективности смазочных материалов

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в машиностроении. Способ заключается в эксплуатации пары трения в присутствии смазки, пропускании через нее электрического тока при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646811
Дата охранного документа: 07.03.2018
18.01.2019
№219.016.b14e

Способ охлаждения и смазки режущих инструментов

Способ включает подачу в зону резания смазочно-охлаждающего технологического средства в виде газового потока с микродозами дистиллированной воды в количестве 0,05-4,5 г/час при температуре от 0 до минус 20°С, активированного посредством электрических разрядов коронирующего электрода устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677441
Дата охранного документа: 16.01.2019
Показаны записи 1-4 из 4.
10.07.2013
№216.012.54f3

Способ определения критерия задиростойкости масел и смазочных материалов

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487350
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.06.2015
№216.013.5019

Устройство для контроля плотности ткани по утку

Устройство для контроля плотности ткани по утку, содержащее корпус, датчик положения берда, измерительный преобразователь длины участка, пройденного тканью, усилитель сигнала от датчика положения берда, формирователь импульсов, схему «И», счетчик, таймер, вычислительное средство и дисплей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552026
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.11.2015
№216.013.922e

Поляризационный трибометр

Изобретение относится к испытательной технике для трибологических исследований. Прибор для одновременной оценки оптических и трибологических характеристик смазочного материала позволяет измерить их при заданных значениях скорости сдвига и толщины смазочного слоя. Пару трения образуют два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569038
Дата охранного документа: 20.11.2015
10.05.2018
№218.016.3866

Способ оценки эффективности смазочных материалов

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в машиностроении. Способ заключается в эксплуатации пары трения в присутствии смазки, пропускании через нее электрического тока при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646811
Дата охранного документа: 07.03.2018
+ добавить свой РИД