×
04.04.2018
218.016.332e

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002645569
Дата охранного документа
21.02.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1). Витки спирали по всей длине цапфы (1) расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. В поверхности цапфы (1) выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали. А между всеми витками спирали на поверхность цапфы (1) нанесено твердое смазочное покрытие, например, на основе графита, толщина слоя которого равна высоте превышения витков спирали над поверхностью цапфы (1). Технический результат: оптимизация конструкции подшипника скольжения, снижение издержек на его изготовление и повышение его износостойкости. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.

Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе и в котором расположена цапфа вала (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил., стр. 291.)

Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по АС СССР №270406, кл. F16C 33/24, опубл. 08.05.70 г., бюл. №16. Сущность его состоит в том, что подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить которой плотно уложена на поверхности цапфы и зафиксирована своими концами на торцах цапфы, а поперечное сечение нити имеет круглую форму.

Недостаток прототипа состоит в том, что витки спирали антифрикционного вкладыша уложены плотно, впритык друг к другу, по всей длине цапфы вала. Это требует определенного расхода материала, идущего на изготовление этой спирали, который может быть значительным при достаточно большой длине цапфы; однако при небольших нагрузках, испытываемых при работе подшипником, большое количество витков спирали вкладыша может быть излишним. Кроме того, плотное размещение витков спирали - вплотную друг к другу - не позволяет разместить в зоне трения витков спирали достаточного количества смазочного материала, способного обеспечить достаточно качественное смазывание зоны трения подшипника.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции подшипника скольжения, снижения издержек на его изготовление и повышения его износостойкости.

Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, уложенной на цапфе вдоль всей ее длины и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы. Причем витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. А в поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали, и в которую уложены витки спирали.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: подшипник скольжения - вид сбоку в разрезе (фиг. 1) и сечение элемента этого подшипника (фиг. 2).

На чертеже показаны: цапфа 1 вала, вал 2, опорный корпус 3, нить 4 антифрикционного вкладыша, винтовая канавка 5; длина L цапфы (1); диаметр d нити (4); расстояние l между витками спирали; глубина α1 винтовой канавки; превышение α2 витков спирали над поверхностью цапфы; ширина b канавок по поверхности цапфы.

Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 вала 2, установленной в опорном корпусе 3, антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить 4 диаметром d которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины L и зафиксирована своими концами на торцах этой цапфы. Витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии l друг от друга. В поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка 5, глубина α1 которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали. Ширина канавки по поверхности цапфы - b, превышение витков спирали над поверхностью цапфы - α2.

При работе подшипника винтовая канавка 5 обеспечивает надежную фиксацию витков нити 4 спирали антифрикционного вкладыша на цапфе 1 вала 2. А задание расстояния l между витками нити позволяет образовать смазочные карманы для размещения в них смазочного материала, стабилизирующего процесс трения подшипника.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника скольжения позволяет снизить издержки на его изготовление за счет снижения расхода материала, идущего на изготовление винтовой спирали антифрикционного вкладыша. А задание расстояния между витками винтовой спирали вкладыша позволяет образовывать смазочные карманы для размещения в них смазочного материала, достаточного для стабилизации процессе трения подшипника, что способствует повышению его износостойкости.

Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, уложенной на поверхность цапфы и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы, отличающийся тем, что витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга; в поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали; а между всеми витками спирали на поверхность цапфы нанесено твердое смазочное покрытие, например, на основе графита, толщина слоя которого равна высоте превышения витков спирали над поверхностью цапфы.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 462.
27.04.2013
№216.012.3af2

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2). Вдоль рабочих поверхностей (3) зубьев (2) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480651
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af3

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), на торцах которых вдоль их боковых поверхностей (3), примыкая к ним, расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480652
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af4

Устройство для подачи жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус (1) и масляную ванну (2), состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480653
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e4e

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими вершины (3). Зубья расположены на теле колеса по окружности (4) впадин зубьев. Зубья имеют боковые рабочие поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481517
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e4f

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных с обеих сторон венца. Причем накладка, расположенная со стороны входа зубьев в зацепление, полностью перекрывает впадины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481518
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e50

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481519
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4192

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), включающими вершину (3), основание (4), боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (6) поверхности, сопряженные с телом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482356
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4193

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, имеющими вершину, основание, боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей. У каждого зуба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482357
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4194

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2), имеющими боковую рабочую (3) и боковую нерабочую (4) поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей (5). У...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482358
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4195

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), имеющими вершины (3), основание (4) и две боковые поверхности, из которых рабочая (5) имеет профиль, идентичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482359
Дата охранного документа: 20.05.2013
Показаны записи 1-10 из 462.
27.04.2013
№216.012.3af2

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2). Вдоль рабочих поверхностей (3) зубьев (2) и заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480651
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af3

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), на торцах которых вдоль их боковых поверхностей (3), примыкая к ним, расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480652
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af4

Устройство для подачи жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус (1) и масляную ванну (2), состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480653
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e4e

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими вершины (3). Зубья расположены на теле колеса по окружности (4) впадин зубьев. Зубья имеют боковые рабочие поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481517
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e4f

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных с обеих сторон венца. Причем накладка, расположенная со стороны входа зубьев в зацепление, полностью перекрывает впадины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481518
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e50

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481519
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4192

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), включающими вершину (3), основание (4), боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (6) поверхности, сопряженные с телом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482356
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4193

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, имеющими вершину, основание, боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей. У каждого зуба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482357
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4194

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2), имеющими боковую рабочую (3) и боковую нерабочую (4) поверхности, сопряженные с телом посредством переходных галтелей (5). У...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482358
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4195

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с нереверсивным режимом работы. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), имеющими вершины (3), основание (4) и две боковые поверхности, из которых рабочая (5) имеет профиль, идентичный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482359
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД