×
04.04.2018
218.016.3277

Результат интеллектуальной деятельности: Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002645545
Дата охранного документа
21.02.2018
Аннотация: Изобретение относится к коробкам передач. Соосная семиступенчатая коробка передач содержит корпус с соосно размещенными в нем входным и выходным валами, параллельным им промежуточным валом, с жестко установленной на нем и входном валу парой шестерен привода промежуточного вала. На выходном и промежуточном валах установлены семь пар шестерен постоянного зацепления, три муфты включения шести передач прямого хода, муфты включения седьмой передачи и муфты включения передачи заднего хода. Муфта включения и пара шестерен седьмой передачи установлены на валах за их опорами в корпусе коробки передач. В другом варианте муфта включения передачи заднего хода установлена на последней по счету из числа муфт, расположенных на валах. В третьем варианте на конце промежуточного вала закреплена шестерня привода ведущих колес. Достигается расширение эксплуатационных возможностей и характеристик транспортного средства. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, их опоры, устройства переключения передач, применяемые в отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И Гришкевича. - Мн.: Выш. шк., 1985. - 240 с.).

Наиболее подходящими по техническому результату и конструктивному исполнению в качестве прототипа являются варианты конструкции 7-ступенчатых коробок передач (КП) ZF (см. патент DE 102013226529 А1, от 18,07,2015 г.).

Варианты включают в себя три схемы (см. фиг. 1, фиг. 3 и фиг. 5) 7-ступенчатых КП, состоящих из корпуса с соосно размещенными в нем входным и выходным валами, параллельным им промежуточным валом, с установленными на них восемью парами шестерен постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткой связи с валами при помощи трех муфт включения шести передач прямого хода и муфты, которая установлена на выходном валу последней, четвертой по счету, включения передачи заднего хода и/или седьмой передачи (см. фиг. 1) или первой передачи (см. фиг. 3). На фиг. 5 муфта включения 3 и 4 передач установлена на промежуточном валу, а седьмая и задняя передачи включаются отдельными полумуфтами, установленными соответственно на промежуточном валу и последней на выходном валу.

Недостатками КП являются неиспользованные возможности, для удешевления производства, унификации с современными пяти- или шестиступенчатыми соосными коробками передач. А именно, не учтены количество, порядок и место расположения на валах шестерен и муфт включения передач прямого и заднего хода относительно опор валов в корпусе КП и/или поперечной перегородки, с промежуточными опорами для выходного и промежуточного валов. В современных 5-ступенчатых КП, на валах, устанавливают три муфты включения, а в 6-ступенчатых - дополнительно полумуфту включения задней передачи. При этом в 5-ступенчатых КП муфта включения передачи заднего хода объединена с муфтой включения одной из крайних передач прямого хода и чаще всего она устанавливается на выходном валу третьей по счету, рядом со стенкой корпуса. Но иногда и первой; передачей прямого хода, в данном случае, становится прямая передача, а рядом с шестернями передачи заднего хода иногда устанавливают поперечную перегородку.

Известен вариант конструкции 6-ступенчатой соосной КП Honda (см. патент ЕР 1031765 А2, от 30,08,2000 г., фиг. 1).

Вариант включает в себя корпус КП с соосно размещенными в нем входным и выходным валами, параллельным им промежуточным валом, с установленными на входном и промежуточном валах семью парами шестерен постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткой связи с валами при помощи трех муфт включения шести передач прямого хода и муфты включения передачи заднего хода, на конце промежуточного вала закреплена ведущая шестерня привода ведущих колес, сцепленная с ведомым зубчатым колесом, закрепленным на выходном валу.

Недостатком КП является отсутствие прямой передачи.

Цель изобретения - увеличение числа передач до семи, в вариантах конструкции соосных коробок передач с кинематическими схемами, основанными или приближенными к современным пяти- или шестиступенчатым коробкам передач.

Указанная цель достигается тем, что муфта включения и пара шестерен седьмой передачи установлены на валах за их опорами в корпусе коробки передач.

Также, возможно, что для соединения с корпусом коробки передач одного из валов установлена фрикционная муфта включения.

Также, указанная цель достигается тем, что муфта включения передачи заднего хода установлена не последней по счету из числа муфт, расположенных на валах.

Также, возможно, что для соединения с корпусом коробки передач одного из валов установлена фрикционная муфта включения.

Также, указанная цель достигается тем, что на валах установлены пара шестерен и муфта включения седьмой передачи.

Также, возможно, что муфта включения и пара шестерен седьмой передачи установлены за опорами валов в корпусе коробки передач.

Также, возможно, что для соединения с корпусом коробки передач одного из валов установлена фрикционная муфта включения.

На фиг. 1 и фиг. 2 показаны кинематические схемы возможных вариантов семиступенчатой КП, соответствующей пункту 1 формулы изобретения, с кинематическими схемами, основанными на схемах шестиступенчатых КП.

На фиг. 3 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения, с муфтой включения крайней передачи прямого хода или передачи заднего хода, установленной на выходном валу третьей по счету.

На фиг. 4 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения, с муфтой включения крайней передачи прямого хода или передачи заднего хода, установленной на выходном валу второй по счету.

На фиг. 5 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения, с муфтой включения крайней передачи прямого хода или передачи заднего хода, установленной на выходном валу первой по счету.

На фиг. 6 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения, с муфтой включения крайней передачи или передачи заднего хода, установленной на промежуточном валу первой по счету.

На фиг. 7 и фиг. 8 показаны кинематические схемы возможных вариантов семиступенчатой КП, соответствующей пункту 3 формулы изобретения.

На фиг. 9 показана кинематическая схема возможного варианта семиступенчатой КП, соответствующей пункту 5 формулы изобретения.

На фиг. 10 и фиг. 11 показаны кинематические схемы возможных вариантов семиступенчатой КП, соответствующих пункту 5 формулы изобретения, с кинематическими схемами, основанными на схемах шестиступенчатых КП.

В состав представленной на фиг. 1 кинематической схемы входят установленные в опорах корпуса 1 входной вал 2, соосный ему выходной вал 3 и параллельный им промежуточный вал 4. На входном валу 2 и промежуточном валу 4 жестко установлена первая пара сцепленных шестерен 5-6 привода промежуточного вала. Вторая пара шестерен 7-8, третья пара 9-10, четвертая пара 11-12, пятая пара 13-14 и шестая пара 15-16. Первая цифра в паре относится к шестерне, закрепленной на промежуточном валу 4, а вторая цифра к шестерне, свободно установленной на выходном валу 3. С шестерней 15 сцеплена промежуточная шестерня 17, сцепленная с ведомой шестерней 18 передачи заднего хода. Сцепленные шестерни 15-17-18 образуют седьмую пару шестерен. За опоры промежуточного и выходного валов в корпусе КП «вынесена» восьмая пара шестерен 19-20 и муфта включения А(21) седьмой передачи. Шестерня 19 свободно установлена на промежуточном валу 4, рядом с ней располагается муфта А(21), а шестерня 20 жестко закреплена на выходном валу 3. Три муфты включения передач прямого хода В(22), С(23) и D(24) установлены на выходном валу 3 между шестернями 5-8, 10-12 и 14-16 соответственно. Муфта включения передачи заднего хода Е(25) установлена последней из муфт на выходном валу 3, рядом с шестерней 18.

В состав представленной на фиг. 3 кинематической схемы входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава, но с установкой муфты включения передачи прямого и заднего хода на выходном валу третьей по счету и альтернативной расстановкой на валах пар шестерен и муфт включения. И дополнительно, пара шестерен 19-20 заменена на пару шестерен 26-27, а муфты включения А и Е объединены в муфту К(28), установленную на выходном валу 3 между шестернями 18 и 27. Шестерня 26 закреплена на промежуточном валу 4, а шестерня 27 свободно установлена на выходном валу 3. В корпусе 1 КП имеется поперечная перегородка 29 с опорами для промежуточного 4 и выходного 3 валов. И дополнительно, схематично обозначена фрикционная муфта включения 30, установленная на промежуточный вал 4. Фрикционная муфта 30 может быть установлена на любом из валов КП, в зависимости от целесообразности.

В состав представленной на фиг. 4 кинематической схемы входят те же самые детали, что и у предыдущего состава, но с установкой муфты включения передачи прямого и заднего хода на выходном валу второй по счету и альтернативной расстановкой на валах пар шестерен и муфт включения. И также, ведомая шестерня 18 передачи заднего хода, вместо шестерни 15, сцеплена через шестерню 17 с шестерней 31, закрепленной на промежуточном валу 4.

В состав представленной на фиг. 5 кинематической схемы входит большинство тех же деталей, что и у предыдущего состава, но с установкой муфты включения передачи прямого и заднего хода на выходном валу первой по счету и альтернативной расстановкой на валах пар шестерен и муфт включения.

В состав представленной на фиг. 9 кинематической схемы входят установленные в опорах корпуса 1 входной вал 2, соосный ему выходной вал 3 и параллельный им промежуточный вал 4. На входном валу 2 и промежуточном валу 4 установлены сцепленные шестерни 5 и 6 через промежуточную шестерню 7. Вторая пара шестерен 8-9, третья пара 10-11, четвертая пара 12-13. Первая цифра в паре относится к шестерне, закрепленной на входном валу 2, а вторая цифра - к шестерне, свободно установленной на промежуточном валу 4. Пятая пара 14-15, шестая пара 16-17, седьмая пара 18-19 седьмой передачи. Первая цифра в паре относится к шестерне, свободно установленной на входном валу 2, а вторая цифра - к шестерне, закрепленной на промежуточном валу 4. Пара шестерен 20-21, жестко связанных с промежуточным валом 4 и выходным валом 3, соответственно, образуют пару шестерен привода ведущих колес, объединенную с восьмой парой шестерен шестой передачи. Муфты включения А(22) и В(23) установлены на промежуточном валу 4 между шестернями 6-9 и 11-13, соответственно. Муфты включения С(24) и D(25) установлены на входном валу 2 между шестернями 14-16 и 18-21 соответственно. В корпусе 1 КП имеется поперечная перегородка 26 с опорами для промежуточного 4 и входного 2 валов.

Работу семиступенчатых КП рассмотрим на примере двух вариантов, соответствующих пунктам 1 и 3 формулы изобретения, представленных на фиг. 1 и фиг. 3, и варианта, соответствующего пункту 5 формулы изобретения, представленного на фиг. 9.

Работа вариантов, представленных на фиг. 1 и фиг. 3, осуществляется следующим образом.

1, 2, 3, 4, 5 и 6 передачи

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с входного вала 2 парой шестерен 5-6 на промежуточный вал 4, при помощи пар шестерен 15-16 (1 передача), 13-14 (2 передача), 11-12 (3 передача), 9-10 (4 передача), 7-8 (5 передача) и муфты D, находящейся в правом (1 передача) или левом (2 передача) положении, муфты С, находящейся в правом (3 передача) или левом (4 передача) положении, муфты В, находящейся в правом (5 передача) или левом (6 передача) положении, на выходной вал 3.

7 передача

Осуществляется понятным специалисту способом передачи крутящего момента с входного вала 2 парой шестерен 5-6 на промежуточный вал 4, при помощи (см. фиг. 1) пар шестерен 19-20 и муфты А, находящейся в левом положении, а также при помощи (см. фиг. 3) пар шестерен 26-27 и муфты К, находящейся в правом положении, на выходной вал 3.

Задний ход

Осуществляется способом передачи крутящего момента с входного вала 2 парой шестерен 5-6 на промежуточный вал 4, при помощи пар шестерен 15-17-18 и муфты Е (см. фиг. 1) или муфты К (см. фиг. 3), находящихся в левом положении, на выходной вал 3.

И дополнительно, в КП, представленной на фиг. 3, для уменьшения времени переключения передач и нагрузки на муфты включения в момент переключения передачи срабатывает фрикционная муфта 30, которая уменьшает частоту вращения: промежуточного вала 4, закрепленных на нем шестерней и связанных с ними шестерней входного 2 и выходного 3 валов, до частоты вращения необходимой для замыкания муфты включения передачи.

Работа варианта, представленного на фиг. 9, осуществляется следующим образом.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 передачи и задний ход

Осуществляются понятным специалисту способом передачи крутящего момента с входного вала 2 парами шестерен 8-9 (1 передача), 10-11 (2 передача), 12-13 (3 передача), 14-15 (4 передача), 16-17 (5 передача), 18-19 (7 передача), 5-7-6 (задний ход) и муфтой А, находящейся в левом (задний ход) или правом (1 передача) положении, муфтой В, находящейся в левом (2 передача) или правом (3 передача) положении, муфтой С, находящейся в левом (4 передача) или правом (5 передача) положении, муфтой D, находящейся в левом (7 передача) положении, на промежуточный вал 4 и далее парой шестерен 20-21 на выходной вал 3. Шестая (прямая) передача осуществляется передачей крутящего момента с входного вала 2 муфтой D, находящейся в правом положении, на выходной вал 3.

Техническим результатом использования вариантов конструкции, предлагаемых данным изобретением, является расширение эксплуатационных возможностей и характеристик транспортного средства за счет увеличения числа передач до семи в коробках передач с кинематическими схемами, основанными или приближенными к существующим пяти- или шестиступенчатым коробкам передач, что обеспечивает высокую степень унификации и снижение затрат на производство и ремонт.

На кинематических схемах, подтверждающих возможность получения конструкций соосных коробок передач, предлагаемых данным изобретением, представлены только некоторые варианты, отличающиеся от других возможных вариантов, с указанными признаками, существенными и взаимосвязанными между собой, образующими устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения технического результата, - альтернативной расстановкой на валах пар шестерен, муфт включения и опор в корпусе КП и/или поперечной перегородке (при наличии).


Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач
Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач
Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач
Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач
Варианты конструкции соосной семиступенчатой коробки передач
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 25.
20.10.2015
№216.013.8562

Компактная семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям для использования в транспортных средствах: переднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности. На первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565749
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.8594

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На втором ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565799
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.86f8

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями и ее модификации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач между соседними ведомыми шестернями четной и нечетной передач предусмотрена возможность установки соединительной муфты - первая муфта соединяет жесткой связью ведомые шестерни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566155
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.88a6

Способ получения вариантов конструкции (модификаций) соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции соосной коробки передач с двумя сцеплениями. Коробка передач содержит узел двойного сцепления, корпус с параллельно размещенными в нем входными валами, выходным, промежуточным и дополнительным валами. Два входных вала расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566585
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.04.2016
№216.015.358e

Шестиступенчатая несоосная коробка передач с увеличенным передаточным числом первой передачи и ее модификации с понижающей и повышающей передачами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. В шестиступенчатой несоосной коробке передач с одной из шестерен, свободно установленного на вторичном валу блока шестерен, зацеплена шестерня привода вала, который соединяет ее жесткой связью с шестерней,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581639
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6a12

Способ получения универсальной коробки передач и её модификаций

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. На входном валу размещены муфты включения и свободно установлены шестерни высших и средних передач. На промежуточном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592960
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a62

Способ получения модификаций несоосной кп с, по меньшей мере, двумя вторичными валами

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя вторичными валами. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и двумя вторичными валами с жестко установленными на их концах ведущими шестернями главной передачи. На входном валу (2) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592964
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6cf4

Способ получения модификаций соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом. Два входных вала расположены один внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597063
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6cfb

Способ получения вариантов конструкций несоосной и универсальной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу. За опорами валов в корпусе базовой коробки передач, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597030
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d4d

Способ получения модификаций несоосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами. Два входных вала являются соосными и расположенными один внутри другого, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597062
Дата охранного документа: 10.09.2016
Показаны записи 1-10 из 33.
20.10.2015
№216.013.8562

Компактная семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям для использования в транспортных средствах: переднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности. На первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565749
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.8594

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На втором ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565799
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.86f8

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями и ее модификации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач между соседними ведомыми шестернями четной и нечетной передач предусмотрена возможность установки соединительной муфты - первая муфта соединяет жесткой связью ведомые шестерни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566155
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.88a6

Способ получения вариантов конструкции (модификаций) соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции соосной коробки передач с двумя сцеплениями. Коробка передач содержит узел двойного сцепления, корпус с параллельно размещенными в нем входными валами, выходным, промежуточным и дополнительным валами. Два входных вала расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566585
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.04.2016
№216.015.358e

Шестиступенчатая несоосная коробка передач с увеличенным передаточным числом первой передачи и ее модификации с понижающей и повышающей передачами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. В шестиступенчатой несоосной коробке передач с одной из шестерен, свободно установленного на вторичном валу блока шестерен, зацеплена шестерня привода вала, который соединяет ее жесткой связью с шестерней,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581639
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6a12

Способ получения универсальной коробки передач и её модификаций

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. На входном валу размещены муфты включения и свободно установлены шестерни высших и средних передач. На промежуточном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592960
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a62

Способ получения модификаций несоосной кп с, по меньшей мере, двумя вторичными валами

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя вторичными валами. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и двумя вторичными валами с жестко установленными на их концах ведущими шестернями главной передачи. На входном валу (2) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592964
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6cf4

Способ получения модификаций соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом. Два входных вала расположены один внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597063
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6cfb

Способ получения вариантов конструкций несоосной и универсальной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу. За опорами валов в корпусе базовой коробки передач, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597030
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d4d

Способ получения модификаций несоосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами. Два входных вала являются соосными и расположенными один внутри другого, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597062
Дата охранного документа: 10.09.2016
+ добавить свой РИД