×
19.01.2018
218.016.0e17

МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002633073
Дата охранного документа
11.10.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Маховичный накопитель энергии содержит вал, опоры качения и два маховика. Конические втулки установлены на наружной поверхности вала между опорами качения с возможностью их осевого перемещения и подпружинены между собой. Маховики снабжены ступицами, внутренняя поверхность которых обращена к наружным коническим поверхностям. Угол схождения конусов упомянутых конических поверхностей выполнен больше угла самоторможения. Стержни размещены в отверстиях ступиц с возможностью стягивания ступиц. Фланцы закреплены на валу между опорами качения. Достигается повышение рабочей частоты вращения и надежности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности в энергетике.

Известен маховичный накопитель энергии с горизонтальной осью вращения, содержащий вал, опоры качения, по меньшей мере два маховика, связанных с валом (RU, U1, №121885).

Это устройство включает маховик, состоящий, по крайней мере, из одного диска со сквозным отверстием, опоры в виде подшипников качения, и выходной вал. При этом часть корпуса заведена в виде трубы в сквозное центральное отверстие в маховике. Между цилиндрической стенкой отверстия и трубой корпуса расположены в ряд опоры качения. Выходной вал выполнен проходящим сквозь трубу корпуса и герметичное уплотнение между валом и корпусом.

Недостатком этого устройства является несимметричность опорного узла - трубы, изгибная жесткость которого сильно меняется по длине, что может вызвать вредные прецессионные процессы в устройстве при вращении маховика, а также то, что часть подшипников выполнена с вращающимися внешними кольцами, что снижает долговечность опор.

Этот недостаток устранен в маховичном накопителе энергии, содержащем вал, опоры качения, по меньшей мере два маховика, связанных с валом (RU, U1, №121882).

Это устройство включает маховик, зафиксированный в корпусе на подшипниках, с выводом валов по обе стороны корпуса. Подшипники в устройстве расположены между внутренней цилиндрической поверхностью отверстия в центре маховика и внешней цилиндрической поверхностью двух трубчатых деталей корпуса, введенных с зазором между их торцами с двух сторон в отверстие маховика. Вывод вращения от маховика выполнен через кинематическую связь середины внутренней поверхности отверстия в центре маховика с валом, проходящим с зазором внутри трубчатых частей корпуса и выходящим по обе стороны торцов корпуса маховика.

В этом устройстве опоры-подшипники расположены симметрично относительно маховика, что устраняет склонность к прецессии маховика, однако опорой подшипников являются неподвижные отрезки трубы, соединенные с корпусом, на которые опираются внутренние кольца подшипников, что снижает их долговечность.

Помимо этих недостатков в описанных устройствах при вращении маховика с высокой рабочей скоростью ступица маховика имеет упругое удлинение больше, чем неподвижные отрезки трубы, соединенные с корпусом, на которых на подшипниках посажена ступица маховика. Это вызывает нарушение центрирования маховика относительно опор, что приводит к сильному дисбалансу и вибрациям.

Известно устройство, в котором нарушение центрирования вращающихся деталей устраняется посадкой на конуса, сидящие на валу. Это устройство, применяемое в авиации, описано в книге П.И. Орлова, Основы конструирования, М., Машиностроение, 1977, книга 1, стр. 390, схема «Л».

Однако в этом источнике информации нет описания устройства, обеспечивающего постоянный прижим внешних конических поверхностей конусов к внутренним коническим поверхностям тел вращения (в заявляемом техническом решении к ступицам маховиков) при упругих деформациях как в окружном, так и радиальном направлениях. Этот недостаток не позволяет использовать это известное техническое решение для заявленного маховичного накопителя энергии.

Решаемая изобретением задача - улучшение технико-эксплуатационных характеристик.

Технический результат, который получен при выполнении заявленного изобретения, - повышение рабочей частоты вращения и надежности за счет улучшения центрирования при окружном, радиальном и осевом удлинении ступицы маховика при высокой частоте вращения.

Для решения поставленной задачи с достижением технического результата в заявляемом маховичном накопителе энергии, содержащем вал, опоры качения, по меньшей мере два маховика, связанных с валом, согласно полезной модели опоры качения установлены в области противоположных концов вала, введены конические втулки, которые установлены на наружной поверхности вала между опорами качения с возможностью их осевого перемещения и подпружинены между собой. В устройстве маховики снабжены ступицами, внутренняя поверхность которых, обращенная к наружным коническим поверхностям конических втулок, выполнена соответствующей им с возможностью скольжения друг по другу внешних и внутренних конических поверхностей при увеличении диаметра ступицы маховика под действием центробежных сил при вращении. Угол схождения конусов упомянутых конических поверхностей выполнен больше угла самоторможения. Введены стержни и фланцы, стержни размещены в отверстиях ступиц с возможностью стягивания ступиц. Фланцы закреплены на валу между опорами качения, а стержни пропущены через отверстия в них с радиальным зазором с возможностью передачи крутящего момента от фланцев маховикам.

Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно, чтобы:

- были введены крышки, установленные на наружной поверхности фланцев, и штифты, прикрепляющие фланцы к валу, при этом стержни были пропущены через соосные отверстия во фланцах и крышках с одинаковым радиальным зазором;

- стержни были размещены в отверстиях ступиц с возможностью стягивания ступиц посредством гаек, установленных на наружных поверхностях крышек;

- конические втулки были подпружинены параллельно вдоль оси вала цилиндрическими пружинами сжатия, расположенных в несквозных отверстиях, выполненных в конических втулках.

Вышеописанные признаки изобретения являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для достижения технического результата, заключающегося, в частности, в повышении частоты вращения и надежности работы устройства.

Указанные преимущества изобретения, а также его особенности, поясняются с помощью варианта его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг. 1 изображено схематично продольное сечение маховичного накопителя энергии.

На фиг. 2 изображен вид А на фиг. 1 (центральная часть в состоянии покоя или вращающаяся на низкой частоте вращения).

На фиг. 3 - то же, что фиг. 2, (центральная часть при высокой частоте вращения маховиков).

На фиг. 4 представлена изометрия сечения конической втулки с отверстиями под пружины.

Маховичный накопитель энергии (фиг. 1, 2) содержит вал 1, опоры 2 качения, по меньшей мере, два маховика 3, связанных с валом 1. Опоры 2 качения установлены в области противоположных концов вала 1. Введены конические втулки 4 (фиг. 2), которые установлены на наружной поверхности вала 1 между опорами 2 качения с возможностью их осевого перемещения и подпружинены между собой. В устройстве маховики 3 снабжены ступицами 5, внутренняя поверхность которых, обращенная к наружным коническим поверхностям конических втулок 4, выполнена соответствующей им с возможностью скольжения друг по другу внешних и внутренних конических поверхностей при увеличении диаметра ступицы 5 маховика под действием центробежных сил при высокой частоте вращения. Угол схождения конусов упомянутых конических поверхностей выполнен больше угла самоторможения. В устройство введены стержни 6 (шпильки) и фланцы 7 (фиг. 1, 2). Стержни 6 размещены в отверстиях ступиц 5 с возможностью стягивания их. Фланцы 7 закреплены на валу 1 между опорами 2 качения, а стержни 6 пропущены через отверстия в них с радиальным зазором 8 (фиг. 2) с возможностью передачи крутящего момента от фланцев 7 маховикам 3.

В устройстве могут быть использованы крышки 9, установленные на наружной поверхности фланцев 7, и штифты 10, прикрепляющие фланцы 7 к валу 1, при этом стержни 6 пропущены через соосные отверстия во фланцах 7 и крышках 9 с одинаковым радиальным зазором 8 (фиг. 2).

Стержни 6 могут быть размещены в отверстиях ступиц 5 с возможностью их стягивания посредством гаек 11, установленных на наружных поверхностях крышек 9.

Конические втулки 3 подпружинены параллельно вдоль оси вала 1 цилиндрическими пружинами 12 сжатия, расположенными в несквозных отверстиях 13, выполненных в конических втулках 3 (фиг. 2, 4).

На фиг. 1 также показаны: ленточная навивка 14, упругий элемент 15 маховика 3 кольцеобразной формы, вакуумированный корпус 16 с ребрами жесткости 17.

Работает маховичный накопитель энергии (фиг. 1, 2) следующим образом.

На вал 1 свободно по скользящей посадке насажены конические втулки 4 (центрирующие), контактирующие со ступицами 5 маховиков 3. В конических втулках 4 предусмотрены несквозные отверстия 13 (фиг. 4), в которые устанавливаются упругие элементы - цилиндрические пружины 12 сжатия (фиг. 2). Конические втулки 4 выполнены с углом конуса, большим угла самоторможения, для их свободного осевого перемещения при радиальных деформациях конических поверхностей ступиц 5, в которых они посажены. Для передачи крутящего момента между маховиками 3 и валом 1 предусмотрены стержни 6, расположенные продольно. Маховики 3 установлены в ступицах 5, стянутых между собой и маховиками 3 гайками 11 на стержнях 6. Также для передачи крутящего момента служат фланцы 7, установленные на валу 1 и также зажатые гайками 11. Между валом 1 и фланцем 7 устанавливается штифт 10, закрытый крышкой 9, предохраняющей штифт 10 от выпадения при быстром вращении вала 1.

При вращении маховиков 3 для компенсации упругого удлинения материала маховиков 3 из-за центробежных сил предусмотрены радиальные зазоры 8 для компенсации ограниченного симметричного радиального перемещения стержней 6, жестко связанных со ступицами 5 маховиков 3. Указанное радиальное перемещение весьма мало и составляет десятитысячные доли от диаметра маховика 3, что существенно не влияет на конструкцию всего устройства. При этом вал 1, на котором посажены маховики 3, практически не увеличивается в диаметре из-за малых напряжений в нем при вращении, что обусловлено малым его диаметром.

Маховики 3 могут быть выполнены разрывобезопасными, например, с ленточной навивкой 14 на упругом элементе 15 кольцеобразной формы и размещаются в вакуумированном корпусе 16 с ребрами жесткости 17. Вывод вращения вала 1 из вакуумированного корпуса 16 может быть осуществлен различными известными из уровня техники средствами, например, описанными в RU, U1, №121885.

При вращении вала 1 и связанных с ним деталей для передачи крутящего момента на маховики 3 последние из-за действующих при вращении центробежных сил упруго радиально деформируются, причем эти деформации для реальных конструкций обычно составляют десятитысячные доли от диаметра маховика 3. Однако даже они могут вызвать дисбаланс и вибрации маховиков 3. Для предотвращения вибраций маховики 3 связаны через ступицы 5 с коническими втулками 4, подпружиненными, например, цилиндрическими пружинами 12 сжатия. Причем конические втулки 4 посажены внутренними цилиндрическими поверхностями на вал 1 с возможностью их осевого перемещения. Аналогичный способ центрирования описан в устройстве (книга П.И. Орлов, Основы конструирования, М., Машиностроение, 1977, книга 1, стр. 390, схема «Л»). Конические втулки 4, выполненные с конусом, угол которого больше угла самоторможения, обеспечивают постоянный контакт их конических поверхностей с коническими поверхностями ступиц 5 при радиальных упругих деформациях маховиков 3, с чем связано осевое перемещение конических втулок 4 (перемещение Б на фиг. 3). Чтобы фланец 7 не препятствовал упругому перемещению стержней 6 при упругой деформации маховиков 3, предусмотрен радиальный зазор 8 во фланце 7 и крышке 9. При снижении частоты вращения маховиков 3 продольные стержни 6, центрируемые на валу 1 коническими втулками 4, возвращаются в исходное положение. Затяжка гаек 10 обеспечивается не препятствующей в процессе эксплуатации указанному малому радиальному перемещению стержней 6 в отверстиях с радиальным зазором 8 во фланце 7 и крышке 9, осуществляемому под действием значительных радиальных сил упруго деформируемых маховиков 3 и связанных с ними ступиц 5.

Таким образом, за счет улучшения центрирования заявленного устройства в целом удается повысить рабочую частоту вращения и надежность маховичного накопителя энергии.

Наиболее успешно заявленный маховичный накопитель энергии промышленно применим в энергетике.


МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
20.07.2014
№216.012.e177

Дисковый планетарный вариатор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных машин. Дисковый планетарный вариатор содержит цилиндрическую часть корпуса (1), внешние и внутренние центральные фрикционные диски (2, 4) и размещенный между ними один ряд сателлитов (3), зафиксированных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523505
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e178

Широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии. Широкодиапазонный бесступенчатый привод содержит бесступенчатую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523506
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e179

Широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии. Широкодиапазонный бесступенчатый привод содержит бесступенчатую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523507
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e17a

Широкодиапазонный бесступенчатый привод (супервариатор)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и других транспортных средств. Привод содержит бесступенчатую обратимую передачу (1), управляющий механизм привода, включающий дифференциальную передачу (4) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523508
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e17b

Дисковый планетарный вариатор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и других транспортных средств. Дисковый планетарный вариатор содержит корпус (1), ведущий вал (2), на котором закреплены внутренние и внешние центральные фрикционные диски (5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523509
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e17d

Способ подготовки к эксплуатации, способ эксплуатации маховика и устройство для их осуществления

Изобретения относятся к устройствам для накопления энергии. Способ подготовки маховика к эксплуатации заключается в том, что маховик (3) перед началом эксплуатации разгоняют в корпусе (1) до скоростей, при которых происходит упругое увеличение диаметра обода (5) и пластическая деформация диска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523511
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e17e

Составной маховик и способ его изготовления

Изобретения относятся к устройствам для накопления энергии. Маховик включает пакет маховиков (1) в виде дисков равной прочности с ободьями, две щеки (2) с прикрепленными к ним цапфами (6) и промежуточные кольца (3) с винтовой резьбой на внешней цилиндрической поверхности. Промежуточные кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523512
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.06.2015
№216.013.5830

Электрическая машина для многопоточной электромеханической трансмиссии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в многопоточной бесступенчатой электромеханической трансмиссии. Технический результат заключается в создании электрической машины с принудительным жидкостным охлаждением, обладающей высокими энергетическими показателями, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554117
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5878

Обойма подшипника для привода осевого перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механическом приводе для перемещения вращающихся деталей под осевой нагрузкой. Предложена обойма подшипника, в которую помещен подшипник (4), закрепленный в этой обойме в осевом направлении в обе стороны, нагруженной в осевом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554189
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a86

Планетарная согласующая коробка передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве согласующей коробки передач в составе трехпоточной бесступенчатой трансмиссии транспортных средств с четырьмя бесступенчатыми диапазонами и тремя фиксированными передачами переднего хода, одним бесступенчатым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554715
Дата охранного документа: 27.06.2015
Показаны записи 1-9 из 9.
27.06.2015
№216.013.5830

Электрическая машина для многопоточной электромеханической трансмиссии

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в многопоточной бесступенчатой электромеханической трансмиссии. Технический результат заключается в создании электрической машины с принудительным жидкостным охлаждением, обладающей высокими энергетическими показателями, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554117
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5878

Обойма подшипника для привода осевого перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механическом приводе для перемещения вращающихся деталей под осевой нагрузкой. Предложена обойма подшипника, в которую помещен подшипник (4), закрепленный в этой обойме в осевом направлении в обе стороны, нагруженной в осевом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554189
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a86

Планетарная согласующая коробка передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве согласующей коробки передач в составе трехпоточной бесступенчатой трансмиссии транспортных средств с четырьмя бесступенчатыми диапазонами и тремя фиксированными передачами переднего хода, одним бесступенчатым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554715
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a97

Комбинированный гидромеханический привод переключения диапазонов планетарной согласующей коробки передач

Группа изобретений относится к гидромеханическому приводу осевого перемещения согласующей планетарной передачи. Привод включает неподвижный корпус (1, 8), планетарный механизм (2, 3, 4) с одним звеном, подвижным как вдоль центральный оси (5) планетарного механизма, так и вокруг нее,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554732
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.10.2015
№216.013.80bc

Способ регистрации прохождения колесных пар подвижного состава и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области автоматики на железнодорожном транспорте. В способе проводят анализ выходного напряжения на выходе амплитудных детекторов датчиков при прохождении колесных пар, одновременно проверяют, как изменяется частота генерации автогенераторов. Причем если частота...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564553
Дата охранного документа: 10.10.2015
13.01.2017
№217.015.7904

Разрывобезопасный волоконный супермаховик

Изобретение относится к области машиностроения. Маховик содержит: вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой. Гибкий материал навивки и бандаж выполнены из волокна, соединенного клеем....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599105
Дата охранного документа: 10.10.2016
26.08.2017
№217.015.e926

Сглаживающий реактор фильтр-устройства железнодорожной тяговой подстанции

Изобретение относится к электротехнике, а именно к сглаживающим реакторам систем тягового электроснабжения, и может быть использовано на действующих и вновь проектируемых участках железнодорожного и промышленного транспорта, а также метрополитенов. Сглаживающий реактор фильтр-устройства тяговой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627730
Дата охранного документа: 11.08.2017
20.04.2023
№223.018.4bd3

Мобильное устройство быстрой зарядки электротранспорта

Изобретение относится к мобильному устройству быстрой зарядки электротранспорта, расположенному на борту транспортного средства. Устройство быстрой зарядки содержит: источник электропитания с маховичной системой накопления энергии, систему управления с преобразователями напряжения и тока....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002762457
Дата охранного документа: 21.12.2021
17.06.2023
№223.018.803a

Ленточный супермаховик

Изобретение относится к области машиностроения. Ленточный супермаховик включает обод, навитый из графеновой ленты со склейкой на упругий ступичный центр. Последние витки ленты закреплены с возможностью их безопасного разрыва при превышении допустимой частоты вращения. Толщины ленты и/или клея...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002762459
Дата охранного документа: 21.12.2021
+ добавить свой РИД