×
19.01.2018
218.016.0de0

Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002633066
Дата охранного документа
11.10.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства содержит пневмоцилиндр с корпусом, ось пневмоцилиндра, втулку, размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, шарики, пружину и отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха. Пневмоцилиндр состоит из корпуса, гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями. Ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением и с возможностью перемещения в прорезях кронштейна. Втулка установлена на оси пневмоцилиндра и разделена на две части. На концах втулки установлены диски. Шарики размещены между конусными поверхностями дисков. Пружина установлена между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем. Корпус пневмоцилиндра установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства. Внутренняя поверхность поршня имеет конусный участок с углом уклона менее 30°. Достигается повышение надежности фиксации узлов транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение предназначено для использования в автомобильной промышленности, а именно для фиксации взаимного положения требующих регулировки узлов транспортных средств, в частности положения рулевой колонки, сиденья и т.п.

Известно устройство регулирования зазора между тормозной колодкой и тормозным диском тормоза транспортного средства (заявка DE №102012214509 от 10.05.2012), состоящее из главного цилиндра, кольца с внутренним конусом, шариков, размещенных вокруг наружной поверхности главного цилиндра под внутренним конусом кольца и удерживаемых пружинным кольцом, закрепленным на кольце с внутренним конусом, управляющей втулки, подпружиненной относительно кольца с внутренним конусом и взаимодействующей с шариками при выводе их из-под конуса.

Недостаток устройства - небольшая сила поджатия шариков к удерживаемому ими главному цилиндру, не обеспечивающая надежную фиксацию установленного зазора.

Известен механизм стояночного тормоза транспортного средства (патент RU №2288384 от 01.02.2005), содержащий гидравлический цилиндр с полым поршнем, взаимодействующим с колодкой дискового тормоза, шариков, равномерно расположенных в сепараторе в полости поршня и взаимодействующих с конической поверхностью управляемого штока, размещенного внутри сепаратора. При подаче на шток управляющего воздействия шток перемещается, его коническая поверхность поджимает шарики к поршню и удерживает его от смещения для поддержания дискового тормоза в заторможенном состоянии.

Недостаток данного механизма - необходимость воздействовать на шток значительной силой для заклинивания шариков между конической поверхностью штока и внутренней цилиндрической поверхностью поршня для обеспечения надежности фиксации поршня.

Известен фиксатор положения сиденья транспортного средства (патент FR №2927608 от 20.02.2008), состоящий из корпуса в виде цилиндра с дном и крышкой; оси, установленной в цилиндре; размещенного в корпусе поршня, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок и отверстие под вал; пружины, установленной между дном цилиндра и поршнем; шариков, установленных вокруг вала, взаимодействующих с конусным участком на внутренней поверхности поршня.

Недостаток данного фиксатора - пониженная надежность фиксации взаимного положения узлов сиденья транспортного средства.

Известен пневматический цилиндр с поршнем и штоком и с управляемым механизмом фиксации штока в заданном положении (патент JP №62204005 от 03.03.1986). Механизм фиксации штока имеет пневмоцилиндр с корпусом, состоящим из гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями; ось, установленную в корпусе пневмоцилиндра, проходящую через центральные отверстия в дне и крышке; втулку, установленную на оси пневмоцилиндра; размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок с углом уклона менее 30°; отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха под давлением в полость между крышкой и поршнем; пружину, установленную между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем; шарики, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком в поршне.

Недостаток механизма фиксации штока - большие габаритные размеры дополнительного пневмоцилиндра в связи с тем, что сила, удерживающая шток в неподвижном состоянии, пропорциональна количеству рядов шариков во втулке-сепараторе и количеству и ширине колец с внутренними коническими поверхностями.

Техническая задача изобретения - повышение надежности фиксации положения узлов транспортного средства.

Техническая задача решена в конструкции фиксатора регулируемого положения узла транспортного средства, имеющего пневмоцилиндр с корпусом, состоящим из гильзы, дна и крышки с центральными отверстиями; ось, установленную в корпусе пневмоцилиндра, проходящую через центральные отверстия в дне и крышке; втулку, установленную на оси пневмоцилиндра; размещенный в пневмоцилиндре поршень с отверстием для втулки, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок с углом уклона менее 30°; отверстие в крышке пневмоцилиндра для подвода воздуха под давлением в полость между крышкой и поршнем; пружину, установленную между дном корпуса пневмоцилиндра и поршнем; шарики, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком в поршне,

при этом корпус фиксатора установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства и имеющем прорези, перпендикулярные оси пневмоцилиндра; ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением с возможностью перемещения в прорезях кронштейна; втулка разделена на две части: левую и правую втулки; поршень имеет уплотнение относительно правой втулки; на внутренних концах левой и правой втулок установлены диски, противолежащие внутренние торцовые поверхности которых являются конусными и расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, выбираемым из интервала 5…20°; шарики размещены между конусными поверхностями дисков.

Для повышения соосности между внутренними концами левой и правой втулок имеется соединительная втулка, установленная с торцовым зазором не менее зазора между дном пневмоцилиндра и боковиной.

Для увеличения силы поджатия боковин узла к кронштейну угол уклона внутренней поверхности поршня, взаимодействующей с шариками, и угол уклона каждого из дисков выбирается из интервала 7…12°.

Достижение технического эффекта - повышение надежности фиксации положения узлов транспортного средства - обеспечивается следующей новой совокупностью отличительных признаков: корпус фиксатора установлен в кронштейне, неподвижно закрепленном на каркасе кузова транспортного средства и имеющем прорези, перпендикулярные оси пневмоцилиндра; ось пневмоцилиндра установлена неподвижно в боковинах узла с регулируемым положением и подвижно - в прорезях кронштейна; втулка разделена на две части: левую и правую втулки; поршень имеет уплотнение относительно правой втулки; на внутренних концах левой и правой втулок установлены диски, противолежащие внутренние торцовые поверхности которых являются конусными и расположены под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси пневмоцилиндра, выбираемым из интервала 5…20°; шарики размещены между конусными поверхностями дисков.

Данная совокупность отличительных признаков не найдена в ходе проведенного патентно-информационного поиска, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна».

Данное техническое решение не следует явно из уровня техники, следовательно, изобретение соответствует критерию «изобретательский уровень».

На фиг. 1 показан фиксатор регулируемого положения узлов транспортного средства при смещенном под давлением воздуха поршне для регулирования положения узла.

На фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

На фиг. 3 - фиксатор регулируемого положения узлов транспортного средства при смещенном под давлением воздуха поршне для регулирования положения узла при зафиксированном положении узла.

На фиг. 4 - участок В на фиг. 2 с указанными углами уклона.

На фиг. 5 - участок В на фиг. 2, схема сил, действующих на шарики при работе фиксатора.

Фиксатор (фиг. 1-5) регулируемого положения узла транспортного средства (не показано) имеет пневмоцилиндр 1 с корпусом 2, состоящим из гильзы 3, дна 4 и крышки 5 с центральными отверстиями; ось 6, установленную в корпусе 2 пневмоцилиндра 1, проходящую через центральные отверстия в дне 4 и крышке 5; втулку 7, установленную в корпусе 2 на оси 6 пневмоцилиндра 1 и состоящую из двух частей: левой втулки 7а и правой втулки 7b (фиг. 1); размещенный в пневмоцилиндре 1 поршень 8 с отверстием для втулки 7b, внутренняя поверхность которого имеет конусный участок 9 с углом уклона менее 30°; отверстие 10 в крышке 5 пневмоцилиндра 1 для подвода воздуха под давлением в полость 11 между крышкой 5 и поршнем 8; пружину 12, установленную между дном 4 корпуса 2 пневмоцилиндра 1 и поршнем 8; шарики 13, установленные в плоскости, перпендикулярной оси, взаимодействующие с конусным участком 9 в поршне 8,

при этом корпус 2 фиксатора установлен в кронштейне 14, неподвижно закрепленном на каркасе 15 транспортного средства (не показано) и имеющем прорези 16, перпендикулярные оси 6; ось 6 установлена неподвижно в боковинах 17 (фиг. 1) узла (не показан) с регулируемым положением и подвижно - в прорезях 16 кронштейна 14; на внутренних концах втулок 7а и 7b (фиг. 3) установлены диски 18 и 19, противолежащие внутренние торцовые поверхности которых, соответственно 20 и 21, являются конусными и расположены с уклоном под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси 6, выбираемым из интервала 5…20°; шарики 13 размещены между конусными поверхностями 20 и 21 дисков 18 и 19.

Пневмоцилиндр 1 имеет возможность свободного хода относительно втулки 7а в пределах зазора z (фиг. 3) между дном 4 и боковиной 17 (фиг. 1, 3).

Для повышения соосности между внутренними концами втулок 7а и 7b имеется соединительная втулка 22, установленная с торцовым зазором не менее суммарного зазора втулок 7а и 7b относительно дна 4 и крышки 5.

Для увеличения силы поджатия боковин 17 и кронштейну 14 угол уклона внутренней поверхности поршня 8, взаимодействующей с шариками 13, и угол уклона каждого из дисков 18 и 19 выбирается из интервала 7…12°.

Пневмоцилиндр работает следующим образом.

При отсутствии подачи сжатого воздуха в пневмоцилиндр 1 под действием силы пружины 12 на поршень 8 и через конусный участок 9 на шарики 13, диски 18 и 19 втулки 7а и 7b прижимают регулируемые узлы к боковинам 17. Пружина 12 перемещает поршень 8 пневмоцилиндра 1 к крышке 5 (фиг. 3). При этом поршень 8 внутренней поверхностью конусного участка 9 передает силу на шарики 13, равную, без учета сил трения шариков 13 о поверхность конусного участка 9 (фиг. 5):

,

где Рпр - сила действия пружины 12 на поршень 8,

α - угол уклона внутренней поверхности поршня 8, взаимодействующей с шариками 13; α=7…12° (фиг. 4, 5), выбранный из интервала 5…20°.

Шарики 13, перемещаясь по конусным поверхностям 20 и 21 дисков 18 и 19, раздвигают втулки 7а и 7b силой Q2, равной, без учета сил трения шариков 13 о поверхность конусного участка 9 поршня 8 и дисков 18 и 19:

,

где β - угол уклона конусных поверхностей 20 и 21; β=7…12° (фиг. 4), выбранный из интервала 5…20°.

Втулки 7а и 7b прижимают боковины 17 регулируемого узла к кронштейну 14. В этом положении регулируемый узел заблокирован и не может смещаться относительно кронштейна 14. Кратность увеличения усилия, передаваемого к регулируемым узлам от пружины 12, определяется углами уклона поверхности конусного участка 9 поршня 8 и дисков 18 и 19.

Из формулы для Q2 следует, что в предложенной конструкции фиксатора сила поджатия регулируемых узлов многократно превышает силы поджатая в известных конструкциях, что обеспечивает высокую надежность фиксации взаимного положения узлов транспортного средства.

После подачи в пневмоцилиндр 1 сжатого воздуха через отверстие 10 подвода воздуха в крышке 5 осуществляется перемещение поршня 8 к дну 4 (фиг. 1), преодолевая силу, создаваемую пружиной 12, при этом шарики 13 высвобождаются, диски 18 и 19 и втулки 7а и 7b сближаются, и происходит разблокировка боковин 17 регулируемого узла относительно кронштейна 14. При этом соблюдается условие z=z1+z2+z3 (фиг. 3, фиг. 1). После разблокировки регулируемый узел можно смещать в заданное положение относительно кронштейна.


Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства
Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства
Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства
Фиксатор регулируемого положения узла транспортного средства
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
25.08.2017
№217.015.a72a

Регулятор давления в пневматических шинах

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Регулятор давления состоит из корпуса с цилиндрической полостью, ограниченной стенками, дном и крышкой; канала подвода в полость корпуса воздуха под давлением и канала отвода воздуха из корпуса в шину и из шины; мембраны, ограничивающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608030
Дата охранного документа: 12.01.2017
19.01.2018
№218.016.0dc9

Механизм привода прислонно-сдвижной двери транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Механизм привода прислонно-сдвижной двери содержит вертикальную поворотную стойку и дугообразный рычаг. Дугообразный рычаг жестко соединен с обеспечивающей перемещение двери наружу вертикальной поворотной стойкой. Вертикальная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633063
Дата охранного документа: 11.10.2017
Показаны записи 1-4 из 4.
25.08.2017
№217.015.a72a

Регулятор давления в пневматических шинах

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Регулятор давления состоит из корпуса с цилиндрической полостью, ограниченной стенками, дном и крышкой; канала подвода в полость корпуса воздуха под давлением и канала отвода воздуха из корпуса в шину и из шины; мембраны, ограничивающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608030
Дата охранного документа: 12.01.2017
19.01.2018
№218.016.0dc9

Механизм привода прислонно-сдвижной двери транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Механизм привода прислонно-сдвижной двери содержит вертикальную поворотную стойку и дугообразный рычаг. Дугообразный рычаг жестко соединен с обеспечивающей перемещение двери наружу вертикальной поворотной стойкой. Вертикальная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633063
Дата охранного документа: 11.10.2017
15.07.2020
№220.018.326c

Устройство для розлива газированных напитков

Изобретение относится к области пищевой промышленности, в частности к торговому оборудованию, и может быть использовано для розлива газированных напитков, пива и других напитков из изобарической емкости в контейнеры с горловиной, в частности в пластиковые бутылки. Устройство имеет основание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726307
Дата охранного документа: 13.07.2020
27.05.2023
№223.018.71ef

Клапан срывной

Изобретение относится к тормозной системе подвижного состава метрополитена, преимущественно к пневматическим приборам экстренной разрядки тормозной магистрали. Клапан срывной содержит исполнительную 1 и управляющую 2 части, при этом управляющая часть 2 выполнена с возможностью закрепления на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796127
Дата охранного документа: 17.05.2023
+ добавить свой РИД