×
19.01.2018
218.016.0be6

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиации. Самолет содержит крыло, фюзеляж, в хвостовой части которого установлено цельноповоротное вертикальное оперение (ЦПВО), выполненное в виде двух поворотных консолей с возможностью их синфазного и дифференциального поворотов, силовую установку. Консоли ЦПВО дифференциально поворачиваются вокруг осей вращения на заданные углы задней кромкой к плоскости симметрии самолета в зависимости от числа Маха и угла атаки полета самолета. Изобретение направлено на снижение симметричных нагрузок на ЦПВО, направленных к плоскости симметрии самолета, и повышение эффективности управления летательным аппаратом по крену. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиации и может использоваться для различных самолетов, в том числе для многорежимных, эксплуатируемых как при до-, так и при сверхзвуковых скоростях полета.

Для обеспечения маневренных характеристик, устойчивости и управляемости, в том числе на больших углах атаки, используется двухкилевое вертикальное оперение (ВО): кили с отклоняемыми рулями направления или консоли цельноповоротного вертикального оперения (ЦПВО). Применение двухкилевой схемы ведет к увеличению нагрузок на ВО по сравнению с однокилевой схемой, так как к основным параметрам нагружения, обусловленным углом скольжения β и углом отклонения цельноповоротных консолей ВО δво, добавляются симметричные нагрузки, направленные к плоскости симметрии самолета, вызванные обтеканием двухкилевого ВО воздушным потоком под углом атаки а и соответствующими скосами воздушного потока за головной частью фюзеляжа самолета на различных числах Маха полета самолета.

Поэтому применение двухкилевого ВО приводит к более высокому уровню нагружения как самого ВО, так и хвостовой части фюзеляжа в зоне стыковки с ВО, что требует увеличения прочности конструкции планера самолета, что в свою очередь приводит к увеличению массы этих частей и, как следствие, к увеличению массы самолета в целом. Например, на самолетах, подобных самолетам по патентам США №№4354646 и 4538779, проблема повышенного уровня нагружения килей и хвостовой части фюзеляжа решается путем усилением конструкции килей и узлов их стыковки с фюзеляжем.

В качестве ближайшего аналога принят самолет по патенту РФ №2440916 «Самолет интегральной аэродинамической компоновки», на котором вертикальное оперение выполнено цельноповоротным с возможностью синфазного и дифференциального отклонений.

В качестве недостатка данного самолета можно указать отсутствие способа снижения постоянно действующей нагрузки на цельноповоротные консоли вертикального оперения на всех режимах в течение всего полета для обеспечения оптимального веса конструкции самолета (ВО и узлов его стыковки с фюзеляжем).

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является снижение симметричных нагрузок на ВО, направленных к плоскости симметрии самолета, и повышение эффективности управления летательным аппаратом по крену.

Заявленный технический результат достигается тем, что в самолете, содержащем крыло, силовую установку, фюзеляж, в хвостовой части которого установлено цельноповоротное вертикальное оперение, выполненное в виде двух поворотных консолей с возможностью их синфазного и дифференциального поворотов, консоли ЦПВО дифференциально поворачиваются вокруг своих осей вращения на заданные углы δво диф задней кромкой к плоскости симметрии самолета в зависимости от числа Маха и угла атаки полета самолета, определяемые по формуле:

δво дифδα,

где Кδ - коэффициент, зависящий следующим образом от числа Маха полета самолета:

Кδ=-1,25° при М≤1,

Кδ=-0,75°при М>1,

М - текущее число Маха полета самолета;

Кα - коэффициент, зависящий следующим образом от угла атаки α полета самолета:

Кα=-0,1⋅α+1,0°,

причем из-за неточности отклонения консоли ЦПВО в реальном осуществлении самолета, обусловленной особенностями конструкции самолета и его системы управления, значение Кδ может колебаться в пределах ±0,25°, от указанной вычисляемой величины, а значение Кα может колебаться в пределах ±0,5°, от указанной вычисляемой величины.

При этом на правой и левой консолях ЦПВО возникают дополнительные аэродинамические силы, направленные в сторону от плоскости симметрии самолета. Это приводит к снижению симметричных аэродинамических нагрузок, действующих на консоли ЦПВО.

В дальнейшем изобретение поясняется примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые рисунки и графики, на которых изображены:

Фиг. 1 - общий вид самолета.

Фиг. 2 - аэродинамические силы, действующие на неповернутые консоли ЦПВО.

Фиг. 3 - аэродинамические силы, действующие на консоли ЦПВО, дифференциально повернутые задней кромкой к плоскости симметрии самолета.

Фиг. 4 - зависимость аэродинамических нагрузок, действующих на консоли ЦПВО без и с их дифференциальными поворотами.

На фиг. 1 изображен самолет, на котором средняя часть фюзеляжа (1) состыкована с правой (2) и левой (3) консолями крыла, с головной (4) и хвостовой (5) частями фюзеляжа. На хвостовой части фюзеляжа установлено цельноповоротное вертикальное оперение, выполненное в виде левой (6) и правой (7) консоли. Самолет снабжен силовой установкой (не представлена).

На фиг. 2 изображены аэродинамические силы (Рво), действующие на консоли 6 и 7 ЦПВО в положении без отклонения, когда плоскости консолей ЦПВО параллельны плоскости симметрии самолета. Плоскость симметрии самолета - это условная плоскость, относительно которой симметричны правая и левая стороны самолета.

На фиг. 3 показаны аэродинамические силы (ΔРвово диф)), действующие на консоли 6 и 7 ЦПВО при их дифференциальном отклонении, когда задние кромки консолей 6 и 7 ЦПВО повернуты в сторону плоскости симметрии самолета на угол δво диф.

На фиг. 4 изображены зависимости аэродинамических нагрузок, действующих на консоли ЦПВО без (Рво) и с (ΔРвово диф)) их дифференциальными поворотами вокруг своих осей вращения на заданные углы δВО диф задней кромкой к плоскости симметрии самолета, а также суммарная аэродинамическая сила (РΣ).

Аэродинамическая нагрузка в виде аэродинамических сил, действующих на левую или правую консоль ЦПВО, определяется следующей формулой:

Рвоz во⋅q⋅Sво,

где Cz во - безразмерный коэффициент аэродинамической боковой силы, действующей на консоль ЦПВО;

q - скоростной напор;

Sво - площадь консоли ЦПВО.

где Cz0 во - безразмерный коэффициент аэродинамической боковой силы при нулевом угле атаки самолета α=0°;

Сz воα - безразмерный коэффициент аэродинамической производной боковой силы по углу атаки самолета;

α - угол атаки самолета;

Cz воβ - безразмерный коэффициент аэродинамической производной боковой силы по углу скольжения самолета;

β - угол скольжения самолета;

- безразмерный коэффициент аэродинамической производной боковой силы по синфазному углу поворота консоли ЦПВО;

δво синф - синфазный угол поворота консоли ЦПВО;

Сz вофл, ϕго, …) - безразмерный коэффициент аэродинамической боковой силы, зависящий от углов отклонения (поворота) различных органов управления: флаперонов, горизонтального оперения и др.;

Cz во(ω) - безразмерный коэффициент аэродинамической боковой силы, зависящий от угловых скоростей вращения самолета.

Все безразмерные коэффициенты зависят от числа М полета, что обусловлено формой самолета и характером обтекания самолета воздушным потоком.

На левую (6) и правую (7) консоли ЦПВО действуют симметричные аэродинамические силы, обусловленные обтеканием двухкилевого ВО воздушным потоком под углом атаки α, направленные к плоскости симметрии самолета. Зависимость этих сил от угла атаки α и числа Маха полета самолета обусловлена обтеканием самолета воздушным потоком, влиянием вихрей, сходящих с головной (4) части фюзеляжа, взаимным влиянием левой (6) и правой (7) консолей ЦПВО друг на друга, «условно» образующих стенки аэродинамического канала, внутри которого при обтекании набегающим воздушным потоком образуется зона пониженного давления. Вихри, сходящие с головной (4) части фюзеляжа, располагаются близко к корневым частям консолей ЦПВО, и создаваемые ими скосы воздушного потока порождают аэродинамические силы Рво, направленные к плоскости симметрии самолета.

В результате описанных выше явлений аэродинамическая нагрузка, действующая на консоли ЦПВО, при полете направлена в основном к плоскости симметрии самолета и достигает значительных величин.

Дифференциальные повороты консолей ЦПВО вокруг своих осей вращения на углы δво диф задней кромкой к плоскости симметрии самолета приводят к появлению дополнительных симметричных аэродинамических сил, действующих на консоли ЦПВО, и направленных в противоположных Рво направлениях, т.е. от плоскости симметрии самолета, и снижающих суммарную нагрузку РΣ (см. фиг. 3, 4):

где - безразмерный коэффициент аэродинамической производной боковой силы по дифференциальному углу поворота консоли ЦПВО;

δво диф - дифференциальный угол поворота консоли ЦПВО.

Угол дифференциального поворота консоли δво диф подбирается оптимальным образом в зависимости от числа Маха и угла атаки полета самолета:

δво дифδα,

где Кδ - коэффициент, зависящий следующим образом от числа Маха полета самолета:

Кδ=-1,25° при М≤1,

Кδ=-0,75° при М>1,

М - текущее число Маха полета самолета;

Кα - коэффициент, зависящий следующим образом от угла атаки полета самолета α:

Кα=-0,1⋅α+1,0°,

причем из-за неточности отклонения консоли ЦПВО в реальном осуществлении самолета, обусловленной особенностями конструкции самолета и его системы управления, значение Кδ может колебаться в пределах ±0,25° от указанной вычисляемой величины, а значение Кα может колебаться в пределах ±0,5° от указанной вычисляемой величины.

При этом суммарная аэродинамическая сила, действующая на консоль ЦПВО, складывается из двух компонент (без дифференциального поворота и с дифференциальным поворотом консоли)

РΣво+ΔРвово диф).


ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 30.
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c81

Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата

Изобретение относится к информационно-управляющей системе (ИУС) летательного аппарата (ЛА). Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости и в расширении функциональных возможностей ИУС ЛА за счет использования блока-коммутатора, блоков цифровой карты местности, технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476920
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.07.2015
№216.013.66d4

Способ обогрева лобового стекла летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к способам предотвращения обледенения и запотевания стекла кабины. При способе обогрева лобового стекла летательного аппарата устанавливают три температурных датчика на лобовом стекле и датчик положения шасси, передают в вычислитель показания датчика шасси и любых двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557877
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.12.2015
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
20.01.2016
№216.013.9fa7

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета содержит воздухо-воздушный теплообменник, соединенный трубопроводами на входе с запорно-регулирующим устройством и с одной из ступеней компрессора высокого давления в двигателе, а на выходе соединенный трубопроводом с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572513
Дата охранного документа: 20.01.2016
10.05.2016
№216.015.3dcb

Сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583824
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.b7aa

Грузовой отсек самолета

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614871
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d5f5

Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623031
Дата охранного документа: 21.06.2017
Показаны записи 1-10 из 29.
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c81

Информационно-управляющая система многофункционального летательного аппарата

Изобретение относится к информационно-управляющей системе (ИУС) летательного аппарата (ЛА). Технический результат заключается в повышении отказоустойчивости и в расширении функциональных возможностей ИУС ЛА за счет использования блока-коммутатора, блоков цифровой карты местности, технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476920
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.07.2015
№216.013.66d4

Способ обогрева лобового стекла летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к способам предотвращения обледенения и запотевания стекла кабины. При способе обогрева лобового стекла летательного аппарата устанавливают три температурных датчика на лобовом стекле и датчик положения шасси, передают в вычислитель показания датчика шасси и любых двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557877
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.12.2015
№216.013.9d49

Гидродинамический стартерный привод-генератор

Изобретение относится к системам генерирования электроэнергии и к системам стартерного запуска силовых установок транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический стартерный привод-генератор содержит генератор электроэнергии транспортного средства, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571895
Дата охранного документа: 27.12.2015
20.01.2016
№216.013.9fa7

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета

Теплообменный модуль системы кондиционирования воздуха самолета содержит воздухо-воздушный теплообменник, соединенный трубопроводами на входе с запорно-регулирующим устройством и с одной из ступеней компрессора высокого давления в двигателе, а на выходе соединенный трубопроводом с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572513
Дата охранного документа: 20.01.2016
10.05.2016
№216.015.3dcb

Сверхзвуковой самолет с внутрифюзеляжными грузовыми отсеками

Изобретение относится к многорежимным самолетам и касается многорежимных сверхманевренных самолетов с крейсерским полетом на сверхзвуковой скорости и малым уровнем заметности в радиолокационном диапазоне. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж с размещенными внутри него грузовыми отсеками со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583824
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.b7aa

Грузовой отсек самолета

Изобретение относится к размещению грузов на многорежимных самолетах. Грузовой отсек самолета представляет собой нишу, выполненную в зоне стыка наплыва фюзеляжа с консолью крыла (3). В нише грузового отсека закреплено выводное пусковое устройство (4) груза (5). В нижней части ниша грузового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614871
Дата охранного документа: 30.03.2017
26.08.2017
№217.015.d5f5

Воздухозаборник самолета

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала. Воздушный канал (1) ограничен стенками воздухозаборника, а также подвижными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623031
Дата охранного документа: 21.06.2017
+ добавить свой РИД