×
19.01.2018
218.016.089a

Система диагностики и удаленного мониторинга усилия натяжения проводов и тросов контактной сети железной дороги

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к дистанционным измерительным системам на железнодорожном транспорте для мониторинга состояния контактной сети. Система содержит блоки сбора и передачи информации, закрепленные на участках несущего троса и контактного провода непосредственно за роликами блоков грузокомпенсирующих устройств и/или над гирляндами грузов грузокомпенсирующих устройств, которые размещены на анкерных опорах контактной сети и/или на тросах средней анкеровки. Причем блок сбора и передачи информации, соединенный с датчиком усилия, содержит автономный источник питания, микропроцессорное устройство, устройство радиосвязи между блоком и размещаемым на узловой станции железной дороги промежуточным концентратором информации. Для связи датчика с блоком сбора информации служит внешний кабель. Достигается повышение объективности оценки состояния натяжения проводов и тросов контактной сети. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к дистанционным измерительным системам и предназначено для использования в системах диспетчерского контроля и мониторинга контактной сети железнодорожного транспорта.

Контактная подвеска - один из элементов системы токосъема. Основной параметр контактной подвески - эластичность, под которой понимается значение подъема контактного провода в какой-либо точке пролета под действием приложенной к нему в этой же точке направленной вверх единичной вертикальной силы, например равной 1 Н. Для хорошего токосъема необходимо определенное натяжение провода, которое не будет изменяться в зависимости от температуры окружающей среды и других климатических факторов. Отклонение фактических натяжений и стрел провеса проводов (кроме контактных) от установленного монтажными таблицами в любом пролете и при любой температуре окружающего воздуха не должно превышать ±10%. (Согласно: Сборник правил и инструкций по эксплуатации электрифицированных железных дорог. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог ЦЭ-197).

Широко распространенный на сегодняшний день подход по обслуживанию и ремонту контактной сети железнодорожных путей заключается в выявлении состояния элементов контактной сети путем периодических осмотров и непосредственных измерений. Измерения, выполняемые вручную, и периодические осмотры контактной сети являются экономически неэффективными и дают недостаточно точные результаты.

Известно устройство для замера и регистрации износа контактного провода, содержащее установленные на токоприемнике подвижного средства кронштейны с линейным осветителем контактного привода, расположенным вдоль полоза токоприемника и соединенным с выходом источника питания, и сборкой светоприемников, а также блок обработки и индикации информации, при этом в качестве светоприемников использованы установленные в один ряд параллельно полозу токоприемника и линейному осветителю телевизионные камеры с объективами, светофильтрами и линейными многоэлементными фотоприемными устройствами со схемами управления, а объектом наблюдения каждой телекамеры при движении вагона-лаборатории является светящаяся полоса на контактном проводе, при этом ширина площадки износа определяется числом ячеек камеры, имеющих повышенную относительно соседних элементов яркость (патент РФ №2120866, В60М 1/12, В60М 1/13, публикация 1998 г.).

Известно устройство для контроля состояния контактного провода, содержащее закрепленное на токоприемнике основание с установленной на нем оптической системой, состоящей из датчика, включающего в себя источник и приемник светового излучения, расположенные по разные стороны от контактного провода, при этом основание закреплено посредством рычажной системы с исключением непосредственного контакта с контактным проводом, а установленная на нем оптическая система включает в себя ряд датчиков, размещенных вдоль оси контактного провода, причем каждый датчик представляет собой систему из двух излучателей, расположенных по разные стороны от контактного провода и выполненных с возможностью формирования световых лучей малой расходимости, и двух приемников светового излучения (патент РФ №2134203, МПК В60М 1/12, публикация 1999 г.).

Известна система контроля параметров контактной сети железной дороги, которая размещена на оборудованном механизмом пантографа самоходной подвижной единице железнодорожного транспорта и содержит датчик высоты подвеса контактного провода, датчик положения контактного провода в плане, датчик температуры окружающего воздуха, источник питания, блок сбора и передачи сигналов, пульт управления, устройство для определения положения контактного провода в плане с размещенными в нем n датчиками положения контактного провода (патент РФ №68977, МПК В60М 1/12, публикация 2007 г.).

Оценка состояния контактной сети с помощью вагона-лаборатории дает возможность в процессе проезда вагона по линии обеспечить измерение высоты подвески контактного провода, его износа, нажатие полоза токоприемника на контактный провод, напряжение в контактной сети.

Недостатком известных систем контроля состояния контактной сети с помощью вагонов-лабораторий является то, что эти измерения носят периодический характер, при этом не обеспечивается возможность наблюдения за напряженно-деформированным состоянием элементов контактной сети.

Для обнаружения на ранней стадии изменений состояния контактной сети необходим постоянный непрерывный контроль ее элементов. Современная система текущего содержания контактной сети требует использования измерительных систем, которые делают возможным автоматический контроль состояния элементов контактной сети без больших затрат времени и с минимальным привлечением персонала.

Для определения усилия растяжения троса и для измерения силы натяжения в канатах используются различные устройства.

Например, известно устройство для определения усилия растяжения троса. Устройство снабжено двумя упругими элементами с тензорезисторами, закрепленными на тросе. При приложении усилия растяжения к тросу последний удлиняется и косвенно воздействует на упругие элементы с тензорезисторами, выходной сигнал которых пропорционален усилию растяжения (патент РФ №1497467, публикация 1989 г.).

Известно также устройство для измерения силы натяжения в канатах. Устройство размещается между прядями каната и состоит из корпуса в виде стакана, в который вставлен воспринимающий механизм. При натяжении каната цилиндр, перемещаясь относительно корпуса, создает воздействие на чувствительный элемент, выполненный в виде пьезоэлемента. Выходной сигнал пьезоэлемента пропорционален силе натяжения каната (патент РФ №1481606, публикация 1989 г.).

Известна система контроля и диагностики параметров контактной сети железной дороги, которая размещена непосредственно на элементах контактной сети, датчики данной системы установлены на несущем тросе и контактном проводе непосредственно за роликами блоков грузокомпенсирующих устройств и/или над гирляндами грузов грузокомпенсирующих устройств, размещенных на анкерных опорах контактной сети (патент РФ №2444449, МПК В60М 1/12, публикация 2010 г.).

Известная система непрерывного во времени автоматизированного контроля состояния элементов контактной сети, которая основана на использовании вибродиагностики, а в качестве датчиков, которые лежат в основе сенсорной части, используются акселерометры.

Однако известное техническое решение не позволяет оценить усилие натяжения проводов и тросов контактной сети в режиме реального времени.

Известна система мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры, содержащая, по меньшей мере, одну станцию сбора и первичной обработки данных и связанные с ней и между собой посредством радиосвязи измерительные модули, размещенные в критических местах контролируемых объектов железнодорожной инфраструктуры, центральный блок сбора данных, связанный со станцией сбора и первичной обработки данных, при этом каждый измерительный модуль включает автономный источник питания, сенсорные датчики, приемопередатчик и микроконтроллер, каждая станция сбора и первичной обработки данных включает автономный источник питания, контроллер и приемопередатчик, соединенный посредством радиоканала с приемопередатчиками измерительных модулей, а центральный блок сбора данных включает вычислительный блок, базу данных, блок управления и приемопередатчик, соединенный посредством радиоканала с приемопередатчиками станций сбора и первичной обработки данных, при этом измерительные модули в одном из вариантов исполнения выполнены с возможностью осуществления измерения натяжения контактной сети, причем каждый такой модуль выполнен с возможностью его установки в подвижном ролике компенсаторной подвески контактного или несущего провода, закрепленного на контролируемой опоре, и дополнительно включает датчик измерения углов поворота подвижного ролика и датчик температуры окружающей среды (патент РФ №2584756, МПК B61K 9/08, публикация 2016 г. - ближайший аналог).

Известное техническое решение не обеспечивает необходимую точность диагностики и имеет повышенную трудоемкость при использовании.

Задачей настоящего изобретения является создание системы диагностики и удаленного мониторинга контактной сети железной дороги, обеспечивающей возможность производить в непрерывном автоматическом режиме на ранней стадии обнаружение возникающих изменений усилия натяжения проводов и тросов, анализ полученных результатов измерений и выдачу оперативному персоналу извещений об аварийных и предаварийных ситуациях.

Технический результат изобретения заключается в получении объективной оценки о состоянии натяжения проводов и тросов контактной сети в режиме реального времени и возможности принятия своевременных превентивных ремонтных мероприятий по замене дефектных участков контактной сети и регулировке контактной сети.

Сущность изобретения состоит в следующем.

Система диагностики и удаленного мониторинга (СДУМ) контактной сети железной дороги включает закрепленные на анкерных опорах контактные провода, троса и грузокомпенсирующие устройства и содержит расположенные вдоль контактной сети по всей ее длине измерительные устройства, соединенные со стационарно размещенными вдоль контактной сети блоками сбора и передачи информации, которые соединены посредством проводной и/или беспроводной связи с размещаемым на узловой станции промежуточным концентратором информации СДУМ, соединенным посредством проводной и/или беспроводной связи с единым концентратором информации о состоянии элементов контактной сети железной дороги, при этом измерительные устройства выполнены в виде датчиков измерения усилия натяжения тросов и проводов контактной сети, расположенных на участках несущего троса и контактного провода непосредственно за роликами блоков грузокомпенсирующих устройств и/или над гирляндами грузов грузокомпенсирующих устройств и/или на тросах средней анкеровки, причем каждое измерительное устройство соединено посредством проводной связи с близлежащим блоком сбора и передачи информации, каждый из которых содержит автономный источник питания, микропроцессорное устройство для первичной аналого-цифровой обработки информации с датчика измерения усилия натяжения тросов и проводов контактной сети, и устройство радиосвязи между блоком и промежуточным концентратором информации СДУМ.

На фиг. 1 изображена структурная схема блока сбора и передачи информации с датчиком усилия системы диагностики и удаленного мониторинга; на фиг. 2 показаны места установки блоков сбора и передачи информации и датчика усилия.

Система диагностики и удаленного мониторинга (СДУМ) контактной сети железной дороги содержит блоки сбора и передачи информации 1, закрепленные на участках несущего троса 2 и контактного провода 3 непосредственно за роликами блоков 4 грузокомпенсирующих устройств и/или над гирляндами грузов 5 грузокомпенсирующих устройств, которые размещены на анкерных опорах 6 контактной сети, расположенных на расстоянии 1200-1600 метров друг от друга по всей длине контактной сети. Блоки сбора и передачи информации также могут быть закреплены на тросах средней анкеровки (не показано).

Для контроля за состоянием усилия натяжение проводов и несущего троса контактной сети на одном анкерном участке (между двумя соседними анкерными опорами) достаточно размещение 4 (четырех) датчиков усилия натяжения.

Каждый блок сбора и передачи информации 1 соединяется с одним датчиком усилия 7. Возможно на микросхеме в комплекте с блоком сбора передачи информации использовать датчик вибродиагностики (трех-координатный акселерометр), датчик магнитного поля (регистрация перемещения) и датчик температуры (не показаны). В этом случае подключение датчика усилия может быть осуществлено через блок сбора согласно схеме, описанной в патенте РФ №2444449.

Блок сбора и передачи информации 1, соединенный с датчиком усилия 7, содержит автономный источник питания 8, микропроцессорное устройство (МПУ) 9, устройство радиосвязи 10 между блоком и размещаемым на узловой станции железной дороги промежуточным концентратором информации СДУМ. Для связи датчика с блоком сбора информации служит внешний кабель 11.

Промежуточный концентратор информации соединен посредством проводной и/или беспроводной связи с единым концентратором информации о состоянии элементов контактной сети железной дороги.

Предложенная система непрерывного во времени автоматизированного контроля состояния натяжения проводов и тросов контактной сети основана на использовании датчиков усилия и блоков сбора и передачи информации.

При возникновении причин, непосредственно оказывающих влияние на провода и троса контактной сети, они вызывают изменения в датчиках усилия, непосредственно связанных с этими элементами.

Датчик усилия представляют собой тензобалку, в которую через специальные проемы вставляется трос и посредством его натяжения осуществляется деформация тензобалки. Класс точности - G5, корпус тензодатчика выполнен из стали с никелевым покрытием, класс защиты -IP67 (пыле и влагозащищенность).

Блок сбора и передачи информации осуществляет анализ параметров изменения усилия натяжения с частотой до 1 раз в секунду.

Посредством микропроцессорного устройства, входящего в блок сбора и передачи информации, осуществляется управление, первичная обработка информации с датчиков усилия.

Элемент сопряжения СПД блока обеспечивает стыковку, регистрацию, безопасность в сети СПД устройств системы СДУМ контактной сети. Это связано с необходимостью выполнения требований по безопасному подключению к общетехнологической сети передачи данных железной дороги.

Полученные результаты по каналу радиосвязи передаются на промежуточные концентраторы СДУМ, расположенные через 15-20 км на узловых станциях по всей длине контактной сети. Промежуточные концентраторы СДУМ обеспечивают сбор и анализ информации, полученной от блоков сбора и передачи информации с последующей передачей данных в единый концентратор информации о состоянии элементов контактной сети железной дороги.

Оценка усилия натяжения проводов и тросов контактной сети производится в автоматическом режиме по результатам анализа данных, который выполняется программным обеспечением на сервере СДУМ, расположенном в информационно-вычислительном центре дороги.

Предложенное техническое решение позволяет контролировать: усилия натяжения несущего троса и контактного провода, в том числе по связи с фактическим износом, обрыв несущего троса, обрыв контактного провода; изменение величины натяжения несущего троса и контактного провода при нарушении нормальной работы компенсирующих устройств блочно-грузового типа или падения посторонних предметов на трос и/или контактный провод; контроль целостности элементов грузокомпенсации, а также позволяет фиксировать поворот консолей за счет установки датчиков на трос средней анкеровки.

Использование предложенной системы диагностики и удаленного мониторинга позволяет улучшить условия токосъема за счет своевременного обнаружения предаварийных и аварийных ситуаций и возможности принятия превентивных ремонтных и регулировочных мероприятий, снизить расходы на эксплуатацию контактной сети железной дороги.

Система диагностики и удаленного мониторинга (СДУМ) контактной сети железной дороги, включающей закрепленные на анкерных опорах, контактные провода, троса и грузокомпенсирующие устройства, содержащая расположенные вдоль контактной сети по всей ее длине измерительные устройства, соединенные со стационарно размещенными вдоль контактной сети блоками сбора и передачи информации, которые соединены посредством проводной и/или беспроводной связи с размещаемым на узловой станции промежуточным концентратором информации СДУМ, соединенным посредством проводной и/или беспроводной связи с единым концентратором информации о состоянии элементов контактной сети железной дороги, отличающаяся тем, что измерительные устройства выполнены в виде датчиков измерения усилия натяжения тросов и проводов контактной сети, расположенных на участках несущего троса и контактного провода непосредственно за роликами блоков грузокомпенсирующих устройств и/или над гирляндами грузов грузокомпенсирующих устройств и/или на тросах средней анкеровки, при этом каждое измерительное устройство соединено посредством проводной связи с близлежащим блоком сбора и передачи информации, каждый из которых содержит автономный источник питания, микропроцессорное устройство для первичной аналого-цифровой обработки информации с датчика измерения усилия натяжения тросов и проводов контактной сети, и устройство радиосвязи между блоком и промежуточным концентратором информации СДУМ.
Система диагностики и удаленного мониторинга усилия натяжения проводов и тросов контактной сети железной дороги
Система диагностики и удаленного мониторинга усилия натяжения проводов и тросов контактной сети железной дороги
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
27.03.2016
№216.014.c8f3

Кодовый электрозамок для ручного стрелочного переводного механизма

Изобретение относится к средствам блокировки железнодорожных стрелочных переводов и может быть использовано в системах управления движением поездов преимущественно на малодеятельных участках с ручным переводом стрелок. Кодовый электрозамок для ручного стрелочного переводного механизма состоит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578493
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.4079

Способ контроля работы устройства управления ответственными объектами

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе в процессе нормальной работы устройства проводится сбор и накопление контрольных сигналов в каждом из двух устройств управления, работающих синхронно, затем эти сигналы сравниваются между собой и при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584354
Дата охранного документа: 20.05.2016
08.03.2019
№219.016.d2ea

Способ обеспечения безопасности на железнодорожном переезде

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для контроля железнодорожных переездов. В способе задействуют средства обнаружения движущихся объектов, по данным траекторий подвижных объектов, полученным от средств обнаружения, выделяют объект, траектория движения которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681451
Дата охранного документа: 06.03.2019
Показаны записи 1-10 из 10.
27.03.2016
№216.014.c8f3

Кодовый электрозамок для ручного стрелочного переводного механизма

Изобретение относится к средствам блокировки железнодорожных стрелочных переводов и может быть использовано в системах управления движением поездов преимущественно на малодеятельных участках с ручным переводом стрелок. Кодовый электрозамок для ручного стрелочного переводного механизма состоит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578493
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.4079

Способ контроля работы устройства управления ответственными объектами

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе в процессе нормальной работы устройства проводится сбор и накопление контрольных сигналов в каждом из двух устройств управления, работающих синхронно, затем эти сигналы сравниваются между собой и при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584354
Дата охранного документа: 20.05.2016
29.05.2018
№218.016.5389

Система интервального регулирования движения поездов

18 Изобретение относится к системам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. Система включает размещенное на посту электрической централизации каждой станции устройство микропроцессорной электрической централизации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653672
Дата охранного документа: 11.05.2018
08.03.2019
№219.016.d2ea

Способ обеспечения безопасности на железнодорожном переезде

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для контроля железнодорожных переездов. В способе задействуют средства обнаружения движущихся объектов, по данным траекторий подвижных объектов, полученным от средств обнаружения, выделяют объект, траектория движения которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681451
Дата охранного документа: 06.03.2019
29.08.2019
№219.017.c4c5

Автоматизированное устройство экспертизы принципиальных и монтажных схем

Изобретение относится к области информационных технологий, в частности к устройствам для экспертизы монтажных схем (МС) и принципиальных схем (ПС), и может быть использовано для проверки железнодорожной технической документации. Технический результат - повышение скорости проверки схем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698418
Дата охранного документа: 26.08.2019
02.10.2019
№219.017.cf8e

Способ и устройство для удаленного мониторинга и технической диагностики железнодорожных устройств автоматики и телемеханики

Изобретение относится к средствам диагностики состояния железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе используют по меньшей мере два автоматизированных рабочих места - автоматизированное рабочее место механика и автоматизированное рабочее место электромеханика, компьютеры которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700302
Дата охранного документа: 16.09.2019
04.10.2019
№219.017.d241

Система и способ непрерывного мониторинга состояния контактной сети рельсового транспорта

Изобретение относится к средствам мониторинга и контроля состояния контактной сети рельсового транспорта. Система содержит датчики физических параметров подвески, распределенные по крайней мере на одном анкерном участке контактной сети, блок сбора информации, формируемой датчиками, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701887
Дата охранного документа: 02.10.2019
10.10.2019
№219.017.d409

Способ оповещения работающих на перегоне о приближении подвижного состава с ограждением места работ

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для оповещения работающих на перегоне о приближении подвижного состава и ограждения места работ. В способе на месте работ устанавливают коллективный сигнализатор, через ближайший пункт доступа на перегоне к межстанционной линии связи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702368
Дата охранного документа: 08.10.2019
10.10.2019
№219.017.d42a

Способ оповещения работающих на перегоне о приближении подвижного состава с ограждением места работ

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для оповещения работающих на перегоне. В способе задействуют коллективный переносной сигнализатор, подключенный через ближайший пункт доступа на перегоне к межстанционной линии связи централизованной системы автоблокировки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702379
Дата охранного документа: 08.10.2019
21.05.2020
№220.018.1eae

Система внешнего блокирования железнодорожной стрелки

Изобретение относится к средствам блокирования стрелки стрелочного перевода. Система содержит датчики контроля наличия подвижной единицы, сеть передачи данных от датчиков, устройство обработки данных, полученных от датчиков, и исполнительный элемент с возможностью размыкания рабочей цепи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721440
Дата охранного документа: 19.05.2020
+ добавить свой РИД