×
19.01.2018
218.016.0659

Результат интеллектуальной деятельности: Коробка передач с двумя сцеплениями

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002631165
Дата охранного документа
19.09.2017
Аннотация: Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач с шестерней одного входного вала сцеплена шестерня, свободно установленная на ведомом валу. С ней жестко связан трубчатый вал с установленной на нем одной муфтой включения, соединяющей шестерню с двумя шестернями, сцепленными с шестернями другого входного вала. Одна из шестерен сцеплена через промежуточную шестерню. Достигается повышение эксплуатационных возможностей транспортного средства. 8 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям.

Известна коробка передач с двумя многодисковыми сцеплениями, содержащая два соосных ведущих вала, расположенных один внутри другого, с установленными на них шестернями четных и нечетных передач, входящих в зацепление с шестернями постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткого соединения с помощью синхронизаторов с ведомыми валами (Иванов А.Н., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и другие. Основы конструкции автомобиля. - М.: OOO «Книжное издательство» «За рулем»», 2005. - 166 с.: ил.).

В большинстве современных КП с несоосной схемой на всех передачах переднего хода силовой поток передается через одно зубчатое зацепление и поэтому осуществление передаточного числа, превышающего u>4 для первой передачи, возможно лишь при увеличении размеров конструкции. А получение передаточного числа, меньшего u<0.6 для высшей передачи, приводит к малым размерам и низкой прочности ведомой шестерни этой передачи. Таким образом, современные несоосные КП достигли предела величин передаточных чисел «крайних» передач. При этом от величины передаточного числа первой передачи напрямую зависит величина максимальной силы тяги на ведущих колесах, а от передаточного числа высшей передачи зависят показатели экономичности и скоростные характеристики транспортного средства.

Наиболее подходящей в качестве прототипа является 8-ступенчатая несоосная КП с двумя сцеплениями Daimler Ag, обладающая схожим фрагментом конструкции (см. патент DE 102013001966 А1, от 7.08.2014 г., фиг. 1).

КП состоит из корпуса с параллельно размещенными в нем двумя ведомыми валами и двумя соосными входными валами, расположенными один внутри другого, с жестко установленными на одном из них шестернями четных, а на другом трубчатом - шестернями нечетных передач. На двух ведомых валах свободно установлены по две пары шестерен, а между каждой парой трехпозиционный синхронизатор. На концах ведомых валов установлены ведущие шестерни главной передачи, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала. Интересующий фрагмент-прототип конструкции КП включает в себя ведомую шестерню третьей передачи, с которой жестко связан трубчатый вал, на котором установлена муфта включения первой и восьмой передач. В момент включения муфта связывает шестерню третьей передачи с одной из двух шестерен, сцепленных с шестернями цельного входного вала шестой и четвертой передач.

Недостатком КП являются неоптимальные интервалы между двумя низшими и двумя высшими передачами, образуемые близкими по геометрическим значениям шестернями первой и восьмой передач (две шестерни, которые сцеплены с шестернями цельного входного вала). Неоптимальные интервалы уменьшают диапазон передаточных чисел, эксплуатационные возможности и характеристики автомобиля-носителя КП.

Целью изобретения является фрагмент конструкции КП с двумя сцеплениями, позволяющий получать высшую и/или низшую передачи с многопарным последовательным зацеплением шестерен с необходимыми интервалами между двумя низшими и/или двумя высшими передачами.

Указанная цель достигается тем, что с шестерней одного входного вала сцеплена шестерня, свободно установленная на ведомом валу, и с ней жестко связан трубчатый вал с установленной на нем по меньшей мере одной муфтой включения, соединяющей шестерню с по меньшей мере двумя шестернями, сцепленными с шестернями другого входного вала, причем одна из них сцеплена через промежуточную шестерню.

На фиг. 1 показана кинематическая схема 8-ступенчатой КП с двумя сцеплениями. Яркими линиями обозначены детали КП, участвующие в предлагаемом изобретении, а бледными линиями остальные детали КП. Они в данном изобретении не рассматриваются, соответствуют известному уровню техники и понятны специалисту.

На фиг. 2 представлена таблица с основными характеристиками КП, включающими в себя номера передач, возможные величины передаточных чисел (u - приведены с учетом передаточного числа главной передачи), интервалы между соседними передаточными числами (q) и диапазон передаточных чисел (D).

На фиг. 3 показана кинематическая схема 7-ступенчатой КП.

На фиг. 4 представлена таблица с основными характеристиками 7-ступенчатой КП.

На фиг. 5 показана кинематическая схема 10-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, содержащая предлагаемый фрагмент конструкции.

На фиг. 6 представлена таблица с основными характеристиками 10-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, представленной на фиг. 5.

На фиг. 7 показана кинематическая схема 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, содержащая предлагаемый фрагмент конструкции.

На фиг. 8 показана кинематическая схема 8-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, содержащая предлагаемый фрагмент конструкции.

В состав представленного на фиг. 1, интересующего, в рамках данного изобретения, фрагмента конструкции входят установленные в опорах корпуса 1 два соосных входных вала 2 и 3, расположенных один внутри другого, и установленные параллельно с ними ведомые валы 4 и 5. Шестерни 6 и 7 жестко закреплены на входном валу 2. Шестерни 8 и 9 жестко закреплены на входном валу 3. Шестерни 10 и 11 свободно установлены на ведомом валу 5 и попарно зацеплены с шестернями 7 и 9 соответственно. Шестерни 12, 13 и 14 свободно установлены на ведомом валу 4 и попарно зацеплены с шестернями 6, 10 и 8 соответственно. С шестерней 14 жестко связан трубчатый вал 15, свободно установленный на ведомом валу 4. Ведущие шестерни главной передачи 16 и 17 жестко связаны с ведомыми валами 4 и 5 соответственно и находятся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 18 главной передачи. Муфта А(19) расположена на ступице, жестко связанной с трубчатым валом 15. Муфта В(20) расположена на ведомом валу 4 рядом с шестерней 14. Муфты С(21) и Е(22) расположены на ведомом валу 5 рядом с шестернями 10 и 11 соответственно. Ведомый диск 23 левого сцепления (Л) установлен на входном валу 3, а ведомый диск 24 правого сцепления (П) установлен на входном валу 2.

Работа фрагмента конструкции 8-ступенчатой КП, представленной на фиг. 1, осуществляется следующим образом.

1 передача.

Включаем правое сцепление (П), муфта А в левом, а муфта Е в правом положении. Крутящий момент с входного вала 2 через пару сцепленных шестерен 6-12 и муфту А передается на трубчатый вал 15, сцепленные шестерни 14-8, вал 3, шестерни 9-11, муфту Е, ведомый вал 5, жестко связанную с ним ведущую шестерню 17 и зубчатое колесо 18 главной передачи, а далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

2 передача.

Включаем левое сцепление (Л), муфта Е в правом положении, выключаем муфту А, муфту С переключаем в правое положение. Крутящий момент с входного вала 3 через пару сцепленных шестерен 9-11 и муфту Е передается на ведомый вал 5 и ведущую шестерню главной передачи 17. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

3 передача.

Включаем правое сцепление (П), муфты С и Е в правом положении. Крутящий момент с входного вала 2 через пару сцепленных шестерен 7-10 и муфту С передается на ведомый вал 5 и ведущую шестерню 17. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

6 передача.

Включаем левое сцепление (Л), муфты В и С в левом положении. Крутящий момент с входного вала 3 через пару сцепленных шестерен 8-14 и муфту В передается на ведомый вал 4 и ведущую шестерню главной передачи 16. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Задний ход.

Включаем левое сцепление (Л), муфты А и Е в правом положении. Крутящий момент с входного вала 2 через сцепленные шестерни 7-10-13, муфту А, трубчатый вал 15, пару шестерен 14-8, вал 3, шестерни 9-11 и муфту Е передается на ведомый вал 5 и жестко связанную с ним ведущую шестерню 17. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Техническим результатом использования фрагмента конструкции, предлагаемого данным изобретением, является возможность получения в коробках передач с двумя сцеплениями крайних передач, сформированных при помощи многопарного последовательного зацепления шестерен с передаточным числом, превышающим u>4 для первой передачи и меньшим u<0.6 для высшей передачи, с необходимыми интервалами между двумя низшими и/или двумя высшими передачами. Это расширяет диапазон передаточных чисел КП, повышает эксплуатационные возможности и характеристики транспортного средства.

На кинематических схемах представлены только некоторые возможные КП с двумя сцеплениями с предлагаемым фрагментом конструкции.

Термин «коробка передач с двумя сцеплениями» подразумевает вновь проектируемые КП, к которым может быть применен рассмотренный способ в объеме формулы изобретения. При этом вновь получаемая КП может быть в единственном варианте конструктивного исполнения, но с указанными признаками, существенными и взаимосвязанными между собой, образующими устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения технического результата.

Коробка передач с двумя сцеплениями, состоящая из узла двойного сцепления, корпуса с параллельно размещенными в нем по меньшей мере двумя ведомыми валами и двумя соосными входными валами, расположенными один внутри другого, с жестко установленными на одном из них шестернями четных передач, а на другом - шестернями нечетных передач, входящих в зацепление с шестернями постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткого соединения с помощью муфт включения с ведомыми валами, на концах которых жестко установлены ведущие шестерни, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала или на валу привода ведущих колес, отличающаяся тем, что с шестерней одного входного вала сцеплена шестерня, свободно установленная на ведомом валу, и с ней жестко связан трубчатый вал с установленной на нем по меньшей мере одной муфтой включения, соединяющей шестерню с по меньшей мере двумя шестернями, сцепленными с шестернями другого входного вала, причем одна из них сцеплена через промежуточную шестерню.
Коробка передач с двумя сцеплениями
Коробка передач с двумя сцеплениями
Коробка передач с двумя сцеплениями
Коробка передач с двумя сцеплениями
Коробка передач с двумя сцеплениями
Коробка передач с двумя сцеплениями
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 25.
20.10.2015
№216.013.8562

Компактная семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям для использования в транспортных средствах: переднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности. На первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565749
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.8594

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На втором ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565799
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.86f8

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями и ее модификации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач между соседними ведомыми шестернями четной и нечетной передач предусмотрена возможность установки соединительной муфты - первая муфта соединяет жесткой связью ведомые шестерни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566155
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.88a6

Способ получения вариантов конструкции (модификаций) соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции соосной коробки передач с двумя сцеплениями. Коробка передач содержит узел двойного сцепления, корпус с параллельно размещенными в нем входными валами, выходным, промежуточным и дополнительным валами. Два входных вала расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566585
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.04.2016
№216.015.358e

Шестиступенчатая несоосная коробка передач с увеличенным передаточным числом первой передачи и ее модификации с понижающей и повышающей передачами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. В шестиступенчатой несоосной коробке передач с одной из шестерен, свободно установленного на вторичном валу блока шестерен, зацеплена шестерня привода вала, который соединяет ее жесткой связью с шестерней,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581639
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6a12

Способ получения универсальной коробки передач и её модификаций

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. На входном валу размещены муфты включения и свободно установлены шестерни высших и средних передач. На промежуточном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592960
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a62

Способ получения модификаций несоосной кп с, по меньшей мере, двумя вторичными валами

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя вторичными валами. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и двумя вторичными валами с жестко установленными на их концах ведущими шестернями главной передачи. На входном валу (2) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592964
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6cf4

Способ получения модификаций соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом. Два входных вала расположены один внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597063
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6cfb

Способ получения вариантов конструкций несоосной и универсальной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу. За опорами валов в корпусе базовой коробки передач, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597030
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d4d

Способ получения модификаций несоосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами. Два входных вала являются соосными и расположенными один внутри другого, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597062
Дата охранного документа: 10.09.2016
Показаны записи 1-10 из 33.
20.10.2015
№216.013.8562

Компактная семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям для использования в транспортных средствах: переднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности. На первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565749
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.8594

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач. На втором ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565799
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.10.2015
№216.013.86f8

Семиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями и ее модификации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач между соседними ведомыми шестернями четной и нечетной передач предусмотрена возможность установки соединительной муфты - первая муфта соединяет жесткой связью ведомые шестерни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566155
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.88a6

Способ получения вариантов конструкции (модификаций) соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции соосной коробки передач с двумя сцеплениями. Коробка передач содержит узел двойного сцепления, корпус с параллельно размещенными в нем входными валами, выходным, промежуточным и дополнительным валами. Два входных вала расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566585
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.04.2016
№216.015.358e

Шестиступенчатая несоосная коробка передач с увеличенным передаточным числом первой передачи и ее модификации с понижающей и повышающей передачами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. В шестиступенчатой несоосной коробке передач с одной из шестерен, свободно установленного на вторичном валу блока шестерен, зацеплена шестерня привода вала, который соединяет ее жесткой связью с шестерней,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581639
Дата охранного документа: 20.04.2016
13.01.2017
№217.015.6a12

Способ получения универсальной коробки передач и её модификаций

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. На входном валу размещены муфты включения и свободно установлены шестерни высших и средних передач. На промежуточном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592960
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a62

Способ получения модификаций несоосной кп с, по меньшей мере, двумя вторичными валами

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя вторичными валами. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и двумя вторичными валами с жестко установленными на их концах ведущими шестернями главной передачи. На входном валу (2) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592964
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6cf4

Способ получения модификаций соосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом. Два входных вала расположены один внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597063
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6cfb

Способ получения вариантов конструкций несоосной и универсальной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу. За опорами валов в корпусе базовой коробки передач, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597030
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d4d

Способ получения модификаций несоосной коробки передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами. Два входных вала являются соосными и расположенными один внутри другого, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597062
Дата охранного документа: 10.09.2016
+ добавить свой РИД