×
29.12.2017
217.015.f7e3

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть

Правообладатели

№ охранного документа
0002639575
Дата охранного документа
21.12.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к технологиям обучения слабослышащих и глухих детей физическому развитию, координации, развитию психических и др. качеств посредством спортивных игр, в частности игры в бадминтон. В способе обучения детей с нарушением слуха игре в бадминтон используют бесконтактный сенсорный игровой контроллер, закрепленный на основании и расположенный на высоте 50 см и на расстоянии трех метров от экрана монитора, на котором появляется проекция человека, считываемая видеокамерами. Контроллер состоит из двух датчиков глубины, цветной видеокамеры и микрофонной решетки, каждый датчик глубины состоит из инфракрасного проектора, объединенного с монохромной матрицей, что позволяет им получать трехмерное изображение при любом естественном освещении, любое упражнение занимающегося отображается на экране и сравнивается с правильным его выполнением; если оно выполнено неправильно, упражнение повторяют до тех пор, пока ошибки при последующих повторениях не исчезнут. Технический результат - возможность контролирования правильности выполнения упражнений для начинающих спортсменов с нарушением слуха без вмешательства тренера. 2 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к технологиям обучения слабослышащих и глухих детей физическому развитию, координации, развитию психических и др. качеств посредством спортивных игр, в частности игры в бадминтон.

Утрата слуха крайне отрицательно влияет на кинестетический анализатор, причем именно в той его части, которая ближе прочих связана со слухом (кинестезией речедвигательного аппарата). Речь нуждается в развитии двигательного аппарата, что содействует его совершенствованию [Киргизов А.П. Разработка и реализация оздоровительно-коррекционного процесса по физическому воспитанию у глухих детей: Дис. … канд. пед. наук / Киргизов Артем Павлович. - Улан-Удэ, 2011 - 177 с.].

Для улучшения функции речевого аппарата исследовали влияние физической активности слабослышащих школьников 8-10 лет, используя разнообразные методики, в частности игру в бадминтон.

Бадминтон представляет собой динамичную спортивную игру, совершенствующую координацию и скоростные качества, воздействующую на познавательные психические процессы. Занятия бадминтоном способствуют повышению физического развития и спортивной подготовленности младших школьников с нарушениями слуха.

По окончании занятия или упражнения, совместно с учеником провести просмотр отснятого материала и разобрать ошибки [Игнатьев М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха, Автореф. диссер. на соиск. канд. пед. наук, Чебоксары, 2002].

Недостаток данных видеонаблюдений заключается в том, что разбор ошибок при выполнении технических действий носит отсроченный характер: зачастую ученик не может правильно проанализировать то или иное техническое действие, потому что у него уже закрепился стереотип неправильного выполнения какого-либо движения, преимущественно перемещения рук и ног.

Задача изобретения - обучить технике передвижений в бадминтоне, контролировать правильность выполнения упражнений для начинающих спортсменов с нарушением слуха без вмешательства тренера.

Поставленная задача достигается тем, что полное трехмерное распознавание движений тела, мимики лица и голоса осуществляют путем использования бесконтактного сенсорного Игрового контроллера через устные команды, позы тела или показываемые объекты.

Слабослышащий спортсмен смотрит на экран, где демонстрируется упражнение. Он должен его правильно повторить.

Контроллер 1 представляет собой горизонтально расположенную коробку размерами примерно 23 см в длину и 4 см в высоту. Ноутбук 9 соединен с бесконтактным сенсорным игровым контроллером при помощи специального кабеля 10. Контроллер 1 закреплен на основании 2 и расположен на высоте примерно 50 см и на расстоянии примерно трех метров таким образом, чтобы ребенку было хорошо видно все, что демонстрируется на экране монитора 3. На данном экране появляется проекция человека, которая считывается видеокамерами и отображаются все его действия (фиг. 1). Если упражнение выполнено правильно, то попытка засчитывается, если нет, то необходимо повторить его еще один раз, и так до тех пор, пока данное упражнение не будет выполнено правильно.

В программу легко можно добавлять новые упражнения, а также дозировать нагрузку, изменяя количество повторений, интервалы отдыха по мере роста тренированности спортсменов и для внесения новизны в занятия.

Сенсорный игровой контроллер 1 состоит из двух датчиков глубины 4, цветной видеокамеры 5 и микрофонной решетки 6. Каждый датчик глубины, в свою очередь, состоит из инфракрасного проектора 7, объединенного с монохромной матрицей 8, что позволяет им получать трехмерное изображение при любом естественном освещении (фиг. 2).

Программное обеспечение позволяет осуществлять полное трехмерное распознавание движений тела, микрофонная решетка производит локализацию источника звука и подавление шумов, что позволяет разговаривать без наушников.

Примеры конкретного выполнения. Исследования проводили в декабре 2015 года на базе московского "Технологического колледжа №21" подразделения №6 для детей с нарушением слуха. Группа испытуемых состояла из 32 детей 8-10 лет, из них 22 мальчика и 10 девочек. Все исследуемые школьники имели тугоухость 3-4 степени, или полную глухоту, они также являлись бадминтонистами группы начальной подготовки второго года обучения.

При оценке технической подготовленности бадминтонистов 8-10 лет с нарушением слуха было обнаружено много ошибок и неточностей движений, связанных как с плохой координацией, так и с недостаточным владением правильной техникой.

В батарею тестов входили следующие контрольно-педагогические испытания: жонглирование воланом (выполнялось 3 попытки, засчитывался лучший результат).

Короткая подача реализовывалась следующим образом: испытуемому предоставлялось 10 попыток. 5 подач бадминтонист выполнял из правого квадрата в правый, 5 подач из левого квадрата в левый. Считалось количество технически правильно выполненных подач с попаданием в ближний угол площадки.

Высоко-далекая подача выполнялась по аналогичной схеме из 10 попыток, 5 из правого квадрата в правый, 5 подач из левого квадрата в левый. Дальний угол правой и левой половины площадки выделялся мелом. Засчитывались попадания в обозначенную зону 30×30 см. Атакующий удар «смеш» выполнялся по прямой линии в заднюю зону площадки. Испытуемому волан набрасывался ассистентом в удобную точку для выполнения атаки, предоставлялось 10 попыток.

В конечном итоге засчитывалось количество правильно реализованных атакующих ударов. Перемещения бадминтонисты выполняли из игрового центра в четыре точки с касанием руки заданной точки. Первое перемещение в центр передней зоны и обратно, далее в правый задний угол и обратно, в центр крайней части задней зоны и обратно и, наконец, в левый угол задней зоны и обратно. Учитывалось время, потраченное на полностью законченный цикл перемещений в 4 точки.

Большое значение на этапе предварительной подготовки в бадминтоне уделялось обучению и закреплению правильной техники игры. Правильное перемещение спортсмена по площадке экономит его время и усилия, способствует рационализации всех последующих действий. Очень важно своевременно закрепить правильный выход к сетке. Данная программа позволяла без объяснения, сложно воспринимаемого слабослышащими детьми, демонстрировать правильную последовательность работы ног при выходе из игрового центра и выполнении форхенд и бэкхенд подставки или откидки. Исходное положение спортсмена - стойка бадминтониста в игровом центре площадки.

В центре под сеткой был размещен бесконтактный сенсорный игровой контроллер, на экране которого схематически изображен спортсмен. Через секунду на мониторе появлялась стрелка, указывающая направление влево. Спортсмен начинает движение с левой ноги, после чего делает шаг правой ногой и выполняет имитацию удара бэкхэнд.

В случае, если спортсмен начал движение с правой ноги, контроллер показывает красный крест, что означает неправильное движение. В этом случае необходимо повторить попытку.

Следующее перемещение спортсмен осуществляет в правый угол. Стоя в игровом центре, бадминтонист ожидает появления зеленой стрелки на мониторе, указывающей направление вправо, после появления которой он начинает движение левой ногой, далее делает шаг правой и имитацию удара форхэнд.

Следующим этапом обучения являлось набрасывание волана поочередно в ближний правый и ближний левый угол, спортсмен выполнял правильное перемещение и последовательно бэкхэнд и форхэнд удары по волану подставкой. Задача бадминтониста - коротким ударом перекинуть волан через сетку. Аналогичным образом можно тренировать выход к сетке и выполнение удара откидкой. В этом случае волану придается высокая траектория, и он летит в заднюю зону площадки.

Было отмечено, что во время выполнения подач наблюдалась закрепощенность руки, слабая подвижность кисти, вследствие чего требовалось больше мышечных усилий и наблюдались лишние движения. При выполнении атакующего удара взаимодействие ракетки с воланом выполнялось не в высшей точке, рука не выпрямлялась, следовательно, точность попадания волана была низкая, а удар получался слабым. Во время выполнения перемещений по зонам площадки у юных бадминтонистов были выявлены нарушения моторики: неправильная постановка стопы, шаркающая походка, закрепощенность рук, плохое равновесие при возвращении в центр площадки, неправильная стойка. Данные исследования технической подготовленности слабослышащих бадминтонистов представлены в табл. 1.

Из таблицы 1 видно, что слабослышащие бадминтонистки уступают мальчикам в двух контрольно-педагогических испытаниях, тестирующих техническую подготовленность: удар «смеш» и перемещения по площадке, однако по степени владения подачами и жонглированием превосходят их.

Техническая подготовленность слабослышащих бадминтонистов младшего школьного возраста отличается низкой эффективностью и стабильностью. Весь арсенал технических элементов, разучиваемый на этапе предварительной подготовки, нуждается в постоянном закреплении и совершенствовании, более тщательном, чем у практически здоровых спортсменов, основанном на использовании методов наглядного обучения.

Заявляемое устройство при обучении начинающих спортсменов с нарушением слуха позволяет, по сравнению с существующими приемами обучения, самим детям, без вмешательства тренера, контролировать правильность техники выполнения упражнений.

Занятия по предложенной технологии для бадминтонистов 8-10 лет с нарушением слуха представляют для них большой интерес, поскольку выполняются в игровой форме, само устройство очень доступно в использовании, не представляет никаких проблем в настройке и эксплуатации, его можно использовать в спортивных залах любых размеров, с плохой освещенностью.

Предлагаемый в данной заявке способ позволяет быстро и в игровой форме обучить слабослышащих и глухих детей игре в бадминтон, ведь они на экране монитора видят, что их движения не совпадают с эталонными движениями и сразу же стараются исправить неправильную технику игры и в первую очередь контролировать перемещение рук и ног.


СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН
Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД