Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при аварийном торможении самолетов в случае нештатной ситуации при посадке и взлете самолета.
Известен способ, реализуемый устройством по АС №779118, В60Т для автоматического торможения транспортного средства перед препятствием, в котором торможение осуществляют посредством системы управления двигателем, на который подают команду от средства определения аварийной ситуации и блока расчета безопасного пути торможения.
Недостатком указанного способа является ненадежность работы в условиях недостаточности длины пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности при движении самолета во время взлета и посадки.
Достигается это тем, что при возможной недостаточной длине пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути во время взлета и посадки, посадке самолета на передние шасси, при неисправности основных шасси, посадке самолета на основные шасси, при неисправности переднего шасси одновременно пристреливают к поверхности движения самолета конец регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути, чем обеспечивают его бескреновое движение до полной остановки.
В устройстве, реализующем предлагаемый способ, указанный технический результат достигается тем, что самолет снабжен дюбель-пушками, установленными в задней части фюзеляжа, а также под левым и правым крылом самолета с возможностью поворота с исходного положения из внутренних полостей самолета в рабочее положение под углами 20-10° к поверхности движения самолета, предназначенными для одновременного пристреливания дюбель-сваями концов регулируемо притормаживаемых тросов, снабженных концевыми ограничителями перемещения, тормозными устройствами, управляемыми из кабины пилота.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 дан общий вид аварийной тормозной системы самолета.
Предлагаемый способ состоит в следующем.
Изготовляют дюбель-пушки с дюбель-сваями, регулируемо подтормаживаемые тормозные тросы с концевыми ограничителями их перемещения, обеспечивающие допустимый бескреновый тормозной путь самолета. Устанавливают их в задней части фюзеляжа самолета, а также под его левым и правым крылом.
Во время посадки и взлете при возможной недостаточной длине пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути во время взлета и посадки, посадке самолета на передние шасси, при неисправности основных шасси, посадке самолета на основные шасси, при неисправности переднего шасси одновременно пристреливают к поверхности движения самолета концы регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути, чем обеспечивают его бескреновое движение до полной остановки.
Устройство представляет собой корпус 1 самолета, снабженный тормозным устройством 2, жестко установленным в задней части фюзеляжа, тормозным устройством 3, жестко установленным под левым крылом и тормозным устройством 4, жестко установленным под правым крылом самолета. Через тормозные устройства 2, 3 и 4 пропущены тормозные тросы соответственно 5, 6 и 7, имеющие ограничители 8, 9 и 10 и кольца 11, 12 и 13 для пристреливания их к поверхности движения самолета дюбель-сваями 14, 15 и 16 при помощи дюбель-пушек 17, 18 и 19. Последние имеют исполнительные органы 20, 21 и 22, управляемые из кабины пилота и предназначенными для поворота их из исходного положения в рабочее. Тормозные устройства 2, 3 и 4 имеют соответственно исполнительные органы 23, 24 и 25, также управляемые из кабины пилота.
Работа устройства состоит в следующем.
При невозможности обеспечения безопасности при посадке или взлете самолета по команде из кабины пилота поворачиваются дюбель-пушки 17, 18 и 19 из исходного положения в рабочее, под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи исполнительных органов 20, 21 и 22. Для устранения аварийной ситуации осуществляются одновременно выстрелы дюбель-пушек 17, 18 и 19, в результате чего дюбель-сваями 14, 15 и 16 пристреливаются посредством колец 11, 12 и 13 концы тормозных тросов 5, 6 и 7 к поверхности движения самолета. Последний продолжает движение, натягивая тормозные тросы 5, 6 и 7 с одинаковыми усилиями, величина которых регулируется из кабины пилота.
После остановки самолета система аварийного торможения приводится в исходное положение, а дюбель-пушки 17, 18 и 19 перезаряжаются новыми зарядами и снабжаются новыми дюбель-сваями 11, 12 и 13.