×
25.08.2017
217.015.ce76

Способ определения геометрической высоты полета при заходе летательного аппарата на посадку

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002620590
Дата охранного документа
29.05.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расчете высоты полета летательных аппаратов (ЛА) для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости. Техническим результатом заявленного способа является повышение точности и целостности характеристик измерения высоты при заходе ЛА на посадку за счет более полного учета температуры воздуха. Указанный результат достигается за счет того, что информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания ЛА взлетно-посадочной полосы, полученная на метеостанции, автоматически передается в диспетчерский пункт, с диспетчерского пункта она передается на борт ЛА и автоматически вводится в бортовой вычислитель. Информация, введенная в бортовой вычислитель, вновь передается на диспетчерский пункт для автоматического подтверждения правильности ее введения. На борту на основании измеренных резервированными измерителями данных о статическом давлении и температуре заторможенного потока, а также полученной с диспетчерского пункта информации определяется геометрическая высота ЛА над планируемой точкой касания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расчете высоты полета летательных аппаратов (ЛА) для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости.

Уровень техники

В связи с тем, что посадка является самым ответственным этапом полета, ориентировочный уровень требуемой безопасности соответствует одной катастрофе на 10 миллионов посадок. Поэтому к измерительным средствам предъявляются повышенные требования как в части точности (порог погрешностей, который не должен встречаться чаще, чем в пяти процентах случаев), но и, что еще труднее выполнить, в части требования достоверности. Количественно достоверность оценивается на основе понятия целостность, которая характеризуется очень низкой вероятностью (для данной задачи - порядка 10-6) возникновения погрешностей, превышающих дополнительно заданный порог.

Для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости используются радиотехнические системы посадки. Чем хуже видимость, при которой необходимо осуществить посадку, тем сложнее наземное радиотехническое оборудование. Наиболее широко в мире в настоящее время применяется радиотехническая система ILS (instrument landing system), которая требует наличия сложного оборудования на аэродроме. Большинство аэродромов в РФ не оборудовано такой системой. В результате существенно страдает регулярность полетов: посадки при ограниченной видимости невозможны.

Известен «Способ стабилизации заданной высоты полета ЛА»(описание патента РФ на изобретение, №1833003, www1.fips.ru), заключающийся в измерении текущей высоты полета; формировании сигнала пропорционального текущей высоте полета; сравнении сигналов, пропорциональных текущей и заданной высотам полета; формировании, по результату сравнения, сигнала, пропорционального отклонению текущей высоты полета ЛА от заданной высоты полета; учете температуры окружающей среды и формировании сигнала, пропорционального изменению температуры окружающей среды.

Недостатками данного способа являются:

- не решается задача повышения целостности данных о высоте полета ЛА;

- при определении высоты полета ЛА отсутствует учет данных о температуре воздуха, имеющихся у наземных служб (метеостанции).

В качестве прототипа выбран «Способ определения высоты полета летательного аппарата в системах вторичной радиолокации» (описание патента РФ на изобретение, №2047185, www1.fips.ru), при котором измеряют величины атмосферного давления воздуха на высоте полета ЛА и на уровне моря; измеряют температуру воздуха на уровне моря и температурный градиент изменения температуры воздуха и вычисляют высоту полета.

В числе основных недостатков прототипа необходимо отметить следующие:

- определение температурного градиента по данным наземных измерений представляет технические сложности и на большинстве аэродромов не осуществляется;

- определение высоты полета производится на земле, а не на борту ЛА, где она необходима в первую очередь для осуществления захода на посадку;

- в случае, если вследствие погодных условий температура существенно меняется с высотой, учет температуры оказывается неполным: для ввода поправок нужна не температура в точке, а средняя температура столба воздуха от земли до самолета;

- не предлагается мер для повышения целостности информации о высоте.

Целью предлагаемого технического решения является получение информации о заданной высоте полета с характеристиками 1 кат. ИКАО без использования ILS при заходе ЛА на посадку в условиях ограниченной видимости.

Раскрытие изобретения

Для обеспечения захода на посадку должны с высокой степенью точности и достоверности измеряться горизонтальные координаты и высота над точкой приземления. К измерению высоты предъявляются более жесткие требования, чем для горизонтальных координат, поэтому их трудно удовлетворить радиотехническими методами. Однако на всех самолетах установлены барометрические высотомеры, которые являются основным средством измерения высоты на маршруте и вспомогательным при заходе на посадку. Из-за ряда особенностей барометрической высоты ее используют только на достаточно больших высотах, где возникающая погрешность не грозит столкновением с землей. К этим особенностям относятся:

- методические, обусловленные косвенным методом измерения: измеряется давление наружного воздуха и в предположении стандартного состояния атмосферы по измеренному давлению рассчитывается высота. Наличие этой погрешности приводит к ухудшению точности измерения;

- возможные ошибки человека (человеческий фактор); эти ошибки обусловлены тем, что в высотомер должно быть введено давление в точке посадки для выбора начала отсчета высоты. Информация об этом давлении формируется на аэродромной метеостанции, затем передается диспетчеру, руководящему процессом захода на посадку; диспетчер по радиотелефону сообщает эту информацию экипажу, и экипаж вводит ее в высотомер. Возможные ошибки при передаче информации в цепочке метеостанция - бортовой вычислитель приводят к нарушению целостности информации.

Техническим результатом заявленного способа является повышение точности и целостности характеристик измерения высоты при заходе ЛА на посадку за счет более полного учета температуры воздуха и исключения влияния человеческого фактора и возможных помех при передаче и вводе информации в систему управления ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что наряду с данными о температуре воздуха на высоте полета, определенной с помощью стандартной бортовой системы регистрации воздушных сигналов, используется измеренная на земле температура воздуха в точке касания ЛА взлетно-посадочной полосы. С земли передается информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания. Информация о температуре из двух источников сравнивается в бортовом вычислительном устройстве. При редком, но возможном случае расхождения сравниваемых значений более заданного порога полученная информация признается недостоверной и в соответствии с действующими авиационными правилами принимается решение об уходе на запасной аэродром, где условия видимости позволяют визуальный заход на посадку. Если сравниваемые показания находятся внутри допустимого порога, то они осредняются. Осреднение имеет два достоинства:

- в бортовой вычислитель вводится средняя температура воздушного столба, что является необходимым исходя из физического смысла задачи;

- как известно из математической статистики, осреднение данных двух независимых источников уменьшает случайную погрешность почти в полтора раза.

Полученная средняя температура столба воздуха используется в бортовом вычислителе для определения эквивалента геометрической высоты.

Для повышения наиболее важного параметра – целостности - ключевым моментом является исключение влияния человеческого фактора. Для этой цели используется современные методы передачи цифровой информации земля-земля и земля-борт АЗН - В (автоматическое зависимое наблюдение - вещательного типа). Данные с метеостанции 10 передаются на наземную радиостанцию и оттуда по радиоканалу 12 - на борт ЛА. На борту они автоматически вводятся в вычислитель 2. Ввиду чрезвычайной ответственности задачи и необходимости получения максимально возможной целостности предусматривается дополнительная проверка процедуры введения данных в бортовой вычислитель 2 путем передачи на землю полученных в бортовом вычислителе 2 данных и сопоставления их с исходными данными метеостанции 10 (см. чертеж - Схему обмена данными с землей для повышения целостности используемой метеорологической информации). Результат сравнения передается на борт. При подтверждении правильности передачи данных в бортовом вычислителе определяется эквивалент геометрической высоты, который используется аналогично сигналу ILS: передается в систему автоматического управления самолетом 1 и отображается на индикаторах пилотов.

Таким образом, обеспечивается защита от использования ошибочной информации при заходе ЛА на посадку в условиях ограниченной видимости.

Краткое описание чертежей

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема обмена данными с землей для повышения целостности используемой метеорологической информации, где:

1 - система управления самолетом (автопилот или система ручного директорного управления);

2 - вычислитель бортовой;

3 - измеритель статического давления;

4 - измеритель температуры наружного воздуха;

5 - радиоприемник бортовой;

6 - передатчик бортовой;

7 - передатчик наземный;

8 - радиоприемник наземный;

9 - вычислитель наземный;

10 - метеостанция;

11 - каналы передачи электрических сигналов;

12 - радиосигналы.

Осуществление изобретения

Предложенный способ осуществляется следующим образом. Информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания формируется на метеостанции 10 и автоматически передается в диспетчерский пункт. Из диспетчерского пункта она передается на борт и автоматически вводится в бортовой вычислитель 2. Информация, введенная в бортовой вычислитель 2, вновь передается на диспетчерский пункт для автоматического подтверждения правильности ее введения. На борту на основании измеренных резервированными измерителями данных о статическом давлении и температуре заторможенного потока, а также полученной информации формируется информация о синтезированной высоте ЛА над планируемой точкой касания.

Реализация предложенного способа при разработке и эксплуатации самолета, предназначенного для выполнения пассажирских и грузовых перевозок на местных воздушных авиалиниях, позволит получать информацию о геометрической высоте с характеристиками 1 кат. ИКАО без использования ИЛС.


Способ определения геометрической высоты полета при заходе летательного аппарата на посадку
Способ определения геометрической высоты полета при заходе летательного аппарата на посадку
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
20.02.2015
№216.013.27fa

Способ повышения целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах контроля целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого на борту оцениваемого в полете воздушного судна (ВС)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541691
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.05.2016
№216.015.3c7c

Устройство выдвижения закрылка

Изобретение относится к авиации. Устройство выдвижения закрылка крыла самолета содержит неподвижно закрепленную на крыле балку, на которой шарнирно закреплены звено несущее переднее, звено несущее заднее и коромысло. С передним и задним несущими звеньями шарнирно соединено звено передней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583239
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.9843

Способ предупреждения столкновений воздушных судов при полетах в зонах пониженной плотности воздушного движения и отсутствии диспетчерской поддержки

Относится к радиотехническим методам определения местоположения объектов в воздушном пространстве и может быть использовано для предупреждения столкновений воздушных судов, в частности легких маневренных самолетов, имеющих минимум приборного оборудования и находящихся в зонах пониженной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609152
Дата охранного документа: 30.01.2017
04.04.2018
№218.016.341c

Способ мониторинга (периодического контроля) систематических погрешностей измерения барометрической высоты

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе повышения достоверности мониторинга...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645815
Дата охранного документа: 28.02.2018
10.05.2018
№218.016.3b89

Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом

Крыло самолета состоит из двух соединенных с фюзеляжем консолей, каждая из которых подкреплена подкосом, и содержит верхнюю панель, передний, центральный и задний лонжероны, балочные и рамные нервюры, а также съемные нижние панели. Нижние панели соединяются с нижними поясами лонжеронов и нервюр...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647399
Дата охранного документа: 15.03.2018
04.07.2018
№218.016.6a49

Способ повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659582
Дата охранного документа: 03.07.2018
20.02.2019
№219.016.bc33

Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты при неоднозначности начала отсчета геометрической высоты

Изобретение относится к области навигационного приборостроения воздушных судов (ВС) и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – повышение точности в процессе принятия решения по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680162
Дата охранного документа: 18.02.2019
14.05.2019
№219.017.518e

Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты на основании данных о скорости

Изобретение относится к области навигационной техники и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты заключается в том, что с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687348
Дата охранного документа: 13.05.2019
26.07.2020
№220.018.3835

Самолет со складываемым крылом и устройство складывания крыла

Группа изобретений относится к авиастроению. Самолет со складываемыми консолями крыла содержит фюзеляж; складывающиеся консоли крыла; хвостовое оперение; устройство складывания консолей крыла, выполненное с возможностью поворота консолей крыла относительно поперечной оси самолета с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727896
Дата охранного документа: 24.07.2020
Показаны записи 1-7 из 7.
20.02.2015
№216.013.27fa

Способ повышения целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах контроля целостности выходных сигналов бортовых спутниковых навигационных приемников. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого на борту оцениваемого в полете воздушного судна (ВС)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541691
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.05.2016
№216.015.3c7c

Устройство выдвижения закрылка

Изобретение относится к авиации. Устройство выдвижения закрылка крыла самолета содержит неподвижно закрепленную на крыле балку, на которой шарнирно закреплены звено несущее переднее, звено несущее заднее и коромысло. С передним и задним несущими звеньями шарнирно соединено звено передней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583239
Дата охранного документа: 10.05.2016
25.08.2017
№217.015.9843

Способ предупреждения столкновений воздушных судов при полетах в зонах пониженной плотности воздушного движения и отсутствии диспетчерской поддержки

Относится к радиотехническим методам определения местоположения объектов в воздушном пространстве и может быть использовано для предупреждения столкновений воздушных судов, в частности легких маневренных самолетов, имеющих минимум приборного оборудования и находящихся в зонах пониженной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609152
Дата охранного документа: 30.01.2017
04.04.2018
№218.016.341c

Способ мониторинга (периодического контроля) систематических погрешностей измерения барометрической высоты

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе повышения достоверности мониторинга...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645815
Дата охранного документа: 28.02.2018
04.07.2018
№218.016.6a49

Способ повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты

Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ повышения достоверности мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659582
Дата охранного документа: 03.07.2018
20.02.2019
№219.016.bc33

Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты при неоднозначности начала отсчета геометрической высоты

Изобретение относится к области навигационного приборостроения воздушных судов (ВС) и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Технический результат – повышение точности в процессе принятия решения по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680162
Дата охранного документа: 18.02.2019
14.05.2019
№219.017.518e

Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты на основании данных о скорости

Изобретение относится к области навигационной техники и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ мониторинга систематических погрешностей измерения барометрической высоты заключается в том, что с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687348
Дата охранного документа: 13.05.2019
+ добавить свой РИД