Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к испытательным стендам, а именно к стендам для вытяжки ремней ременных передач.
Известен стенд для испытания одновременно двух ременных передач, работающих в замкнутом контуре («Машины и стенды для испытания деталей». М.: Машиностроение, 1979, Фиг. 5.12, стр. 180), предназначенных для получения кривых скольжения. Скольжение в испытуемых передачах создают путем разных диаметров сменных шкивов или при помощи дополнительных устройств (вариатора или редуктора с муфтой скольжения).
Недостаток такого стенда в сложности устройства нагружателя.
Известен «Стенд с замкнутым силовым контуром для испытаний ведущих мостов транспортных средств». Патент RU 2178878, G01M 13/02.
Стенд содержит основание, два испытуемых моста (один из них может быть технологическим), входные валы которых кинематически соединены между собой нагружателем, замыкающие передачи, связанные с боковыми полуосями, регулируемый фрикционный ограничитель крутящего момента и измеритель крутящего момента. Нагружатель выполнен в виде эластичной шкивоременной передачи с разновеликими на 0,5-1% диаметрами шкивов, поэтому ограничитель крутящего момента выполнен с малой скоростью и энергией скольжения.
Электродвигатель через измеритель крутящего момента и вязкостную муфту передает вращение входному валу одного из мостов и через эластичную ременную передачу с разновеликими шкивами передается на регулируемый фрикционный ограничитель крутящего момента и далее на входной вал второго моста. Через замыкающие передачи вращение возвращается на ведущий шкив нагружателя. Из-за разности диаметров шкивов нагружателя в дисках регулируемого фрикционного ограничителя крутящего момента постоянно происходит проскальзывание.
Недостаток этого стенда в отсутствии достоверных показаний загрузки контура крутящим моментом, т.к. его измеритель расположен вне контура, в трудоемкости настройки момента скольжения регулируемого фрикционного ограничителя крутящего момента, которая проводится при остановленном приводе.
Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эксплуатационных качеств стенда.
Это достигается тем, что в стенде для вытяжки ремней двух передач по схеме замкнутого контура, содержащем основание, установленные на тихоходном валу через карданный вал два разновеликих по диаметру шкива, шарнирно закрепленный кронштейн с быстроходным валом, на котором соосно установлены ответные шкивы, ограничителем крутящего момента служит встроенная в замкнутый контур на быстроходном валу центробежная колодочная муфта, барабан которой жестко связан с одним из шкивов, а ее центральный вал через упругий элемент связан с другим шкивом, который при этом несамотормозящейся винтовой передачей взаимодействует с подвижным валом, сопрягаемым одним концом шлицевым соединением с центральным валом, а другим через подшипниковый узел со штоком, на конце которого установлен указатель крутящего момента. В этом стенде устанавливается электродвигатель с регулируемыми оборотами вращения, например, электродвигатель переменного тока, включенный через частотный преобразователь, упругий элемент выполнен пружиной кручения, а центробежная колодочная муфта снабжена шестью съемными и одинаковыми по массе равномерно расположенными по окружности колодками. Для тарировки крутящего момента на центральном вале предусмотрен шестигранник для установки съемного динамометрического устройства и второй шкив имеет возможность связи с корпусом кронштейна. Замкнутый контур обеспечивается установкой самих испытуемых ремней.
Повышение эксплуатационных качеств стенда достигается тем, что указатель крутящего момента загрузки контура встроен в сам контур и показывает фактическое значение его загрузки, а встроенная в контур в качестве ограничителя крутящего момента центробежная муфта с шестью съемными колодками и электродвигателем с регулируемыми оборотами вращения позволяет в широком диапазоне в процессе работы менять крутящий момент в контуре.
На фиг. 1 схематично показан его общий вид.
На фиг. 2 - поперечное сечение центробежной колодочной муфты.
Стенд содержит основание 1 с электродвигателем (не показан) и установленными на тихоходном валу на подшипниках 2 и 3 двумя разновеликими по диаметру шкивами 4 и 5, связанных между собой карданным валом 6, шкив 4 имеет возможность продольного перемещения. Сопрягаемые со шкивами 4 и 5 шкивы 7 и 8 установлены на подшипниках 9 и 10 на быстроходном валу в шарнирно закрепленном на основании 1 кронштейне 11, при этом шкив 7 жестко связан с барабаном 12 центробежной колодочной муфты «а», а другой шкив 8 через пружину кручения 13 связан с установленным на игольчатых подшипниках 14 ее центральным валом 15, с которым шлицевым соединением связан подвижный вал 16, на другом конце которого выполнена несамотормозящаяся винтовая резьба «б», контактирующая с ответной резьбой, выполненной в шкиве 8. Подшипниковым узлом 17 с подвижным валом 16 связан шток 18, на другом конце которого установлен указатель «г» величины крутящего момента в контуре.
Центробежная колодочная муфта «а» снабжена шестью одинаковыми по массе равномерно расположенными по окружности колодками 19.
На конце центрального вала 15 выполнен шестигранник «в» для установки съемного динамометрического устройства 20, а шкив 8 имеет возможность связи с корпусом кронштейна 11. На стенд устанавливаются испытуемые ремни 21 и 22.
Стенд работает следующим образом.
Производится тарировка показаний крутящего момента в контуре: шкив 8 технологическим стопором (не показан) связывается с корпусом поворотного кронштейна 11, на шестигранник «в» устанавливается динамометрическое устройство 20, которым закручивается пружина кручения 13; поворот подвижного вала 16 через несамотормозящуюся винтовую резьбу «б», подшипниковый узел 17 трансформируется в осевое перемещение штока 18, на конце которого наносятся риски с соответствующими им величинами крутящего момента на динамометрическом устройстве 20, которое после тарировки демонтируется.
На шкивы устанавливаются испытываемые ремни 21 и 22, которыми обеспечивается замкнутый контур стенда. Перемещением шкива 4 и разворотом кронштейна 11 талрепом (не показан) обеспечивается нужное натяжение ремней 21 и 22.
В центробежной муфте «а» в зависимости от передаваемого момента устанавливается необходимое количество колодок 19, которых может быть две противоположно установленных, три равномерно установленных по окружности, четыре при двух противоположно расположенных демонтированных и шесть колодок.
Включается электродвигатель и изменением числа его оборотов устанавливается по показаниям указателя «г» необходимый крутящий момент непосредственно в контуре, при этом из-за разности диаметров шкивов 4 и 5 в центробежной муфте «а» постоянно происходит скольжение колодок с небольшими оборотами и, соответственно, с небольшой мощностью потерь.
В данном стенде роль нагружателя выполняют сами испытуемые ремни 21 и 22, ограничитель крутящего момента выполнен центробежной колодочной муфтой «а» с простой регулировкой изменением скорости вращения электродвигателя крутящего момента скольжения, причем в широком диапазоне за счет разного количества устанавливаемых колодок 19, что повышает эксплуатационные качества стенда.