×
25.08.2017
217.015.bf03

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к контролю качества углеводородных топлив. Содержание монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах определяют по цветовому переходу индикаторного тестового средства после контактирования с анализируемой пробой. Индикаторное тестовое средство представляет собой пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, импрегнированную раствором индикатора - тетрахлор-1,4-бензохинона. По появлению в месте контактирования анализируемой пробы с индикаторным тестовым средством пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе. Достигается повышение чувствительности и селективности анализа. 4 ил., 4 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам исследования и анализа материалов химическими способами с помощью химических индикаторов, в частности к способу определения содержания монометиланилина (ММА) (тривиальное название в промышленности продукта, основным веществом которого является N-метиланилин) в углеводородных топливах - автомобильных и авиационных бензинах, дизельных топливах и топливах для реактивных двигателей, и может быть использовано в стационарных и/или передвижных лабораториях контроля качества нефтепродуктов, на автозаправочных станциях и нефтебазах.

Монометиланилин обладает значительной антидетонационной активностью и применяется, в том числе в составе многочисленных комплексных присадок, для повышения октанового числа автомобильных бензинов. Применение присадок на основе ММА имеет, однако, негативные эффекты, такие, как торможение процесса горения, снижение экономичности двигателя и повышение токсичности отработанных газов. Современные нормативные документы [Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №826). 2012. 22 С., ГОСТ 32513-2013. «Топлива моторные. Бензин неэтилированный», Изм. №6 к ГОСТ 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин»] вводят запрет на использование ММА, а следовательно, и присадок на его основе, в составе автомобильных бензинов (АБ) экологического класса 5, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к чувствительности методов контроля за содержанием ММА в АБ. В связи с возможностью привнесения ММА из состава АБ при хранении или при неполном сливе придонного слоя в состав других видов углеводородных топлив необходимо определение содержания примесей ММА в дизельных топливах (ДТ), топливах для реактивных двигателей (ТРД) и в авиационных бензинах (АвБ). Кроме того, ММА может применяться как компонент композиций для авиационного бензина [RU 2569311, 2015].

При изучении научно-технической и патентной литературы были выявлены следующие способы определения ММА в топливах.

Известны газохроматографические способы определения ММА в автомобильных бензинах [ГОСТ Р 54323-2011. «Бензины автомобильные. Определение N-метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии», Стандарт организации СТО 08151164-015-2010. «Хроматографический метод определения монометиланилина технического в автомобильных бензинах», г. Москва, 2010, ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»]. Общими недостатками способов является использование дорогостоящего, нетранспортабельного оборудования, невысокая чувствительность определения ММА в бензинах (0,1% об.), значительные трудозатраты при проведении испытаний, а также определение ММА только в автомобильных бензинах и невозможность определения ММА в составе других углеводородных топлив (дизельных и топлив для реактивных двигателей). Особо следует отметить, что при анализе по ГОСТ Р 54322-2011 некоторых автомобильных бензинов, не содержащих ММА, в области хроматограммы, характерной для ММА, появляется сигнал, не относящийся к ММА, но характеризующийся тем же временем удерживания.

Другая группа методов основана на использовании индикаторных тест-систем, в которых о концентрации ММА в анализируемом АБ судят по изменению окраски твердого носителя или индикаторной бумаги. Так, известен способ определения содержания ММА в АБ с помощью кислотно-основного индикатора - бромфенолового синего. Выводы о присутствии ММА в АБ делают по изменению цвета индикаторной бумаги, пропитанной водно-спиртовым (1:1) раствором бромфенолового синего с концентрацией 0,15-0,25% масс. Перед анализом бензина носитель погружают в раствор соляной кислоты концентрации 0,01-0,02 моль/дм3, после чего бумага приобретает желтую окраску. После контактирования с пробой анализируемого бензина по изменению цвета твердого носителя от желтого через зеленый до фиолетово-синего судят о наличии ММА в бензине. Содержание ММА определяют по градуировочной цветовой шкале [RU 2425366, 2011].

Недостатком указанного способа является неизбирательность кислотно-основного индикатора бромфенолового синего по отношению к ММА, а именно способность его реагировать и с другими компонентами АБ, проявляющими свойства оснований, например, с моющими присадками и щелочами, используемыми при очистке нефтяных фракций. Возможно также получение недостоверных результатов при анализе образцов АБ, основность которых снижена за счет присутствия в составе бензина продуктов кислотного характера, например продуктов его окисления, накапливающихся в бензине при длительном хранении. К числу недостатков способа относится необходимость использования при его выполнении агрессивного химического реагента - соляной кислоты. Кроме того, оценка цвета индикаторной бумаги субъективна, что снижает достоверность результатов определений.

Известен также способ определения содержания ММА в углеводородных топливах по цветовому переходу индикаторного тестового средства, в качестве которого используют таблетированный нейтральный оксид алюминия с иммобилизованным на его поверхности гексацианоферратом (III) калия, после контактирования с пробой анализируемого топлива. Индикаторное тестовое средство готовят обработкой порошка нейтрального оксида алюминия водным раствором гексацианоферрата (III) калия (ГЦФК) концентрации 0,9-1,3% масс. с последующей сушкой при температуре 105-115°C в течение 80-90 мин. Полученный сорбент таблетируют прессованием. Для определения содержания ММА в пробе анализируемого топлива несколько ее капель наносят на таблетку индикаторного средства и фиксируют его цвет в месте контакта с пробой. Концентрацию ММА в пробе определяют по изменению цвета и интенсивности окрашивания пятна на таблетке от ярко-желтого до красно-коричневого, для чего сравнивают зафиксированный цвет с предварительно подготавливаемой градуировочной цветовой шкалой. Фиксацию цвета пятна и его сравнение с градуировочной цветовой шкалой проводят непосредственно после контакта тестового средства с анализируемой пробой топлива при содержании ММА в концентрации свыше 0,01-0,03% об.; при содержании ММА в меньшей концентрации фиксацию цвета пятна проводят спустя 5-10 мин после контакта [RU 2548724, 2013].

Недостатком указанного способа является низкая достоверность получаемых результатов, обусловленная использованием гексацианоферрата (III) калия, являющегося универсальным окислителем, способным реагировать с другими компонентами АБ, например, металлосодержащими присадками. Кроме того, зависимость продолжительности периода развития окраски пятна от концентрации ММА существенно затрудняет проведение анализа; предел обнаружения составляет 0,01% об., что, в свою очередь, не позволяет достоверно судить об отсутствии ММА в углеводородных топливах; кроме того, получение тестового средства достаточно трудоемко и продолжительно во времени, а оценка цвета пятна на таблетке субъективна, что может приводить к ошибкам в определении концентрации ММА.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является способ определения монометиланилина в автомобильном бензине индикаторным тестовым средством по его цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого бензина. В качестве индикатора используют 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат, нанесенный на твердофазный носитель - бумагу для экспресс-тестов или индикаторную трубку, в качестве основы-наполнителя которой используют двуокись кремния. Содержание N-метиланилина в бензине при использовании бумаги для экспресс-тестов определяют по изменению ее окраски от белой до розовой, светло-красной, красной или темно-бордовой. При использовании индикаторной трубки содержание N-метиланилина определяют по длине зоны трубки, имеющей темно-красную окраску. Используемый в качестве индикатора 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат предварительно синтезируют путем смешения 4-метоксианилина в растворе соляной кислоты с тетрафторборатом аммония с добавлением водного раствора азотистокислого натрия с последующим отделением и сушкой выпавшего осадка. Из реагентной индикаторной бумаги, обработанной пропиточным водным раствором 4-метоксибензолдиазония тетрафторбората с добавкой щавелевой кислоты, готовят индикаторные полоски, а индикаторный сорбент - оксид кремния - помещают в стеклянные трубки с перетяжкой и с длиной столбика наполнителя 90 мм. Концентрацию N-метиланилина в бензине определяют по изменению цвета индикаторной бумаги после контакта с пробой топлива и сравнения результата с градуировочной цветовой шкалой либо по длине окрашенной в темно-красный цвет зоны трубки [RU 2489715, 2012].

Недостатками способа являются неселективность по отношению к ММА реакции азосочетания и, как следствие, - возможность участия в указанной реакции других ароматических аминов и фенолов, в том числе антиокислительных присадок, присутствующих в составе АБ, что может приводить к получению ложноположительных результатов при определении ММА, а также недостаточно высокая чувствительность определения ММА, составляющая 0,1% об. Кроме того, область применения способа ограничена только анализом автомобильных бензинов.

Перед авторами стояла задача разработки высокочувствительного, селективного, простого в исполнении, доступного для широкого применения и высокопроизводительного метода определения ММА как в автомобильных бензинах, так и в других видах углеводородных топлив.

Технический результат изобретения - повышение селективности и чувствительности (минимальная определяемая концентрация составляет 0,005% об. против 0,1% об. для прототипа) определения с одновременным упрощением изготовления индикаторного тестового средства и снижением стоимости расходных материалов за счет использования коммерчески доступных реактивов и пластин для тонкослойной хроматографии.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения содержания монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах индикаторным тестовым средством по цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого топлива согласно изобретению в качестве индикатора используют тетрахлор-1,4-бензохинон, нанесенный на пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, и по появлению пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе.

Изобретение проиллюстрировано фиг. 1-4:

фиг. 1 - внешний вид пятен, соответствующих ММА, на поверхности индикаторного тестового средства после контактирования с растворами сравнения ММА в модельной смеси состава автомобильных бензинов;

фиг. 2 - градуировочный график для определения ММА в автомобильных бензинах в координатах «натуральный логарифм концентрации ММА в растворах сравнения» - «натуральный логарифм интенсивности окраски пятна, соответствующего ММА»;

фиг. 3 - градуировочные графики для определения ММА в топливах для реактивных двигателей марок ТС-1 и РТ в координатах «концентрация ММА в растворах сравнения» - «интенсивность окраски пятна, соответствующего ММА»;

фиг. 4 - градуировочные графики для определения ММА в дизельных топливах ДТ-Л, ДТ-З и ДТ-А в координатах «концентрация ММА в растворах сравнения» - «интенсивность окраски пятна, соответствующего ММА».

Использование в заявляемом способе тонкослойной хроматографии (ТСХ), позволяющей проводить разделение компонентов анализируемых проб, в том числе отделение аналита от других компонентов проб [«Основы тонкослойной хроматографии (планарная хроматография)» Пер. с англ. / Гейсс Ф., под ред. В.Г. Березкина. – М.: 1988. - С. 31-33], в ее радиальном варианте [«Основы тонкослойной хроматографии (планарная хроматография)» Пер. с англ. / Гейсс Ф., под ред. В.Г. Березкина. – М.: 1988. - С. 163-172] обусловливает устранение мешающих влияний компонентов топлив на результаты определений ММА.

В качестве реагента-индикатора был выбран тетрахлор-1,4-бензохинон (хлоранил), являющийся реагентом для детектирования вторичных аминов в воздухе и водных растворах, реакция с которыми протекает с образованием окрашенных продуктов. Хлоранил - кристаллическое вещество желтого цвета (Тпл=295-296°C) [«Свойства органических соединений: Справочник. - Под. ред. Потехина А.А. - Л.: Химия, 1984. - С. 116-117], коммерчески доступный реактив.

В качестве основы для нанесения раствора реагента-индикатора при приготовлении индикаторного тестового средства были использованы пластины для ТСХ марки «Sorbfil» ПТСХ-АФ-А-УФ по ТУ 4215-002-43636866-2007 производства фирмы ООО «Имид» (Краснодар) (10*10 см) с широкопористым сорбентом силикагель (размер частиц 5-17 мкм). Коммерческая доступность таких пластин делает возможным массовое использование заявляемого способа. При контактировании сорбента, импрегнированного раствором тетрахлор-1,4-бензохинона, с пробами топлив, содержащих ММА, на поверхности сорбента наблюдается образование четко очерченных пятен, имеющих окраску различного цвета, интенсивность которой возрастает с увеличением концентрации ММА в топливах, например, от светло-фиолетовой (при концентрации ММА в АБ 0,005% об.) до темно-синей (при концентрации ММА в АБ 2,5% об.) (фиг. 1).

Использование для определения ММА в углеводородных топливах, являющихся сложными смесями, содержащими значительное число компонентов, в качестве индикатора тетрахлор-1,4-бензохинона в совокупности с осуществлением операции импрегнирования его раствором пластин для ТСХ с широкопористым сорбентом силикагель позволило обеспечить протекание на поверхности пластин цветной реакции между индикатором и ММА из состава анализируемых топлив с образованием четко очерченных цветовых пятен ее продукта, имеющих специфическую окраску, дифференцирующуюся в зависимости от концентрации ММА в топливе. Это подтверждается нижеприведенными примерами.

Способ определения содержания ММА в углеводородных топливах реализуется следующим образом.

Готовят пропиточный раствор для пластины марки «Sorbfil» ПТСХ-АФ-А-УФ. Для этого навеску тетрахлор-1,4-бензохинона массой 10 г растворяют в 30 мл толуола, суспензию интенсивно перемешивают на магнитной мешалке при температуре 35-40°C в течение 10 минут. Маточный раствор отделяют декантированием и переносят в емкость для импрегнирования, в которую затем помещают пластину для ТСХ. Пластину выдерживают в пропиточном растворе в течение 8-10 минут, затем высушивают на воздухе до полного испарения с ее поверхности толуола. После импрегнирования пластина приобретает светло-желтую окраску. Индикаторное тестовое средство может храниться в темном месте в течение 6 месяцев.

Для определения присутствия ММА в углеводородных топливах на приготовленное индикаторное тестовое средство наносят одну-две капли анализируемой пробы топлива. О присутствии ММА в анализируемой пробе судят по появлению в месте контактирования тестового средства с пробой пятен, имеющих окраску от светло-фиолетовой до темно-синей. При отсутствии ММА в пробе окраска пятен варьируется от светлой желто-розовой до светло-коричневой.

Для количественного определения содержания ММА индикаторное тестовое средство с визуально наблюдаемыми пятнами, образовавшимися в месте его контактирования с анализируемой пробой топлива, высушивают на воздухе в течение 5 минут, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочному графику ее концентрационной зависимости определяют концентрацию ММА в анализируемой пробе.

Изобретение поясняется следующими примерами определения содержания ММА в углеводородных топливах.

Пример 1

Определение ММА в автомобильном бензине

Анализируемые пробы АБ наносят на индикаторное тестовое средство, которое высушивают на воздухе в течение 5 минут. При появлении на поверхности тестового средства имеющих характерную окраску пятен, соответствующих ММА, тестовое средство сканируют на планшетном сканере с сохранением изображений в формате JPG. С помощью инструмента «Гистограмма» программы GIMP 2.8 в центре каждого пятна, соответствующего ММА, выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и определяют яркость окраски (А) по каналам RGB, после чего по формуле (I=255-А) вычисляют интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в составе анализируемых проб АБ определяют по градуировочному графику зависимости величин натурального логарифма интенсивности окраски пятна, ln(I), от значений натурального логарифма концентрации, ln(С), описываемому функцией ln(I)=0,1245*ln(C)+4,3168, (R2=0,992) (фиг. 2). Градуировочная зависимость была получена сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения, приготовленных на основе модельной смеси (МС) состава АБ, содержащей изооктан, гептан и толуол в концентрации 50, 20 и 30% об., соответственно, с различной концентрацией ММА. Концентрация ММА в растворах сравнения составляла от 0,005% об. до 2,5% об. Результаты определения для испытанных образцов №№1-3 АБ приведены в таблице 1.

Пример 2

Определение ММА в топливе для реактивных двигателей.

Анализируемые пробы ТРД наносят на поверхность индикаторного тестового средства, которое высушивают на воздухе в течение 5 минут. При появлении на поверхности тестового средства имеющих характерную окраску пятен, соответствующих ММА, индикаторное тестовое средство сканируют на планшетном сканере. С использованием программы GIMP 2.8 в центре изображения каждого пятна выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и определяют яркость окраски (А) по каналам RGB, после чего по формуле (I=255-А) вычисляют интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в анализируемых пробах ТРД определяют по градуировочным графикам зависимости величин интенсивности окраски пятна, (I), от концентрации, (С), описываемым функцией I=105,6*C+87,78 (R2=0,9905) для топлива РТ и функцией I=99,3C+93,19 (R2=0,9855) - для топлива ТС-1 (фиг. 2). Градуировочные зависимости были получены сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения, приготовленных на основе не содержащих ММА образцов ТРД марок ТС-1 и РТ с различным содержанием ММА. Содержание ММА в растворах сравнения составляло от 0,1% об. до 0,5% об. Результаты определения для испытанных образцов №№4 и 5 ТРД приведены в таблице 2.

В примере анализу подвергали образцы, приготовленные соответственно на основе образцов ТРД марок РТ и ТС-1, не содержащих ММА, введением в них ММА в известной концентрации. Концентрация введенного ММА в образцах №№4 и 5 составила 0,35 и 0,16% об. соответственно.

Пример 3

Определение ММА в дизельном топливе

Для определения содержания ММА в составе ДТ анализируемые образцы дизельного топлива наносят на индикаторное тестовое средство. Высушивают его на воздухе в течение 5 минут, после чего сканируют на планшетном сканере с сохранением изображений в формате JPG. С использованием программы GIMP 2.8 в центре изображения каждого пятна выбирают ячейку растра размером 15*15 рх и рассчитывают интенсивность окраски пятен. Концентрацию ММА в образцах ДТ определяют по градуировочным графикам зависимости величин интенсивности окраски пятна, (I), от концентрации, (С), описываемым функцией I=46,0*С+116,6 (R2=0,9874) для топлива ДТ-Л, функцией I=97,231*С+86,638 (R2=0,9823) - для топлива ДТ-З и функцией I=91,346*С+91,708 (R2=0,9988) - для топлива ДТ-А (фиг. 3). Градуировочные зависимости были получены сканированием и цифровой обработкой изображений пятен, соответствующих ММА, образовавшихся при контактировании тестового средства с пробами растворов сравнения с различной концентрацией ММА, приготовленных на основе не содержащих ММА образцов ДТ летнего, зимнего и арктического соответственно. Содержание ММА в растворах сравнения составляло от 0,1% об. до 1% об. Результаты определения для испытанных образцов №№6-8 приведены в таблице 3.

В примере анализу подвергали образцы №№6, 7 и 8, приготовленные соответственно на основе образцов ДТ летнего, зимнего и арктического, не содержащих ММА, введением в них ММА в концентрации 0,24, 0,35 и 0,43% об. соответственно.

Пример 4

Определение ММА в углеводородных топливах, не содержащих ММА

Пробы не содержащих ММА образцов АБ марки АИ-95 К5, образцы ТРД марок РТ и ТС-1 и образцы ДТ летнего, зимнего и арктического наносят на индикаторное тестовое средство с последующим высушиванием его на воздухе в течение 5 минут. Наблюдают изменение окраски индикаторного тестового средства в месте контактирования тестового средства с анализируемыми пробами. Описание проявившейся окраски приведено в таблице 4.

Полученная окраска пятен существенно отличается от окраски пятен проб, содержащих ММА, в том числе в концентрации 0,005% об. (фиг. 1), которая является минимально определяемой.

Таким образом, описываемый способ определения содержания ММА в углеводородных топливах с использованием разработанного индикаторного тестового средства является более чувствительным (минимальная определяемая концентрация составляет 0,005% об. против 0,1% об. для прототипа) и селективным и позволяет проводить достоверное определение более низких концентраций ММА по сравнению с известными способами. Способ может широко применяться благодаря простоте изготовления индикаторного тестового средства и доступности, а также незначительной стоимости расходных материалов - реактивов и пластин для тонкослойной хроматографии. Применение способа позволяет повысить производительность определений ММА по сравнению с таковой для известных способов за счет возможности проведения одновременного экспресс-анализа значительного количества проб углеводородных топлив, число которых ограничено только размерами используемой хроматографической пластины.

Способ определения содержания монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах индикаторным тестовым средством по его цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого топлива, отличающийся тем, что в качестве индикатора используют тетрахлор-1,4-бензохинон, нанесенный на пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, и по появлению пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе.
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Способ определения содержания монометиланилина в углеводородных топливах
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 105.
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.12.2013
№216.012.8fd7

Способ получения хромогенного комплекса чаги

Изобретение относится к способу получения хромогенного комплекса чаги, в котором измельченную чагу заливают водой в массовом соотношении (0,5-1,5)-(3,5-4,5), замораживают при температуре минус 16±3°С в течение 1-4 часов, настаивают 1-2 часа при температуре 65-75°С, фильтруют, фильтрат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502516
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.03.2014
№216.012.ab4c

Способ получения экстракта из шрота чаги

Изобретение относится к фармацевтической, пищевой и косметической промышленности и касается получения экстракта из шрота чаги. Способ получения экстракта из шрота чаги, включающий замораживание шрота, затем его заливают водным раствором, содержащим диметилсульфоксид и гидроокись натрия, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509567
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6f0

Способ управления перекачкой жидкости по трубопроводу

Способ предназначен для автоматического регулирования процесса принудительного вытеснения светлых нефтепродуктов сжатым газом из участков трубопроводов. Способ включает вытеснение разделителем под действием сжатого газа, подаваемого от установленной на начальном пункте трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520802
Дата охранного документа: 27.06.2014
Показаны записи 1-10 из 70.
20.02.2013
№216.012.27ea

Установка для оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резиной, применяемой в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив. Установка состоит из каркаса с закрепленным в нем твердотельным термостатом с гнездом, в котором помещена герметичная реакционная емкость с испытуемым топливом. В крышке реакционной емкости жестко закреплен полый цилиндр, внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475738
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.05.2013
№216.012.3d29

Устройство для временной заделки пробоин и трещин в заполненных жидкостью стальных резервуарах

Изобретение относится к средствам временного ремонта стенок полых изделий из углеродистых (ферромагнитных) материалов, в частности стальных резервуаров, заполненных нефтью, нефтепродуктами и другими жидкостями и находящихся под внутренним избыточным давлением. Устройство содержит жесткий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481224
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.12.2013
№216.012.8fd7

Способ получения хромогенного комплекса чаги

Изобретение относится к способу получения хромогенного комплекса чаги, в котором измельченную чагу заливают водой в массовом соотношении (0,5-1,5)-(3,5-4,5), замораживают при температуре минус 16±3°С в течение 1-4 часов, настаивают 1-2 часа при температуре 65-75°С, фильтруют, фильтрат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502516
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.03.2014
№216.012.ab4c

Способ получения экстракта из шрота чаги

Изобретение относится к фармацевтической, пищевой и косметической промышленности и касается получения экстракта из шрота чаги. Способ получения экстракта из шрота чаги, включающий замораживание шрота, затем его заливают водным раствором, содержащим диметилсульфоксид и гидроокись натрия, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509567
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
+ добавить свой РИД