×
25.08.2017
217.015.ab51

Результат интеллектуальной деятельности: Преобразователь тяговый локомотива

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Преобразователь тяговый локомотива содержит n-число каналов преобразования электрической энергии. Каналы преобразователя формируются зарядно-разрядным преобразователем, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, источником питания от внешней сети и/или преобразователем частоты дизель-генератора. При этом зарядно-разрядный преобразователь, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения, источник питания от внешней сети и/или преобразователь частоты дизель-генератора соединены между собой. Кроме того, зарядно-разрядный преобразователь, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения, источник питания от внешней сети и/или преобразователь частоты дизель-генератора содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление, защиту и диагностику собственного канала. Технический результат заключается в повышении энергетической эффективности локомотива. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к областям электротехники и железнодорожного транспорта, в частности - к преобразованию переменного либо постоянного тока в стабильный по напряжению постоянный с последующим преобразованием его в регулируемый постоянный и переменный для питания коллекторных тяговых двигателей, собственных нужд локомотива и внешних потребителей транспортных средств, в частности маневровых тепловозов ТЭМ31Г с гибридной силовой установкой.

Из уровня техники известен силовой полупроводниковый преобразователь для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой охлаждения по патенту РФ №73566 на полезную модель с датой приоритета от 29.01.2008 г., содержащий модульные блоки с образованием каналов преобразования электрической энергии, соединенных внутренними токопроводящими шинами, систему контроля и управления каналами преобразования электрической энергии в режиме электрического торможения.

Недостатком силового полупроводникового преобразователя является отсутствие возможности рекуперативного торможения.

Известна комбинированная (гибридная) энергоустановка транспортного средства на базе мотор-генераторной установки по заявке №2008147043 на выдачу патента РФ на изобретение с датой приоритета от 28.11.2008, включающая в себя тяговый электродвигатель, подключенный к накопителю энергии с возможностью потребления его энергии в процессе движения транспортного средства и рекуперации энергии в процессе торможения транспортного средства. Первичный источник электрической энергии для зарядки накопителя энергии представляет собой двигатель-генераторную установку с системой управления. Тяговый электродвигатель подключен к накопителю энергии через преобразователь напряжения (инвертор).

Недостатком является наличие накопителя в буфере, что не позволяет обеспечить номинальные режимы работы накопителя и реализовать его защиты, а также отсутствует возможность питания от внешнего источника напряжения.

Известен двухдвигательный тяговый электропривод на базе двигателей независимого возбуждения из патента РФ №2332316 на изобретение с датой приоритета от 27.12.2006, содержащий общий или же индивидуальные статические преобразователи в якорных цепях, реверсивный преобразователь в цепи обмоток возбуждения.

Недостатками технического решения являются отсутствие возможности управления вспомогательными машинами и отсутствие автономного источника энергии для подзарядки батареи во время эксплуатации тепловоза.

Из описания изобретения «Способ работы маневрового тепловоза с энергетической установкой» по патенту РФ №2428335 с датой приоритета от 05.05.2010 известен тепловоз с энергетической установкой, который состоит из дизель-генератора большой размерности, дизель-генератора малой размерности, тяговых двигателей реверсивного типа, силовой аккумуляторной батареи. Изобретение направлено на оптимизацию режимов работы энергетической установки тепловоза за счет комбинации подключения дизель-генераторов и силовой аккумуляторной батареи. Электродвигатели получают питание как от дизель-генератора, так и от силовой аккумуляторной батареи. На малых нагрузках работают дизель-генераторы малой размерности с силовой аккумуляторной батареей. На больших нагрузках - два дизель-генератора и силовая аккумуляторная батарея. Рекуперацию электроэнергии производят в режиме торможения тепловоза, переводя тяговые двигатели в генераторный режим.

Недостатком технического решения, которое раскрыто в описании данного изобретения, является отсутствие возможности реализации защиты аккумуляторной батареи при внештатных ситуациях работы тепловоза.

Наиболее близким техническим решением является изобретение «Силовой полупроводниковый преобразователь для тепловоза с питанием трехфазным переменным током от синхронного дизель-генератора с системой вертикального воздушного охлаждения» по патенту РФ №2342260 с датой приоритета от 29.11.2007 г., содержащее группы силовых полупроводниковых тиристорных модульных блоков, собранных в шесть трехфазных электрических тиристорных мостов с образованием первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого каналов преобразования электрической энергии, соединенных с внутренними фазными токопроводящими шинами трехфазного переменного тока и шинами выпрямленного тока каждого канала преобразования. При этом содержит блок управления каналами преобразования с элементами защиты каждого канала.

Недостатком прототипа является отсутствие возможности регулирования тока возбуждения и работы в режиме рекуперативного торможения.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение энергетической эффективности локомотива (снижение удельного расхода топлива и количества потребленной электроэнергии).

Техническими результатами изобретения являются:

- обеспечение постоянства величины напряжения на промежуточной шине, требуемой и необходимой для питания частотных преобразователей для общепромышленных асинхронных двигателей в широком диапазоне напряжений первичных источников питания;

- расширение диапазона регулирования силы тяги за счет регулирования возбуждения тяговых двигателей посредством управления токами возбуждения тяговых двигателей;

- возможность обеспечения работы тяговых двигателей в режиме электрического рекуперативного торможения,

- оптимизация режимов работы энергетической установки локомотива за счет рекуперирования тормозной энергии и повторного использования ее на тягу и на собственные нужды,

- повышение КПД локомотива (снижение расхода топлива и количества потребленной электроэнергии).

Технические результаты обеспечиваются за счет того, что преобразователь тяговый локомотива содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, которые представлены зарядно-разрядным устройством, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, первичным источником питания, соединенных между собой промежуточной шиной питания. При этом зарядно-разрядный преобразователь, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения и первичный источник питания соединены между собой. Зарядно-разрядный преобразователь, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения, первичный источник питания содержат программное обеспечение, позволяющее осуществлять управление и защиту собственного канала питания.

Устройство управления током возбуждения может включать в себя блок гальванической развязки и блок управления током возбуждения.

В качестве первичного источника питания может быть преобразователь частоты дизель-генератора либо источник питания от внешней сети.

Преобразователь тяговый локомотива может содержать инвертор для питания собственных нужд локомотива и внешних потребителей, устройство электродинамического торможения, модуль охлаждения.

К каналам преобразования электрической энергии, соединенным промежуточной шиной питания, относятся:

- каналы заряда и разряда накопителя энергии (зарядно-разрядный преобразователь);

- каналы управления током якоря (конверторы);

- каналы управления током возбуждения (устройство управления током возбуждения);

- каналы первичного питания (источник питания от внешней сети и/или преобразователь частоты дизель-генератора);

- каналы питания собственных нужд локомотива и внешних потребителей (инвертор);

- канал электродинамического торможения (устройство электродинамического торможения).

На фигуре 1 представлена структурная схема преобразователя тягового локомотива.

Преобразователь тяговый 1 локомотива содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, соединенных между собой промежуточной шиной питания 2. Каналы заряда и разряда накопителя энергии (аккумуляторная или конденсаторная батарея) формируются зарядно-разрядным преобразователем 3. Каналы первичного питания формируются источником питания от внешней сети 4 и/или преобразователем частоты дизель-генератора 5. Каналы управления током якоря формируются n-числом конверторов 6. Каналы управления током возбуждения формируются устройством управления током возбуждения 7, который может включать в себя блок гальванической развязки 8 и блок управления током возбуждения 9. Каналы питания собственных нужд локомотива и внешних потребителей формируются инвертором 10. Канал электродинамического торможения формируется устройством электродинамического торможения 11. Зарядно-разрядный преобразователь 3, первичный источник питания 4 и/или 5, n-число конверторов 6 и устройство управления током возбуждения 8 соединены между собой промежуточной шиной питания 2. Элементы 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 содержат систему диагностики и систему автоматического регулирования выходных параметров для осуществления внутренней диагностики и передачи результатов диагностирования в систему управления локомотива за счет программного обеспечения, выполняющего программный контроль. Преобразователь тяговый 1 может содержать модуль охлаждения 12, который может быть выполнен с воздушным охлаждением или с принудительным воздушным охлаждением с замкнутыми жидкостными контурами.

Преобразователь тяговый локомотива работает следующим образом.

Зарядно-разрядный преобразователь 3 обеспечивает преобразование напряжения постоянного тока на промежуточной шине питания в требуемое напряжение или ток для заряда накопителя энергии, направляет рекуперированную при электрическом торможении энергию в накопитель энергии. Зарядно-разрядный преобразователь 3 обеспечивает питание промежуточных шин постоянного тока от накопителя энергии в режиме тяги и на стоянке.

Энергия для заряда накопителя энергии поступает от источника питания от внешней сети и/или от преобразователя частоты дизель-генераторной установки, либо от конверторов в режиме рекуперативного торможения.

Входное трехфазное напряжение с дизель-генератора локомотива поступает на вход преобразователя частоты дизель-генератора 5, который преобразует его в напряжение постоянного тока и выдает на промежуточную шину питания для питания составных частей преобразователя тягового 1.

В режиме рекуперативного торможения дизель-генератор может использоваться как потребитель рекуперированной энергии.

Входное напряжение внешней сети (контактная сеть либо выпрямительная установка стационарного зарядного устройства) поступает на вход источника питания 4, который преобразует его в напряжение постоянного тока и выдает на промежуточную шину питания для питания составных частей преобразователя тягового 1.

Конверторы 6 управляют токами якорей тяговых двигателей и обеспечивают плавное регулирование напряжения либо тока якорей тяговых двигателей.

Устройство управления током возбуждения 7 обеспечивает регулирование тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, обеспечивая гальваническую развязку от якорных цепей, и возможность реверсирования тока в обмотках возбуждения.

Устройство управления током возбуждения 7 работает следующим образом: блок гальванической развязки 8 формирует гальванически развязанное постоянное напряжение, которое подается на вход блока управления током возбуждения 9. Блок 9 формирует и выдает требуемое значение тока в обмотки возбуждения тяговых двигателей.

Задавая с помощью конверторов 6 требуемое значение тока якоря по уставкам в якорную цепь, а с помощью устройства управления током возбуждения 7 требуемое значение тока возбуждения, формируется необходимый момент на валу тяговых двигателей.

Инвертор 10 и устройство электродинамического торможения 11 могут быть подключены к шинам постоянного тока преобразователя тягового 1. Инвертор 10 обеспечивает преобразование постоянного напряжения в переменное трехфазное для питания компрессора и защиту подключенного компрессора в процессе его работы. Устройство электродинамического торможения 11 обеспечивает передачу энергии, получаемой при рекуперативном торможении на внешний тормозной резистор.

Зарядно-разрядный преобразователь 3, источник питания от внешней сети 4 и преобразователь частоты дизель-генераторной установки обеспечивают постоянного напряжение на промежуточной шине питания.

Обеспечение постоянства стабильного напряжения шины постоянного тока позволяет производить питание внешних потребителей без дополнительного повышения напряжения, а также реализует возможность питания частотных преобразователей для общепромышленных асинхронных электродвигателей вспомогательных машин.

Управление токами возбуждения обеспечивает возможность создания большой силы тяги меньшим током якоря при работе на малых скоростях, а также возможность рекуперативного торможения.

Применение зарядно-разрядного преобразователя повышает энергетическую эффективность локомотива (снижение удельного расхода топлива и количества потребленной электроэнергии) за счет использования аккумулированной в режиме рекуперативного торможения энергии на тягу и собственные нужды, а также за счет оптимизации режимов работы дизель-генераторной установки.

Выполнение преобразователя тягового локомотива, который содержит n-число каналов преобразования электрической энергии, соединенных между собой промежуточной шиной питания и сформированных зарядно-разрядным устройством, n-числом конверторов, устройством управления током возбуждения, источником питания от внешней сети и/или преобразователем частоты дизель-генератора, при этом зарядно-разрядное устройство, n-число конверторов, устройство управления током возбуждения, источник питания от внешней сети и/или преобразователь частоты дизель-генератора содержат программное обеспечение, осуществляющее управление и защиту собственного канала питания, обеспечивают возможность работы тяговых двигателей в режиме электрического рекуперативного торможения, постоянство напряжения электропитания локомотива в широком диапазоне напряжений на входах первичных источников питания, расширение диапазона регулирования силы тяги, оптимизацию режимов работы энергетической установки локомотива, повышение КПД локомотива (снижение расхода топлива и количества потребленной электроэнергии).


Преобразователь тяговый локомотива
Преобразователь тяговый локомотива
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 41.
10.02.2013
№216.012.24e6

Стабилизированный преобразователь напряжения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к преобразователям напряжения постоянного тока в напряжение постоянного тока (DC/DC), получающим входное питание в широком диапазоне, и может быть использовано в источниках вторичного электропитания для потребителей различных объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474948
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.04.2013
№216.012.34ed

Способ адресной передачи информации по линиям электроснабжения переменного тока

Использование: для передачи информации по линиям энергоснабжения. Технический результат заключается в повышении достоверности передачи информации и снижении стоимости системы. Способ заключается в том, что в нем для передачи сигналов управления используют прерывания напряжения питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479092
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2014
№216.012.af81

Модульный светодиодный прожектор

Изобретение относится к светотехнике, а именно к светодиодным оптическим блокам, используемым в качестве источника света в световых приборах прожекторного типа, применяемым, преимущественно, для освещения железнодорожных путей и междупутий. Технический результат - создание модульного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510644
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceda

Исполнительный механизм электронной системы управления рядного топливного насоса высокого давления дизеля

Изобретение может быть использовано в исполнительном механизме (ИМ) электронной системы регулирования процесса впрыска топлива в цилиндры дизельного двигателя. ИМ содержит многополюсный поворотный электромагнит (МПЭМ) с направлением оси перпендикулярно плоскости, проходящей через оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518725
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.01.2015
№216.013.2020

Светофорная система

Изобретение относится к конструкциям светотехнических устройств. Светофорная система содержит корпус с защитным элементом и с размещенными внутри корпуса источником света, выполненным в виде матрицы светодиодов, расположенных на печатной плате. Система состоит из N - числа независимых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539665
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.04.2015
№216.013.3fc1

Импульсный трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, к импульсным трансформаторам и может быть использовано для создания мощного импульсного источника питания с высокой удельной мощностью. Технический результат состоит в повышении удельной мощности за счет минимизации добавочных потерь в обмотках на высоких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547809
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.08.2015
№216.013.729f

Устройство для подбора лыжной мази

Изобретение относится к принадлежностям для ухода за лыжами и может быть использовано для определения характеристик различных поверхностей, например скольжения лыж, на которые могут быть нанесены различные смазки (парафины, лыжная мазь и т.п.). Технический результат изобретения заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560913
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.09.2015
№216.013.7bf8

Бесплатформенная инерциальная навигационная система

Изобретение относится к системам автоматического управления (САУ) и может быть использовано в САУ, работающих в экстремальных условиях и полях ионизирующего излучения. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого бесплатформенная инерциальная навигационная система...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563333
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7cf6

Приемо-передающее устройство

Изобретение относится к технике оптической связи, в частности к атмосферным системам передачи информации, и может быть использовано в качестве однопролетной беспроводной линии связи при организации передачи информации между устройствами СЦБ и локомотивом. Техническим результатом является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563587
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.11.2015
№216.013.93ea

Когерентный супергетеродинный спектрометр электронного парамагнитного резонанса

Изобретение относится к технической физике и может быть использовано при изготовлении спектрометров электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Когерентный супергетеродинный спектрометр электронного парамагнитного резонанса содержит устройство суммирования напряжений, генератор модуляции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569485
Дата охранного документа: 27.11.2015
Показаны записи 1-10 из 44.
10.02.2013
№216.012.24e6

Стабилизированный преобразователь напряжения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к преобразователям напряжения постоянного тока в напряжение постоянного тока (DC/DC), получающим входное питание в широком диапазоне, и может быть использовано в источниках вторичного электропитания для потребителей различных объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474948
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.04.2014
№216.012.af81

Модульный светодиодный прожектор

Изобретение относится к светотехнике, а именно к светодиодным оптическим блокам, используемым в качестве источника света в световых приборах прожекторного типа, применяемым, преимущественно, для освещения железнодорожных путей и междупутий. Технический результат - создание модульного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510644
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceda

Исполнительный механизм электронной системы управления рядного топливного насоса высокого давления дизеля

Изобретение может быть использовано в исполнительном механизме (ИМ) электронной системы регулирования процесса впрыска топлива в цилиндры дизельного двигателя. ИМ содержит многополюсный поворотный электромагнит (МПЭМ) с направлением оси перпендикулярно плоскости, проходящей через оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518725
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.01.2015
№216.013.2020

Светофорная система

Изобретение относится к конструкциям светотехнических устройств. Светофорная система содержит корпус с защитным элементом и с размещенными внутри корпуса источником света, выполненным в виде матрицы светодиодов, расположенных на печатной плате. Система состоит из N - числа независимых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539665
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.04.2015
№216.013.3fc1

Импульсный трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, к импульсным трансформаторам и может быть использовано для создания мощного импульсного источника питания с высокой удельной мощностью. Технический результат состоит в повышении удельной мощности за счет минимизации добавочных потерь в обмотках на высоких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547809
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.08.2015
№216.013.729f

Устройство для подбора лыжной мази

Изобретение относится к принадлежностям для ухода за лыжами и может быть использовано для определения характеристик различных поверхностей, например скольжения лыж, на которые могут быть нанесены различные смазки (парафины, лыжная мазь и т.п.). Технический результат изобретения заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560913
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.09.2015
№216.013.7bf8

Бесплатформенная инерциальная навигационная система

Изобретение относится к системам автоматического управления (САУ) и может быть использовано в САУ, работающих в экстремальных условиях и полях ионизирующего излучения. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого бесплатформенная инерциальная навигационная система...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563333
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7cf6

Приемо-передающее устройство

Изобретение относится к технике оптической связи, в частности к атмосферным системам передачи информации, и может быть использовано в качестве однопролетной беспроводной линии связи при организации передачи информации между устройствами СЦБ и локомотивом. Техническим результатом является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563587
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.11.2015
№216.013.93ea

Когерентный супергетеродинный спектрометр электронного парамагнитного резонанса

Изобретение относится к технической физике и может быть использовано при изготовлении спектрометров электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Когерентный супергетеродинный спектрометр электронного парамагнитного резонанса содержит устройство суммирования напряжений, генератор модуляции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569485
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.01.2016
№216.013.9f15

Светодиодное устройство

Изобретение относится к области светотехники, а именно к оптическим осветительным устройствам на основе светодиодов, применяемых, в частности, на железнодорожном транспорте. Техническим результатом является контроль параметров излучения светодиодного устройства в пределах видимого диапазона во...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572362
Дата охранного документа: 10.01.2016
+ добавить свой РИД