×
25.08.2017
217.015.aaab

СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕНСТВА ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ТЕПЛОВЫХ ДВС

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к способам исследовательских испытаний двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топлива. Способ включает проведение сравнительных испытаний на моторном стенде двигателя на заданном скоростном и нагрузочном режиме работы при питании двигателя углеводородным топливом и при введении в топливную смесь промотора, например водорода, в количестве 3÷6% по массе от углеводородного топлива. Затем рассчитывают величину определяемого по результатам измерений расхода топлива и промотора и их теплотворных способностей безразмерного коэффициента, представляющего отношение количества тепла, подведенного с топливом и добавкой промотора, к количеству тепла, подведенному только с углеводородным топливом, и при его значении меньше единицы делают вывод о невысоком уровне совершенства процессов подготовки и сгорания смеси. Техническим результатом является вывод о возможности выполнения доводочных работ на выявленных режимах работы по улучшению показателей рабочего процесса двигателя в части совершенствования процессов подготовки и сгорания топливной смеси. 1 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к способам исследовательских испытаний двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топливной смеси.

Современные способы и соответствующие им подходы, а также устройства для оценки в целом совершенства (качества) и доводки рабочего процесса ДВС основаны на методе стендовых исследовательских испытаний путем снятия различных характеристик: регулировочных, нагрузочных, скоростных и т.д. и последующем сравнении полученных результатов с теоретическими или достигнутыми в настоящее время (Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н. Вырубов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин и др.; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983. - С. 258; ГОСТ-14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. - М.: Изд-во стандартов, 1984. - 55 с.).

Недостатком данного метода является длительность, высокая стоимость доводки, связанные с необходимостью наличия экспериментальной базы и получения большого объема экспериментальной информации для ее анализа, а также с отсутствием объективных критериев о возможности и резервах получения более высоких показателей данной конкретной конструкции ДВС, что может привести, в том числе, и к неправомерному отказу от дальнейшей доводки двигателя или отказу от уже разработанной более эффективной конструкции.

Известны также способы и устройства системы контроля и управления процессами воспламенения и сгорания топлива, основанные на применении эффектов, связанных с возникновением и измерением ионного тока (Способ контроля и управления сгорания топлива в ДВС и ионизационный датчик для его осуществления / Шайкин А.П., Русаков М.М., Егоров А.Г. и др.: пат. 2309334 РФ №2006100267/06; заявл. 10.01.2006, опубл. 27.10.2007. Бюл. №30). Однако данные системы ориентированы на контроль и управление протеканием процессов и не позволяют оценить возможности совершенствования процессов подготовки и сгорания топливной смеси, т.е. повышения полноты сгорания топлива.

Наиболее совершенным способом оценки эффективности ДВС является индицирование ДВС, т.е. экспериментальное получение индикаторных диаграмм и их последующий анализ, позволяющий в полном объеме наиболее точно оценить совершенство рабочего процесса двигателя по всем показателям (Райков И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1975. С. 276-296; Стефановский Б.С. Испытания двигателей внутреннего сгорания / Б.С. Стефановский, Е.А. Скобцев, Е.К. Корси [и др.] - М.: Машиностроение, 1972. - 368 с.).

Однако данный способ также обладает рядом недостатков. В частности, для его осуществления необходимы специальное дорогостоящее оборудование (индикаторы, преобразователи и регистраторы), сложная методика вторичной обработки вследствие наличия существенного влияния на результат малых погрешностей измерения.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют об уровне совершенства рабочего процесса, например, по величине индикаторного или эффективного КПД, но не дают информации о потенциальных возможностях его улучшения в конкретных условиях, т.е. возможности, а следовательно, и целесообразности проведения дальнейших доводочных работ но улучшению достигнутых показателей. Это связано с отсутствием объективных показателей, позволяющих определить предел совершенства данной реальной конструкции, и ориентацией на теоретические, которые являются идеальными и не достижимы в практике (термодинамические КПД цикла).

Целью данного изобретения является оценка возможности улучшения экономических и токсических показателей тепловых двигателей с искровым зажиганием, т.е. целесообразности и эффективности проведения доработок конструкции системы впуска двигателя и камеры сгорания с целью улучшения его показателей.

Цель достигается тем, что в топливную смесь добавляют промотор и после восстановления исходного скоростного и нагрузочного режима работы двигателя при поддержании постоянного значения коэффициента избытка воздуха, определяют расход топлива Gб, после чего выполняют расчет по формуле:

,

где β - безразмерный коэффициент, характеризующий процесс сгорания топливной смеси, Gб - измеренный расход топлива при добавке промотора, Н - расход промотора в кг/ч, k - коэффициент, определяемый отношением низшей теплотворной способности промотора НиH к низшей теплотворной способности углеводородного топлива Ниб, Gб0 - расход топлива без добавок промотора на данном режиме работы в кг/ч, и в случае β<1,0 делают вывод о недостаточном уровне совершенства процесса сгорания и возможности улучшения показателей двигателя.

Добавка промотора горения, например, в случае применения водорода в количестве (3÷6)% от массы углеводородного топлива, осуществляется во впускную трубу ДВС. Режим работы двигателя выбирают произвольно из возможных по условиям работоспособности. Значение коэффициента избытка воздуха α при работе двигателя на углеводородном топливе и с добавкой промотора поддерживают одинаковым и принимают в диапазоне α=0,9÷1,2 [6].

На чертеже приведена схема экспериментальной установки, поясняющая способ испытаний по оценке возможности улучшения экономических и токсических показателей тепловых ДВС.

Экспериментальная установка содержит источник водорода (баллон) 1, редуктор 2, расходомер водорода 3, дозатор водорода 4, испытуемый ДВС и тормозное устройство (ТУ).

Работа установки осуществляется следующим образом. После прогрева и установления заданного скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя производится регистрация расхода топлива Gб, расхода воздуха Gв, необходимого для контроля величины коэффициента избытка воздуха. Затем посредством дозатора во впускную трубу подается промотор горения (например, водород в количестве 3÷6% от массы углеводородного топлива). При этом происходит изменение частоты вращения вала. Зафиксировав расход водорода, восстанавливают исходный скоростной и нагрузочный режим путем снижения расхода топлива (бензина). Регистрируют величины расхода топлива Gб, промотора (водорода в качестве примера) GH и воздуха Gв.

По полученным результатам измерений рассчитывают коэффициент избытка воздуха по формулам:

и

где α - коэффициент избытка воздуха, Gв - расхода воздуха, Gб0 - расход топлива (бензина) без добавок промотора, GH - расход промотора, l и l0H стехиометрические соотношения, соответственно, бензина и промотора при горении в воздухе и сравнивают полученные значения. При их разнице, определяемой погрешностями измерений, не более (3÷5)% производят вычисление параметра β. Результат вычисления β, меньший единицы, показывает, что имеет место промотирование горения и, следовательно, возможность дальнейшей доводки рабочего процесса в части процессов подготовки и сгорания топливной смеси и получения тем самым более высоких показателей двигателя. Значение, равное единице (в пределах обычных для практики погрешностей ±5%), свидетельствует о высоком качестве рабочего процесса двигателя и отсутствии возможности его доводки путем улучшения процессов смесеобразования и сгорания топливной смеси.

Пример конкретного испытания (выполнения)

Предлагаемый способ был апробирован на двигателе ВАЗ-2111 и в камере сгорания постоянного объема (бомбе).

В таблице приведены осредненные по результатам повторных опытов данные, полученные при испытаниях в моторном боксе двигателя ВАЗ-2111 на двух режимах работы: холостом ходу (нагрузка, оцененная среднеэффективным давлением Ре=0) и минимальной частоте вращения вала n=850 мин-1, и режиме, осредняющем стандартный ездовой цикл ЕСЕ ЕЭК ООН (Правило №83) без загородной части, характеризуемый средними значениями частоты вращения вала и нагрузки, равными n=2185 мин-1, Pe=0,2 МПа.

Вычисления β дают для первого режима (n=850 мин-1 и Ре=0) следующий результат:

Поскольку полученное значение меньше единицы, то на данном режиме рабочий процесс может быть улучшен за счет конструктивных доработок, влияющих на процессы подготовки и сгорания топливной смеси, что позволит снизить расход топлива и выбросы токсичных компонентов.

Для второго режима (n=2185 мин-1 и Ре=0,2 МПа) получено значение β=1,03, что означает высокий уровень подготовки и проведения процесса сгорания и отсутствие возможности улучшения его для данного двигателя.

Справедливость данного способа была проверена на разных режимах работы ДВС и на специальной лабораторной установке, представляющей собой сферическую камеру сгорания постоянного объема (бомбу) (Бортников Л.Н. Активация горения углеводородных топлив водородом / Л.Н. Бортников, Д.А. Павлов, М.М. Русаков // Вектор науки ТГУ. 2012. №4. - С. 137-141; Результаты исследований состава продуктов сгорания бензоводородовоздушных смесей в сферической камере постоянного объема / Л.Н. Бортников, Д.А. Павлов, М.М. Русаков, А.П. Шайкин // Химическая физика. 2011, т. 30, №1. - С. 56-65). Было получено, что в условиях тщательно подготовленной топливной смеси добавки водорода не промотируют горение и величина β в диапазоне α=0,9÷1,2 всегда равна единице.

Способ исследовательских испытаний тепловых поршневых ДВС с искровым зажиганием, работающих на углеводородном топливе, заключающийся в определении показателей на стандартном моторном стенде при работе двигателя на оптимальных по расходу топлива углах опережения зажигания, отличающийся тем, что в топливную смесь добавляют промотор и после восстановления исходного скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя при поддержании постоянного значения коэффициента избытка воздуха определяют расход топлива G, после чего выполняют расчет по формуле , где β - безразмерный коэффициент, характеризующий процесс сгорания топливной смеси, G - измеренный расход топлива при добавке промотора, Н - расход промотора в кг/ч, k - коэффициент, определяемый отношением низшей теплотворной способности промотора Н к низшей теплотворной способности углеводородного топлива Н, G - расход топлива без добавок промотора в кг/ч, и в случае β<1,0 делают вывод о недостаточном уровне совершенства процесса сгорания и возможности улучшения показателей двигателя.
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕНСТВА ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ТЕПЛОВЫХ ДВС
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕНСТВА ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ТЕПЛОВЫХ ДВС
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕНСТВА ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ И СГОРАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ТЕПЛОВЫХ ДВС
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 37.
20.08.2013
№216.012.6200

Мобильный учебно-лабораторный стенд для изучения электрических машин и электроприводов

Изобретение относится к области обучающихся устройств, а именно к техническим средствам для изучения основ функционирования электрических машин и электроприводов. Испытываемые электромашины переменного и постоянного тока установлены на основании и соединены между собой выходными валами через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490720
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.11.2013
№216.012.857e

Устройство для микродугового оксидирования

Устройство относится к области гальванотехники и может быть использовано в машиностроении для электролитической обработки поверхности металлических деталей путем их оксидирования. Устройство содержит ванну, барботер, установленный в ванне, токоподводы, источник электрического тока и системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499852
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.9785

Транспортное средство

Изобретение относится к области машиностроения. Силовой каркас кузова транспортного средства содержит многочисленные пустотелые коробчатые элементы (пороги, усилители, лонжероны, стойки), выполненные из тонколистовых металлических формованных панелей, по крайней мере, в одном из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504488
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2014
№216.012.b54a

Интегральный шумозаглушающий модуль автотранспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Интегральный шумозаглушающий модуль автотранспортного средства выполнен в виде совмещенной со штатными устройствами автотранспортного средства батареи акустических резонаторов. Батарея акустических резонаторов состоит из акустических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512134
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c335

Устройство для микродугового оксидирования

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в машиностроении для упрочнения или ремонта поверхностей деталей путем нанесения оксидного покрытия. Устройство содержит источник питания и ванну для электролита, два неуправляемых вентиля и два управляемых вентиля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515732
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.df7b

Способ рафинирования алюминиевых сплавов

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для получения отливок из алюминиевых сплавов. Алюминиевый расплав перегревают до температуры 700-720°C и фильтруют через фильтр из пенометалла с открытой пористостью на основе сплава алюминий-титан с содержанием титана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522997
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e03f

Контейнер для пайки

Изобретение относится к оборудованию для пайки, в частности к контейнеру для пайки и может быть использовано в различных областях машиностроения. Контейнер содержит две детали в виде корпуса и крышки. Детали выполнены с возможностью частичного охвата одной из деталей другой деталью при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523193
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e87c

Система очистки газов

Изобретение относится к системам для очистки. Система очистки газовсодержит корпус, фильтры, металлический короб, вентилятор, металлический короб выполнен с входным отверстием и сужением в нижней части, металлическую сетку, установленную над входным отверстием и сужением, металлический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525309
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.e9fd

Универсальный оболочечный шумопоглощающий модуль

Изобретение относится к области шумопонижающих конструкций универсального типа, предназначенных для снижения уровней шума разнообразного типа шумовиброактивных технических объектов. Модуль содержит внешнюю звукопрозрачную оболочку одно- или многослойного исполнения, изготовленную из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525709
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.12.2014
№216.013.0da3

Способ получения слоистых композиционных материалов

Изобретение относится к производству слоистых композиционных материалов сталь-алюминий. Стальные листы предварительно покрывают водным раствором флюса, содержащего KF - 36-40%; AlF - 44-50%; KTiF - 10-20%, удаляют влагу, а затем собирают в пакеты и пропитывают алюминиевым расплавом с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534908
Дата охранного документа: 10.12.2014
Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1cd4

Ручной инструмент-электрод для электрохимического полирования металлов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и может применяться для ручного электрохимического полирования различных деталей, в том числе с пространственно-сложными поверхностями. Ручной инструмент содержит корпус из диэлектрического материала, закрепленный в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472874
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.20e4

Учебно-лабораторный стенд для изучения электрических машин и электроприводов

Изобретение относится к средствам для изучения основ функционирования электрических машин и электроприводов и позволяет создать электробезопасный, малогабаритный, многофункциональный учебно-лабораторный стенд для определения характеристик электрических машин и электроприводов. Стенд содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473921
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.240d

Привод электрогидравлический

Изобретение относиться к электрогидроприводам и может быть использовано в станкостроении. Привод включает в себя электрический привод, насосную станцию, гидролинии с установленными на них клапанами прямого и обратного действия, силовой гидроцилиндр, при этом электрический привод содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474731
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2d9a

Способ изготовления бессвинцового припоя на основе олова

Изобретение относится к металлургии легких и цветных металлов и может быть применено при изготовлении легкоплавких бессвинцовых припоев, используемых при пайке изделий электроники и конструкционных материалов. Способ включает смешивание олова, меди и фосфора, заливку флюса на основе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477205
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e9b

Способ определения функции распределения вершин абразивных зерен в поверхностном слое шлифовального круга

Изобретение относится к алмазно-абразивной обработке и может быть использовано для определения функции распределения вершин абразивных зерен в поверхностном слое шлифовального круга после его правки. С поверхности круга посредством правки методом точения, правящим инструментом срезают слой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477462
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.3401

Уплотнение гидравлического и пневматического цилиндра двухстороннего действия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уплотнения гидравлических и пневматических приводов прямолинейного поступательного перемещения. Уплотнение содержит две уплотнительные камеры, выполненные в виде конических усеченных трубок, вывернутых наизнанку вовнутрь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478856
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.3611

Горелка для точечной плазменной сварки

Изобретение относиться к области сварки и может быть использовано при точечной плазменной сварке нахлесточных соединений из черных и цветных металлов в среде защитного газа. Горелка состоит из корпуса и крышки, разделенных изолятором и стянутых гайкой. Снаружи на нижней наружной части корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479394
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3615

Сварное нахлесточное соединение

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при точечной сварке нахлесточных соединений, не требующих герметичности. Сварное нахлесточное соединение состоит из верхнего и нижнего элементов, соединенных общей сварной точкой. Сварная точка имеет сквозное оплавленное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479398
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.377d

Вибратор электрогидравлический

Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано в машиностроительной, строительной, химической и др. отраслях промышленности. Вибратор электрогидравлический содержит возвратно-поступательный насос, всасывающую и напорную гидролинии с установленными в них клапанами прямого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479758
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.05.2013
№216.012.43e0

Устройство для обработки выглаживанием поверхностей вращения

Изобретение относится к обработке поверхностным пластическим деформированием, а именно к устройствам для обработки выглаживанием изделий в виде поверхностей вращения с использованием в качестве смазки остатков смазочно-охлаждающей жидкости, сохранившихся на поверхности изделия после предыдущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482953
Дата охранного документа: 27.05.2013
+ добавить свой РИД