×
25.08.2017
217.015.a0aa

ЛОПАСТЬ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002606569
Дата охранного документа
10.01.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к лопасти гидротурбины. Лопасть (1.1) включает в себя тело из стального листа или стального литья, которое при эксплуатации имеет соприкасающиеся с водой противолежащие друг другу наружные поверхности, по меньшей мере одну разгрузочную канавку, которая находится в краевой области лопасти (1.1) и которая проходит через противолежащие друг другу области наружных поверхностей, отверждаемую наполнительную массу, которая заполняет полость канавки. На поверхности канавки зафиксированы удерживающие тела, которые в смонтированном состоянии заделаны в наполнительную массу. Удерживающие тела имеют выступы, которые при затвердевшей наполнительной массе за счет геометрического замыкания препятствуют выпадению наполнительной массы. Изобретение направлено на выполнение лопасти с разгрузочной канавкой с наполнительной массой, которая надежно и долговечно фиксируется без негативного влияния на поток. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение касается гидротурбин, в частности осевых гидротурбин, например турбин Каплана. См., например, DE 10100963 A1.

Такая турбина в качестве основных частей имеет рабочее колесо, направляющий аппарат, а также корпус. Рабочее колесо включает в себя вал, а также некоторое количество лопастей, которые установлены на валу и вращаются вместе с ним. Лопасти в совокупности могут поворачиваться вокруг осей вращения, которые проходят перпендикулярно продольной оси вала.

Поворот лопастей служит для того, чтобы оптимизировать коэффициент полезного действия турбины, причем во всем рабочем диапазоне. Кроме того, при соответствующем повороте уменьшается или предотвращается кавитация.

Кавитация издавна представляет собой серьезную проблему. Она возникает в местах, в которых статическое давление потока падает, в то время как скорость потока возрастает. Это происходит, например, в области хвостовика лопасти, где возникает так называемое местное напряжение.

Во избежание местного напряжения известно, что в материале предусматривается канавка, то есть выемка, которая предотвращает резкие изменения контура и вместо этого создает плавные переходы контура.

Лопасти для гидротурбин состоят из литой стали. Таким образом, они являются массивными. При вырезании разгрузочной канавки опасность высокого местного напряжения устраняется по меньшей мере в значительной степени. Однако образующая канавку полость является нежелательной, так как она приводит к возмущениям потока и тем самым к уменьшению коэффициента полезного действия турбины. Поэтому канавку наполняют наполнительной массой. После этого поверхность наполнительной массы обрабатывается и полируется. Благодаря этому восстанавливается старый контур лопасти, то есть контур до вырезания разгрузочной канавки.

Таким образом, достигнуто следующее: нежелательные воздействия канавки, то есть местное напряжение, предотвращено и лопасть обтекается также в области канавки, как если бы этой разгрузочной канавки совсем не было.

При этом, однако, возникла другая проблема: фиксация наполнительной массы в канавке связана с затратами и, кроме того, ненадежна. Например, существует опасность, что наполнительная масса во время эксплуатации выпадет из канавки либо полностью, либо частично, в частности, в области сбега наполнительной массы, где толщина слоя мала.

В основе изобретения лежит задача выполнить лопасть для гидротурбины согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения таким образом, чтобы при изготовлении разгрузочной канавки наполнительная масса могла фиксироваться надежно и долговечно и без негативного влияния на поток.

Эта задача решается с помощью признаков независимых пунктов формулы изобретения.

Существенными признаками являются следующие:

- поверхность канавки снабжена удерживающими телами, которые в смонтированном состоянии заделаны в наполнительную массу;

- удерживающие тела имеют выступы, которые при затвердевшей наполнительной массе препятствуют выпадению этой наполнительной массы.

Удерживающие тела представляют собой лучше всего штифты, или пальцы, или винты. Они жестко соединяются с поверхностью канавки лопасти, например, сваркой. Винты являются идеальными, постольку поскольку они не нуждаются ни в какой дополнительной обработке. С помощью резьбы и головок винтов осуществляется сцепление с наполнительной массой.

Также могут предусматриваться штифтообразные удерживающие тела, которые являются изогнутыми. Другое решение заключается в том, чтобы расположить два или более штифтообразных удерживающих тел таким образом, чтобы они за счет различной ориентации их продольных осей препятствовали выпадению наполнительной массы.

Уровень техники, а также изобретение пояснены подробнее с помощью чертежей, где, в частности, изображено следующее:

фиг. 1 - известная турбина Каплана, имеющая поворотные лопасти, в вертикальной проекции и частично в разрезе;

фиг. 2 - схематичное изображение лопасти на виде сверху, имеющей хвостовик лопасти и незаполненные разгрузочные канавки;

фиг. 3 - лопасть, имеющая хвостовик лопасти и заполненную разгрузочную канавку, по уровню техники;

фиг. 4 - один из вариантов осуществления в соответствии с изобретением, включающий в себя лопасть (перо), хвостовик лопасти, наполнительную массу и винты удерживающего тела;

фиг. 5 - трехмерный вид поверхности канавки в соответствии с изобретением, снабженной удерживающими телами.

Показанная на фиг. 1 турбина Каплана имеет рабочее колесо 1, которое установлено на валу 2. Вал 2 расположен вертикально. Рабочее колесо имеет поворотные (переставляемые) лопасти (перья) 1.1.

Рабочее колесо охвачено направляющей поток стенкой 3. Кроме того, предусмотрен венец 4 направляющих лопастей. Он установлен в стенке 3. Направляющие лопасти 4.1 также являются поворотными (переставляемыми).

Для поворота (перестановки) служит предлагаемое изобретением перестановочное устройство, у которого прикладывается перестановочное усилие поворота, пропорциональное высоте напора.

Из фиг. 2 видна традиционная лопасть 1.1 турбины Каплана, имеющая хвостовик 1.2 лопасти. В области хвостовика лопасть 1.1 имеет две разгрузочные канавки 5. Они еще не заполнены наполнительной массой.

Фиг. 3 поясняет один из известных вариантов осуществления, включающий в себя рабочую лопасть 1.1, хвостовик 1.2 рабочей лопасти и наполнительную массу 6. Наполнительная масса 6 приклеена к основанию разгрузочной канавки 5 слоем 7 эпоксидной смолы и, кроме того, еще сварена с лопастью 1.1 - см. сварной шов 8.

Фиг. 4 представляет собой очень схематичное изображение предлагаемой изобретением лопасти 1.1, имеющей хвостовик 1.2 лопасти, наполнительный материал 6 и удерживающие тела 10. Наполнительная масса 6 состоит из отверждаемого материала, например двухкомпонентного клея или полимерного материала. Кроме того, она содержит путанину из волокон, например из металлических нитей.

На фиг. 4 показана поверхность 5.1 канавки. На этом виде она представляет собой круглый сегмент. Относительно лопасти 1.2 она является кольцеобразной. Удерживающие тела в настоящем случае представляют собой винты 10. Одним своим концом они приварены к поверхности 5.1 канавки.

В смонтированном состоянии винты 10 вдаются в наполнительную массу 6, полностью заделаны в нее и сцепляются с путаниной из волокон, так что наполнительная масса после отверждения этой наполнительной массы надежно зафиксирована.

Винты ориентированы под разными углами, а именно с учетом того, чтобы они вместе препятствовали вытягиванию наполнительной массы 6.

Список ссылочных позиций

1 Рабочее колесо
1.1 Лопасть
1.2 Хвостовик лопасти
2 Вал
3 Стенка
4 Венец направляющих лопастей
4.1 Направляющая лопасть
5 Разгрузочная канавка
5.1 Поверхность канавки
6 Наполнительная масса
7 Слой эпоксидной смолы
8 Сварной шов
10 Удерживающее тело


ЛОПАСТЬ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ
ЛОПАСТЬ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ
ЛОПАСТЬ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ
ЛОПАСТЬ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 30.
27.07.2013
№216.012.59f9

Устройство и способ изготовления полотна материала

Изобретение относится к устройству для обезвоживания волокнистого полотна, в частности бумажного полотна санитарно-гигиенического назначения, с первой зоной прессования, которая имеет длину L прессования и через которую волокнистое полотно, лежа, пропускается между проходящей по замкнутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488654
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64dd

Зубчатое колесо

Изобретение касается зубчатого колеса, имеющего большое количество зубьев. Зубчатое колесо имеет активную область и область ножки. В нормальном сечении область ножки зуба проходит от окружности впадин до окружности зацепления. Боковые поверхности профиля зубьев, соседних в нормальном сечении,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491458
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7a89

Автоматическая коробка передач с ведущей зоной, гидродинамическим трансформатором и ведомой зоной, а также способ торможения при высоких скоростях вращения

Изобретение относится к автоматической коробке передач и способу ее торможения. Автоматическая коробка (1) передач содержит ведущую зону (3), гидродинамический трансформатор (2) и ведомую зону (6). В коробке (1) передач имеются силовые потоки через гидродинамический трансформатор (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497031
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ec8

Способ торможения при высоких частотах вращения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором

Изобретение относится к способу торможения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором при высоких частотах вращения выходного вала. Для торможения выходной вал автоматической коробки передач соединяется с валом турбины гидродинамического трансформатора. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498129
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.82d5

Автоматическая коробка передач с, по меньшей мере, одним планетарным рядом

Изобретение относится к автоматической коробке передач с одним планетарным рядом. Автоматическая коробка передач имеет один планетарный ряд (4) и проходящий параллельно этому планетарному ряду (4) путь передачи крутящего момента. Планетарный ряд (4) в одной ступени передачи коробки (1) передач...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499169
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2013
№216.012.89b3

Затвор с функцией тепловой защиты для гидродинамической машины

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты для гидродинамической или гидравлической машины. Затвор вставляется в корпус гидродинамической или гидравлической машины с рабочей средой. Затвор содержит тело затвора для монтажа на корпусе, например, путем ввинчивания или вставки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500933
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2014
№216.012.a915

Устройство для крепления конструктивного узла на двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству для крепления конструктивного узла (2), прифланцованного к двигателю внутреннего сгорания непосредственно или посредством по меньшей мере одного промежуточного элемента. Крепление конструктивного узла (2) осуществляется по меньшей мере в одном месте с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509000
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.07.2014
№216.012.e56e

Упругая муфта в дисковой конструкции

Изобретение относится к упругой муфте в дисковой конструкции с демпфирующим устройством. Упругая муфта содержит полумуфты (1 и 2), боковые диски (1.1 и 1.2) и диск (3). Боковые диски (1.1 и 1.2) ограничивают непроницаемое для жидкости внутреннее пространство (5), в котором находится средний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524524
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.08.2015
№216.013.738c

Демпфер крутильных колебаний

Изобретение относится к машиностроению. Демпфер крутильных колебаний содержит первичную часть с двумя боковыми дисками (1) и (2), связанными между собой без возможности проворачивания. Вторичная часть включает центральный диск (3), расположенный между боковыми дисками. Первичная и вторичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561155
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.11.2015
№216.013.8c50

Компрессорное устройство и способ охлаждения сжимаемой среды

Изобретение относится к компрессорному устройству, содержащему приводное устройство, приводимый им в действие компрессор, охлаждающее устройство, включающее в себя одну крыльчатку вентилятора, охлаждающую сжимаемую среду. Крыльчатка находится в кинематической цепи с приводным устройством или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567527
Дата охранного документа: 10.11.2015
Показаны записи 1-10 из 22.
27.07.2013
№216.012.59f9

Устройство и способ изготовления полотна материала

Изобретение относится к устройству для обезвоживания волокнистого полотна, в частности бумажного полотна санитарно-гигиенического назначения, с первой зоной прессования, которая имеет длину L прессования и через которую волокнистое полотно, лежа, пропускается между проходящей по замкнутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488654
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.08.2013
№216.012.64dd

Зубчатое колесо

Изобретение касается зубчатого колеса, имеющего большое количество зубьев. Зубчатое колесо имеет активную область и область ножки. В нормальном сечении область ножки зуба проходит от окружности впадин до окружности зацепления. Боковые поверхности профиля зубьев, соседних в нормальном сечении,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491458
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7a89

Автоматическая коробка передач с ведущей зоной, гидродинамическим трансформатором и ведомой зоной, а также способ торможения при высоких скоростях вращения

Изобретение относится к автоматической коробке передач и способу ее торможения. Автоматическая коробка (1) передач содержит ведущую зону (3), гидродинамический трансформатор (2) и ведомую зону (6). В коробке (1) передач имеются силовые потоки через гидродинамический трансформатор (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497031
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ec8

Способ торможения при высоких частотах вращения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором

Изобретение относится к способу торможения с помощью автоматической коробки передач с гидродинамическим трансформатором при высоких частотах вращения выходного вала. Для торможения выходной вал автоматической коробки передач соединяется с валом турбины гидродинамического трансформатора. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498129
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.82d5

Автоматическая коробка передач с, по меньшей мере, одним планетарным рядом

Изобретение относится к автоматической коробке передач с одним планетарным рядом. Автоматическая коробка передач имеет один планетарный ряд (4) и проходящий параллельно этому планетарному ряду (4) путь передачи крутящего момента. Планетарный ряд (4) в одной ступени передачи коробки (1) передач...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499169
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2013
№216.012.89b3

Затвор с функцией тепловой защиты для гидродинамической машины

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты для гидродинамической или гидравлической машины. Затвор вставляется в корпус гидродинамической или гидравлической машины с рабочей средой. Затвор содержит тело затвора для монтажа на корпусе, например, путем ввинчивания или вставки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500933
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2014
№216.012.a915

Устройство для крепления конструктивного узла на двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству для крепления конструктивного узла (2), прифланцованного к двигателю внутреннего сгорания непосредственно или посредством по меньшей мере одного промежуточного элемента. Крепление конструктивного узла (2) осуществляется по меньшей мере в одном месте с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509000
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.07.2014
№216.012.e56e

Упругая муфта в дисковой конструкции

Изобретение относится к упругой муфте в дисковой конструкции с демпфирующим устройством. Упругая муфта содержит полумуфты (1 и 2), боковые диски (1.1 и 1.2) и диск (3). Боковые диски (1.1 и 1.2) ограничивают непроницаемое для жидкости внутреннее пространство (5), в котором находится средний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524524
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.08.2015
№216.013.738c

Демпфер крутильных колебаний

Изобретение относится к машиностроению. Демпфер крутильных колебаний содержит первичную часть с двумя боковыми дисками (1) и (2), связанными между собой без возможности проворачивания. Вторичная часть включает центральный диск (3), расположенный между боковыми дисками. Первичная и вторичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561155
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.11.2015
№216.013.8c50

Компрессорное устройство и способ охлаждения сжимаемой среды

Изобретение относится к компрессорному устройству, содержащему приводное устройство, приводимый им в действие компрессор, охлаждающее устройство, включающее в себя одну крыльчатку вентилятора, охлаждающую сжимаемую среду. Крыльчатка находится в кинематической цепи с приводным устройством или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567527
Дата охранного документа: 10.11.2015
+ добавить свой РИД