Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к комплектующим колесных транспортных средств, предназначенным для повышения их проходимости и управляемости, и может быть использовано для переоборудования обычного автомобиля в вездеходный комплекс.
Из уровня техники известна съемная ходовая часть вездеходного комплекса, включающая несущую раму, элементы ее крепления к автомобилю, установленную на несущей раме, по меньшей мере, одну колесную ось и элементы блокировки, по меньшей мере, части подвески автомобиля (патент RU 142680, кл. B6D 61/10). Недостатками известного устройства для бездорожья являются слабая и ограниченная подвеска колес, плохая управляемость и повышенный износ деталей рулевого управления на вязком грунте.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание недорогой съемной ходовой части легкого вездеходного комплекса, обеспечивающей надежную и долговечную работу трансмиссии и рулевого управления серийного автомобиля в различных условиях эксплуатации.
Технический результат заключается в улучшении системы подрессоривания (подвески) и управляемости вездеходного комплекса в условиях бездорожья.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что съемная ходовая часть вездеходного комплекса, включающая несущую раму, элементы ее крепления к автомобилю, установленную на несущей раме, по меньшей мере, одну колесную ось и элементы блокировки, по меньшей мере, части подвески автомобиля, снабжена спереди и/или сзади колесной поворотной платформой, шарнирно соединенной с несущей рамой, и тросовой системой управления указанной платформой, выполненной с возможностью подсоединения к поворотному элементу рулевого управления автомобиля. Система управления поворотной платформой предпочтительно содержит рулевой рычаг и тросы, протянутые через горизонтальные направляющие трубы/ролики, установленные на несущей раме, и вертикальные направляющие трубы/ролики, установленные на поворотной платформе. Между несущей рамой и поворотной платформой предпочтительно установлены пружины/амортизаторы, образующие дополнительную подвеску. Предлагаемая ходовая часть предпочтительно снабжена элементами блокировки штатного рулевого управления автомобиля. Колесные оси предпочтительно снабжены торсионами. По меньшей мере, одна колесная ось может быть выполнена с выносом колес за габариты автомобиля. На колесных осях могут быть установлены колеса различного диаметра, в том числе на шинах низкого и сверхнизкого давления, при этом элементы блокировки подвески автомобиля включают только элементы блокировки задней подвески автомобиля.
На фиг. 1 представлен вездеходный комплекс с предлагаемой ходовой частью в нерабочем транспортном положении, вид сбоку;
на фиг. 2 - то же, вид снизу;
на фиг. 3 - вездеходный комплекс с предлагаемой ходовой частью в рабочем положении, вид сбоку;
на фиг. 4 - то же, вид снизу;
на фиг. 5 - вездеходный комплекс с предлагаемой ходовой частью и колесами различного диаметра в рабочем положении, вид сбоку;
на фиг. 6 - вездеходный комплекс с предлагаемой ходовой частью и колесами различного диаметра в рабочем положении, вид сбоку.
Предлагаемая съемная ходовая часть вездеходного комплекса состоит из несущей рамы 1 и колесных поворотных платформ 2, установленных спереди и сзади автомобиля (возможен вариант, когда комплекс содержит только одну поворотную платформу 2). Несущая рама 1 снабжена одной или несколькими колесными осями 3, элементами крепления 4 (болты, хомуты и др.) для установки на днище автомобиля 5, а также элементами блокировки 6, по меньшей мере, части подвески автомобиля 5 и элементами блокировки 7 штатного рулевого управления автомобиля 5. Элементы блокировки 6 выполнены в виде опорных штанг с набором дополнительных крепежных элементов на корпусе автомобиля 5 и на несущей раме 1. Элементы блокировки 7 выполнены в виде опор с набором крепежных элементов между поворотным кулаком ступицы штатного колеса и несущей рамой 1. Элементы блокировки 6 и 7 могут сниматься полностью или оставаться на корпусе автомобиля 5 или несущей раме 1 после разблокировки предлагаемой ходовой части.
На осях 3 на торсионах 8 и мостах автомобиля установлены колеса 9. Одна или несколько осей 3 может быть выполнена с выносом колес 9 за габариты автомобиля. Колеса 9 могут быть выполнены различного диаметра (в том числе, на шинах низкого и сверхнизкого давления), В случае блокировки только задней подвески автомобиля 5 на ось заднего моста могут быть установлены колеса 9 большего диаметра.
Поворотные платформы 2 прикреплены к несущей раме 1 посредством шарнирных соединений 10. Между несущей рамой 1 и каждой поворотной платформой 2 установлены пружины/амортизаторы 11, образующие дополнительную подвеску. Каждая поворотная платформа 2 снабжена тросовой системой управления, выполненной с возможностью подсоединения к поворотному элементу рулевого управления автомобиля 5, например валу рулевого редуктора. Система управления поворотной платформой 2 содержит рулевой рычаг 12 и тросы 13, протянутые через горизонтальные направляющие трубы/ролики 14, установленные на несущей раме 1, и вертикальные направляющие трубы/ролики 15, установленные на поворотной платформе 2. Трубы/ролики 14, 15 могут одновременно служить опорными элементами для несущей рамы 1 и поворотной платформы 2.
В нерабочем транспортном положении поворотные платформы 2 в собранном или разобранном виде размещают сверху на несущей раме 1, при этом предлагаемая съемная ходовая часть может быть присоединена к автомобилю 5 в качестве прицепа.
Установку предлагаемой ходовой части осуществляют следующим образом.
Несущую раму 1, образующую в нерабочем транспортном положении прицепное устройство с дышлом, на котором размещены набор крепежных элементов 4, элементы блокировки 6 и 7 и система управления поворотными платформами 2 с рулевым рычагом 12 и частями троса 13, протянутыми между поперечными горизонтальными трубами/роликами 14, освобождают от перевозимого груза и сопутствующих дополнительных элементов. На раме 1 оставляют только колесные оси 3, тросовую систему управления, стаканы/чашки под пружины/амортизаторы 11 и шаровое сцепное устройство спереди и/или сзади рамы 1 для поворотной платформы 2. Автомобиль 5 наезжает на раму 1 и ее фиксируют на днище элементами крепления 4, при этом на автомобиле 5 подготовлены точки крепления и установлены (приварены) ответные крепежные элементы для болтов и хомутов. Элементы блокировки 6 устанавливают на место или вместо штатных амортизаторов автомобиля 5, тем самым блокируя подвеску в строго определенном положении с учетом фиксации величины хода амортизаторов (амортизатор может заменяться ограничительной рейкой или дублироваться дополнительной вертикальной опорной штангой, обеспечивая тем самым более надежную и жесткую связь с кузовом автомобиля 5). Штатные рулевые колеса автомобиля 5 блокируются элементами 7 за счет фиксации поворотного кулака на несущей раме 1 при расчетной (выверенной) длине заблокированного амортизатора или опорной штанги. Болтовые элементы крепления поворотного кулака также находятся на несущей раме 1 и привязываются строго к определенному месту.
После этого на осях 3 по необходимости устанавливают колеса 9, присоединяют поворотную платформу 2, устанавливают пружины/амортизаторы 11, отключают штатный рулевой привод автомобиля 5 и подключают систему управления к поворотным платформам 2. Для этого отсоединяют штатную рулевую сошку и вместо нее на вал рулевого редуктора устанавливают рулевой рычаг 12 с уже закрепленными на его концах частями троса 13. Если противоположные концы частей троса 13 уже соединены между собой талрепом, то замкнутый трос 13 надевают на соответствующие левую и правую вертикальную направляющую трубу/ролик 15 передней и/или задней поворотной платформы 2. В противном случае протягивают концы частей троса 13 между трубами/роликами 15 и соединяют между собой талрепом. Далее в положении рулевого колеса «прямо» талрепом (талрепами) устанавливают необходимое натяжение, а скользящими зажимами по вертикальным направляющим трубам/роликам 15 фиксируют положение тросов и приводят рулевое управление в рабочее состояние. При этом части троса 13, идущие от рулевого рычага 12 к задней поворотной платформе 2, размещают на раме 1 между горизонтальными направляющими трубами/роликами 14 крест-накрест.
Поворотные платформы 2 значительно улучшают маневренность и надежность работы рулевой системы транспортного средства, а также распределяют и принимают на себя возникающие динамические (ударные) нагрузки, выполняя функции подвески за счет установки пружин/амортизаторов 11. Кроме того, повышается проходимость вездеходного комплекса за счет увеличения пятна контакта (увеличения количества колес). Поворотные платформы 2 также могут выполнять функции багажника или грузового отделения.
Таким образом, использование в предлагаемой ходовой части поворотных платформ 2 с тросовой системой управления позволяет значительно улучшить подвеску, повысить управляемость и расширить функциональность вездеходного комплекса Таврического.