×
13.01.2017
217.015.922c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЧАСТОТ ВРАЩЕНИЯ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ЭНЕРГИИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнике, а именно к высокоскоростным электромеханическим преобразователям энергии на гибридных магнитных подшипниках. Определяют скорость вращения ротора электромеханического преобразователя энергии, измеряют напряжения на обмотках статора, сравнивают со значениями, заложенными в программу блока управления электромагнитными подшипниками, и при приближении к значению напряжения, соответствующему диапазону критической частоты вращения ротора, импульсно повышают ток на обмотках электромагнитных подшипников, смещая диапазон критических частот для данного ротора. При прохождении зоны критических частот, заложенных в программе блока управления электромагнитными подшипниками, ток на обмотках электромагнитных подшипников возвращают к номинальному значению, возвращая жесткость гибридных магнитных подшипников к номинальным значениям. Технический результат состоит в повышении точности автоматического регулирования жесткости гибридного магнитного подшипника в зоне критической скорости вращения ротора при максимальной надежности конструкции высокоскоростного электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при проектировании высокоскоростных электромеханических преобразователей энергии для автономных систем электроснабжения.

Известен способ прохождения критических частот турбин, работающих в режиме закритической скорости [патент RU 2185515 C1, F01D 019/00, 20.11.2000], по которому прохождение критических частот вращения достигается тем, что производят оценку состояния упругости системы ротор-фундамент путем определения величины коэффициента упругости путем соотношения частот вращения ротора к началу критической частоты и к концу критической частоты, а затем корректируют его до определенного значения.

Недостатком данного аналога являются ограниченные функциональные возможности способа, обусловленные тем, что оценка критической частоты проводится во время проектирования ротора и не предлагается самого метода устранения критической частоты.

Известен способ прохождения критических частот вращения роторов [http://engine.aviaport.ru/issues/91/pics/pg14.pdf, 26.10.2015 г.], по которому прохождение критических частот вращения ротора происходит с помощью применения новой конструкции опоры, обеспечивающей регулирование жесткости опоры в зависимости от частоты вращения ротора. В данной конструкции опоры предлагается устанавливать упругий элемент между валом ротора и внутренним кольцом подшипника. Прохождение критических частот вращения ротора происходит за счет упругой деформации втулки в осевом направлении.

Недостатком данного способа является сложность его технической реализации, невысокая надежность и ограниченные функциональные возможности управления жесткостью опоры в процессе работы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому относится способ прохождения критических частот за счет управления жесткостью магнитных подшипников [http://www.kpi.kharkov.ua/archive/Наукова_перiодика/vestnik/Динамика%20и%20прочность%20машин/2008/47/Магнитные%20подшипники%20как%20упруго-демпферные%20опоры%20роторов%20c%20управляемой%20жесткостью.pdf, 26.10.2015 г.], по которому прохождение критических частот вращения происходит за счет управления жесткостью магнитного подшипника. Изменение жесткости магнитного подшипника происходит посредством определения отклонения ротора путем измерения величины напряженности магнитного поля в зазоре магнитного подшипника на постоянных магнитах с помощью датчика Холла в микросхемном исполнении с элементами усиления и стабилизации.

Недостатком данного способа является невысокая надежность ввиду сложности управления и погрешности за счет применения датчика Холла.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности способа прохождения критических частот вращения и выведение на номинальную частоту вращения высокоскоростного электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках.

Техническим результатом является повышение точности автоматического регулирования жесткости гибридного магнитного подшипника в зоне критической скорости вращения ротора при максимальной надежности конструкции высокоскоростного электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках.

Поставленная задача решается, а указанный технический результат в способе прохождения критических частот путем управления жесткостью магнитных подшипников достигается тем, что согласно изобретению в режиме измерения скорости ротора электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках, состоящих из магнитных подшипников на постоянных магнитах и электромагнитных подшипников, посредством блока управления электромагнитными подшипниками измеряют значение напряжения на обмотках статора, сравнивают со значениями, заложенными в программу блока управления, при которых появляются критические частоты вращения ротора, и при приближении к значению напряжения, соответствующему диапазону критической частоты вращения ротора, что составляет ±10% от критической частоты, блоком управления электромагнитными подшипниками импульсно повышают ток на обмотках электромагнитных подшипников, тем самым мгновенно изменяют жесткость гибридных магнитных подшипников, смещая диапазон критических частот для данного ротора, причем при прохождении зоны критических частот, заложенных в программе блока управления электромагнитными подшипниками, ток на обмотках электромагнитных подшипников возвращают к номинальному значению, возвращая жесткость гибридных магнитных подшипников к номинальным значениям.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фигуре 1 изображен продольный разрез магнитоэлектрического генератора на гибридных магнитных подшипниках. На фигуре 2 изображена зависимость жесткости гибридных магнитных подшипников от напряжения на обмотках статора.

Пример конкретной реализации способа

Способ прохождения критических частот в высокоскоростном электромеханическом преобразователе энергии на гибридных магнитных подшипниках представлен на магнитоэлектрическом генераторе мощностью 100 кВт и номинальной частотой вращения 60000 об/мин, вырабатывающий линейное напряжение 200 В. Электромеханический преобразователь энергии содержит ротор (фиг. 1), состоящий из вала 1, с установленными на него высококоэрцитивными постоянными магнитами 2, статор 3 с обмоткой 4, гибридные магнитные подшипники, состоящие из магнитных подшипников на постоянных магнитах 5 и электромагнитных подшипников 6, блок управления электромагнитными подшипниками 7, подключенный к выходным концам обмотки 4 статора 3. Первая критическая скорость вращения для ротора данного магнитоэлектрического генератора составляет 39000 об/мин, а вторая критическая скорость составляет 73000 об/мин, при номинальной жесткости магнитных подшипников (фиг. 2) в 66666666,6 Н/м 8, следовательно, для выведения данного генератора на номинальные обороты требуется преодолеть первую критическую скорость вращения изменением жесткости магнитных подшипников. Жесткость электромагнитных подшипников зависит от тока, подаваемого блоком управления электромагнитными подшипниками 7. В режиме изменения скорости ротора магнитоэлектрического генератора на гибридных магнитных подшипниках блок управления электромагнитными подшипниками 7 измеряет значение напряжения на обмотках 4 статора 3, которое зависит от частоты вращения ротора, сравнивая со значениями, заложенными в программу блока управления, при которых появляются критические частоты вращения ротора. Так, при номинальной скорости вращения ротора (таблицы 1) в 60000 об/мин на обмотках статора будет 200 В, а при первой критической скорости вращения в 39000 об/мин на обмотках ротора будет 130 В.

Жесткость гибридных магнитных подшипников автоматически изменяется блоком управления электромагнитными подшипниками 7 при значениях напряжения, соответствующим диапазонам критических частот вращения ротора, это ±10% от критических частот, до появления резонансных колебаний ротора. Так, при напряжении на обмотках от 117 до 143 В блок управления электромагнитными подшипниками 7 импульсно увеличит ток на обмотках электромагнитных подшипников 6, тем самым увеличив жесткость магнитных подшипников до 83333333,3 Н/м 9, а при данной жесткости магнитных подшипников критическая частота составляет 46500 об/мин. При увеличении напряжения на обмотках 4 статора 3 выше 143 В блок управления электромагнитными подшипниками возвращает первоначальный ток на электромагнитных подшипниках 6, возвращая первоначальную жесткость магнитных подшипников до 66666666,6 Н/м 8. При торможении ротора изменение жесткости происходит также в зависимости от напряжения на обмотках статора 4. При работе данного магнитоэлектрического генератора в двигательном режиме разгон и торможение ротора происходят аналогично.

Таким образом, достигается расширение функциональных возможностей и повышение надежности способа прохождения критических частот вращения и выведение на номинальную частоту вращения высокоскоростного электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках.

Итак, заявленное изобретение позволяет повысить точность автоматического регулирования жесткости гибридного магнитного подшипника в зоне критической скорости вращения ротора при максимальной надежности конструкции высокоскоростного электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках.

Способ прохождения критических частот путем управления жесткостью магнитных подшипников, отличающийся тем, что в режиме измерения скорости ротора электромеханического преобразователя энергии на гибридных магнитных подшипниках, состоящих из магнитных подшипников на постоянных магнитах и электромагнитных подшипников, посредством блока управления электромагнитными подшипниками измеряют значение напряжения на обмотках статора, сравнивают со значениями, заложенными в программу блока управления, при которых появляются критические частоты вращения ротора, и при приближении к значению напряжения, соответствующему диапазону критической частоты вращения ротора, что составляет ±10% от критической частоты, блоком управления электромагнитными подшипниками импульсно повышают ток на обмотках электромагнитных подшипников, тем самым мгновенно изменяют жесткость гибридных магнитных подшипников, смещая диапазон критических частот для данного ротора, причем при прохождении зоны критических частот, заложенных в программе блока управления электромагнитными подшипниками, ток на обмотках электромагнитных подшипников возвращают к номинальному значению, возвращая жесткость гибридных магнитных подшипников к номинальным значениям.
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЧАСТОТ ВРАЩЕНИЯ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ЭНЕРГИИ
СПОСОБ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЧАСТОТ ВРАЩЕНИЯ В ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ЭНЕРГИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 107.
10.01.2013
№216.012.1a80

Линейный шаговый двигатель (варианты)

Изобретение относится к электротехнике, к линейным шаговым двигателям (ЛШД), и может быть использовано преимущественно в устройствах ввода - вывода. Технический результат состоит в расширении функциональных и технологических возможностей ЛШД и упрощении его конструкции за счет применения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472276
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.28a8

Высокоскоростная магнитоэлектрическая машина с вертикальным валом

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокоскоростных магнитоэлектрических машинах. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в расширении функциональных возможностей высокоскоростных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475928
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.07.2013
№216.012.595d

Аэродинамическое транспортное средство и способ его управления

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к транспортным средствам, работающим на энергии сжатого воздуха. Аэродинамическое транспортное средство содержит компрессор, соединенный с пневмотрубой, грузовую или пассажирскую платформу, электродвигатели, установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488498
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.11.2013
№216.012.8020

Устройство защиты магнитоэлектрического генератора от короткого замыкания (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах. Технический результат заключается в повышении эксплуатационного ресурса обмотки статора и уменьшении времени отключения обмоток магнитоэлектрического генератора при коротком замыкании,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498473
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.8189

Магнитная игрушка

Магнитная игрушка содержит немагнитный корпус и постоянные магниты. При этом немагнитный корпус выполнен в виде пистолета. Причем постоянные магниты установлены одноименными полюсами относительно друг друга и выполнены в виде неподвижного постоянного магнита и подвижного постоянного магнита с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498837
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.04.2014
№216.012.b77c

Способ контроля состояния грузов при перевозках

Изобретение относится к способам, предназначенным для контроля и фиксации параметров колебаний. Техническим результатом заявленного изобретения является возможность контроля и записи на запоминающее устройство параметров колебаний во всех координатах. Технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512699
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8d2

Система жидкостного охлаждения статора электрических машин автономных объектов

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения бесконтактных синхронных генераторов индукторного типа, работающих, преимущественно, на выпрямительную нагрузку и применяемых, например, в генераторных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513042
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cc3a

Способ и устройство управления положением ротора в магнитных подшипниках

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электромеханических преобразователях энергии на магнитных подшипниках. Технический результат заключается в повышении точности и надежности управления магнитным подшипником. Управление положением ротора осуществляют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518053
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.dcad

Ветроустановка

Изобретение относится к ветроэнергетике. Ветроустановка содержит воздухозаборник с расположенным внутри него ветроколесом с лопастями, прикрепленными к верхнему и нижнему кольцам, опирающимся на центрирующие ролики, установленные на валах роторов преобразователей энергии, расположенные сверху и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522271
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.ea52

Электрическое устройство приготовления пищи (варианты)

Изобретение относится к электрическому устройству для приготовления пищи. Электрическое устройство приготовления пищи содержит кожух, колбу, размещенную в кожухе, ручку, крышку, металлический прижим. В колбе установлены два электрода, соединенные электрически с регулируемым источником питания,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525794
Дата охранного документа: 20.08.2014
Показаны записи 1-10 из 145.
10.01.2013
№216.012.1a80

Линейный шаговый двигатель (варианты)

Изобретение относится к электротехнике, к линейным шаговым двигателям (ЛШД), и может быть использовано преимущественно в устройствах ввода - вывода. Технический результат состоит в расширении функциональных и технологических возможностей ЛШД и упрощении его конструкции за счет применения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472276
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.28a8

Высокоскоростная магнитоэлектрическая машина с вертикальным валом

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокоскоростных магнитоэлектрических машинах. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в расширении функциональных возможностей высокоскоростных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475928
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.07.2013
№216.012.595d

Аэродинамическое транспортное средство и способ его управления

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к транспортным средствам, работающим на энергии сжатого воздуха. Аэродинамическое транспортное средство содержит компрессор, соединенный с пневмотрубой, грузовую или пассажирскую платформу, электродвигатели, установленные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488498
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.11.2013
№216.012.8020

Устройство защиты магнитоэлектрического генератора от короткого замыкания (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магнитоэлектрических генераторах. Технический результат заключается в повышении эксплуатационного ресурса обмотки статора и уменьшении времени отключения обмоток магнитоэлектрического генератора при коротком замыкании,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498473
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.8189

Магнитная игрушка

Магнитная игрушка содержит немагнитный корпус и постоянные магниты. При этом немагнитный корпус выполнен в виде пистолета. Причем постоянные магниты установлены одноименными полюсами относительно друг друга и выполнены в виде неподвижного постоянного магнита и подвижного постоянного магнита с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498837
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.04.2014
№216.012.b77c

Способ контроля состояния грузов при перевозках

Изобретение относится к способам, предназначенным для контроля и фиксации параметров колебаний. Техническим результатом заявленного изобретения является возможность контроля и записи на запоминающее устройство параметров колебаний во всех координатах. Технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512699
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dcad

Ветроустановка

Изобретение относится к ветроэнергетике. Ветроустановка содержит воздухозаборник с расположенным внутри него ветроколесом с лопастями, прикрепленными к верхнему и нижнему кольцам, опирающимся на центрирующие ролики, установленные на валах роторов преобразователей энергии, расположенные сверху и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522271
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5f0

Ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в устройствах для преобразовании энергии текучих сред в электрическую. Ветроэнергетическая установка содержит рабочий орган, преобразователь энергии и устройство защиты от запредельных ветровых нагрузок. Рабочий орган выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528793
Дата охранного документа: 20.09.2014
27.09.2014
№216.012.f6c1

Магнитогидродинамическое устройство (варианты)

Изобретение относится к электротехнике, к магнитной гидродинамике, к электромагнитным насосам и может быть использовано в металлургии, в ядерной и нетрадиционной энергетике, машиностроении, химической промышленности, а также в космической технике. Технический результат состоит в введении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529006
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0d0b

Высокоскоростная бесконтактная электрическая машина (варианты)

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в качестве источников электрической энергии автономных систем электроснабжения. Технический результат заключается в повышении надежности и энергоэффективности, а также в повышении выходной мощности бесконтактной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534756
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД