×
13.01.2017
217.015.8976

МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002602317
Дата охранного документа
20.11.2016
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, непосредственно к конструкциям самовсасывающих насосов. Многокамерный роторный насос состоит из статора 1 эллипсоидной формы со спиральными каналами и ротора 2, на котором установлены две сбалансированные крылатки-шестерни 3, зубья-лопасти 4 которых выполняют функцию поршней и создают замкнутые переменные объемы в спиральных каналах статора 1. Крылатки-шестерни 3 ротора 2 не требуют дополнительного привода, так как их зубья-лопасти 4 движутся по спиральным каналам статора 1 и придают им вращательное движение, а сами крылатки-шестерни 3 находятся в зацеплении между собой и не имеют значительного сопротивления в плоскости их вращения. В области сопряжения крылаток-шестерен 3 в технологическом пазу ротора 2 имеются отверстия с каналами отвода вытесняемого при зацеплении зубьев-лопастей 4 рабочего тела и возврата его в полость нагнетания. Изобретение направлено на повышение объема перекачиваемой рабочей среды одним зубом-лопастью, обеспечение эффекта самовсасывания. 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению. Непосредственно к конструированию самовсасывающих насосов и механизмов объемного вытеснения.

Конструкция многокамерного роторного насоса позволяет получить новый тип роторного механизма с объемным вытеснением, который может использоваться, как самовсасывающий насос, компрессор или гидромотор.

Ближайшим аналогом из просмотренных в базах данных и специализированной литературе можно считать «Роторную объемную машину Вихрова» RU 2278980 C1, где используются эллипсоидные формы и спиральные каналы для получения переменных рабочих объемов. Представленный механизм отличается от него принципом организации вращения крылаток и ротора, конструкцией статора, позволяющей использовать в нем встречные крылатки, находящиеся в зацеплении друг с другом, а также разделением переменных рабочих объемов на камеры «всасывание» и «нагнетание» и их уплотнением. Представленная конструкция механизма позволяет получить комбинацию работы крылаток-шестерен (подобно шестеренчатому насосу) со способом образования замкнутых переменных объемов (по образу поршневых насосов), так как созданный по данному принципу механизм представляет собой новый тип роторного механизма с переменными рабочими объемами в спиральных каналах статора. Он содержит новое решение построения кинематической схемы и получения переменных замкнутых объемов в роторном насосе. Известны такие типы насосов, как поршневые насосы (с переменными замкнутыми объемами в цилиндрах), осевые насосы (с перемещением рабочей среды лопастями крылатки) и шестеренчатые (с переносом рабочего тела по периметру зубьями шестерен и вытеснение ее в месте их сопряжения). Представленный механизм содержит в себе составляющие всех этих типов насосов.

Задача изобретения - построение новой кинематической схемы самовсасывающего насоса; получение переменных замкнутых объемов в роторном насосе (подобно поршневым насосам) без использования деталей с возвратно-поступательным, колебательным и эксцентричным движением.

Это достигается принципом конструкции нового насоса, где

- зубья-лопасти поворотных крылаток-шестерен, расположенных непосредственно на роторе, сжимают (прокачивают) рабочее тело в спиральных каналах статора, одновременно с обратной стороны зубьев-лопастей производя всасывание;

- в кинематической схеме использована комбинация вращения крылаток-шестерен с зубьями-лопастями, расположенных на роторе насоса, и вращения самого ротора, с образованием замкнутых переменных объемов (по образу поршневых насосов) в спиральном статоре насоса;

- отсутствие нагрузок в плоскости вращения крылаток-шестерен ротора, согласно шагу спирали статора, практически исключает трение между сопряженными движущимися деталями;

- изготовление ротора с двумя встречными крылатками-шестернями обеспечивает работу зубьев-лопастей с противоположных сторон ротора по одним и тем же спиральным каналам статора без применения возвратно-поступательных, кривошипных или эксцентриковых передач;

- нахождение двух встречных крылаток-шестерен в зацеплении между собой позволяет разделить в технологическом пазу ротора область всасывания и нагнетания (подобно шестеренчатому насосу).

Конструкция механизма заключается в комбинации работы зубьев-лопастей образующих замкнутые переменные объемы в спиральных каналах статора (по образу поршневых насосов) и вращения крылаток-шестерен ротора, находящихся в зацеплении между собой (подобно шестеренчатому насосу).

Представленный насос (Фиг. 1) состоит из статора эллипсоидной формы (1) со спиральными каналами и ротора (2). В роторе установлены две сбалансированные крылатки-шестерни (3), зубья-лопасти которых (4) выполняют функцию поршней, создающих замкнутые переменные объемы в спиральных каналах статора (5), образованных как тела вращения сопрягаемой дуги окружности зуба-лопасти крылатки-шестерни ротора, также совершающей вращение в перпендикулярной плоскости относительно вращения ротора. Статор, крылатки-шестерни и корпус ротора образуют в насосе две камеры: «всасывание» (7) и «нагнетание» (8). Замкнутые переменные объемы в камерах образованы стенками ротора, спиральным каналом статора и зубьями-лопастями крылатки-шестерни ротора. Крылатки-шестерни установлены в роторе, в технологических пазах, на подшипниках (6, Фиг. 3) и не требуют дополнительного привода, так как их зубья-лопасти, при вращении ротора, движутся по спиральным каналам статора, как бы вкручиваясь по резьбе и придавая вращение крылаткам-шестерням. Сами же крылатки-шестерни находятся в зацеплении между собой и не имеют значительного сопротивления в плоскости их вращения, так как прилагаемая к ним нагрузка направлена вдоль диагональных каналов статора. В областях сопряжения корпуса ротора с гребнями статора находятся фторопластовые или медные уплотнители (15), устанавливаемые в пазы, выполненные на гребнях статора, для уплотнения и разделения объемов соседних каналов. В области сопряжения крылаток-шестерен, в технологическом пазу ротора имеются отверстия с каналами отвода (14, Фиг. 3) вытесняемого при зацеплении зубьев-лопастей рабочего тела и возврата его в полость нагнетания насоса.

В начале (по ходу вращения крылаток-шестерен ротора) кольцевой камеры «всасывание» на статоре находятся лопатки впускного импеллера (10), для направления потоков рабочего тела и также выполняющие функцию опор верхнего подшипникового узла (11) ротора насоса.

В конце (по ходу вращения крылаток-шестерен ротора) кольцевой камеры «нагнетание» на статоре находятся лопатки выпускного импеллера (12), для направления потоков рабочего тела и также выполняющие функцию опор нижнего подшипникового узла (13) ротора насоса.

Рабочие циклы насоса:

1. Зуб-лопасть крылатки-шестерни ротора, проходя из ВТ (верхней точки) статора кольцевую камеру «всасывание» и двигаясь согласно с вращением приводимого ротора по спиральному каналу статора далее, засасывает рабочее тело в камеру «всасывание».

2. Одновременно фронтальная сторона зуба-лопасти крылатки-шестерни ротора сжимает (вытесняет) по спиральному каналу статора поступивший ранее заряд рабочего тела в камеру «нагнетание».

Все циклы происходят одновременно, при вращении ротора, так как осуществляются в разных секторах спирально-кольцевых камер насоса. Это позволяет сделать насос самовсасывающим, производительным и компактным.

В представленном варианте насоса имеется семь спиральных каналов статора, так как количество заходов для зубьев-лопастей в статоре, при данной схеме зацепления крылаток-шестерен, обязательно должно быть нечетным, независимо от кратности количества зубьев-лопастей. Это обеспечивает согласование входов зубьев-лопастей в каналы статора с диаметрально противоположных сторон. А количество зубьев-лопастей на каждой крылатке должно быть, как минимум, на единицу больше, чем количество заходов в статоре. Это обеспечивает замкнутость всех рабочих объемов и постоянное разделение сторон всасывания и нагнетания во всех каналах статора.

Изготовление ротора с двумя встречными вспомогательными крылатками обеспечивает работу зубьев-лопастей с противоположных сторон ротора по одним и тем же спиральным каналам статора без применения возвратно-поступательных, кривошипных или эксцентриковых передач.

Подшипник со стороны всасывания, при использовании роторного механизма в качестве насоса или компрессора, должен выполняться опорно-упорным. Так как одна из составляющих сил, действующих на зубья-лопасти ротора, будет направлена вдоль оси ротора, навстречу потоку всасывания. А при использовании роторного механизма в качестве гидромотора опорно-упорный подшипник устанавливается со стороны слива (возврата) рабочего тела.

На рисунке (Фиг. 2) показан ротор (продольный разрез вдоль крылаток-шестерен), где просматриваются разгрузочные отверстия каналов отвода (14) вытесняемого при зацеплении зубьев-лопастей рабочего тела и возврата его в полость нагнетания насоса. А также видно расположение двух встречных крылаток-шестерен в зацеплении между собой, что позволяет разделить в технологическом пазу ротора область всасывания и нагнетания (подобно шестеренчатому насосу).

На рисунке (фиг. 3) показан продольный разрез ротора поперек крылаток-шестерен, в плоскостях А-А и В-В. На нем видно разгрузочные каналы (14) и установочные подшипники (6) вала крылаток-шестерен, а также уплотнения вала (9).

На рисунке (Фиг. 4) показан поперечный разрез ротора, где видно взаимное расположение крылаток-шестерен относительно друг друга и корпуса ротора, а также места установки подшипников и уплотнений вала крылаток-шестерен.

На рисунке (Фиг. 5) показана нижняя крышка статора (вид сверху), где показано расположение семи диагональных каналов статора, а также выпускных импеллеров, служащих как для выпуска нагнетаемого рабочего тела, так и для крепления подшипникового узла ротора. Отверстия на фланце крышки служат для болтового соединения с верхней крышкой насоса при сборке.

На рисунке (Фиг. 6) показан разрез четверти корпуса насоса, где просматриваются спиральные каналы статора с уплотнителями и подшипниковые узлы установки ротора.

Представленный роторный механизм является универсальным и может использоваться как самовсасывающий насос или как гидромотор, а также как компрессор (с одной или несколькими ступенями сжатия, устанавливаемых на одном валу).

Принципиальные отличия от известных и используемых механизмов перекачки или сжатия рабочих сред заключаются в том, что объем перекачиваемой рабочей среды одним зубом-лопастью на порядок больше, чем одним зубом шестеренчатого насоса. В отличие от осевого или центробежного насосов, здесь образуются переменные рабочие объемы, при этом сохранено свободное вращение ротора безвозвратно-поступательных, кривошипных или эксцентриковых передач в кинематической схеме механизма, что также выгодно отличает представленный механизм от поршневых машин.

Для производства деталей механизма может использоваться стандартное промышленное оборудование, токарные, фрезерные и сверлильные станки. Материалы и сплавы для деталей насоса, применяемые в машиностроении. Изготовление статора со спиральными каналами целесообразно литьем, с последующей чистовой обработкой шаблонными фрезами. Так как получение спиральных каналов, как тел вращения сопрягаемой дуги окружности, легче произвести в мягком материале, таком как полимер, глина или дерево. Поверхность каналов, полученного литьем статора, необходимо подвергнуть цементации и поверхностной закалке. Подобно втулкам цилиндров поршневых насосов или компрессоров.

Существенность отличий предлагаемого насоса от других роторных, осевых или поршневых насосов:

- присутствие составляющих всех этих типов насосов,

- содержит новый принцип получения переменных объемов и построения кинематической схемы самовсасывающего насоса,

- является новым типом роторного механизма, с возможностью его использования в качестве самовсасывающего насоса, гидромотора или компрессора.

Плюсы конструкции:

- Отсутствие возвратно-поступательных, кривошипных или эксцентриковых передач в кинематической схеме механизма.

- Однонаправленное и свободное вращение ротора насоса, а также крылаток-шестерен.

- Наличие замкнутых переменных объемов, подобно поршневым машинам.

- Отсутствие нагруженных сопряжений и трущихся деталей механизма, вследствие чего возможность использования высоких скоростей вращения.

- Получение 5-и, 7-и и более рабочих камер в одном статоре и с одним ротором позволяет достигать высокой производительности при компактных габаритах.

Все вышеизложенное позволяет автору надеяться на широкое применение нового типа роторного механизма, такого как многокамерный роторный насос в быту, сельском хозяйстве, промышленности и транспорте.

Многокамерный роторный насос, состоящий из статора эллипсоидной формы со спиральными каналами и ротора, в котором установлены две сбалансированные крылатки-шестерни, зубья-лопасти которых выполняют функцию поршней и создают замкнутые переменные объемы в спиральных каналах статора, образованных как тела вращения сопрягаемой дуги окружности зуба-лопасти крылатки-шестерни ротора, также совершающей вращение в перпендикулярной плоскости относительно вращения ротора, а статор, крылатки-шестерни и корпус ротора образуют две камеры: «всасывание» и «нагнетание», где замкнутые переменные объемы образованы стенками ротора, спиральными каналами статора и зубьями-лопастями крылаток-шестерен ротора, которые получают вращательное движение от своих зубьев-лопастей, движущихся по спиральным каналам статора, а сами крылатки-шестерни находятся в зацеплении между собой и в области их сопряжения, в технологическом пазу ротора имеются отверстия с каналами отвода вытесняемого при зацеплении зубьев-лопастей рабочего тела и возврата его в полость «нагнетание», где в конце кольцевой камеры на статоре находятся лопатки выпускного импеллера, также выполняющие функцию опор нижнего подшипникового узла ротора насоса, а в начале кольцевой камеры «всасывание» на статоре находятся лопатки впускного импеллера, выполняющие функцию опор верхнего подшипникового узла, также количество спиральных каналов статора и заходов для зубьев-лопастей, при данной схеме зацепления крылаток-шестерен, должно быть нечетным, независимо от кратности количества зубьев-лопастей, которых должно быть, как минимум, на единицу больше количества заходов статора.
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
МНОГОКАМЕРНЫЙ РОТОРНЫЙ НАСОС
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
10.11.2015
№216.013.8ae0

Принцип двухступенчатого объема расширения с новой схемой кшм в оппозитном двс со встречными мотылями

Изобретение относится к двигателестроению. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что оппозитный двигатель со встречными мотылями содержит пару внутренних рабочих поршней, жестко соединенных штоком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567159
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.02.2016
№216.014.ce30

Многокамерный турбо-роторный двигатель

Изобретение относится к машиностроению. Многокамерный турбо-роторный двигатель состоит из статора эллипсоидной формы со спиральными каналами и ротора. На роторе установлены две крылатки. Лопасти крылаток выполняют функцию поршней, создающих замкнутые переменные объемы в спиральных каналах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575630
Дата охранного документа: 20.02.2016
13.01.2017
№217.015.6bdb

Гидроаэродинамический движитель, принцип аэроглиссирования на воде

Изобретение относится к области водного транспорта. Гидроаэродинамический движитель состоит из конструкции судна, включающий в себя носовой обтекатель с реданом, бортовые и килевые продольные ножи, между которыми располагаются днищевые направляющие крылья, где рабочим телом является нагнетаемый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592755
Дата охранного документа: 27.07.2016
25.08.2017
№217.015.97c7

Двух-роторный двигатель "восьмерка"

Изобретение относится к машиностроению. Двухроторный двигатель с отделенным процессом сгорания является двигателем роторного типа и состоит из пары двухкамерных блоков в картере в форме восьмерки с камерами «впуск-сжатие» и «рабочий ход-выпуск», а также механизма газораспределения. Замкнутые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609272
Дата охранного документа: 01.02.2017
19.04.2019
№219.017.1d58

Лопата-погрузчик рычажно-шарнирная с выпадающим упором

Изобретение относится к ручным механическим приспособлениям, предназначенным для уборки снега, его транспортировки, подъема и выгрузки в отвал. Лопата-погрузчик рычажно-шарнирная с выпадающим упором состоит из одноосной платформы на колесах, имеющей при наклонах вперед и назад передний и задний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685147
Дата охранного документа: 16.04.2019
Показаны записи 1-5 из 5.
10.11.2015
№216.013.8ae0

Принцип двухступенчатого объема расширения с новой схемой кшм в оппозитном двс со встречными мотылями

Изобретение относится к двигателестроению. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что оппозитный двигатель со встречными мотылями содержит пару внутренних рабочих поршней, жестко соединенных штоком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567159
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.02.2016
№216.014.ce30

Многокамерный турбо-роторный двигатель

Изобретение относится к машиностроению. Многокамерный турбо-роторный двигатель состоит из статора эллипсоидной формы со спиральными каналами и ротора. На роторе установлены две крылатки. Лопасти крылаток выполняют функцию поршней, создающих замкнутые переменные объемы в спиральных каналах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575630
Дата охранного документа: 20.02.2016
13.01.2017
№217.015.6bdb

Гидроаэродинамический движитель, принцип аэроглиссирования на воде

Изобретение относится к области водного транспорта. Гидроаэродинамический движитель состоит из конструкции судна, включающий в себя носовой обтекатель с реданом, бортовые и килевые продольные ножи, между которыми располагаются днищевые направляющие крылья, где рабочим телом является нагнетаемый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592755
Дата охранного документа: 27.07.2016
25.08.2017
№217.015.97c7

Двух-роторный двигатель "восьмерка"

Изобретение относится к машиностроению. Двухроторный двигатель с отделенным процессом сгорания является двигателем роторного типа и состоит из пары двухкамерных блоков в картере в форме восьмерки с камерами «впуск-сжатие» и «рабочий ход-выпуск», а также механизма газораспределения. Замкнутые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609272
Дата охранного документа: 01.02.2017
19.04.2019
№219.017.1d58

Лопата-погрузчик рычажно-шарнирная с выпадающим упором

Изобретение относится к ручным механическим приспособлениям, предназначенным для уборки снега, его транспортировки, подъема и выгрузки в отвал. Лопата-погрузчик рычажно-шарнирная с выпадающим упором состоит из одноосной платформы на колесах, имеющей при наклонах вперед и назад передний и задний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685147
Дата охранного документа: 16.04.2019
+ добавить свой РИД