Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к снегоходным транспортным средствам, является приставкой к различным колесным машинам (легковые и грузовые автомобили, колесные тракторы и пр.) и может использоваться как индивидуально (в комбинации с легковым автомобилем), так и в хозяйственных целях (вар. лесозаготовительные работы).
Известны самоходные сани оснащенные колесным движителем (патенты RU №2125946, №2147538), в которых колесный движитель взаимодействует с уплотненной поверхностью снега и приводится в действие двигательной установкой, являющейся принадлежностью этих саней.
Эти сани могут самостоятельно передвигаться лишь по уплотненной поверхности снега (вар. заснеженная дорога) и совершенно непригодны для эксплуатации на снежной целине. Кроме того, двигательная установка, являющаяся принадлежностью саней, в межсезонье и летом не используется.
Целью изобретения является устранение перечисленных недостатков при сохранении простоты конструкции, присущей транспортным средствам такого типа.
Технически указанная цель достигается тем, что в приставке к колесным транспортным средствам (далее ПКТС), содержащей несущую платформу с плоским днищем и закругленным передним торцом и колесный движитель, по изобретению движитель выполнен в виде двух спицованных колес с плоским дисковым ободом, расположенных поперечно по обе стороны платформы и взаимодействующих с твердой опорной поверхностью периферической поверхностью плоского обода и кинематически связанных с двумя парами валков, поперечно установленных на платформе. На платформе находится колесное транспортное средство, ведущими колесами опирающееся на валки. Периферическая поверхность дискового обода спицованных колес, взаимодействующая с грунтом, выполнена зубчатой.
На фиг. 1 изображена ПКТС в рабочем положении. На фиг. 2 - в транспортируемом положении. На фиг. 3 показана схема привода спицованных колес от валков (вар.).
ПКТС состоит из несущей платформы 1, на которой поперечно установлены две пары свободно вращающихся валков 2, кинематически (вар. цепной передачей) связанных с двумя колесами « К», поперечно установленными по разные стороны платформы 1. Колеса « К» состоят из ступицы 3, привязанной спицами 4 к плоскому дисковому ободу 5. И подвешены к боковинам платформы 1 на качающихся рычагах 6. На другой конец рычагов 6 посажены свободно вращающиеся автомобильные колеса 7. Сверху платформы 1 находится колесное транспортное средство (много вар.) 8, опирающееся ведущими колесами на валки 2. К платформе 1 валки 2 крепятся подшипниковыми опорами 9. Передача вращения от валков 2 на колеса « К» осуществляется с помощью двойной цепной передачи 10 (вар).
ПКТС действуют следующим образом. К месту применения (вар. снежная целина), ПКТС доставляется как обычный автомобильный прицеп, на колесах 7. Затем транспортное средство - буксировщик 8 отстыковывается от ПКТС и они под действием собственного веса отклоняются назад, опираясь скошенным задним торцом платформы 1 в землю. Транспортное средство 8 заезжает на платформу 1 и закрепляется на ней (средства закрепления не показаны), опираясь ведущими колесами на валки 2. Далее с помощью червячной передачи (не показана) рычаги 6 поворачиваются на 90÷120 градусов, делая опорными колеса « К».
Механизм поворота рычагов 6 содержит длинноходовые амортизаторы (не показаны). При движении по снежной целине основная весовая нагрузка приходится на опорную поверхность платформы 1, отводя колесам « К» преимущественно двигательную функцию. Маневрирование осуществляется раздельным торможением одной пары валков (тормоза не показаны), т.е. по «тракторному».
При изготовлении несущей платформы в виде понтона с герметичным корпусом это транспортное средство становится амфибийным. Для эксплуатации на воде (летом и в межсезонье) спицованные дисковые колеса заменяются на гребные.