Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипника скольжения.
Известен способ изготовления подшипника скольжения методом намотки на оправку ленты с полимерным связующим с последующим отверждением (патент РФ №2492368, В29С 53/60, F16C 17/00, опубл. 10.09.2013).
Однако указанный способ трудоемок и сложен из-за несовершенства технологической оснастки.
Ближайшим аналогом является способ изготовления подшипника скольжения намоткой тканной ленты на оправку с пропиткой тканной ленты полимерным связующим с наполнителями и последующей температурной обработкой, при этом при намотке между слоями тканной ленты располагают металлическую ленту, которая в зоне трения имеет перфорацию, выполненную в шахматном порядке на поверхности двух или трех слоев металлической ленты (патент РФ №2547949, В29С 53/60, F16C 17/00, опубл. 10.04.2015).
Однако известный способ не позволяет получать необходимую прочность и износостойкость покрытия из-за того, что после намотки тканной ленты получается непрочная структура материала в зоне трения, так как перфорация не обеспечивает прочного сцепления полимерного связующего с металлической лентой в зоне между отверстиями перфорации.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.
Поставленная задача решается тем, что в способе изготовления подшипника скольжения намоткой тканной ленты на оправку с пропиткой тканной ленты полимерным связующим с наполнителями и последующей температурной обработкой, при этом при намотке между слоями тканной ленты располагают металлическую ленту, которая в зоне трения имеет перфорацию, выполненную в шахматном порядке на поверхности двух или трех слоев металлической ленты согласно изобретению, на поверхности металлической ленты с перфорацией выполняют рифления между перфорацией.
Выполнение на поверхности металлической ленты с перфорацией рифлений между перфорацией повышает прочность рабочего слоя подшипника, а следовательно, долговечность. Это объясняется тем, что в контакте с полимерным связующим находится больше поверхности металлической ленты (рифлений), чем у прототипа.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 приведена конструкция подшипника скольжения с металлической лентой; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1, вид рифлений на металлической ленте.
Пример реализации способа
Непрерывную тканную ленту 1 сматывают с бобины, пропитывают композицией (например, эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА, порошками графита и фторопласта и др.) и наматывают на цилиндрическую оправку за счет ее вращения.
При намотке первого слоя тканной ленты 1 на нее укладывают металлическую ленту 2 и далее наматывают на цилиндрическую оправку одновременно две ленты - тканную ленту 1 и металлическую ленту 2. При этом в зоне трения металлическая лента 2 имеет перфорацию 3, выполненную в шахматном порядке на поверхности двух или трех слоев металлической ленты 2. При этом на поверхности металлической ленты 2 с перфорацией 3 выполняют рифления 4 между перфорацией 3.
Процесс намотки продолжают до достижения требуемой толщины подшипника скольжения. При этом первый и последний слои должны состоять из тканной ленты 1, пропитанной композицией.
После создания требуемой толщины производят отверждение и температурную обработку подшипника скольжения.
После полного отверждения композиции подшипник скольжения снимают с оправки и обрабатывают на токарном станке путем обточки наружной и внутренней поверхности подшипника скольжения в размер.
После каждого изготовления подшипника скольжения цилиндрическую оправку обрабатывают известным антиадгезионным составом.
В отличие от аналогов предлагаемый способ обеспечивает высокую долговечность подшипника скольжения при длительной эксплуатации, независимо от наличия динамических нагрузок и перепада температур. Так как перфорация в комплексе с рифлениями значительно повышает износостойкость и ударную прочность подшипника скольжения.
Способ изготовления подшипника скольжения намоткой тканной ленты на оправку с пропиткой тканной ленты полимерным связующим с наполнителями и последующей температурной обработкой, при этом при намотке между слоями тканной ленты располагают металлическую ленту, которая в зоне трения имеет перфорацию, выполненную в шахматном порядке на поверхности двух или трех слоев металлической ленты, отличающийся тем, что на поверхности металлической ленты с перфорацией выполняют рифления между перфорацией.