×
20.06.2016
217.015.046d

АЭРОУПРУГАЯ МОДЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002587525
Дата охранного документа
20.06.2016
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах (АДТ), где требуется проведение исследований явлений аэроупругости. Сущность изобретения состоит в том, что во внутренней полости аэроупругой модели с лимитированным зазором размещен с возможностью закрепления на опорном устройстве жесткий высокопрочный сердечник, содержащий на своей поверхности демпферы, кроме того, на модели и (или) сердечнике размещены датчики перемещений и датчики системы защиты АДТ. Малый зазор между сердечником и внутренней поверхностью модели и отсутствие влияния колебаний державки или ленточной подвески на результаты измерений относительных перемещений позволяют проводить с высокой точностью измерения упругих перемещений модели (амплитуд, форм и частот колебаний модели), повышая точность и информативность эксперимента. Технический результат заключается в повышении информативности испытаний, повышении безопасности их проведения. 3 ил.
Основные результаты: Аэроупругая модель с внутренней полостью, отличающаяся тем, что во внутренней полости с лимитированным зазором размещен с возможностью закрепления на опорном устройстве или в узловых точках исследуемых форм колебаний модели жесткий высокопрочный сердечник, содержащий на своей поверхности демпферы, кроме того, на модели и (или) сердечнике размещены датчики перемещений модели и датчики системы защиты аэродинамической трубы (АДТ).
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах (АДТ), где требуется проведение исследований явлений аэроупругости.

Известны динамически подобные модели для исследования явлений аэроупругости (Лыщинский В.В. Моделирование флаттера в аэродинамических трубах. М.: Физматлит, 2009 г.), в том числе выполненные с применением композитных материалов (Система автоматизированного проектирования, изготовления и инженерного анализа аэроупругих моделей летательных аппаратов и строительных сооружений. Ю.А. Азаров, Е.В., Брускова и др. Труды ЦАГИ, 2014 г., Выпуск 2748, с. 298-317).

Недостатком этих моделей является отсутствие естественной защиты от разрушения при потере устойчивости конструкции в потоке и превышении уровня допустимых деформаций, что повышает стоимость и длительность эксперимента, так как приходится очень осторожно, шаг за шагом приближаться к границе потери устойчивости. В отдельных случаях происходят разрушения дорогостоящих моделей, что ведет к существенным экономическим потерям, проведению трудоемких работ по очистке АДТ и ее простоям.

Для защиты таких моделей были предложены пружинные защелки, останавливающие колебания какой-либо точки конструкции крыла, элерона или руля при достижении опасных амплитуд, и дистанционно управляемые стопоры с электрическими, гидравлическими или пневматическими приводами.

Кроме того, был предложен метод специального ослабления заранее выбранных элементов моделей (В.В. Лыщинский. Моделирование флаттера в аэродинамических трубах. М.: Физматлит, 2009 г. ). При флаттере такой конструкции первым разрушался выбранный элемент, после чего флаттер модели прекращался. Однако эти способы защиты имеют ограниченное быстродействие и не во всех случаях гарантируют безопасность испытаний.

Другим недостатком таких моделей является сложность обеспечения высокой точности измерений ее деформаций, особенно крутильных. Тензодатчики, размещенные в концевых сечениях крыла, недостаточно чувствительны к малым деформациям, а акселерометры измеряют ускорения, переход от которых к перемещениям сопряжен со значительными погрешностями ввиду наличия шумов измерений. Непосредственные измерения упругих перемещений модели затруднены и недостаточно точны ввиду наличия колебаний модели на опорном устройстве, как жесткого целого, со значительными амплитудами в условиях проведения испытаний в АДТ. Кроме того, при задаваемых программой испытаний изменениях углов атаки, скольжения и крена меняется положение модели в рабочей части АДТ, что требует перенастройки системы измерений перемещений.

Известна модель крыла самолета для исследования явлений аэроупругости, взятая за прототип (Бисплингхофф Р.Л., Эшли X., Халфмэн Р.Л. Аэроупругость, Пер. с англ. М., ил, 1958 г. ), в которой имеется внутренняя полость, сообщающаяся с узлами крепления модели (фиг. 1).

Недостатками этой модели являются отсутствие естественной защиты от разрушения при потере устойчивости конструкции в потоке и превышении уровня допустимых деформаций, сложность обеспечения высокой точности измерений ее деформаций.

Задачей данного изобретения являются повышение защищенности модели при проведении испытаний без ухудшения ее свойств и повышение информативности испытаний.

Технический результат заключается в повышении безопасности проведения испытаний и повышении их информативности.

Технический результат достигается тем, что в аэроупругой модели в ее внутренней полости с лимитированным зазором размещен с возможностью закрепления на опорном устройстве жесткий высокопрочный сердечник, содержащий на своей поверхности демпферы, кроме того, на модели и (или) на сердечнике находятся датчики перемещений и датчики системы защиты АДТ.

На фиг. 1 изображена модель крыла самолета для исследования аэроупругих явлений (прототип).

На фиг. 2 изображено поперечное сечение предлагаемой модели крыла с сердечником.

На фиг. 3 изображена модель, закрепленная на стенке (опоре).

Рассмотрим предлагаемое устройство на примере модели крыла.

Внутри аэроупругой модели 1 (фиг. 2) с лимитированным зазором установлен жесткий высокопрочный сердечник 2, закрепленный на опорном устройстве (например, стенке (фиг. 3), хвостовой державке, ленточной подвеске и др.) или в узловых точках исследуемых форм колебаний модели. Положение узловых точек исследуемых форм колебаний модели определяют расчетными методами или по результатам резонансных испытаний. Величина зазора выбирается в зависимости от конструкции модели и условий эксперимента. В местах возможного соприкосновения на модели 1 и на сердечнике 2 находятся датчики 3 системы защиты АДТ (контактные или бесконтактные). На поверхности сердечника 2 размещены демпферы 4 (например, накладки из демпфирующего материала) в местах возможного контакта модели и сердечника. Также на сердечнике 2 размещены датчики перемещений 5 для измерения упругих перемещений модели.

Основной характеристикой способности модели к противодействию превышению амплитуд колебаний, вызывающих ее разрушения, является способность к ограничению этих амплитуд, возникающая при контакте внутренней поверхности модели с жестким и высокопрочным сердечником через демпфер.

Работа устройства происходит в следующем порядке.

В процессе проведения эксперимента в АДТ при превышении допустимых аэродинамических нагрузок, ведущих к потере аэроупругой устойчивости, модель 1 через демпфер 4 соприкасается с сердечником 2, передавая на него излишнюю нагрузку, что предохраняет ее от излишне высоких деформаций и разрушения.

При соприкосновении модели 1 и сердечника 2 при помощи датчиков 3 подается сигнал о превышении допустимого уровня амплитуд колебаний в систему защиты АДТ для прекращения испытаний, обеспечивая таким образом дополнительную защиту модели от разрушения.

Малый зазор между сердечником и внутренней поверхностью модели и отсутствие влияния колебаний державки или ленточной подвески на результаты измерений относительных перемещений позволяют проводить с высокой точностью измерения упругих перемещений модели (амплитуд, форм и частот колебаний модели), повышая точность и информативность эксперимента. Ввиду наличия малых упругих перемещений в пределах малого зазора в качестве датчиков перемещений 5 могут использоваться датчики индуктивного или емкостного типа, которые не влияют на упруго-массовые характеристики модели и ее демпфирующие свойства, обеспечивая высокую чувствительность и точность измерений.

Датчики перемещений 5 могут выступать в качестве датчиков системы защиты, однако это требует согласования измерительной системы с системой защиты АДТ.

Аэроупругая модель с внутренней полостью, отличающаяся тем, что во внутренней полости с лимитированным зазором размещен с возможностью закрепления на опорном устройстве или в узловых точках исследуемых форм колебаний модели жесткий высокопрочный сердечник, содержащий на своей поверхности демпферы, кроме того, на модели и (или) сердечнике размещены датчики перемещений модели и датчики системы защиты аэродинамической трубы (АДТ).
АЭРОУПРУГАЯ МОДЕЛЬ
АЭРОУПРУГАЯ МОДЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-10 из 137.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
+ добавить свой РИД