×
10.06.2016
216.015.45b5

Результат интеллектуальной деятельности: ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002586231
Дата охранного документа
10.06.2016
Аннотация: Охлаждаемая лопатка высокотемпературной турбины газотурбинного двигателя содержит во внутренней полости пера цилиндрические перемычки-турбулизаторы и радиальные ребра. На поверхностях внутренней полости пера лопатки, включая входную кромку и радиальные ребра, на выходе из перемычек-турбулизаторов по потоку охлаждающего воздуха и преимущественно перпендикулярно к направлению этого потока выполнены цилиндрические выступы, соединяющие между собой внутреннюю поверхность входной кромки, перемычки и ребра. Отношение диаметра D цилиндрической перемычки-турбулизатора к диаметру d цилиндрического выступа находится в пределах 1,5…10. Отношение диаметра d цилиндрического выступа к высоте h цилиндрического выступа находится в пределах 1,5…2,5. Изобретение повышает надежность охлаждаемой лопатки путем повышения эффективности конвективного охлаждения пера лопатки. 4 ил.
Основные результаты: Охлаждаемая лопатка высокотемпературной турбины, во внутренней полости пера которой расположены цилиндрические перемычки-турбулизаторы и радиальные ребра, отличающаяся тем, что на поверхностях внутренней полости пера лопатки, включая входную кромку и радиальные ребра, на выходе из перемычек-турбулизаторов по потоку охлаждающего воздуха и преимущественно перпендикулярно к направлению этого потока выполнены цилиндрические выступы, соединяющие между собой внутреннюю поверхность входной кромки, перемычки и ребра, при этом отношение D/d=1,5…10 и d/h=1,5…2,5, где:D - диаметр цилиндрической перемычки-турбулизатора,d - диаметр цилиндрического выступа,h - высота цилиндрического выступа.

Изобретение относится к охлаждаемым лопаткам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известна охлаждаемая лопатка высокотемпературной турбины, во внутренней полости пера которой в шахматном порядке расположены выполненные за одно целое со стенками цилиндрические перемычки-интенсификаторы охлаждения. (С.А. Вьюнов «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей», Москва, «Машиностроение», 1981 г., стр. 166, рис. 4.26).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за повышенной температуры пера лопатки, особенно входной кромки, в связи с недостаточной эффективностью системы охлаждения.

Наиболее близкой к заявляемой является охлаждаемая лопатка высокотемпературной турбины с расположенными во внутренней полости пера цилиндрическими перемычками-турбулизаторами и радиальным ребром, разделяющим внутреннюю полость лопатки на переднюю и заднюю полости. (патент RU №1625078, МПК: F01D 5/08).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за недостаточной эффективности конвективной системы охлаждения пера лопатки, в том числе ее входной кромки.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении надежности охлаждаемой лопатки высокотемпературного двигателя путем повышения эффективности конвективного охлаждения пера лопатки.

Указанный технический результат достигается тем, что в охлаждаемой лопатке высокотемпературной турбины, во внутренней полости пера которой расположены цилиндрические перемычки-турбулизаторы и радиальные ребра, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ на поверхностях внутренней полости пера лопатки, включая входную кромку и радиальные ребра, на выходе из перемычек-турбулизаторов по потоку охлаждающего воздуха и преимущественно перпендикулярно к направлению этого потока выполнены цилиндрические выступы, соединяющие между собой внутреннюю поверхность входной кромки, перемычки и ребра, при этом отношение D/d=1,5…10 и d/h=1,5…2,5, где:

D - диаметр цилиндрической перемычки-турбулизатора,

d - диаметр цилиндрического выступа,

h - высота цилиндрического выступа.

Выполнение на поверхностях внутренней полости, включая входную кромку и радиальные ребра, цилиндрических выступов, установленных преимущественно перпендикулярно направлению потока охлаждающего воздуха, способствует турбулизации пограничного слоя охлаждающего воздуха при минимальных гидравлических потерях этого воздуха, что повышает эффективность конвективного охлаждения рабочей лопатки.

Выполнение цилиндрических выступов на выходе из перемычек-турбулизаторов по потоку охлаждающего воздуха позволяет максимально турбулизировать пограничный слой за счет повышенной скорости охлаждающего воздуха на выходе из перемычек-турбулизаторов при минимальных гидравлических потерях.

При D/d<1,5 - снижается надежность охлаждаемой лопатки из-за повышения гидравлических потерь охлаждающего воздуха, снижения его расхода и повышения температуры пера лопатки.

При D/d>10 - снижается надежность охлаждаемой лопатки из-за повышения температуры пера лопатки вследствие снижения турбулизации пограничного слоя охлаждающего воздуха.

При d/h<1,5 - снижается надежность и увеличивается стоимость изготовления охлаждаемой лопатки из-за снижения технологичности конструкции лопатки и повышения напряжений в цилиндрических выступах.

При d/h>2,5 - снижается надежность охлаждаемой лопатки из-за уменьшения турбулизации пограничного слоя, повышения гидравлических потерь на прокачку охлаждающего воздуха и повышения температуры пера лопатки.

На фиг. 1 - изображен общий вид охлаждаемой лопатки высокотемпературной турбины.

На фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде.

На фиг. 3 - элемент II на фиг. 2 в увеличенном виде.

На фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3.

Охлаждаемая лопатка 1 высокотемпературной турбины состоит из пера 2 и хвостовика 3. Перо выполнено с внутренней полостью 4, в которой расположены цилиндрические перемычки-турбулизаторы 5, а также радиальные ребра 6 и 7. На внутренних поверхностях 8, 9 и 10 входной кромки 11, спинки 12 и корыта 13, соответственно, а также на ребрах 6 и 7 во внутренней полости 4 пера 2 выполнены цилиндрические выступы 14, установленные на выходе из перемычек-турбулизаторов 5 по потоку охлаждающего воздуха 15, преимущественно перпендикулярно к направлению этого потока, и соединяющие между собой внутреннюю поверхность 8 входной кромки 11, перемычки 5 и ребра 6 и 7. Охлаждающий воздух 15 подается в охлаждаемую лопатку 1 со стороны подошвы 16 замковой части 17 хвостовика 3 лопатки 1. Цилиндрические выступы 14 предназначены для турбулизации пограничного слоя 18 потока охлаждающего воздуха 15 во внутренней полости 4 с целью интенсификации процессов теплоотдачи от стенок 19 лопатки 1 в поток охлаждающего воздуха 15 при минимальных гидравлических потерях этого потока воздуха, поэтому высота h цилиндрических выступов 14 выбирается в соответствии с толщиной пограничного слоя 18 и технологическими возможностями при изготовлении лопатки литьем.

При работе охлаждаемой лопатки 1 высокотемпературной турбины поток охлаждающего воздуха 15, протекая между цилиндрическими перемычками-турбулизаторами 5, увеличивает свою скорость и турбулизируется, натекая на расположенные на выходе из перемычек 5 цилиндрические выступы 14, что приводит к дополнительной турбулизации пограничного пристеночного слоя 18 охлаждающего воздуха 15, интенсификации процессов теплоотдачи от поверхностей 8, 9 и 10 внутренней полости 4 и от радиальных ребер 6 и 7 при минимальных гидравлических потерях потока воздуха 15. Крупномасштабная турбулентность, создаваемая перемычками 5, способствует перемешиванию подогретого пограничного слоя 18 с основным потоком охлаждающего воздуха 15, что приводит к интенсификации конвективного процесса теплообмена во внутренней полости 4 пера лопатки 1, снижению его температуры и повышению надежности лопатки.

Охлаждаемая лопатка высокотемпературной турбины, во внутренней полости пера которой расположены цилиндрические перемычки-турбулизаторы и радиальные ребра, отличающаяся тем, что на поверхностях внутренней полости пера лопатки, включая входную кромку и радиальные ребра, на выходе из перемычек-турбулизаторов по потоку охлаждающего воздуха и преимущественно перпендикулярно к направлению этого потока выполнены цилиндрические выступы, соединяющие между собой внутреннюю поверхность входной кромки, перемычки и ребра, при этом отношение D/d=1,5…10 и d/h=1,5…2,5, где:D - диаметр цилиндрической перемычки-турбулизатора,d - диаметр цилиндрического выступа,h - высота цилиндрического выступа.
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 121.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
Показаны записи 1-10 из 106.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
+ добавить свой РИД