×
20.05.2016
216.015.417a

Результат интеллектуальной деятельности: ТОПЛИВО ДЛЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе смеси углеводородного горючего Т-10 и 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборана, при этом в смесь дополнительно введен промотор горения изопропилнитрат, при следующем соотношении (% масс.): 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан - 70; горючее Т-10 - 29-29,5; изопропилнитрат - 0,5-1. Технический результат заключается в создании топлива для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя с повышенной энергоемкостью, с улучшенными условиями его сжигания в камере сгорания. 1 пр.
Основные результаты: Топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе смеси углеводородного горючего Т-10 и 1,7 - диметилдикарба-клозо-октокарборана, отличающееся тем, что в смесь дополнительно введен промотор горения изопропилнитрат с получением состава (% масс.):

Настоящее изобретение относится к топливам для прямоточных воздушно-реактивных двигателей, в частности к составам на основе борорганических соединений, обладающих высокой удельной теплотой сгорания, в составе которых содержатся добавки.

Известно, что в качестве горючего для ГПВРД были предложены сжиженные водород и метан [2, 3], а также углеводородные горючие марок JP-7, JP-10 [2, 3, 4]. Известны жидкие борсодержащие горючие, представляющие собой смеси изопропилметакарборана с углеводородами: толуол, циклин, квадран, нафтил, алкилпроизводные бензола, а также топливами Т-6, RJ-5 и некоторыми другими [5]. Известны композиции твердого горючего, содержащие в своем составе карборан (C2B10H12) и его производные в количестве 4-15 % масс. [6].

Наиболее близким аналогом заявляемого технического решения является топливо для импульсного детонационного двигателя, состоящее из горючего Т-10 и 0,7-1% трет-бутилгидропероксида [7]. Имея существенные преимущества перед предшествовавшими аналогами, указанное техническое решение предназначено для двигателей, рабочим процессом в которых является детонация. Организация процесса сверхзвукового горения топлива имеет существенную особенность: для достижения устойчивости горения топлива в камере сгорания ГПВРД необходимо, чтобы воспламенение топливно-воздушной смеси происходило за время 1-2 мс [2]. При скорости воздушного потока в камере сгорания около 1,5 М и длине камеры сгорания около 2 м добиться этого крайне сложно ввиду продолжительного периода задержки воспламенения смеси.

Технической задачей настоящего изобретения является создание топлива для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя с повышенной энергоемкостью, с улучшенными условиями его сжигания в камере сгорания за счет введения в состав добавки - изопропилнитрата, сокращающей период задержки воспламенения топливно-воздушной смеси, с получением состава (% масс.):

1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан 70
горючее Т-10 29-29,5
изопропилнитрат 0,5-1

Проблематичность применения жидких углеводородных горючих и смесей на их основе для ГПВРД обусловлена несколькими причинами. Одна из них связана с трудностями организации устойчивого процесса горения и эффективного сжигания топлива во всем диапазоне характеристик ГПВРД. Традиционные способы стабилизации пламени не всегда эффективны из-за высокого уровня скоростей потока в камере сгорания (до 1,5 М) и больших потерь импульса [2]. Трудность организации рабочего процесса в двигателе также связана с относительно небольшой длиной камеры сгорания (≈2 м), что накладывает существенные ограничения на продолжительность периода задержки воспламенения компонентов используемой смеси, он может быть значительно сокращен за счет использования соответствующих активирующих добавок.

Активирующий эффект изопропилнитрата обусловлен заменой первичного разложения углеводорода топлива более энергетически выгодной реакцией разложения добавки. По литературным данным [8] разложение нитратов по связи O-N происходит с энергией активации 0,15…0,19 МДж/моль вместо 0,37…0,49 МДж/моль в случае топлива без добавок. Образующиеся свободные радикалы инициируют воспламенение топлива.

Эффективность применения топлива с добавкой изопропилнитрата в гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе станет очевидна из следующего примера.

ПРИМЕР

На малоразмерной однокамерной установке, моделирующей камеру сгорания ГПВРД, определяли пределы устойчивого горения смеси заявленного в изобретении состава по методике, описанной в [9]:

1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан 70 % масс.;
горючее Т-10 29-29,5 % масс.,
изопропилнитрат 0,5-1 %.

При испытании на данной установке смеси 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан (70%) и Т-10 (30%) без добавки изопропилнитрата срыв пламени наблюдался при GB=8,2-8,5 л/мин. При использовании добавки 0,5-1% изопропилнитрата срыв пламени наблюдался при GB=9,2-9,5 л/мин. Таким образом, при использовании добавки 0,5-1% изопропилнитрата пределы устойчивого горения горючего Т-10 расширяются до значения расхода 1-1,3 л/мин (на 12-15%).

Данную топливную композицию предлагается использовать в гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях авиационной и ракетно-космической техники.

Представленная топливная композиция решает проблему сокращения периода задержки воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя при использовании в них углеводородных топлив и смесей на их основе.

Источники информации

1. Р. Граймс. Карбораны: Монография. - М.: Издательство «МИР», 1974.

2. Артемов О.А. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели (расчет характеристик): Монография. - М.: Компания Спутник+, 2006.

3. Tom Anderlis. The way to hyper plane // The Industrial Physicist American Institute of Physics, Дин Андреадис, March 2005.

4. Петрухин Н.В., Сергеев С.М., Прокопенко О.А. Требования к горючим для гиперзвуковых двигателей ракетно-космической техники // Сборник научных трудов ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» по актуальным вопросам проектирования космических систем и комплексов. - М.: ФГУП НПО им С.А. Лавочкина, 2011.

5. Бакулин В.Н., Дубовкин Н.Ф., Котов В.Н., Сорокин В.А., Францкевич В.П., Яновский Л.С. Энергоемкие горючие для авиационных и ракетных двигателей / Под ред. Л.С. Яновского. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009.

6. Патент России №0002288207.

7. Патент России №2484123.

8. Данилов A.M. Применение присадок в топливах: Справочник. - 3-е изд., доп. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2010.

9. Братков А.А., Серегин Е.П., Горенков А.Ф., Чирков A.M., Ильинский А.А., Зрелов В.Н. Химмотология ракетных и реактивных топлив. - М.: Химия, 1987.

Топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе смеси углеводородного горючего Т-10 и 1,7 - диметилдикарба-клозо-октокарборана, отличающееся тем, что в смесь дополнительно введен промотор горения изопропилнитрат с получением состава (% масс.):
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 49.
10.06.2013
№216.012.486f

Топливо для импульсного детонационного двигателя

Изобретение относится к топливу для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающемуся тем, что с целью повышения его детонационной активности в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид (% масс): горючее Т-10...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484123
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.02.2015
№216.013.22c8

Устройство повышения эффективности движения погружённых судов

Изобретение относится к судостроению и касается устройства и особой формы корпуса судна. Устройство повышения эффективности движения погруженных судов содержит корпус в виде полого усеченного конуса. Конус выполнен по размеру ¾ корпуса судна и ориентирован большим сечением в сторону движения. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540357
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2755

Топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе углеводородного горючего Т-10, при этом в составе топлива содержится 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан, при следующем соотношении, мас.%: 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан 70, горючее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541526
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bc4

Устройство для решения задачи о рюкзаке

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для решения задач оптимизации. Техническим результатом является повышение быстродействия. Устройство содержит генератор тактовых импульсов, регистры, элементы И, элементы ИЛИ, схемы сравнения, блоки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542661
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.05.2015
№216.013.4898

Устройство восстановления и симметрирования напряжения кабеля при обрыве жилы

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в возможности задания требуемого времени восстановления напряжения. Для этого заявленное устройство содержит клеммы кабеля А, В, С, три реле постоянного тока контроля фаз, каждое из которых содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550091
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.05.2015
№216.013.4afe

Способ замедления детонационных команд в бортовых системах автоматики

Изобретение относится к бортовым устройствам и системам пироавтоматики летательных аппаратов, а также может использоваться во взрывном деле и в конструкциях взрывателей и взрывательных устройств боеприпасов различного назначения. Способ включает разгон бойка-ударника из высокоплотного прочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550705
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d7d

Устройство восстановления и симметрирования напряжений при обрыве двух фаз сети

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении быстродействия и мощности устройства. Для этого заявленное устройство содержит клеммы сети, три реле напряжения с ускорением при срабатывании и отпускании с замыкающими и размыкающими контактами, семь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551351
Дата охранного документа: 20.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ee9

Магнитожидкостная тепловая труба

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для передачи теплоты на значительные расстояния при малом температурном напоре. Магнитожидкостная тепловая труба, содержащая частично заполненный теплоносителем - магнитной жидкостью герметичный цилиндрический корпус с зонами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551719
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.525f

Способ автономного определения азимута гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано в навигационных системах. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого определение азимута производится при введении одного из гироблоков системы стабилизации в компасный режим путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552608
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.52f4

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства. Технический результат - повышение точности определения скорости. Для достижения данного результата периодически корректируют механический датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552757
Дата охранного документа: 10.06.2015
Показаны записи 1-10 из 50.
10.06.2013
№216.012.486f

Топливо для импульсного детонационного двигателя

Изобретение относится к топливу для импульсного детонационного двигателя на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, отличающемуся тем, что с целью повышения его детонационной активности в горючее дополнительно введен продетонатор - трет-бутилгидропероксид (% масс): горючее Т-10...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484123
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.02.2015
№216.013.22c8

Устройство повышения эффективности движения погружённых судов

Изобретение относится к судостроению и касается устройства и особой формы корпуса судна. Устройство повышения эффективности движения погруженных судов содержит корпус в виде полого усеченного конуса. Конус выполнен по размеру ¾ корпуса судна и ориентирован большим сечением в сторону движения. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540357
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2755

Топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе углеводородного горючего Т-10, при этом в составе топлива содержится 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан, при следующем соотношении, мас.%: 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан 70, горючее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541526
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bc4

Устройство для решения задачи о рюкзаке

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для решения задач оптимизации. Техническим результатом является повышение быстродействия. Устройство содержит генератор тактовых импульсов, регистры, элементы И, элементы ИЛИ, схемы сравнения, блоки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542661
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.05.2015
№216.013.4898

Устройство восстановления и симметрирования напряжения кабеля при обрыве жилы

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в возможности задания требуемого времени восстановления напряжения. Для этого заявленное устройство содержит клеммы кабеля А, В, С, три реле постоянного тока контроля фаз, каждое из которых содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550091
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.05.2015
№216.013.4afe

Способ замедления детонационных команд в бортовых системах автоматики

Изобретение относится к бортовым устройствам и системам пироавтоматики летательных аппаратов, а также может использоваться во взрывном деле и в конструкциях взрывателей и взрывательных устройств боеприпасов различного назначения. Способ включает разгон бойка-ударника из высокоплотного прочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550705
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d7d

Устройство восстановления и симметрирования напряжений при обрыве двух фаз сети

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении быстродействия и мощности устройства. Для этого заявленное устройство содержит клеммы сети, три реле напряжения с ускорением при срабатывании и отпускании с замыкающими и размыкающими контактами, семь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551351
Дата охранного документа: 20.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ee9

Магнитожидкостная тепловая труба

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для передачи теплоты на значительные расстояния при малом температурном напоре. Магнитожидкостная тепловая труба, содержащая частично заполненный теплоносителем - магнитной жидкостью герметичный цилиндрический корпус с зонами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551719
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.525f

Способ автономного определения азимута гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано в навигационных системах. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого определение азимута производится при введении одного из гироблоков системы стабилизации в компасный режим путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552608
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.52f4

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства. Технический результат - повышение точности определения скорости. Для достижения данного результата периодически корректируют механический датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552757
Дата охранного документа: 10.06.2015
+ добавить свой РИД