×
20.05.2016
216.015.3ee1

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ЭКРАНИРУЮЩЕЙ ОБОЛОЧКИ НА КОРПУСЕ ТУРБИНЫ И СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002584744
Дата охранного документа
20.05.2016
Аннотация: При закреплении экранирующей обшивки удержания на корпусе турбины соединяют экранирующую обшивку с корпусом тангенциальной связью, простирающейся в окружном направлении между экранирующей обшивкой и корпусом. Один конец тангенциальной связи крепят к корпусу крепежным элементом, имеющим крепежную головку, размещенную в отверстии, предусмотренном в экранирующей обшивке, а другой конец тангенциальной связи соединяют с экранирующей оболочкой с упором во внутреннюю поверхность экранирующей обшивки. Система экранирующей обшивки и корпуса турбины для реализации содержит связующие лапки между корпусом и экранирующей обшивкой с точками крепления к корпусу и к экранирующей обшивке. Точки крепления удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса с обеспечением тангенциальной связи между лапками и обшивкой или между лапками и корпусом и заранее установленной степени гибкости. Группа изобретений позволяет снизить массу экранирующей обшивки и обеспечить свободу тепловых и механических перемещений экранирующей обшивки и корпуса турбины. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу крепления экранирующей оболочки на корпусе структуры двигателя (engine structure) турбины, в частности турбины, установленной на летательном аппарате, или наземной промышленной турбины, а также к системе крепления для применения такого способа.

Более конкретно, областью изобретения является защита двигателей, в частности силовой турбины, такой как турбомашины летательных аппаратов. Структура двигателя требует наличия экранирующей оболочки для удержания любой детали или элемента, которые могут открепиться от структуры двигателя или от корпуса. В частности, экранирующие оболочки свободной турбины осуществляют удержание всех лопаток свободной турбины в ситуациях типа «blade-shedding» (англ. отрыв лопатки) при сверхскорости. В действительности, предусмотрено, что лопатки разрушаются в определенном интервале скоростей, так что таким образом гарантируется работоспособность корпуса двигателя ниже известного порога и гарантируется целостность дисков при превышении этого порога.

Такая экранирующая оболочка наносится, как правило, на конструкцию корпуса двигателя и смежных с ним деталей. Она может быть ограничена массивной частью. Экранирующая оболочка крепится на корпусе многочисленными соединительными фланцами или равнозначными элементами.

Однако установлено, что продолжительность службы этих фланцев экранирующей оболочки может быть очень ограниченной. В частности, разности тепловой инерции и жесткости между фланцами и прилегающими деталями воздействуют на поведение деталей в переходных режимах, то есть при увеличении или понижении мощности.

Согласно другому варианту конструкции, внутренняя экранирующая оболочка, обдуваемая горячим воздухом, установлена между двумя корпусами. При этом такая конструкция может ограничивать способности удержания экранирующей оболочки, для которой потребуется в таком случае большая толщина. Более того, наличие наружного корпуса сказывается в немаловажной дополнительной массе.

В этих конструктивных вариантах усилия передаются непосредственно на структуру двигателя. Такая передача может вызвать постепенное ослабление креплений, а также неблагоприятные для безопасности полета вибрации экранирующей оболочки.

Кроме того, существуют экранирующие оболочки, скрепленные винтами в точно позиционируемом месте благодаря центровке при помощи направляющего элемента винта. Этот монтаж требует применения точной и тонкой регулировки. Кроме того, продолжительность службы направляющих элементов проблематична ввиду вибрационных переходов и других явлений: «fretting» (англ. частичный сдвиг), скалывание.

Задача изобретения состоит в устранении описанных выше технологических недостатков и, в частности, в освобождении от тепловой инерции экранирующей оболочки, которая воздействует на механическое поведение деталей структуры двигателя, в уменьшении массы экранирующей оболочки, что позволяет упростить монтаж без ущерба для прочности экранирующей оболочки.

Для решения этой задачи изобретение предусматривает гибкое крепление экранирующей оболочки, что позволяет осуществить плавкий участок (section fusible), уменьшающий усилия, передаваемые на структуру двигателя.

Объектом изобретения является способ крепления экранирующей обшивки на корпусе структуры двигателя турбины, состоящий в том, чтобы соединить тангенциальной связью экранирующую оболочку с корпусом между точками экранирующей обшивки и корпуса, которые в достаточной степени удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса между этими точками, так что осуществляется гибкое соединение между ними, способное обеспечить адекватное вибрационное позиционирование и достаточную механическую прочность при термомеханических изменениях. Применительно к турбинам летательного аппарата вибрационное позиционирование и механическая прочность также контролируются в этом случае при управлении летательным аппаратом.

В этих условиях выявилось, что экранирующая оболочка находится достаточно близко от корпуса, так что он выгодно способствует удержанию осколков или фрагментов выброшенных деталей. Наружная экранирующая оболочка остается в достаточной степени холодной для обеспечения удержания этих деталей с относительно меньшей толщиной.

Эта конструкция обеспечивает, таким образом, тепловую и механическую изоляцию относительно деталей структуры двигателя под корпусом, которые могут быть подвержены термомеханической нагрузке. Более того, генерируемая гибкость позволяет отказаться от регулирующего устройства между экранирующей оболочкой и корпусом.

Согласно отдельным вариантам применения:

- демпфирование вибрации также обеспечивается в связи с соединением между экранирующей обшивкой и корпусом;

- определение размеров связей осуществляют в зависимости от термомеханической нагрузки, которой связи подвергаются;

- число связей определяют и связи распределяют таким образом, чтобы уменьшить усилия, вытекающие из термомеханических переходных процессов, и оптимизировать, таким образом, продолжительность службы крепления в соответствии со случаями нагрузки, которой подвергается двигатель, и вибрационного позиционирования системы экранирующей обшивки и корпуса, в частности, в зоне низких частот возбуждения.

Для применения вышеупомянутого способа изобретение относится также к системе экранирующей обшивки и корпуса структуры двигателя турбины, которая содержит связующие лапки между корпусом и экранирующей обшивкой с точками крепления к корпусу и к экранирующей обшивке. В этой системе точки крепления в достаточной степени удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса для того, чтобы связь была по существу тангенциальной между лапками, с одной стороны, и экранирующей обшивкой или корпусом, с другой стороны, к точкам крепления, и чтобы лапки имели заранее установленную степень гибкости.

Согласно отдельным вариантам реализации:

- рессорные листы, способные демпфировать вибрацию, предусмотрены кольцеобразно между экранирующей обшивкой и корпусом;

- предусмотрена, по меньшей мере, одна точка крепления на экранирующей обшивке и, по меньшей мере, одна точка крепления на корпусе на каждую лапку;

- прикрепление лапок на корпусе осуществляют винтами в приваренные на поверхности корпуса бобышки жесткости, при этом винты имеют головки, способные перемещаться в регулировочных отверстиях, образованных в экранирующей обшивке;

- крепление лапок к экранирующей обшивке осуществляют заклепками, которые прошивают экранирующую обшивку;

- система крепления содержит число связующих лапок, соответствующее расчетным размерам, при этом лапки равномерно и кольцеобразно распределены между корпусом и экранирующей обшивкой и каждая лапка прикреплена винтом к корпусу и заклепкой к экранирующей обшивке.

Другие признаки и преимущества изобретения вытекают из прочтения нижеследующего детального описания примеров осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 изображает половинчатый вид с частичным разрезом вдоль продольной оси свободной турбины, снабженной системой крепления согласно изобретению;

Фиг.2 - частичный вид в плоскости II-II с фиг.1, представляющий положение лапки в системе крепления согласно изобретению, и

Фиг.3 - частичный вид в изометрии экранирующей обшивки, снабженной крепежными лапками согласно изобретению.

На виде с частичным разрезом с фиг.1 свободная турбина 10 содержит, в частности, наружную экранирующую обшивку 15 и корпус 20, который представляет собой основную конструкцию двигателя и к которому подсоединены элементы, образующие воздушный тракт: распределители 22 и 26, кольца 24 и 26b и рабочие колеса 25, 30 турбины, посредством опорной конструкции (не показана). Каждый комплект лопаток состоит из неподвижных лопаток или статора-«распределителя» воздушного потока, за которым следует - в направлении истечения воздушного потока - комплект лопаток подвижного колеса, и выходной тракт доступа к соплам (не показаны).

Различные уровни герметичности обеспечивают фланцы или стыки 50, 52 и 54 между различными смежными деталями корпуса 20, который соединен, в свою очередь, с экранирующей обшивкой 15.

Кроме того, два кольцевых рессорных листа 60, 62 предусмотрены между экранирующей обшивкой 15 и корпусом 20 с целью демпфирования вибрации, например, во время термомеханических переходов. Эти рессорные листы расположены в канавках, фланжированных ребрами жесткости 60а, 62а. В альтернативном варианте эти листы могут крепиться к фланцу или связующему элементу, например на фланец 50 или винт 52 в представленном примере.

Рессорные листы демпфируют вибрацию между экранирующей обшивкой и корпусом в связи с соединительными лапками между ними. Предпочтительным образом эти листы могут быть расщеплены по оси, что позволяет эффективно рассеивать тепловую энергию и повышать прочность вибрирующей системы.

Тангенциальная лапка 70 представлена более наглядно на виде на фиг.2, в сечении II-II с фиг.1, между головкой 80 винта и винтом 82. Винт вставлен в приваренную на поверхности 91 корпуса 20 бобышку 90 с внутренней резьбой. В альтернативном варианте бобышка 90 с внутренней резьбой может быть заменена гайкой. Головка 80 винта расположена в регулировочном отверстии 84, образованном в экранирующей обшивке 15. Таким образом, при вибрации головка 80 может свободно колебаться в регулировочном отверстии 84.

Лапку 70 вначале закрепляют, через образованное на одном из ее концов 71а отверстие 73, на не нарезанном участке винта, а на другом конце - на заклепке 92, прошивающей экранирующую обшивку 15. Затем винт 82 полностью вводят в зажимную бобышку 90 и вдавленную заклепку 92. В этих условиях лапку 70, по существу тангенциально прикрепляют на корпус 20 и к экранирующей обшивке 15. С этой целью лапку 70 слегка изгибают в зоне 72, так что вблизи от заклепки ее другой конец 71b упирается во внутреннюю поверхность 15а экранирующей обшивки 15.

В случае разрушения лапок 70 экранирующая обшивка удерживается по существу на месте за счет приближенного позиционирования головок винтов 80 в регулировочном отверстии 84 экранирующей оболочки. Это приближенное позиционирование ограничивает также проход открепившихся деталей. Более того, рессорные листы 60, 62 (фиг.1) гарантируют радиальное удержание экранирующей обшивки в случае разрушения связывающих лапок.

Длина лапок 70 и, следовательно, расстояние между винтами 82 и заклепками 92 зависит от подобной кривизны экранирующей обшивки и корпуса между винтами и заклепками для получения тангенциальных связей. Размеры лапок регулируют по ширине, длине и толщине, чтобы согласовать их с расчетом термомеханической нагрузки, которой они подвержены, для ограничения передачи усилий на корпус и, соответственно, на структуру двигателя.

На частичном виде в изометрии половинчатой экранирующей обшивки с фиг.3 показаны равномерно распределенные на внутренней поверхности 15а экранирующей обшивки 15 связующие лапки 70, а также заклепки 92, фиксирующие лапки на экранирующей обшивке 15. Показаны также отверстия 73 под монтаж лапок 70 на винтах 82 (фиг.2). Так что в этом примере предусмотрены шесть лапок для экранирующей обшивки в целом.

Изобретение не ограничивается описанными и показанными примерами реализации. Так, число лапок может быть большим, чтобы обеспечить согласование вибрационных процессов системы и/или гарантировать прочность относительно нагрузок в условиях управления полетом. В частности, для наземных промышленных турбин количество лапок может составлять несколько десятков и больше в связи с большими диаметрами турбины этого типа.

В дополнение к вышесказанному, сечение заклепок может быть рассчитано таким образом, что при разрушении лопатки передача усилий на структуру двигателя ограничивается. Лапки имеют, как правило, V-образную или W-образную форму, чтобы связать, соответственно, две или три заклепки крепления на экранирующей обшивке с одним или двумя винтами крепления с корпусом.


СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ЭКРАНИРУЮЩЕЙ ОБОЛОЧКИ НА КОРПУСЕ ТУРБИНЫ И СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ЭКРАНИРУЮЩЕЙ ОБОЛОЧКИ НА КОРПУСЕ ТУРБИНЫ И СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
10.05.2013
№216.012.3e29

Устройство для удаления льда с воздухозаборника газовой турбины

Группа изобретений относится к вспомогательным элементам двигательных установок. Устройство (50) для удаления льда с воздухозаборника (24) газовой турбины (10) содержит металлическую оболочку (52) для воздухозаборника (24) газовой турбины. Оболочка содержит первое отверстие (54) для входа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481480
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.44ec

Магнитная пробка с функцией предварительной сигнализации

Изобретение относится к магнитной пробке с функцией сигнализации для жидкостного контура, причем упомянутая пробка включает в себя первый магнитный электрод и второй магнитный электрод, выполненные таким образом, чтобы в установленном положении магнитной пробки они соприкасались с жидкостью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483221
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.739d

Лопатка рабочего колеса компрессора с переменным эллиптическим соединением

Рабочее колесо центробежного компрессора турбомашины имеет по меньшей мере одну лопатку (24), присоединенную к ступице (26) рабочего колеса посредством галтели (27). Лопатка продолжается вдоль хорды, образованной между передней кромкой (28) и задней кромкой лопатки. Галтель (27) имеет форму,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495254
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.10.2013
№216.012.7ac1

Устройство для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности

Настоящее изобретение относится к устройствам для измерения крутящего момента, передаваемого валом двигателя, например валом газотурбинного двигателя самолета. Изобретение относится к устройству для измерения крутящего момента, содержащему: вал (12) отбора мощности для передачи крутящего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497087
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.11.2013
№216.012.85a9

Газотурбинный двигатель с обратимой электрической машиной

Газотурбинный двигатель, в частности, для вертолета, содержит газогенератор и свободную турбину, приводимую во вращение газовым потоком, генерируемым газогенератором; и дополнительно содержит обратимую электрическую машину для соединения с газогенератором. Обратимая электрическая машина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499895
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.01.2014
№216.012.94ee

Полая лопатка для ротора турбины, при этом лопатка включает в себя ребро

Лопатка турбины простирается радиально между хвостовиком лопатки и венцом лопатки. В венце лопатки выполнена открытая полость, которая образована замкнутой концевой стенкой и боковым ободом. Боковой обод полости несет на себе, по меньшей мере, одно ребро, проходящее между передним краем и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503820
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.02.2014
№216.012.a2d5

Рабочее колесо турбины, снабженное устройством аксиальной фиксации, стопорящим лопатки относительно диска

Рабочее колесо турбины содержит диск, устройство аксиальной фиксации и множество лопаток, включающих перо, полку и крепежный элемент. Лопатки установлены по периферии диска, причем крепежный элемент каждой лопатки смонтирован в пазу, простирающемся аксиально между поверхностями диска. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507400
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.02.2014
№216.012.a6fa

Звукопоглощающая выхлопная труба для газотурбинного двигателя

Звукопоглощающая выхлопная труба турбомашины содержит перфорированную внутреннюю оболочку, образующую проточный канал выхлопной трубы, сплошную внешнюю оболочку, сердечник и каркас. Внутренняя и внешняя оболочки образуют между собой пространство, закрытое на переднем и заднем концах. Сердечник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508461
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9fd

Крышка компрессора газотурбинного двигателя, содержащая осевой упор

Центробежный компрессор газотурбинного двигателя содержит крышку (100), корпус (30) и рабочее колесо (20). Крышка (100) включает в себя передний по потоку конец (40a) и задний по потоку конец (100b). Корпус (30) имеет передний по потоку край (32) и задний по потоку край (34). Рабочее колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509232
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.04.2014
№216.012.b473

Рабочее колесо турбины и турбомашина, содержащая такое рабочее колесо

Рабочее колесо турбины содержит диск и множество лопаток, установленных по его периферии. Каждая лопатка имеет полку, перо и установленный в пазу диска крепежный элемент, проходящий в направлении внутрь от полки и аксиально по всему расстоянию между боковыми поверхностями диска. Пазы диска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511915
Дата охранного документа: 10.04.2014
Показаны записи 1-10 из 96.
10.05.2013
№216.012.3e29

Устройство для удаления льда с воздухозаборника газовой турбины

Группа изобретений относится к вспомогательным элементам двигательных установок. Устройство (50) для удаления льда с воздухозаборника (24) газовой турбины (10) содержит металлическую оболочку (52) для воздухозаборника (24) газовой турбины. Оболочка содержит первое отверстие (54) для входа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481480
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.44ec

Магнитная пробка с функцией предварительной сигнализации

Изобретение относится к магнитной пробке с функцией сигнализации для жидкостного контура, причем упомянутая пробка включает в себя первый магнитный электрод и второй магнитный электрод, выполненные таким образом, чтобы в установленном положении магнитной пробки они соприкасались с жидкостью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483221
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.739d

Лопатка рабочего колеса компрессора с переменным эллиптическим соединением

Рабочее колесо центробежного компрессора турбомашины имеет по меньшей мере одну лопатку (24), присоединенную к ступице (26) рабочего колеса посредством галтели (27). Лопатка продолжается вдоль хорды, образованной между передней кромкой (28) и задней кромкой лопатки. Галтель (27) имеет форму,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495254
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.10.2013
№216.012.7ac1

Устройство для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности

Настоящее изобретение относится к устройствам для измерения крутящего момента, передаваемого валом двигателя, например валом газотурбинного двигателя самолета. Изобретение относится к устройству для измерения крутящего момента, содержащему: вал (12) отбора мощности для передачи крутящего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497087
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.11.2013
№216.012.85a9

Газотурбинный двигатель с обратимой электрической машиной

Газотурбинный двигатель, в частности, для вертолета, содержит газогенератор и свободную турбину, приводимую во вращение газовым потоком, генерируемым газогенератором; и дополнительно содержит обратимую электрическую машину для соединения с газогенератором. Обратимая электрическая машина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499895
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.01.2014
№216.012.94ee

Полая лопатка для ротора турбины, при этом лопатка включает в себя ребро

Лопатка турбины простирается радиально между хвостовиком лопатки и венцом лопатки. В венце лопатки выполнена открытая полость, которая образована замкнутой концевой стенкой и боковым ободом. Боковой обод полости несет на себе, по меньшей мере, одно ребро, проходящее между передним краем и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503820
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.02.2014
№216.012.a2d5

Рабочее колесо турбины, снабженное устройством аксиальной фиксации, стопорящим лопатки относительно диска

Рабочее колесо турбины содержит диск, устройство аксиальной фиксации и множество лопаток, включающих перо, полку и крепежный элемент. Лопатки установлены по периферии диска, причем крепежный элемент каждой лопатки смонтирован в пазу, простирающемся аксиально между поверхностями диска. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507400
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.02.2014
№216.012.a6fa

Звукопоглощающая выхлопная труба для газотурбинного двигателя

Звукопоглощающая выхлопная труба турбомашины содержит перфорированную внутреннюю оболочку, образующую проточный канал выхлопной трубы, сплошную внешнюю оболочку, сердечник и каркас. Внутренняя и внешняя оболочки образуют между собой пространство, закрытое на переднем и заднем концах. Сердечник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508461
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9fd

Крышка компрессора газотурбинного двигателя, содержащая осевой упор

Центробежный компрессор газотурбинного двигателя содержит крышку (100), корпус (30) и рабочее колесо (20). Крышка (100) включает в себя передний по потоку конец (40a) и задний по потоку конец (100b). Корпус (30) имеет передний по потоку край (32) и задний по потоку край (34). Рабочее колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509232
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.04.2014
№216.012.b473

Рабочее колесо турбины и турбомашина, содержащая такое рабочее колесо

Рабочее колесо турбины содержит диск и множество лопаток, установленных по его периферии. Каждая лопатка имеет полку, перо и установленный в пазу диска крепежный элемент, проходящий в направлении внутрь от полки и аксиально по всему расстоянию между боковыми поверхностями диска. Пазы диска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511915
Дата охранного документа: 10.04.2014
+ добавить свой РИД