Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ), и может быть использовано при разработке машин, предназначенных для заряжания боевых машин (БМ), оснащенных комбинированными системами вооружения - ракетным и пушечным.
Для обеспечения пуска, а также для уменьшения вероятности механического повреждения в процессе хранения, транспортирования и заряжания ракеты размещают в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Однако при неправильном размещении ТПК в ТЗМ при транспортировании по пересеченной местности на ракету будут воздействовать передающиеся от шасси перегрузки, связанные с резонансными явлениями, приводящие к деформации и механическим повреждениям корпуса ракеты.
Для решения поставленной задачи целесообразно использовать специальное транспортное средство, которое должно содержать оптимальный набор боекомплектов для различных типов вооружения, позволяющий произвести заряжание пушечных и ракетных систем каждой боевой машины полным боекомплектом с одновременным обеспечением заряжания максимального количества БМ, тем самым обеспечив максимальную эффективность использования специального транспортного средства. При этом размещение ТПК в ТЗМ должно обеспечивать сохранность размещаемой в нем ракеты после доставки к месту заряжания БМ.
Таким образом, актуальным является выбор параметров и компоновки ТЗМ, обеспечивающих:
- размещение в ТЗМ оптимального количества боекомплекта для различных типов вооружения, позволяющее произвести заряжание пушечных и ракетных систем максимального количества БМ полным боекомплектом с любого борта ТЗМ;
- обеспечение целостности корпуса размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.
Известна ТЗМ реактивной системы залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси с размещенными на нем стеллажами для укладки реактивных снарядов, конструкция которых обеспечивает транспортирование реактивных снарядов без деформации корпуса и составных частей реактивных снарядов (Патент РФ №2176371, F41F 3/00). Недостаток данной ТЗМ - конструкция применима для транспортирования только реактивных снарядов без ТПК и не обеспечивает заряжание БМ, оснащенных кроме ракетного еще и пушечным вооружением.
Известна транспортно-заряжающая машина 2Ф77М ЗСУ 2С6 (Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Том 9. Противовоздушная и противоракетная оборона. М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2004, с. 482-483), содержащая трехосное шасси с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в ТПК длиной до 3000 мм и магазинами для размещения коробок с патронами, принятая авторами за прототип. Данная ТЗМ обеспечивает транспортирование двух боекомплектов патронных коробок с патронами в лентах для заряжания двух БМ и одного боекомплекта ракет в ТПК для заряжания одной БМ. Ложементы установлены вдоль бортов ТЗМ, а патронные коробки размещены за кабиной ТЗМ. Защита ТПК в ложементах от продольного перемещения и вращения вокруг собственной оси в процессе транспортирования происходит за счет стягивания цепями фиксирующих ТПК колодок ложементов.
Недостаток конструкции - невозможность заряжания одной ТЗМ двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами, увеличение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм за счет увеличения свеса носовой части ракеты в ТПК, которые могут привести к ее деформированию, отсутствие надежного крепления ТПК с ракетами, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК в колодках ложементов при увеличении массы ТПК свыше 80 кг. Задачами предлагаемого изобретения являются:
- обеспечение оптимального размещения в ТЗМ боекомплектов различного типа вооружения, позволяющее произвести заряжание двух и более БМ полным боекомплектом патронных коробок с лентами и ТПК с ракетами;
- снижение передающихся от шасси перегрузок, воздействующих на ракету в ТПК, при увеличении длины ТПК свыше 3000 мм;
- обеспечение сохранности ракет при их транспортировании в ТПК на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности, за счет более надежного крепления ТПК в ложементах, препятствующего продольному перемещению и вращению ТПК, при увеличении массы ТПК свыше 80 кг.
Поставленные задачи решаются транспортно-заряжающей машиной (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением -пушечным и ракетным, содержащей многоосное колесное шасси с автомобильным краном-манипулятором и платформой с размещенными на ней ложементами для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), магазинами для размещения патронных коробок, такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК и патронных коробок. Новым является то, что платформа выполнена в виде плоского основания, закрепленного на продольных балках, установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор, ложементы для укладок ракет в ТПК установлены на задней части основания и состоят из попарно размещенных вдоль боковых бортов ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм, надетых на стойку, при этом для исключения продольного перемещения и вращения ТПК задние стеллажи снабжены кронштейнами, установленными возле каждого отверстия для ТПК.
Расстояние между передним и задним стеллажами выбрано из условия:
а - расстояние от центра переднего стеллажа до крайней передней точки ТПК, мм;
b - расстояние от центра переднего стеллажа до центра масс ТПК, мм;
с - расстояние от центра масс ТПК до центра заднего стеллажа, мм.
Кронштейны могут быть выполнены в виде прямоугольной полой сварной конструкции, обеспечивающей охват своей внутренней частью крепежных элементов транспортно-пускового контейнера.
Количество размещаемых на платформе ТЗМ боекомплектов, включающих ракеты в ТПК и патронные коробки, предназначенные для полного снаряжения одной боевой машины, определяется соотношением:
N - количество боекомплектов, шт.;
G - грузоподъемность шасси, кг;
g - масса надстройки автомобиля с грузом без учета массы перевозимого боекомплекта, кг;
mпатр - масса одного патрона, кг;
mзвен - масса одного патронного звена, кг;
mp - масса одной ракеты в ТПК, кг;
n1, n2, n3 - количество патронов, патронных звеньев, ракет в одном боекомплекте боевой машины соответственно, шт.
Предложенное техническое решение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 изображена расчетная схема для определения оптимального размещения ТПК в стеллажах ложементов, где 1 - центр переднего стеллажа, 2 - центр масс ТПК, 3 - центр заднего стеллажа, L -общая длина ТПК, на фиг. 2 - общий вид ТЗМ, вид сбоку, на фиг. 3 - общий вид ТЗМ, вид сверху, на фиг. 4 - крепление бугеля ТПК в кронштейне заднего стеллажа ложементов, на фиг. 5 - задний стеллаж ложементов, общий вид.
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для боевых машин, оснащенных комбинированным вооружением - пушечным и ракетным, состоит из четырехосного колесного шасси (4) с автомобильным краном-манипулятором (5), платформой (6) с размещенными на ней ложементами (7) для укладки ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) (8), магазинами для размещения патронных коробок (9), такелажными приспособлениями в виде грузозахватных устройств для ТПК (10) и патронных коробок (11). Платформа закреплена на продольных балках (12), установленных на шасси, на заднем свесе которых размещен автомобильный кран-манипулятор (5), ложементы состоят из попарно размещенных вдоль каждого борта ТЗМ стеллажей, выполненных в виде разъемных диафрагм (13), надетых на стойку (14), задние стеллажи возле каждого отверстия для ТПК снабжены кронштейнами (15), фиксирующими бугели (16) ТПК.
Выбранное в соответствии с формулой расстояние между передним и задним ложементами позволяет обеспечить целостность размещаемой в ТПК ракеты после воздействия перегрузок, возникающих в процессе транспортирования с помощью ТЗМ.
Вышеописанная ТЗМ работает следующим образом. При занятой боевой позиции БМ ТЗМ подъезжает к любому борту или сзади БМ. Расчет ТЗМ для удобства заряжания откидывает боковые площадки и задний борт ТЗМ. Снимает поочередно с расположенных вдоль бортов крепления стеллажей, высвобождая ТПК с ракетами, и производит разблокировку коробок с патронами, расположенными за кабиной шасси. С помощью устройства грузозахватного для патронных коробок расчетом ТЗМ осуществляется захват пары патронных коробок и их перенос в БМ с помощью крана-манипулятора автомобильного. Расчет БМ, находящийся в башне, производит отцепку устройства грузозахватного для патронных коробок и заряжание зенитных автоматов. Крановщик ТЗМ с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет манипуляции по переносу отстыкованного устройства грузозахватного для заряжания патронных коробок на платформу ТЗМ для захвата следующей пары патронных коробок и повторения операций по загрузке патронных коробок в БМ до полного заполнения башни БМ боекомплектом.
Заряжание БМ ТПК с ракетами производится следующим образом. Устройством грузозахватным для ТПК производят захват ТПК с ракетой. С помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляется перенос ТПК с ракетой к направляющим боевой машины. После стыковки устройства грузозахватного с направляющей БМ расчет БМ вручную осуществляет досылку ТПК в направляющие БМ и отстыковывает устройство грузозахватное для ТПК, а с помощью крана-манипулятора автомобильного осуществляет перенос устройства грузозахватного к следующему ТПК, размещенному на ложементах ТЗМ. Операции повторяются до полного заряжания всех направляющих БМ ТПК с ракетами.
Таким образом, предложенное техническое решение позволило обеспечить размещение в ТЗМ двух и более боекомплектов для заряжания БМ, снизить перегрузки, воздействующие на ракету в ТПК, обеспечить сохранность ракет при увеличении массы ТПК с ракетой при транспортировании на ТЗМ, в том числе и по пересеченной местности.







