×
10.04.2016
216.015.32b8

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО И РЕГУЛИРУЕМОГО ТОРМОЖЕНИЯ МАШИН

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002581102
Дата охранного документа
10.04.2016
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Способ обеспечения экстренного торможения машин заключается в том, что торможение осуществляется путем создания в тормозной системе эффекта «удара трением» между тормозными элементами и тормозным барабаном, позволяющим регулировать величину тормозного пути. Таким образом, производится регулировка динамических нагрузок в машине за счет обеспечения регулируемого перемещения подвески тормозного элемента и за счет изменения условий крепления точки подвески тормозного элемента. Достигается улучшение тормозных свойств системы и максимальная автоматизация процесса торможения в экстремальных условиях. 1 ил.
Основные результаты: Способ обеспечения экстренного торможения машин, характеризующийся тем, что торможение осуществляется путем создания в тормозной системе эффекта «удара трением» между тормозными элементами и тормозным барабаном, позволяющим регулировать величину тормозного пути, а значит, и динамические нагрузки в машине за счет обеспечения регулируемого перемещения подвески тормозного элемента, за счет изменения условий крепления точки подвески тормозного элемента.

Способ относится к машинам различного назначения с механическим приводом и может использоваться для экстренной остановки или создания управляемого (устанавливаемого заранее) пути торможения последних, что особенно важно для машин-орудий. В основе способа лежит целенаправленное использование эффекта Пэнлеве (эффекта «удара трением»).

Развитие производства и сфер использования изделий требует усовершенствования машин, оборудования и оснастки. Значительная часть изделий и заготовок к ним изготавливается на машинах, имеющих механический привод (прессы, металлообрабатывающие станки, сварочные машины и др.). Особенность таких машин в том, что они, как правило, быстроходны, имеют большие инерционные массы (маховики), используемые как накопители энергии. Для остановки подвижных частей таких машин значительная часть из них оснащается тормозами колодочного, ленточного или дискового типа, работающих на использовании для торможения сил трения. При этом одним из основных требований к машинам этого вида является обеспечение безопасности, а оно часто связано с возможностью быстрой остановки машины, что не всегда возможно именно из-за наличия крупных маховых масс, поскольку для этого требуется большая сила, создающая большой тормозной момент относительно оси вращения. Кроме того, достаточно часто лимитируется и тормозной путь рабочего органа машины по причинам технологического свойства (возможности извлечения готового изделия, загрузки заготовок в машину и др.) и условиям безопасности (рабочий орган не должен совершать ход больше определенной величины из-за опасности травмировать обслуживающий персонал. С другой стороны, тормозной путь не может быть и меньше определенной величины из-за опасности получения больших ударных нагрузок в машине и, как следствие этого, получения значительных шумов, вибраций, а иногда и поломок машины за счет появления таких нагрузок. Существующие тормоза не всегда позволяют обеспечить выполнение указанных выше требований.

Способ опирается на известное положение о том, что при трении тормозной колодки и вращающегося маховика существует некоторый набор параметров, при котором сила трения становится неограниченно большой. Максимальное значение этой силы и продолжительность ее действия в реальном случае будет зависеть от характеристик материалов трущихся тел и особенностей среды, в которой это происходит.

В классической механике считают, что если заданы положения, скорости элементов механической системы, а также влияющие на них внешние силы, процесс должен развиваться по единственно возможному и в принципе обсчитываемому пути.

В 1895 году П. Пенлеве [Пенлеве П. Лекции о трении / П. Пенлеве. - М.: Гостехиздат, 1954, - 316 с.] обнаружил, что для системы тел с сухим трением (парадокс Пенлеве) не всегда возможно определить единственно возможное поведение системы.

Поясним сказанное.

Пусть, например, имеем (см. фиг. 1) прямоугольную колодку 1 и цилиндр 2 радиусом r, вращающимся с угловой скоростью ω вокруг оси O1. Если считать тела абсолютно твердыми, то при отсутствии каких либо внешних сил P условие равновесия колодки 1 относительно оси O2 имеет вид

где a - плечо действия силы трения T=µN; b - плечо силы N нормальной реакции скольжения цилиндра; µ - коэффициент трения скольжения.

Равенство (1) перепишем в таком виде

В реальных условиях N≠0. Следовательно, условие (2) будет выполняться только в случае, если µa-b=0 или . Но µ есть функция от трущихся материалов, относительной скорости колодки и вала (цилиндра, температуры тел, температуры в зоне контакта и др.). Значит, в реальных условиях выражение (2) ограниченно выполнимо.

Теперь представим, что к колодке приложена сила P. Понятно, что в зависимости от величины суммарной силы N-P в месте контакта цилиндр-колодка результирующая F пройдет либо выше, либо ниже центра O2. Вследствие чего появится момент M=Fh, который в одном случае будет «отжимать» колодку от цилиндра, а в другом, наоборот, прижимать, вызывая увеличение силы P и силы трения T, а значит, и тормозного момента, действующего на цилиндр 2. Понятно, что в этом случае тормозной момент может достигать очень больших величин, вплоть до заклинивания системы.

Способ может использоваться в машинах различного назначения и любых типах тормозных систем (колодочных, ленточных, дисковых). Изменение типа тормозной системы приводит только к изменению способа крепления оси O3.

Известен способ выполнения тормозных систем [см., например, Косенков А.А. Устройство автомобилей. Ходовая часть и прочие системы / А.А. Косенков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 529 с.], когда тормозной момент при прочих равных условиях (геометрических размерах и взаимном расположении элементов системы) обеспечивается только за счет изменения силы P прижима тормозного элемента 1 (колодки, ленты, диска) к цилиндру 2.

Недостатком способа является тот факт, что тормозной момент зависит только от величины силы P прижима, что в случаях экстренного торможения не всегда может быть обеспечено. Кроме того, величина перемещения машины при торможении зависит и от внешних относительно машины условий.

В качестве прототипа взяты конструкции тормозов, описанных в ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования.

Недостатки известных конструкций в том, что затруднительно обеспечивать экстренное торможение из-за необходимости создания большого усилия, прижимающего колодку к тормозному барабану. В существующих конструкциях невозможно обеспечить и строго регулируемый тормозной путь из-за того, что при каждом торможении закон нарастания тормозного усилия различен.

Технически результат изобретения - улучшение тормозных свойств системы, максимальная автоматизация процесса торможения в экстремальных условиях, управление пути торможения.

Технический результат достигается тем, что в способе обеспечения экстренного торможения машин торможение осуществляется путем создания в тормозной системе эффекта «удара трением» (эффект П. Пенлеве) между тормозными элементами и тормозным барабаном, который позволяет регулировать величину тормозного пути, а значит, и динамические нагрузки в машине за счет обеспечения регулируемого перемещения подвески тормозного элемента, за счет изменения условий крепления точки подвески тормозного элемента (колодки, ленты, диска).

Требуемый результат достигается за счет того, что в нужный момент опора О2 (фиг. 1) смещается таким образом, что результирующая сил F на контакте тормозной элемент - тормозной цилиндр смещается ниже точки O2 за счет ее перемещения (например, O2 является шейкой коленчатого вала, образуемого опорами O2 и O3, а коленчатый вал в нужный момент поворачивается вокруг опоры O3).

Для реализации способа изменяются условия крепления тормозного элемента 1 (колодки, ленты, диска) в точке O2 таким образом, что она может смещаться выше линии действия силы F, что приводит практически к заклиниванию цилиндра 2 (тормозного барабана) и тормозного элемента 1.

Для того чтобы избежать самозаклинивания тормозного устройства величина смещения h линии действия силы F при ее положении ниже точки O2 должна быть больше величины радиуса круга трения в опоре O2.

Величина тормозного пути обеспечивается при неподвижной оси O3 за счет торсионного эффекта (а он, как известно, может регулироваться) коленчатого вала O2-O3, при подвижной оси O3 - за счет смещения опоры 3 относительно основания 5 и сжатия регулируемой пружины 4.

Предлагаемый способ при его теоретической доработке позволит:

- существенно улучшить тормозные свойства системы;

- максимально автоматизировать процесс торможения в экстремальных условиях;

- заранее регламентировать и при желании менять путь торможения.

Способ обеспечения экстренного торможения машин, характеризующийся тем, что торможение осуществляется путем создания в тормозной системе эффекта «удара трением» между тормозными элементами и тормозным барабаном, позволяющим регулировать величину тормозного пути, а значит, и динамические нагрузки в машине за счет обеспечения регулируемого перемещения подвески тормозного элемента, за счет изменения условий крепления точки подвески тормозного элемента.
СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО И РЕГУЛИРУЕМОГО ТОРМОЖЕНИЯ МАШИН
СПОСОБ ЭКСТРЕННОГО И РЕГУЛИРУЕМОГО ТОРМОЖЕНИЯ МАШИН
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 16.
20.04.2015
№216.013.430f

Способ изготовления сухозаряженного цинкового электрода для источников тока интенсивного действия

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении сухозаряженных цинковых электродов для резервных щелочных источников тока. В заявленном способе предложено электролитическое осаждение губчатого цинка на токопроводящую основу при катодной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548665
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.09.2015
№216.013.7a8c

Способ использования радиосигналов системы спутниковой связи для определения положения подвижного объекта и система для его реализации

Изобретение относится к системам радиосвязи и радиолокации и может использоваться для определения углового положения подвижного объекта (ПО) с помощью системы спутниковой связи. Технический результат состоит в повышении точности определения траектории двиижения подвижного объекта. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562961
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.7a90

Способ передачи данных по оптическому каналу связи и устройство для его реализации

Изобретение относится к области радиолокации и технике связи и может быть использовано в радиолокационных станциях с фазированными антенными решетками для синхронизации системы передачи цифровых данных с приемных модулей фазированных антенных решеток в специализированную цифровую вычислительную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562965
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.09.2015
№216.013.7ffa

Полимерный состав для защитного покрытия

Изобретение относится к получению полимерных составов на основе акрилонитрилбутадиенстирола для покрытий изделий из древесины и древесноволокнистых плит средней плотности, обеспечивающих эффективную защиту от абразивного износа, агрессивного воздействия влаги, повышение химической инертности к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564359
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.8014

Способ обнаружения, определения координат и сопровождения воздушных объектов

Изобретение относится к радиолокации, в частности к способу обнаружения, определения координат и сопровождения воздушных объектов при воздействии их акустическим полем на сеть разнесенных в пространстве волоконно-оптических линий связи, использующих при функционировании оптическое излучение....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564385
Дата охранного документа: 27.09.2015
20.01.2016
№216.013.a3f5

Микромеханический демпфер

Изобретение относится к измерительной технике. Микромеханический демпфер содержит демпфирующий узел, выполненный в виде сосредоточенной массы, соединенной с помощью упругих подвесов с демпфируемым узлом, с целью получения оптимального демпфирования, при этом в устройстве выполнено следующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573615
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.01.2016
№216.013.a3f6

Инерциальный элемент

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в навигационно-пилотажных системах летательных аппаратов. Сущность изобретения заключается в том, что чувствительный элемент микроэлектромеханического гироскопа выполнен из монокристаллического кремния, представляющий конструкцию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573616
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.01.2016
№216.013.a3f8

Устройство измерения микроперемещений

Изобретение относится к измерительной технике. Устройство содержит две дифференциальные измерительные емкости, источник опорного напряжения, пару ключей зарядки измерительных емкостей, генератор тактовых импульсов, инвертор напряжения, пару ключей для съема сигнала с измерительных емкостей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573618
Дата охранного документа: 20.01.2016
10.03.2016
№216.014.bf46

Шлакообразующая смесь для плавки чугуна

Изобретение относится к области металлургии. Шлакообразующая смесь содержит, мас. %: известняк 70-75 и шлам от закалочных баков 30-25. Обеспечивается снижение содержания серы в выпускаемом чугуне и увеличение металлической составляющей. 1 табл.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576967
Дата охранного документа: 10.03.2016
27.03.2016
№216.014.c866

Многофункциональное транспортное средство

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для организации перевозок людей и грузов в труднодоступных районах. Транспортное средство содержит корпус и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки (ВП), при этом ВП состоит из боковых, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578709
Дата охранного документа: 27.03.2016
Показаны записи 1-10 из 16.
20.04.2015
№216.013.430f

Способ изготовления сухозаряженного цинкового электрода для источников тока интенсивного действия

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении сухозаряженных цинковых электродов для резервных щелочных источников тока. В заявленном способе предложено электролитическое осаждение губчатого цинка на токопроводящую основу при катодной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548665
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.09.2015
№216.013.7a8c

Способ использования радиосигналов системы спутниковой связи для определения положения подвижного объекта и система для его реализации

Изобретение относится к системам радиосвязи и радиолокации и может использоваться для определения углового положения подвижного объекта (ПО) с помощью системы спутниковой связи. Технический результат состоит в повышении точности определения траектории двиижения подвижного объекта. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562961
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.7a90

Способ передачи данных по оптическому каналу связи и устройство для его реализации

Изобретение относится к области радиолокации и технике связи и может быть использовано в радиолокационных станциях с фазированными антенными решетками для синхронизации системы передачи цифровых данных с приемных модулей фазированных антенных решеток в специализированную цифровую вычислительную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562965
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.09.2015
№216.013.7ffa

Полимерный состав для защитного покрытия

Изобретение относится к получению полимерных составов на основе акрилонитрилбутадиенстирола для покрытий изделий из древесины и древесноволокнистых плит средней плотности, обеспечивающих эффективную защиту от абразивного износа, агрессивного воздействия влаги, повышение химической инертности к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564359
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.8014

Способ обнаружения, определения координат и сопровождения воздушных объектов

Изобретение относится к радиолокации, в частности к способу обнаружения, определения координат и сопровождения воздушных объектов при воздействии их акустическим полем на сеть разнесенных в пространстве волоконно-оптических линий связи, использующих при функционировании оптическое излучение....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564385
Дата охранного документа: 27.09.2015
20.01.2016
№216.013.a3f5

Микромеханический демпфер

Изобретение относится к измерительной технике. Микромеханический демпфер содержит демпфирующий узел, выполненный в виде сосредоточенной массы, соединенной с помощью упругих подвесов с демпфируемым узлом, с целью получения оптимального демпфирования, при этом в устройстве выполнено следующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573615
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.01.2016
№216.013.a3f6

Инерциальный элемент

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в навигационно-пилотажных системах летательных аппаратов. Сущность изобретения заключается в том, что чувствительный элемент микроэлектромеханического гироскопа выполнен из монокристаллического кремния, представляющий конструкцию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573616
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.01.2016
№216.013.a3f8

Устройство измерения микроперемещений

Изобретение относится к измерительной технике. Устройство содержит две дифференциальные измерительные емкости, источник опорного напряжения, пару ключей зарядки измерительных емкостей, генератор тактовых импульсов, инвертор напряжения, пару ключей для съема сигнала с измерительных емкостей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573618
Дата охранного документа: 20.01.2016
10.03.2016
№216.014.bf46

Шлакообразующая смесь для плавки чугуна

Изобретение относится к области металлургии. Шлакообразующая смесь содержит, мас. %: известняк 70-75 и шлам от закалочных баков 30-25. Обеспечивается снижение содержания серы в выпускаемом чугуне и увеличение металлической составляющей. 1 табл.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576967
Дата охранного документа: 10.03.2016
27.03.2016
№216.014.c866

Многофункциональное транспортное средство

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для организации перевозок людей и грузов в труднодоступных районах. Транспортное средство содержит корпус и закрепленное на корпусе ограждение воздушной подушки (ВП), при этом ВП состоит из боковых, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578709
Дата охранного документа: 27.03.2016
+ добавить свой РИД