×
10.04.2016
216.015.3212

СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002580592
Дата охранного документа
10.04.2016
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к спасательной технике. Спасательный модуль включает жесткий корпус с носовой и кормовой частями, внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством. Он снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу. Жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона. На жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками. Используется гладкая оболочка, надеваемая на жесткий корпус и балки с поплавками. Во внутренней камере установлен водометный двигатель с устройством управления вектором тяги. В носовой и кормовой частях салона установлены органы управления. Имеются двери в виде откидывающихся пандусов. Между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка. Изобретение направлено на доставку спасательного оборудования в труднодоступную местность. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к спасательной технике, предназначенной, например, для оказания медицинской помощи и эвакуации людей, попавших в чрезвычайную ситуацию на водной поверхности, на суше в труднодоступной лесистой или заболоченной местности, а также может быть задействовано в поисково-спасательных операциях обеспечения стартов и посадок космических пилотируемых кораблей.

Известно спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, используемое для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов, охваченных пожаром, на островках твердой земли при селях и наводнениях и т.п. (патент RU №2224692 C2, B64D 47/00, B64D 5/00, B64D 1/22, B63C 9/26, B62B 1/00, 18. 05. 2002).

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета устанавливают днищем на твердую поверхность. При ослаблении строп боковая стенка под действием своего веса опускается, образуя со всех сторон проход для эвакуации людей. Опорный каркас с зафиксированным на нем кожухом защищают находящихся в спасательном устройстве людей от потока воздуха со стороны воздушного винта вертолета. При подъеме вертолета стропы натягиваются и поднимают боковую стенку до смыкания ее верхнего контура с кожухом, образуя вместе с ним закрытый объем, защищенный от внешних воздействий (ветра, огня, дыма и т.п.). После подъема боковой стенки вертолет поднимает спасательное устройство за грузовой строп, соединяющий гибкий элемент внешней подвески вертолета с опорным каркасом. После транспортировки спасательного устройства на внешней подвеске вертолета его устанавливают на твердую поверхность в месте высадки эвакуируемых людей. При этом вначале ослабляет грузовой строп и гибкий элемент, и только после этого начинает опускаться строп, а вместе с ними под действием своего веса складывается боковая стенка, открывая выход из спасательного устройства.

Известно дистанционно управляемое спасательное устройство, взятое в качестве прототипа, включающее в себя жесткий корпус с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством [патент СА №2240734 C1, B63C 9/01, B63C 9/06, B63C 9/02, 18. 10. 1995].

Данная конструкция дистанционно управляемого спасательного устройства не позволяет использовать его для той или иной чрезвычайной ситуации на суше в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.

Задачей предлагаемого спасательного модуля является реализация возможности его использования не только в качестве спасательного плавсредства на открытой воде, но и в качестве базового укрытия для спасателей и пострадавших в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.

Технический результат достигается тем, что спасательный модуль, включающий в себя жесткий корпус, с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой, закрепленный на жестком корпусе салон с такелажным устройством, снабжен раскладываемыми опорами для установки на сушу, а жесткий корпус выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона, при этом на жестком корпусе шарнирно закреплены по бортам балки с установленными поплавками. А также использование гладкой оболочки, надеваемой на жесткий корпус, и балки с поплавками спасательного модуля, с устройствами сбрасывания ее с жесткого корпуса и балок с поплавками. Во внутренней камере установлен, по меньшей мере, один водометный двигатель, с устройством распределения и управления вектором тяги, при этом в салоне спасательного модуля установлены органы управления в носовой и кормовой частях. Двери спасательного модуля выполнены в виде откидывающихся пандусов, и между каждым бортом корпуса и поплавком закреплена сетка.

Суть изобретения поясняется фиг. 1, 2, 3 и 4, на которых приведены:

на фиг. 1 - главный вид с опорами в рабочем положении;

на фиг. 2 - главный вид с поплавками в разложенном положении;

на фиг. 3 - установка спасательного модуля в лесистой местности;

на фиг. 4 - установка спасательного модуля на водную поверхность.

Спасательный модуль включает в себя жесткий корпус 1, с носовой и кормовой частями, по меньшей мере, с одной внутренней камерой 2. На жестком корпусе 1 закреплен салон 3 с такелажным устройством 4. Спасательный модуль снабжен раскладываемыми опорами 5 для установки на твердый грунт, а жесткий корпус 1 выполнен в виде понтона с возможностью отделения от салона 3 в случае нештатной ситуации во время эвакуации, при этом на жестком корпусе 1 шарнирно закреплены по бортам балки 6 с установленными поплавками 7, необходимые для обеспечения устойчивости спасательного модуля на водной поверхности. На жесткий корпус 1 и балки с поплавками надета гладкая оболочка 8 с устройствами сбрасывания ее с жесткого корпуса и балок с поплавками, что позволяет снизить нагрузку на такелажное устройство 4 в случае попадания спасательного модуля в вязкий грунт (при проведении спасательной операции на болоте). Во внутренней камере 2 установлен, по меньшей мере, один водометный двигатель, с устройством распределения и управления вектором тяги, при этом в салоне 3 спасательного модуля установлены органы управления в носовой и кормовой частях, двери 9 выполнены в виде откидывающихся пандусов, а между каждым бортом корпуса 1 и поплавком 7 закреплена сетка 10, которая при малом волнении на воде может служить открытой палубой.

Организация спасательных работ на воде, в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, на значительном удалении от населенных пунктов, точная доставка спасательного оборудования и снаряжения связаны с рядом проблем, комплексное решение которых позволило бы получить универсальное средство для оказания помощи людям в случае транспортной аварии или другого чрезвычайного события.

Ограниченный объем первичной информации с места чрезвычайного события, находящегося в труднодоступной местности на значительном удалении от населенных пунктов, не позволяет принять правильное решение относительно состава оборудования и снаряжения, необходимого для осуществления спасательных мероприятий в полном объеме, а ожидание более полной информации может стать причиной гибели людей, не получивших своевременной медицинской помощи.

Технические средства, способные в кратчайшее время доставить к месту чрезвычайного события необходимое оборудование, снаряжение и спасателей, требуют для осуществления посадки, заранее подготовленные специальные посадочные полосы и площадки. Десантирование необходимого оборудования, снаряжения и спасателей с самолетов сопряжено с рядом трудностей, связанных с недостаточной точностью приземления, большим риском для жизни спасателей, а также сложностью быстрой организации спасательных работ в темное время суток и на воде.

Высадка спасателей и выгрузка оборудования и снаряжения с зависшего вертолета на поверхность воды или болота также сопряжены с риском для жизни спасателей, так как отсутствует твердый грунт, а надувные плавсредства сложно удержать на якоре под сильным потоком воздуха, отбрасываемым несущим винтом вертолета.

Для снижения риска при высадке спасателей и ускорения погрузо-разгрузочных работ целесообразно использовать комплекс средств, преимущества каждого из которых компенсировали бы недостатки друг друга и позволили выполнять задачи по оказанию помощи в любых климатогеографических условиях.

Непременным условием для успешного осуществления спасательной операции является доставка в зону чрезвычайного события мобильного быстровозводимого укрытия, обеспечивающего защиту от атмосферных осадков и тепло на суше, плавсредства для осуществления спасения на воде, спасательного оборудования и снаряжения для работы на суше, на воде, а также комплекта необходимой медицинской аппаратуры и лекарств. Спасательный модуль способен объединить функции плавсредства и укрытия, а также иметь в своем составе спасательное оборудование и снаряжение, медицинскую аппаратуру и лекарства. Доставка в зону чрезвычайного события спасательного модуля позволит совершать выгрузку без совершения посадки, а следовательно, без затрат времени на расчистку посадочной площадки для вертолета.

Таким образом, целесообразно использовать поисково-спасательный комплекс на базе двух всепогодных транспортных вертолетов и одного спасательного модуля, который способен получать уточняющую информацию, будучи в воздухе, и прибыть к месту чрезвычайного события в любое время суток, в сложных погодных условиях, осуществить высадку спасателей и установку спасательного модуля на сушу или воду.

Габариты спасательного модуля должны предусматривать его транспортировку авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом до места дислокации (хранения). От места дислокации до района транспортной аварии или другого чрезвычайного события спасательный модуль транспортируется на внешней подвеске всепогодного транспортного вертолета. В интересах безопасности спасательный модуль транспортируется к месту чрезвычайного события без спасателей. Доставка спасателей должна осуществляться дополнительным транспортным вертолетом, оснащенным лебедкой для подъема пострадавших на борт с земли или воды.

Скорость вертолета в три раза ниже скорости самолета, но спасателям не потребуется время для поиска оборудования и снаряжения, а также развертывания укрытия. На выбранный, в процессе облета местности, участок твердой поверхности по веревке высаживается группа спасателей, которая окончательно определяет пригодность участка для установки спасательного модуля или принимает меры, позволяющие установить спасательный модуль на выбранное место.

Для исключения травмирования пострадавших в зоне чрезвычайного события элементами, подхваченными воздушным потоком, отбрасываемым несущим винтом всепогодного транспортного вертолета, установка спасательного модуля должна проходить на некотором удалении (100÷150 метров) от места чрезвычайного события.

Перед установкой на твердый грунт раскладываемые опоры 5 переводятся в рабочее положение. После установки спасательный модуль отцепляется от внешней подвески, спасатели открывают пандусы 9 и приступают к демонтажу закрепленного в салоне 3 спасательного модуля оборудования и снаряжения для осуществления спасательной операции, а медицинский персонал из числа спасателей готовит салон 3 к приему пострадавших для оказания первой медицинской помощи. Оборудование и снаряжение транспортируются к месту чрезвычайного события спасателями на руках или на специальных малогабаритных транспортных средствах, доставляемых в спасательном модуле.

В случае чрезвычайного события на воде по команде с борта всепогодного транспортного вертолета балки 6 с установленными поплавками 7 переводятся в разложенное положение. Спасательный модуль опускается на водную поверхность, дистанционно отцепляется от внешней подвески и встает на якорь, а после высадки на его верхнюю палубу 11 спасателей и запуска водометного двигателя, установленного во внутренней камере 2, следует в зону чрезвычайной события своим ходом. Между каждым бортом корпуса 1 и поплавком 7 закреплена сетка 10, которая выполняет функцию открытой палубы. Для таких случаев спасательный модуль должен быть укомплектован водолазным снаряжением, компрессорной станцией и спасательными жилетами.

Спасательный модуль также может быть использован для оказания помощи на участках суши с избыточным застойным увлажнением грунта (болотах). Для максимального снижения удельного давления спасательного модуля на грунт поплавки 7 переводятся в положение, аналогичное используемому при установке спасательного модуля на воду. При выборе места предпочтение должно отдаваться тем, где заболоченный участок не содержит каких-либо неровностей, коряг и погибших деревьев, а удаление от места катастрофы не является значительным. После установки спасательного модуля на поверхность болота, высадки спасателей на его верхнюю палубу 11, производится демонтаж со штатных мест крепления спасательного оборудования и снаряжения, для перехода через опасные топкие места сооружаются настилы (гати) из жердей и веток, позволяющие безопасно и многократно преодолевать путь от спасательного модуля до места чрезвычайного события.

По завершении спасательных работ и закреплении оборудования и снаряжения на местах хранения спасательный модуль эвакуируется тем же транспортным вертолетом. Для исключения возможного увеличения нагрузки на внешнюю подвеску вертолета, из-за попадания корпуса 1 и балок 6 с поплавками 7 в вязкий грунт (при проведении спасательной операции на болоте), гладкая оболочка 8 сбрасывается после срабатывания специальных устройств, удерживающих ее на жестком корпусе 1, балках 6 и поплавках 7.

В более сложной ситуации, когда сброс гладкой оболочки 8 не позволяет освободить спасательный модуль от фиксации на поверхности болота, есть возможность освободить салон 3 путем его отделения от жесткого корпуса 1, что позволит сохранить оборудование и снаряжение, находящееся в салоне спасательного модуля, и доставить его на базу.

Спасательный модуль может транспортироваться вертолетами гражданского или военного назначения, обладающими необходимой грузоподъемностью и оснащенными устройством, обеспечивающим транспортировку грузов на внешней подвеске, а его конструкция и комплектация должна обеспечивать его успешную эксплуатацию в любых широтах.

Поисково-спасательный комплекс, оснащенный спасательными модулями, может быть задействован в поисково-спасательном обеспечении стартов и посадок космических пилотируемых кораблей.

Таким образом, поставленная задача решена: спасательный модуль может быть использован не только в качестве спасательного плавсредства на открытой воде, но и в качестве базового укрытия для пострадавших и спасателей в труднодоступной лесистой и заболоченной местности, а также для доставки спасательного оборудования, снаряжения и эвакуации спасателей.


СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 371.
10.02.2013
№216.012.233a

Двигательная установка ракетного блока

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Двигательная установка ракетного блока содержит топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474520
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.247e

Способ обнаружения пассивного космического объекта при сближении с ним активного космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники, а именно к области лазерных локационных систем (ЛЛС), используемых для обеспечения сближения космических аппаратов (КА). Сканирование производится путем вращения активного КА с жестко установленной ЛЛС вокруг строительной оси «-ОХ» активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474844
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24d7

Щелевая антенна

Изобретение относится к антенной технике, в частности к щелевым антеннам резонаторного типа с полунаправленной диаграммой направленности, и может быть использовано в технике связи, особенно на борту космического объекта для приема сигналов навигационных систем и для организации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474933
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc3

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к способам управления разделением космических аппаратов (КА), в частности КА и отделяемого от него разгонного ракетного блока (РРБ). После отделения КА от РРБ на РРБ воздействуют импульсом тяги в плоскости, проходящей через центр масс (ц.м.) РРБ, не пересекающей обводы КА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477246
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e6e

Термокомпрессионное устройство

Изобретение относится к холодильной технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации компрессионных термических устройств. Термокомпрессионное устройство содержит источник газа высокого давления, подключенный к баллонам-компрессорам, устройство для термоциклирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477417
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ed

Космическая система для производства материалов в космосе

Изобретение относится к спутниковым системам для производства и исследования материалов с уникальными свойствами в условиях низкой микрогравитации. Система включает в себя технологический модуль (1) и энергетическую платформу (2), находящиеся на одной круговой орбите (3). Платформа имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478063
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ee

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается ракетного разгонного блока и элементов его конструкции, предназначенных для его стабилизации и увода от отделившегося космического аппарата. Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478064
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32bd

Космическая головная часть и способ ее сборки

Изобретения относятся к ракетно-космической технике, а именно к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходный отсек, который обеспечивает стыковку с ракетой-носителем. Стыковочный диаметр головного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478532
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32be

Космическая головная часть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции космической головной части, входящей в состав ракет космического назначения. Космическая головная часть состоит из головного обтекателя и космического аппарата. В состав космической головной части введен промежуточный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478533
Дата охранного документа: 10.04.2013
Показаны записи 1-10 из 295.
10.02.2013
№216.012.233a

Двигательная установка ракетного блока

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Двигательная установка ракетного блока содержит топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474520
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.240a

Вихревой электронасосный агрегат

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе гидросистем изделий авиационной и ракетной техники. Вихревой электронасосный агрегат содержит корпус 1 с цилиндрической расточкой 2 диаметра d, установленные в нем электродвигатель 3 с рабочим колесом 5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474728
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.247e

Способ обнаружения пассивного космического объекта при сближении с ним активного космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники, а именно к области лазерных локационных систем (ЛЛС), используемых для обеспечения сближения космических аппаратов (КА). Сканирование производится путем вращения активного КА с жестко установленной ЛЛС вокруг строительной оси «-ОХ» активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474844
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24d7

Щелевая антенна

Изобретение относится к антенной технике, в частности к щелевым антеннам резонаторного типа с полунаправленной диаграммой направленности, и может быть использовано в технике связи, особенно на борту космического объекта для приема сигналов навигационных систем и для организации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474933
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc3

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к способам управления разделением космических аппаратов (КА), в частности КА и отделяемого от него разгонного ракетного блока (РРБ). После отделения КА от РРБ на РРБ воздействуют импульсом тяги в плоскости, проходящей через центр масс (ц.м.) РРБ, не пересекающей обводы КА...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477246
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2e6e

Термокомпрессионное устройство

Изобретение относится к холодильной технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации компрессионных термических устройств. Термокомпрессионное устройство содержит источник газа высокого давления, подключенный к баллонам-компрессорам, устройство для термоциклирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477417
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ed

Космическая система для производства материалов в космосе

Изобретение относится к спутниковым системам для производства и исследования материалов с уникальными свойствами в условиях низкой микрогравитации. Система включает в себя технологический модуль (1) и энергетическую платформу (2), находящиеся на одной круговой орбите (3). Платформа имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478063
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ee

Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается ракетного разгонного блока и элементов его конструкции, предназначенных для его стабилизации и увода от отделившегося космического аппарата. Способ увода разгонного ракетного блока с траектории полета космического аппарата включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478064
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32bc

Космическая головная часть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам выведения аппаратов космического назначения на заданные орбиты. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходный отсек. Переходный отсек вместе с космическим аппаратом и головным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478531
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.32bd

Космическая головная часть и способ ее сборки

Изобретения относятся к ракетно-космической технике, а именно к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходный отсек, который обеспечивает стыковку с ракетой-носителем. Стыковочный диаметр головного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478532
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД