Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства и может быть использовано для определения количества перегревов и времени перегрева двигателя транспортного средства с целью прогнозирования срока его дальнейшей эксплуатации, улучшения эксплуатационных характеристик, показателей безопасности и надежности.
Известно транспортное средство автомобиль Honda Сара с датчиком перегрева двигателя, подключенного к системе охлаждения (www.hondavodarn.ru/statji/hondaover-heat.html). Однако его недостатком является отсутствие информации о количестве перегревов и продолжительности перегрева охлаждающей жидкости, свидетельствующих об износе двигателя за время эксплуатации указанного транспортного средства. Отсутствие такой информации не позволяет судить о фактическом состоянии двигателя транспортного средства и прогнозировать возможность его дальнейшей надежной эксплуатации, ведет к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижает безопасность движения и срок эксплуатации.
Указанное транспортное средство в техническом отношении является наиболее близким предлагаемому изобретению и принято за прототип.
Перед изобретением была поставлена задача увеличения срока эксплуатации транспортного средства, улучшения эксплуатационных характеристик, повышения показателей безопасности и надежности.
Техническим результатом изобретения является увеличение срока эксплуатации, улучшение эксплуатационных характеристик, повышение показателей надежности и безопасности движения, долговечности, а также получение достоверной информации о фактическом состоянии и степени износа двигателя.
Технический результат достигается за счет того, что в транспортном средстве, содержащем двигатель с датчиком перегрева двигателя или охлаждающей жидкости, датчик перегрева соединен со счетчиком количества перегревов и/или счетчиком времени перегрева.
Счетчик количества перегревов и счетчик времени перегрева, содержащиеся в транспортном средстве, выполнен(ы) с исключением возможности обнуления счета.
Транспортное средство выполняют со счетчиком времени перегрева, который является счетчиком суммарного времени перегревов.
На чертеже представлена блок-схема двигателя с элементами температурного контроля.
На блок-схеме показан двигатель 1 с установленным на нем датчиком температуры перегрева 2. Датчик температуры перегрева 2 соединен с вентилятором 3, счетчиком количества перегревов 4 и счетчиком времени перегрева 5.
Устройство работает следующим образом.
В процессе работы транспортного средства происходит нагрев двигателя 1. При перегреве двигателя 1, когда его температура становится выше заданной, установленный на нем датчик температуры перегрева 2 подает сигнал на счетчик количества перегревов и счетчик времени перегрева 5. При этом счетчик количества перегревов 4 фиксирует один перегрев, а счетчик времени перегрева 5 начинает отсчет времени перегрева. Одновременно дается команда на включение вентилятора 3, который создает поток воздуха, дополнительно охлаждающий двигатель 1. Через некоторое время работы вентилятора 3 двигатель 1 охлаждается, сигнал с датчика температуры перегрева 2, подаваемый на счетчик количества перегревов 4 и счетчик времени перегрева 5, пропадает. Отсчет времени перегрева счетчиком времени перегрева 5 прекращается и фиксируется на достигнутом уровне. Таким образом, счетчик количества перегревов 4 срабатывает при подаче на него сигнала с датчика перегрева 2, а счетчик времени перегрева 5 прекращает отсчет времени перегрева после исчезновения сигнала, подаваемого на него с датчика перегрева 2. При наличии повторного и последующих перегревов двигателя или охлаждающей его жидкости, что фактически является одним и тем же признаком перегрева двигателя, счетчики 4 и 5 суммируют зафиксированные ранее показатели количества перегревов и времени перегрева с новыми показателями. Суммарные показатели влияют на фактический износ двигателя транспортного средства, свидетельствуют о необходимости его ремонта или замены. Из показаний счетчиков 4 и владелец транспортного средства делает соответствующие выводы и корректирует нагрузку на двигатель в процессе его эксплуатации, что продляет срок работы транспортного средства с указанным двигателем, улучшает эксплуатационные характеристики, повышает показатели безопасности и надежности. При увеличении количества перегревов водитель, к примеру, будет более внимательно относиться к управлению транспортным средством, избегать перегрузок и нештатных ситуаций. Кроме того, продолжительность перегрева, фиксируемая счетчиком времени перегрева 5, может служить основанием для определения степени перегрева двигателя 1 и выполнения соответствующих профилактических мероприятий.
С целью исключения несанкционированной замены счетчиков 4 и 5 и предоставления недостоверной информации о количестве перегревов двигателя 1 и их длительности датчик перегрева 2 скрепляют неразъемным соединением со счетчиком количества перегревов 4 и/или счетчиком времени перегрева 5. Счетчик количества перегревов 4 и счетчик времени перегрева 5 выполняют как одно целое. Указанные счетчики выполняют на современной элементной базе без возможности обнуления счета. Счетчик количества перегревов 4 и/или счетчик времени перегрева 5 устанавливают на приборной панели. Снятие показаний со счетчиков 4 и 5 осуществляют в двоичной или десятичной системе счисления. Транспортное средство, на которое устанавливают рассматриваемый выше двигатель 1, является транспортным средством для перемещения по суше, и/или воде, и/или воздуху. Способ эксплуатации транспортного средства, включающий перемещение на нем грузов и/или пассажиров, заключается в том, что перемещение грузов и/или пассажиров осуществляют на транспортном средстве, содержащем двигатель с датчиком перегрева двигателя или охлаждающей жидкости, при этом датчик перегрева соединен со счетчиком количества перегревов и/или счетчиком времени перегрева.
Предлагаемые технические решения обладают всеми необходимыми критериями патентоспособности изобретения. При анализе уровня техники не обнаружены. Промышленно применимы. Для среднего специалиста предлагаемые технические решения явными не являются.