×
27.03.2016
216.014.c5fb

Результат интеллектуальной деятельности: СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002578552
Дата охранного документа
27.03.2016
Аннотация: Изобретение относится к областям техники, использующим емкости давления с присоединенными к ним техническими устройствами, и может быть применено при разработке ракетных двигателей и баллонов для хранения газа. В конструкцию соединительного узла фланца емкости давления и фланца технического устройства, содержащую крепежные детали, воспринимающие осевую нагрузку, вводятся дополнительные резьбовые соединения, обеспечивающие необходимую для герметичности соединения совместность деформирования фланцев под нагрузкой. Изобретение обеспечивает совместность деформирования фланцев без появления концентраторов растягивающих напряжений, что делает конструкцию узла более простой, прочной и надежной и позволяет использовать для стыкуемых деталей более легкие, но менее прочные материалы, в том числе и слоистые композиционные, материалы, с общей границей в виде одной цилиндрической поверхности, с элементами, препятствующими повороту фланцев относительно друг друга. 1 ил.
Основные результаты: Соединительный узел, содержащий два фланца, расположенные один внутри другого, крепежные детали, воспринимающие осевую нагрузку, и элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, отличающийся тем, что элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, выполнены в виде ряда распределенных по периметру фланцев резьбовых соединений, расположенных в радиальной плоскости.

Изобретение относится к областям техники, использующим емкости давления с присоединенными к ним техническими устройствами, и может быть применено при разработке ракетных двигателей и баллонов для хранения газа.

Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция соединительного узла фланца корпуса и расположенного внутри него фланца утопленной части сопла ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) (Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе/ под общ. ред. Л.Н. Лаврова - М.: Машиностроение, 1993, с. 70, рис. 2.23 г). Конструкция имеет шпоночное соединение, воспринимающее осевую нагрузку, обусловленную давлением в корпусе РДТТ, и контактирующие бурты, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга.

Данная конструкция соединительного узла имеет ряд недостатков.

В угловых точках оснований контактирующих буртов имеет место концентрация растягивающих напряжений, способствующая развитию трещин.

В инженерной практике известны случаи разрушения буртов по причине роста трещин из угловых точек.

Вследствие высоких напряжений в контактирующих буртах невозможно использовать для фланца корпуса и утопленной части сопла более легкие, но менее прочные материалы. Особенно это относится к получающим все большее распространение слоистым композиционным материалам.

Поверхности по общей границе фланца корпуса и фланца утопленной части сопла состоят из нескольких участков. Размеры каждого участка имеют жесткие поля допусков. Это делает производство соединительного узла более трудоемким и дорогим.

Техническая задача заключается в создании соединительного узла без концентраторов напряжений с фланцами из более легких, в том числе и слоистых композиционных материалов, с общей границей в виде одной цилиндрической поверхности, с элементами, препятствующими повороту фланцев относительно друг друга.

Технический результат достигается тем, что в соединительном узле, содержащем два фланца, расположенные один внутри другого, крепежные детали, воспринимающие осевую нагрузку, и элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, выполнены в виде ряда распределенных по периметру фланцев резьбовых соединений, расположенных в радиальной плоскости.

Благодаря введению в известный соединительный узел в качестве элементов, препятствующих повороту фланцев относительно друг друга, ряда распределенных по периметру фланцев резьбовых соединений, расположенных в радиальной плоскости, и воспринимающих, вместо контактирующих буртов, усилия, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, из конструкции соединительного узла устраняются концентраторы напряжений.

Это позволяет изготавливать входящие в соединительный узел детали из более легких, но менее прочных материалов, в том числе и из слоистых пластиков.

Также появляется возможность сконструировать общую границу фланцев в виде одной только цилиндрической поверхности, что повысит технологичность соединительного узла.

На чертеже показано сечение соединительного узла плоскостью, проходящей через его ось и ось одного из распределенных по периметру фланцев резьбовых соединений, расположенных в радиальной плоскости.

Соединительный узел содержит фланец 1 корпуса емкости давления, фланец 2 технического устройства, расположенный внутри фланца 1, уплотнение 3, крепежные детали, воспринимающие осевую нагрузку, выполненные в виде шпоночного соединения 4 резьбовые соединения 5, расположенные в радиальной плоскости.

Также схематично показаны осевое усилие Т, обусловленное действием внутреннего давления в емкости, и реакция на это усилие F, обусловленная опиранием фланца емкости давления на пластиковое днище.

Соединительный узел работает следующим образом. Усилия Т и F поворачивают сечение соединительного узла.

При этом из-за различия в жесткостях сечение фланца 1 и сечение фланца 2 повернутся на разные углы, и стык раскроется, если не ввести элементы, препятствующие их повороту относительно друг друга.

Распределенные по периметру фланцев резьбовые соединения 5, расположенные в радиальной плоскости, препятствуют повороту фланцев относительно друг друга.

Данное техническое решение не приводит к возникновению концентраторов напряжений, что позволяет изготавливать входящие в соединительный узел детали из более легких, но менее прочных материалов, в том числе и из слоистых пластиков.

Также общая граница фланцев принимает наиболее простую форму в виде цилиндрической поверхности, что делает соединительный узел более технологичным.

Соединительный узел, содержащий два фланца, расположенные один внутри другого, крепежные детали, воспринимающие осевую нагрузку, и элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, отличающийся тем, что элементы, препятствующие повороту фланцев относительно друг друга, выполнены в виде ряда распределенных по периметру фланцев резьбовых соединений, расположенных в радиальной плоскости.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
20.08.2015
№216.013.6ead

Установка для гашения работающего ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях в газодинамической трубе

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива. Установка для гашения работающего ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях в газодинамической трубе содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559903
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.11.2019
№219.017.dfbe

Сопло ракетного двигателя на цилиндрических эластичных шарнирах

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей. Сопло ракетного двигателя на цилиндрических эластичных шарнирах содержит неподвижную часть, поворотную часть, соединенную с неподвижной частью через промежуточный подвижный корпус, охватывающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705496
Дата охранного документа: 07.11.2019
Показаны записи 1-5 из 5.
20.08.2015
№216.013.6ead

Установка для гашения работающего ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях в газодинамической трубе

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива. Установка для гашения работающего ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях в газодинамической трубе содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559903
Дата охранного документа: 20.08.2015
12.07.2018
№218.016.6fdb

Сопло ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей. Сопло ракетного двигателя содержит неподвижную часть и герметично скрепленную с ней при помощи двух эластичных шарниров поворотную часть, один эластичный шарнир - герметизирующий, другой -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660983
Дата охранного документа: 11.07.2018
07.09.2018
№218.016.84a3

Сопло ракетного двигателя на роликовой опоре

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей. Сопло ракетного двигателя на роликовой опоре содержит неподвижную часть, поворотную часть, резиновое уплотнительное кольцо, герметизирующее объем камеры сгорания по сферическому поясу на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666031
Дата охранного документа: 05.09.2018
10.11.2019
№219.017.dfbe

Сопло ракетного двигателя на цилиндрических эластичных шарнирах

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей. Сопло ракетного двигателя на цилиндрических эластичных шарнирах содержит неподвижную часть, поворотную часть, соединенную с неподвижной частью через промежуточный подвижный корпус, охватывающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705496
Дата охранного документа: 07.11.2019
24.07.2020
№220.018.36eb

Устройство для испытаний на прочность армирующих тарелей эластичного шарнира сопла ракетного двигателя на твердом топливе

Изобретение относится к области экспериментальной отработки прочности эластичных шарниров (ЭШ) поворотных управляющих сопел ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и может быть использовано при оптимизации конструкции ЭШ. Предлагается устройство для испытаний на прочность тарелей путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727211
Дата охранного документа: 21.07.2020
+ добавить свой РИД