Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям стеновых панелей боковых и переднего бортов саморазгружающихся кузовов транспортных средств, оборудованных пневмо- или гидросистемой для обеспечения работы соответственно пневмо- или гидроприводов и предназначенных для перевозки сыпучих и навалочных грузов.
Из существующего уровня техники аналоги не известны.
Задачей заявляемого решения является улучшение качества разгрузки и ее оптимизация, выраженные в возможности осуществления более полной и компактной разгрузки, в том числе при неполном наклоне кузова, а в некоторых случаях и вовсе не прибегая к наклону.
Поставленная задача решается тем, что стеновая панель выдвижного борта самосвального кузова установлена на параллельных телескопических стойках, приводимых в движение пневмо- либо гидроцилиндрами двустороннего действия, расположенными внутри них. Верхние части самых внутренних секций телескопических стоек шарнирно соединены с несущим элементом кузова, а оси вращения их шарнирных соединений совпадают друг с другом, практически параллельны плоскости днища кузова и практически пересекаются с продольной осью телескопических стоек либо отодвинуты от нее в направлении от внутренней к наружной стороне кузова. Габаритная длина конструкции стеновой панели с телескопическими стойками позволяет выдвигаться ей во внутреннее пространство кузова.
Технический результат заявляемого решения заключается в возможности осуществить более полную и компактную разгрузку, в том числе при неполном наклоне кузова, а в некоторых случаях и вовсе не прибегая к наклону. Это выражается, в частности, в возможности с помощью выдвижения стеновой панели зачистить днище кузова от остатков груза. Дополнительно появляется возможность дозированной разгрузки, например, при небольшом наклоне кузова, когда груз практически готов к схождению, с помощью выдвижного борта, противоположного стороне разгрузки, дозированно выталкивать остатки. В случае перевозки легко ссыпающихся грузов возможен отказ от применения наклона кузова, а разгрузку осуществлять методом выталкивания с помощью стеновой панели. При использовании выдвижного борта в конструкции бокового борта с нижней навеской появляется такая положительная возможность, как выдвинуть стеновую панель из-под наваленного на нее груза и закрыть боковой борт, не перемещая транспортное средство и не растягивая кучу выгружаемого груза.
Сущность изобретения поясняется схематичными чертежами.
На фиг. 1-4 схематично изображен выдвижной борт согласно п. 1 формулы изобретения.
На фиг. 5-8 схематично изображен выдвижной борт согласно п. 1 формулы изобретения в вариантах использования для бокового борта с верхней шарнирной навеской к кузову (фиг. 5), для бокового борта с нижней шарнирной навеской к кузову (фиг. 6) и переднего борта с верхней шарнирной навеской к кузову (фиг. 7, 8).
На фиг. 9-10 схематично изображен выдвижной борт согласно п. 2 формулы изобретения для вариантов бортов с верхней и нижней шарнирной навеской к кузову.
На фиг. 11-12 схематично изображен выдвижной борт согласно п. 3 формулы изобретения.
На фиг. 13-15 схематично изображен выдвижной борт согласно п. 4 формулы изобретения.
Выдвижной борт по п. 1 содержит стеновую панель 1, которая установлена на телескопических стойках 2. Внутри них расположены пневмо- либо гидроцилиндры 3 двустороннего действия. Верхние части внутренних секций каждой из телескопических стоек 2 имеют шарнирное соединение 4 с несущим элементом кузова 5, при этом оси их вращения совпадают друг с другом, практически параллельны плоскости днища кузова 5 и практически совпадают с продольной осью телескопических стоек 2 либо отодвинуты от нее в направлении от внутренней к наружной стороне кузова 5.
Выдвижной борт по п. 2 содержит нижнюю кромку стеновой панели 1, выполненную в форме наклонной поверхности во внутреннюю сторону кузова 2. Дополнительно нижняя кромка стеновой панели 1 может прилегать к аналогичной форме элемента кузова 2, с которым она граничит.
Выдвижной борт по п. 3 содержит нижнюю кромку стеновой панели 1, на которой шарнирно подвешена опорная пята 2, прилегающая своей опорной поверхностью к днищу кузова 3. При этом угол ее вращения практически равен углу изменения положения плоскости стеновой панели 1 к плоскости днища кузова 3 при ее выдвижении, а ось вращения параллельна осям вращения телескопических стоек 4.
Выдвижной борт по п. 4 содержит верхнюю кромку стеновой панели 1, вдоль которой установлен козырек 2. При этом козырек 2 установлен либо неподвижно и направлен во внутреннюю сторону кузова 3 под углом, обеспечивающим удержание груза от возможного скольжения вверх вдоль стеновой панели 1 при ее выдвижении, либо на шарнирном соединении 4 с осью вращения, параллельной оси вращения телескопических стоек 5, и имеющий привод в виде пневмо- или гидроцилиндра для изменения своего угла установки по отношению к стеновой панели 1.
Выдвижной борт по любому из пунктов формулы может дополнительно оснащаться известными из уровня техники устройствами и механизмами для поворота и удержания стеновой панели со стойками на шарнирном соединении. К таким устройствам и механизмам можно отнести пневмо- либо гидроцилиндры, механические замки, ограничители поворота и т.д.
Выдвижной борт по любому из пунктов формулы может дополнительно оснащаться известными из уровня техники устройствами и механизмами, предотвращающими самопроизвольное выдвижение из транспортного положения стеновой панели, например, при неисправности пневмо- или гидросистемы. В качестве таких устройств и механизмов могут быть использованы различные предохранительные зацепы, защелки, пальцы с втулками и т.д.
Выдвижной борт по п. 1 в одном из возможных вариантов исполнения работает следующим образом. При использовании выдвижного борта в качестве борта самосвального кузова с верхней шарнирной навеской телескопические стойки 2 шарнирно подвешены к несущим элементам кузова 5. Для осуществления разгрузки или завершения полной разгрузки телескопические стойки 2 раздвигаются с помощью установленных внутри них пневмо- или гидроцилиндров 3 в зависимости от применяемой системы питания приводов. Установленная на них стеновая панель 1 также выдвигается по направлению от верхней кромки к нижней. Для предотвращения упирания в элементы кузова 5 телескопические стойки 2 и стеновая панель 1 поворачиваются во внутреннюю часть кузова 5 с помощью, например, дополнительных пневмо- или гидроцилиндров. Нижней кромкой стеновой панели 1 зачищается днище кузова 5, тем самым осуществляется более полная разгрузка.
Выдвижной борт по п. 1 по другому из возможных вариантов исполнения работает следующим образом. При использовании выдвижного борта в качестве борта самосвального кузова с нижней шарнирной навеской, телескопические стойки 2 шарнирно подвешены в верхней части к стойкам, которые в свою очередь шарнирно подвешены нижней частью к кузову 5. При открытии борта вниз груз высыпается, заваливая частично или полностью стеновую панель 1. Телескопические стойки 2 раздвигаются с помощью установленных внутри них пневмо- или гидроцилиндров 3 в зависимости от применяемой системы питания приводов, выдвигая при этом стеновую панель 1 по направлению от ее верхней кромки к нижней и освобождая от наваленного на нее груза.
Выдвижной борт по п. 2 работает следующим образом. Телескопические стойки раздвигаются с помощью установленных внутри них пневмо- или гидроцилиндров в зависимости от применяемой системы питания приводов, выдвигая при этом стеновую панель 1 по направлению от ее верхней кромки к нижней. Уперевшись нижней наклонной формой в аналогичную форму элемента кузова 2, стеновая панель 1 смещается, поворачиваясь с телескопическими стойками на шарнирном соединении, и дальнейшее выдвижение происходит по касательной.
Выдвижной борт по п. 3 для варианта с верхней шарнирной навеской к кузову работает следующим образом. Телескопические стойки 4 раздвигаются с помощью установленных внутри них пневмо- или гидроцилиндров в зависимости от применяемой системы питания приводов, выдвигая при этом стеновую панель 1 по направлению от ее верхней кромки к нижней. При выдвижении стеновая панель 1 поворачивается в опорной пяте 2, меняя свой угол установки по отношению к ней. Опорная пята 2 в свою очередь скользит своей опорной поверхностью вдоль днища кузова 3, зачищая его тем самым и уменьшая нагрузку от воздействия нижней кромки стеновой панели 1.
Выдвижной борт по п. 4 для варианта с верхней шарнирной навеской к кузову работает следующим образом. Телескопические стойки 5 раздвигаются с помощью установленных внутри них пневмо- или гидроцилиндров в зависимости от применяемой системы питания приводов, выдвигая при этом стеновую панель 1 по направлению от ее верхней кромки к нижней. При выдвижении по касательной вдоль днища кузова 3 меняется угол установки стеновой панели 1 относительно днища кузова 3 и выталкиваемый груз может начать смещаться вверх вдоль стеновой панели 1. Вне зависимости от варианта исполнения козырек 2, установленный на верхней кромке неподвижно или шарнирно с приводом, способствует удержанию груза, предотвращая его переваливание через стеновую панель 1.