×
10.08.2015
216.013.6941

СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области летательных аппаратов. Способ построения оптимальной аэродинамической поверхности гиперзвукового летательного аппарата включает воздействие на поверхность летательного аппарата с использованием критерия оптимизации. В качестве критерия оптимизации используют отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления, по которому формируют оптимальную поверхность летательного аппарата для решения задачи уклонения от столкновения с использованием численных методов решения полных уравнений Навье-Стокса. При этом определяют рациональное расположение несущих поверхностей и форму носовой части аппарата с минимальными тепловыми нагрузками. Изобретение направлено на оптимизацию уклонения от столкновения. 8 ил.
Основные результаты: Способ построения оптимальной аэродинамической поверхности гиперзвукового летательного аппарата, включающий воздействие на его поверхность с использованием критерия оптимизации, отличающийся тем, что в качестве критерия оптимизации используют отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления , по которому формируют оптимальную поверхность летательного аппарата для решения задачи уклонения от столкновения, с использованием численных методов решения полных уравнений Навье-Стокса, для чего определяют рациональное расположение несущих поверхностей и форму носовой части аппарата с минимальными тепловыми нагрузками, гдеР - отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления, характеризующее показатель эффективности, полученный в результате численного решения дифференциальной игры качества, - коэффициент подъемной силы, определяемый как отношение подъемной силы к скоростному напору и характерной площади, - коэффициент силы лобового сопротивления, определяемый как отношение силы лобового сопротивления к скоростному напору и характерной площади.
Реферат Свернуть Развернуть

Заявляемое изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для определения оптимальной формы поверхности гиперзвукового летательного аппарата, предназначенного для спасения экипажа с борта космической станции, терпящей аварию.

Известно построение поверхности гиперзвукового планирующего летательного аппарата с использованием в качестве критерия оптимальности формы - условие максимума для аэродинамического качества синтезируемого изделия (K→max), что является определенным ограничением из-за неучета уклонения [1].

Ближайшим решением к заявляемому является способ построения оптимальной аэродинамической поверхности гиперзвукового летательного аппарата, заключающийся в воздействии с использованием критерия оптимизации, связанного с максимизацией аэродинамического коэффициента лобового сопротивления [2].

Недостатком известного решения являются ограниченные возможности способа вследствие невозможности обеспечения оптимального уклонения от столкновения.

Задача заключается в предложении определения критериев уклонения от столкновения и способа построения оптимальной поверхности гиперзвукового летательного аппарата для обеспечения оптимального уклонения от столкновения.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе построения оптимальной аэродинамической поверхности гиперзвукового летательного аппарата, включающем воздействие на его поверхность с использованием критерия оптимизации, в качестве критерия оптимизации используют отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления , по которому формируют оптимальную поверхность летательного аппарата для решения задачи уклонения от столкновения, с использованием численных методов решения полных уравнений Навье-Стокса, для чего определяют рациональное расположение несущих поверхностей и форму носовой части аппарата с минимальными тепловыми нагрузками, где

P - отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления, характеризующее показатель эффективности, полученный в результате численного решения дифференциальной игры качества,

- коэффициент подъемной силы, определяемый как отношение подъемной силы к скоростному напору и характерной площади,

- коэффициент силы лобового сопротивления, определяемый как отношение силы лобового сопротивления к скоростному напору и характерной площади.

Изобретение поясняется следующим примером.

Схема конфликтной ситуации об избежании столкновения двух летательных аппаратов (двух игроков с противоположными (антагонистическими) интересами) представлена на фиг.1. Игрок Р стремится сблизиться с игроком Е на минимальное расстояние, игрок Е стремится максимизировать минимальное расстояние. Игра заканчивается победой Р в случае, если отрезок РЕ окажется менее величины l, и поражением Р, если игрок Е пройдет область сближения на расстояние более l.

Дифференциальная игра качества решалась численно в связанной в игроком Р системе координат при условии превосходства игрока Е в скорости и первоначальном расположении игроков на встречных курсах. Схематизация дифференциальной игры в системе координат, связанной с минимизирующим игроком, представлена на фиг.2. Маневренные возможности игрока Е были ограничены величиной минимального радиуса разворота (значением коэффициента подъемной силы), а его скорость уменьшалась по квадратичному закону с коэффициентом пропорциональности, связанным с аэродинамическим коэффициентом лобового сопротивления.

В отмеченной постановке дифференциальная игра была описана системой обыкновенных дифференциальных уравнений:

,

,

,

,

где x и y - геометрические координаты (уклоняющегося игрока Е в системе координат, связанной с игроком Р);

w1 и w2 - скорости игроков Р и Е;

R1 и R2 - минимальные радиусы кривизны траекторий Р и Е;

θ - ориентация вектора скорости (w2) уклоняющегося игрока Е;

φ и ψ - параметры управления движением игроков Р и Е, -1≤φ, ψ≤1;

, - коэффициенты нормальных сил игроков Р и Е;

k - масштабирующий коэффициент для выделения безразмерных аэродинамических коэффициентов, учитывающих высоту полета, массу игроков и их характерную площадь;

- коэффициент тангенциальной силы игрока Е,

с начальными условиями на терминальной поверхности в точке ее касания поверхностью барьера, изображенными на фиг.3.

Задача решалась численно методами Эйлера и Рунге-Кутта, достоверность результатов подтверждена сходимостью процессов по математическому времени (по числу итераций) и по сетке управляющих параметров. В качестве самостоятельного теста было рассмотрено сравнение численного и аналитического решения задачи о «шофере-убийце», предложенной Р. Айзексом [3], как показано на фиг.4.

Численные расчеты заканчивались в контрольной точке - пересечение барьером плоскости симметрии дифференциальной игры, соответствующей точке начала маневрирования и, соответственно, некой линейной меры оптимального уклонения. Терминальная поверхность и поверхности барьеров 4-хмерного фазового пространства представлены на фиг.5.

Аппроксимация результатов параметрических исследований и их дальнейший анализ позволил установить закон степеней для показателя эффективности аэродинамической компоновки гиперзвукового летательного аппарата: .

Поверхность гиперзвукового летательного аппарата оптимальной формы была построена численно методом локальных вариаций с целевой функцией: P→max и начальной формой поверхности летательного аппарата в виде затупленного по сфере конуса ограниченной длины и миделевого сечения и структурированной сеткой четырехугольных ячеек на его поверхности, показанной на фиг.6.

Численное решение вариационной задачи о построении оптимальной поверхности летательного аппарата было получено за 3000 итераций, зависимость соответствующего показателя эффективности показана на фиг.7. Значение показателя эффективности Р для оптимальной компоновки при ограничениях на форму носка и донного среза, длину аппарата и размеры отсеков для полезной нагрузки составило 1,5, а его форма приведена на фиг.8 (а - вид спереди, б - вид сверху, в - вид сбоку).

Представленная на фиг.8 форма летательного аппарата содержит технические решения по ограничению максимальных тепловых нагрузок, технологичность сборки с разгонным носителем, а также возможность использования критических CALS-технологий. Форма крылатого гиперзвукового летательного аппарата была получена при постоянстве внутренних объемов с полезной нагрузкой, неизменности носовой и кормовой частей летательного аппарата. Фиксированная форма носовой части позволяла обеспечивать необходимый балансировочный угол атаки, а кормовая часть была унифицирована для расположения на разгонной ступени РН.

Таким образом, заявленное изобретение позволяет решить задачу определения оптимальной формы уклоняющегося гиперзвукового летательного аппарата, который может обеспечить спасение экипажа с борта космической станции, терпящей аварию, а также решение задачи избежания столкновения воздушных судов скоростной гражданской авиации.

Список литературы

1. Фофонов Д.М. Оптимизация аэродинамической компоновки гиперзвуковых летательных аппаратов. // Космонавтика и ракетостроение. - 2010. - 17 с.

2. Петров К.П. Аэродинамика транспортных космических систем. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 368 с.

3. Айзекс Р. Дифференциальные игры. - М.: Мир, 1967. - 315 с.

Способ построения оптимальной аэродинамической поверхности гиперзвукового летательного аппарата, включающий воздействие на его поверхность с использованием критерия оптимизации, отличающийся тем, что в качестве критерия оптимизации используют отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления , по которому формируют оптимальную поверхность летательного аппарата для решения задачи уклонения от столкновения, с использованием численных методов решения полных уравнений Навье-Стокса, для чего определяют рациональное расположение несущих поверхностей и форму носовой части аппарата с минимальными тепловыми нагрузками, гдеР - отношение степеней коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопротивления, характеризующее показатель эффективности, полученный в результате численного решения дифференциальной игры качества, - коэффициент подъемной силы, определяемый как отношение подъемной силы к скоростному напору и характерной площади, - коэффициент силы лобового сопротивления, определяемый как отношение силы лобового сопротивления к скоростному напору и характерной площади.
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД