×
27.07.2015
216.013.6824

СПОСОБ ОЧИСТКИ ЗАГРЯЗНЕННОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА С ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области охраны окружающей среды. Для очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог строят и используют фильтрующую систему на поверхности грунтовых откосов. В качестве фильтрующей системы используют верхний слой грунта откоса, обработанный водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина в массовом соотношении от 1:3,5 до 1:4,5. После насыщения сорбционной емкости обработанного грунта его удаляют и утилизируют или регенерируют. Изобретение обеспечивает упрощение процесса очистки поверхностного стока и повышение качества очистки с одновременным повышением эрозионной устойчивости поверхности стоков. 2 табл.
Основные результаты: Способ очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог, включающий построение и использование фильтрующей системы на поверхности грунтовых откосов, отличающийся тем, что в качестве фильтрующей системы используют верхний слой грунта откоса, обработанный водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина в массовом соотношении 1:3.5-4.5, после насыщения сорбционной емкости обработанного грунта его удаляют и утилизируют или регенерируют.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а именно к снижению загрязнения водных объектов стоком с поверхности автомобильных дорог.

Известен способ защиты водного объекта (водоема, водотока) от загрязнения, включающий устройство в теле массива откоса водного объекта дренажных элементов в один или несколько ярусов, состоящих из рабочих и отводящих частей, а также технических площадок с твердым покрытием. С каждой технической площадки в массиве откоса ниже отводящих частей дренажных элементов устраивают сборные емкости с открывающимися крышками для перехвата фильтрующегося грунтового водного потока, загрязненного вредными веществами, из которых производят откачку загрязненного профильтровавшегося грунтового потока. Способ обеспечивает повышение эффективности защиты водного объекта (водоема) от попадания в него загрязняющих веществ из загрязненных грунтовых вод (см. патент РФ №2392375, МПК E02B 3/04, опубл. 2010 г.).

Недостатками данного способа является необходимость последующей доочистки загрязненных сточных вод, а также необходимость расходов на сооружение и содержание сборных емкостей.

Известен способ, реализуемый в системе отвода и очистки поверхностного стока дождевых, талых и поливомоечных вод с поверхности автомобильных, железных дорог, с застроенных территорий, промплощадок и др., принятый в качестве прототипа. Способ заключается в сборе поверхностного стока с гидроизолированием системы водосточных коллекторов, с последующей грубой и тонкой очисткой стоков методом отстаивания в отстойной камере и фильтрации в дополнительных фильтровальных камерах с использованием многослойного природного фильтрующего материала, после которых очищенный сток поступает на мелководное биоплато (см. патент РФ №2200802, МПК E03F 1/00, опубл. 2003). Способ позволяет осуществлять очистку стока от крупных механических примесей, а также от взвешенных частиц и связанных с ними нефтепродуктов.

Недостатком описанного способа является отсутствие очистки стока от растворенных в нем металлов, а также сложность осуществляемого процесса очистки за счет необходимости строительства сложных гидротехнических элементов, составляющих систему очистки.

Технической задачей изобретения является упрощение процесса очистки поверхностного стока за счет построения и использования более простой фильтрационной системы, обладающей высокой сорбционной емкостью, а также повышение качества очистки за счет очистки поверхностного стока от растворенных металлов при одновременном повышении эрозионной устойчивости поверхности откосов.

Решение поставленной технической задачи достигается реализацией способа очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог, включающего построение и использование фильтрующей системы на поверхности грунтовых откосов, согласно изобретению в качестве фильтрующей системы используют верхний слой грунта откоса, обработанный водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина в массовом соотношении 1:3.5-4.5, после насыщения сорбционной емкости обработанного грунта его удаляют и утилизируют или регенерируют.

Поставленная техническая задача решается за счет использования в качестве фильтрующей системы грунта откосов самого дорожного полотна, что не требует дополнительного обустройства откосов. Кроме того, компоненты водного раствора, которым обрабатывают верхний слой грунта, являются легкодоступными веществами. При этом процесс приготовления полиэлектролитного комплекса не представляет особой сложности. То есть по сравнению с прототипом упрощается процесс очистки загрязненного поверхностного стока. Фактическая оценка показала, что слой грунта, пропитанный предложенным водным раствором, обладает повышенной сорбционной емкостью в течение значительного периода его использования. Кроме этого, слой грунта позволяет задерживать взвешенные вещества и нефтепродукты, содержащиеся в сточных водах, и, связывая частицы почвы между собой, повышает эрозионную устойчивость откосов автомобильных дорог.

Способ очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог включает построение и использование фильтрующей системы на поверхности грунтовых откосов. Согласно изобретению в качестве фильтрующей системы используют верхний слой грунта откоса, обработанный водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина в массовом соотношении 1:3.5-4.5. После насыщения сорбционной емкости обработанного грунта его удаляют и утилизируют или регенерируют.

Способ реализуется следующим образом.

Загрязненный поверхностный сток поступает с поверхности автомобильных дорог в теплое время в фильтрующую систему, т.е. на грунтовый откос, который заблаговременно с помощью дорожной техники обрабатывают водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина, выдерживая их массовое соотношение 1:3,5-4,5 в зависимости от типа грунта (Таблица 1). Содержащиеся в поверхностном стоке с дорог ионы тяжелых металлов образуют с полиэтиленполиамином особо устойчивые (хелатные) соединения, что делает ионы тяжелых металлов недоступными для растений. Нефтепродукты и взвешенные вещества задерживаются верхним слоем обработанного грунта за счет буферных способностей почвы. Кроме своей прямой функции нанесенный полиэлектролитный комплекс также играет роль пылеосадительного вяжущего, что благоприятно сказывается на эрозионной устойчивости

Когда система «полиэлектролитный комплекс+грунт» приближается к насыщению своей сорбционной емкости, ее необходимо удалять с придорожных откосов и утилизировать или регенерировать. Обработка грунта может быть выполнена следующими способами: захоронение загрязненного грунта; регенерация с использованием природных сорбентов, применение биологических способов очистки; перемешивание загрязненного грунта с чистым грунтом до получения необходимых значений по загрязняющему компоненту; извлечение тяжелых металлов с помощью технологии, основанной на электрохимических методах; регенерация грунта с помощью химических реактивов, например азотной кислоты, в аппаратах с псевдоожиженным слоем.

В расположенной ниже Таблице 2 приведены результаты опытов по определению качества очистки поверхностного стока от ряда ионов тяжелых металлов, а также фактическая сорбционная емкость фильтрационной системы по каждому металлу в зависимости от типа грунта и ее процентное насыщение в год.

Предполагается, что полиэлектролитный комплекс будет сосредоточен в верхнем слое почвы откоса высотой 2 см. Расход полиэлектролитного комплекса на 1 га площади откосов будет составлять 50 кг.

Для приведенных в таблице типов грунтов можно сделать вывод, что по рассматриваемым загрязнителям система «полиэлектролитный комплекс+грунт» весьма эффективна, и минимальный срок службы до достижения насыщения сорбционной емкости в случае с песком составит порядка 10 лет, в случае наиболее распространенных типов грунтов - супесей и суглинков, этот период достигает 20-25 лет.

Качество очистки от нефтепродуктов и взвесей определялось в зависимости от буферной способности почвы и составляет порядка 75-80% для нефтепродуктов, 80-85% - для взвесей, соответственно.

Преимущества данного изобретения заключаются в простоте приготовления фильтрующего состава и его использования, доступности компонентов полиэлектролитного комплекса, а также в отсутствие необходимости возведения в полосе отвода инженерных конструкций, требующих значительных конструкционных и эксплуатационных затрат при строительстве и последующей эксплуатации. Кроме того, изобретение характеризуется высокой ионообменной способностью, повышающей эффективность сорбции тяжелых металлов, а также возможностью очистки поверхностного стока от нефтепродуктов и взвешенных веществ за счет буферных свойств почвы.

Полученный полиэлектролитный комплекс можно разбавлять водой, а не растворами солей, что позволит избежать засоления почв. Кроме того, полиэтиленполиамин образует особо устойчивые (хелатные) комплексы с ионами тяжелых металлов, делая их недоступными для растений.

Также полиэлектролитный комплекс связывает частицы обработанной почвы между собой, повышает эрозионную устойчивость откосов автомобильных дорог.

Таким образом, изобретение позволяет упростить процесс очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог за счет построения и использования более простой фильтрационной системы, обладающей высокой сорбционной емкостью, а также добиться повышения качества очистки за счет очистки поверхностного стока от растворенных металлов, при одновременном повышении эрозионной устойчивости поверхности откосов.

Способ очистки загрязненного поверхностного стока с дорожного полотна автомобильных дорог, включающий построение и использование фильтрующей системы на поверхности грунтовых откосов, отличающийся тем, что в качестве фильтрующей системы используют верхний слой грунта откоса, обработанный водным раствором полиэлектролитного комплекса, содержащего смесь гидролизованного полиакрилонитрила и полиэтиленполиамина в массовом соотношении 1:3.5-4.5, после насыщения сорбционной емкости обработанного грунта его удаляют и утилизируют или регенерируют.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
10.09.2013
№216.012.686a

Цепная передача с автоматически изменяемым шагом

Изобретение относится к области бесступенчатых механических передач и может быть использовано в вариаторах и любых других механизмах, предназначенных для плавного регулирования скорости. Замкнутая многозвенная цепь цепной передачи составлена из нечетных и четных звеньев (2, 3), соответственно....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492377
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c0d

Силовая опорная система для рельсового стыка

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции усилений рельсовых стыков верхнего строения железнодорожного пути. Силовая опорная система для рельсового стыка содержит расположенный со стороны подошвы рельсов в зоне стыка центральный силовой опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493312
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.01.2014
№216.012.93eb

Транспортная система высотных зданий

Изобретение относится к транспортным системам для высотных зданий на электрической канатной тяге. Транспортная система высотных зданий содержит канатный привод, основание, прикрепленное к зданию на уровне верхних этажей, автономные источники питания, пульты управления, кабины, движущиеся с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503561
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8db

Топливный насос для дизеля (варианты)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для дизеля в нагнетательных клапанах топливных насосов высокого давления. Насос содержит корпус с размещенным в нем плунжером, втулку с впускным отверстием и нагнетательной полостью, штуцер насоса. В полости последнего размещен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513051
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cc75

Способ управления гидравлическим тормозным приводом для обеспечения автоматического торможения автомобиля

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортными средствами. Способ заключается в контроле и регистрации при движении ряда измеряемых и расчетных параметров движения, по которым предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518112
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.d151

Способ циклического газового азотирования штампов из сталей для горячего деформирования

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке, в частности к циклическому газовому азотированию легированных сталей с применением нанотехнологий, и может быть использовано при изготовлении штампов из сталей для горячего деформирования, работающих при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519356
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d4b5

Дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства

Изобретение относится к механическим трансмиссиям автомобилей или колесных тракторов, в частности к механическим дифференциалам. Дифференциальный механизм содержит картер (1), главную передачу, простой дифференциал, планетарные коробки передач и фрикционные муфты управления. Главная передача...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520224
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1946

Устройство для идентификации типа шины, установленной на колесе транспортного средства

Изобретение относится к автотракторостроению. Устройство содержит корпус (1), датчик давления (2), датчик типа шины. Датчик типа шины состоит из ручного переключателя (11), датчика внешнего освещения (12), светодиода красного цвета (13). Достигается контроль достоверности введения в систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537898
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1e14

Способ поверхностного борирования деталей из стали 40

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к комбинированным способам поверхностного упрочнения деталей из стали 40. Первоначально проводят предварительное поверхностное локальное борирование с использованием лазерного нагрева из обмазки, содержащей бор или его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539128
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.24a6

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540835
Дата охранного документа: 10.02.2015
Показаны записи 1-10 из 31.
10.09.2013
№216.012.686a

Цепная передача с автоматически изменяемым шагом

Изобретение относится к области бесступенчатых механических передач и может быть использовано в вариаторах и любых других механизмах, предназначенных для плавного регулирования скорости. Замкнутая многозвенная цепь цепной передачи составлена из нечетных и четных звеньев (2, 3), соответственно....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492377
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c0d

Силовая опорная система для рельсового стыка

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции усилений рельсовых стыков верхнего строения железнодорожного пути. Силовая опорная система для рельсового стыка содержит расположенный со стороны подошвы рельсов в зоне стыка центральный силовой опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493312
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.01.2014
№216.012.93eb

Транспортная система высотных зданий

Изобретение относится к транспортным системам для высотных зданий на электрической канатной тяге. Транспортная система высотных зданий содержит канатный привод, основание, прикрепленное к зданию на уровне верхних этажей, автономные источники питания, пульты управления, кабины, движущиеся с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503561
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8db

Топливный насос для дизеля (варианты)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для дизеля в нагнетательных клапанах топливных насосов высокого давления. Насос содержит корпус с размещенным в нем плунжером, втулку с впускным отверстием и нагнетательной полостью, штуцер насоса. В полости последнего размещен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513051
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cc75

Способ управления гидравлическим тормозным приводом для обеспечения автоматического торможения автомобиля

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортными средствами. Способ заключается в контроле и регистрации при движении ряда измеряемых и расчетных параметров движения, по которым предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518112
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.d151

Способ циклического газового азотирования штампов из сталей для горячего деформирования

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке, в частности к циклическому газовому азотированию легированных сталей с применением нанотехнологий, и может быть использовано при изготовлении штампов из сталей для горячего деформирования, работающих при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519356
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d4b5

Дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства

Изобретение относится к механическим трансмиссиям автомобилей или колесных тракторов, в частности к механическим дифференциалам. Дифференциальный механизм содержит картер (1), главную передачу, простой дифференциал, планетарные коробки передач и фрикционные муфты управления. Главная передача...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520224
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1946

Устройство для идентификации типа шины, установленной на колесе транспортного средства

Изобретение относится к автотракторостроению. Устройство содержит корпус (1), датчик давления (2), датчик типа шины. Датчик типа шины состоит из ручного переключателя (11), датчика внешнего освещения (12), светодиода красного цвета (13). Достигается контроль достоверности введения в систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537898
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1e14

Способ поверхностного борирования деталей из стали 40

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к комбинированным способам поверхностного упрочнения деталей из стали 40. Первоначально проводят предварительное поверхностное локальное борирование с использованием лазерного нагрева из обмазки, содержащей бор или его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539128
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.24a6

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540835
Дата охранного документа: 10.02.2015
+ добавить свой РИД