×
10.06.2015
216.013.5355

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам определения технического состояния объекта, преимущественно электроприводного оборудования, и может быть использовано для контроля электроприводной арматуры, насосов, вентиляционного оборудования атомных электростанций, приводов СУЗ для ВВЭР-440. Технический результат: возможность комплексного учета всех составляющих спектра. Сущность: в процессе работы электродвигателя измеряют сигнал потребляемого тока и формируют мощностной амплитудный спектр тока. Различие между измеряемым и эталонным спектрами определяют по формуле , где и - амплитуды соответственно измеряемого и эталонного спектров; i, n - номера дискретных составляющих в анализируемых участках спектра. Полученное значение сравнивают с исходными величинами и определяют состояние оборудования как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное». В качестве эталонного спектра тока используют спектры, полученные в результате моделирования «работоспособного исправного», «работоспособного неисправного», «частично работоспособного» состояния электроприводного оборудования. На основании минимального различия между измеряемым и эталонным спектрами определяется состояние оборудования как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное». 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к способам определения технического состояния объекта, преимущественно электроприводного оборудования, и может быть использовано для контроля электроприводной арматуры, насосов, вентиляционного оборудования атомных электростанций, приводов систем управления и защиты для водо-водяных энергетических реакторов мощностью 440 МВт.

Известен способ диагностики на основании анализа спектров модулей вектора Парка, рассчитанных по сигналам тока и напряжения, измеренным в трех фазах электродвигателей (патент РФ №2339049). Оператор визуально оценивает спектр потребляемого тока, выделяя характерные частоты электродвигателя и связанных с ним устройств. При этом характер и степень развития неисправности выявляется путем сравнения значений амплитуд модуля вектора Парка тока на характерных частотах со значением модуля вектора Парка тока на частоте ноль герц.

Существенными признаками, совпадающими с существенными признаками заявляемого способа, являются измерение сигнала тока и расчет спектра потребляемого тока.

Известен способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем (патент РФ №2269759),заключающийся в том, что измеряют частоты амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока и для каждой частоты модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции тока, по измеренной частоте модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине модуляции определяют величину этого дефекта.

Существенным признаком, совпадающим с существенным признаком заявляемого способа, является измерение частот амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока, в заявляемом способе - измерение сигнала потребляемого тока.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу является способ диагностирования электрооборудования (патент РФ №2456629), заключающийся в сравнении измеряемых величин спектра тока электродвигателя с исходными величинами, хранящимися в базе данных, состоящий в том, что в процессе работы электродвигателя измеряют механические вибрации, фиксируемые в электрическом сигнале тока в обмотках статора асинхронного электродвигателя, который используют в качестве датчика вибраций, причем после измерения сигнала тока со статора асинхронного двигателя происходит его обработка и преобразование, при этом в качестве диагностического параметра используют спектр тока, причем частота сигнала тока нормирована к частоте сети, а по изменению амплитуды собственных частот узлов арматуры и электропривода судят о развитии дефекта, при этом при неизменной амплитуде ставят диагностическое заключение «норма», при слабом линейном росте амплитуды диагностическое заключение «работоспособное состояние», при экспоненциальном или параболическом росте - диагностическое заключение «состояние, предшествующее отказу оборудования», а при появлении различий между измеряемыми и базовыми величинами спектра, превышающих допустимые параметры рассогласования, делают вывод о неисправности конкретного узла электроприводной арматуры.

Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемого способа, являются: сравнение измеряемых величин спектра тока электродвигателя с исходными величинами, хранящимися в базе данных; измерение механических вибраций, фиксируемых в электрическом сигнале тока в обмотках статора асинхронного электродвигателя (в заявляемом способе - измерение сигнала потребляемого тока); после измерения сигнала тока со статора асинхронного двигателя происходит его обработка и преобразование, при этом в качестве диагностического параметра используют спектр тока (в заявляемом способе - полученный сигнал тока обрабатывают, преобразовывают и формируют спектр тока).

Недостатками вышеперечисленных технических решений является использование отдельных дискретных составляющих спектра, соответствующих расчетным значениям вынужденных и собственных частот деталей оборудования, которые во многих случаях отличаются от эмпирических, и игнорирование таких диагностических признаков в спектре, как наличие энергетических горбов и уровень шума.

Задача предлагаемого изобретения заключается в разработке такого способа диагностики технического состояния электроприводного оборудования по спектру сигнала тока, в котором комплексно учитываются все составляющие спектра.

Технический результат достигается тем, что предварительно рассчитывают спектр эталонного сигнала, а различие между измеряемым и эталонным спектрами определяют по формуле , где и - амплитуды соответственно измеряемого и эталонного спектров; i, n - номера дискретных составляющих в анализируемых участках спектра, при этом полученное значение сравнивают с исходными величинами и определяют состояние оборудования как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное»; также тем, что в качестве спектра тока эталонного сигнала используют спектры тока, полученные в результате моделирования «работоспособного исправного», «работоспособного неисправного», «частично работоспособного» состояния электроприводного оборудования, при этом на основании минимального различия между измеряемым и эталонным спектрами, рассчитанного по формуле , состояние электроприводного оборудования определяется как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное».

Для достижения технического результата в способе диагностики технического состояния электроприводного оборудования, заключающемся в сравнении измеряемых величин спектра тока с исходными величинами, хранящимися в базе данных, состоящем в том, что в процессе работы электродвигателя производят измерение сигнала потребляемого тока, полученный сигнал тока обрабатывают, преобразовывают и формируют мощностной амплитудный спектр тока с логарифмической амплитудной шкалой, предварительно рассчитывают мощностной амплитудный спектр тока эталонного сигнала с логарифмической амплитудной шкалой, а различие между измеряемым и эталонным спектрами определяют по формуле , при этом полученное значение сравнивают с исходными величинами и определяют состояние оборудования как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное»; также в качестве спектра тока эталонного сигнала используют спектры тока, полученные в результате моделирования «работоспособного исправного», «работоспособного неисправного», «частично работоспособного» состояния электроприводного оборудования, при этом на основании минимального различия между измеряемым и эталонным спектрами, определяемого по формуле , состояние электроприводного оборудования определяется как «работоспособное исправное», или «работоспособное неисправное», или «частично работоспособное».

Вся заявленная совокупность существенных признаков влияет на достижение технического результата и, в конечном итоге, на решение поставленной задачи.

Изобретение поясняется чертежом. На фиг. 1 представлена структурная схема, с помощью которой реализуется предлагаемый способ, где:

1 - блок формирования эталонов;

2 - блок измерения;

3 - электродвигатель;

4 - измерительно-преобразовательная аппаратура;

5 - блок получения мощностных амплитудных спектров тока с логарифмической амплитудной шкалой;

6 - блок определения различия между измеряемым и эталонным спектрами;

7 - блок сравнения с исходными величинами;

8 - база данных;

9 - блок идентификации.

Предлагаемый способ диагностики технического состояния электроприводного оборудования состоит в следующем. Предварительно в блоке формирования эталонов 1 рассчитывают эталонный сигнал, соответствующий исправному работоспособному состоянию оборудования и мощностной амплитудный спектр эталонного сигнала с логарифмической амплитудной шкалой. В блоке измерения 2 получают сигнал тока электродвигателя 3 с использованием измерительно-преобразовательной аппаратуры 4. В блоке 5 получают мощностной амплитудный спектр тока с логарифмической амплитудной шкалой. Измеряемый и эталонный спектры подают в блок 6 для определения различия между измеряемым и эталонным спектрами по формуле ,где и - амплитуды соответственно измеряемого и эталонного спектров; i, n - номера дискретных составляющих в анализируемых участках спектра. В блоке сравнения 7 полученное значение сравнивают с исходными величинами, хранящимися в базе данных 8. В блоке идентификации 9 текущее состояние диагностируемого оборудования относят к одному из следующих классов: «работоспособное исправное», «работоспособное неисправное», «частично работоспособное».

Способ диагностики технического состояния электроприводного оборудования осуществляется следующим образом. В одной из фаз электродвигателя производят запись сигнала потребляемого тока в течение не менее пяти секунд. Полученный сигнал тока преобразуют в цифровую форму с шагом дискретизации 10-5 с и формируют мощностной амплитудный спектр тока с логарифмической амплитудной шкалой. При расчете спектра тока задают размер БПФ 1684, весовую функцию Hann и усреднение 75%.

Исправность диагностируемого объекта определяют на основании сравнения полученного мощностного амплитудного спектра тока с логарифмической амплитудной шкалой тока со спектром тока заведомо исправного оборудования того же типа (рассчитанным ранее эталонным спектром с теми же параметрами). Различие между измеряемыми и эталонными спектрами тока определяют по формуле . Производят расчет в диапазоне 0-150 Гц. Когда различие превышает заданные исходные величины, делают вывод о неисправности оборудования и ее степени:

- если значение S изменяется от 0 до 700 дБ, диагностируют состояние оборудования как «работоспособное исправное»;

- если значение S изменяется от 700 до 1500 дБ, диагностируют состояние оборудования как «работоспособное неисправное»;

- если значение S достигает значения свыше S>1500 дБ, диагностируют состояние оборудования «частично работоспособное».

На фиг. 2 представлено наложение мощностного амплитудного спектра тока двигателя диагностируемого электрооборудования с логарифмической амплитудной шкалой на полученный ранее эталонный спектр с теми же параметрами на участке 0-110 Гц, где рассчитано различие S=1600, которое превышает заданный допустимый предел, характеризующий высокую степень неисправности оборудования - «частично работоспособное».

Также при отсутствии эталонного сигнала с помощью модели рассчитывают сигнал соответствующий «работоспособному исправному» состоянию диагностируемого оборудования. Оба сигнала должны быть оцифрованы с шагом дискретизации 10-5 с, по ним формируют мощностные спектры с логарифмической амплитудной шкалой. При расчете спектров задают размер БПФ 1684, весовую функцию Hann и усреднение 75%. Производят расчет различия спектров по формуле , где и - амплитуды соответственно измеряемого и эталонного спектров; i, n - номера дискретных составляющих в анализируемых участках спектра, в диапазоне 0-150 Гц. Когда различие превышает заданные исходные величины, делают вывод о неисправности оборудования и ее степени:

- если значение S изменяется от 0 до 700 дБ, диагностируют состояние оборудования как «работоспособное исправное»;

- если значение S изменяется от 700 до 1500 дБ, диагностируют состояние оборудования как «работоспособное неисправное»;

- если значение S достигает значения свыше S>1500 дБ, диагностируют состояние оборудования «частично работоспособное».

Технико-экономические преимущества способа перед известными заключаются в возможности оперативного контроля технического состояния исполнительных механизмов автоматизированных систем управления технологических процессов электрических станций, что в конечном состоянии позволяет перейти от их планового обслуживания к обслуживанию по фактическому состоянию.


СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
10.02.2016
№216.014.c4da

Способ диагностики электромеханического оборудования

Изобретение относится к области определения технического состояния объекта, преимущественно электроприводного оборудования, и может быть использовано для контроля электроприводной арматуры, насосов, вентиляционного оборудования ядерных энергетических установок. Способ заключается в том, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574315
Дата охранного документа: 10.02.2016
Показаны записи 1-6 из 6.
10.02.2016
№216.014.c4da

Способ диагностики электромеханического оборудования

Изобретение относится к области определения технического состояния объекта, преимущественно электроприводного оборудования, и может быть использовано для контроля электроприводной арматуры, насосов, вентиляционного оборудования ядерных энергетических установок. Способ заключается в том, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574315
Дата охранного документа: 10.02.2016
15.05.2023
№223.018.5c02

Способ диагностики технического состояния роторного оборудования

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам диагностики технического состояния электроприводного оборудования, и может быть использовано для мониторинга вибраций роторного оборудования атомных станций. Технический результат, достигаемый настоящим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002753578
Дата охранного документа: 17.08.2021
15.05.2023
№223.018.5c3a

Способ контроля технического состояния дизель-генератора при эксплуатации

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам определения технического состояния объекта, преимущественно оборудования возвратно-поступательного действия, в том числе дизель-генераторов, и может быть использовано для контроля электроприводного оборудования и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002753156
Дата охранного документа: 12.08.2021
15.05.2023
№223.018.5c3b

Способ контроля технического состояния дизель-генератора при эксплуатации

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам определения технического состояния объекта, преимущественно оборудования возвратно-поступательного действия, в том числе дизель-генераторов, и может быть использовано для контроля электроприводного оборудования и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002753156
Дата охранного документа: 12.08.2021
16.05.2023
№223.018.5ead

Способ контроля герметичности и обнаружения места течи в трубопроводе с запорным элементом

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам контроля герметичности трубопроводов, и может быть использовано для исследования трубопроводов на герметичность и обнаружения мест течи в трубопроводах атомных станций. Способ контроля герметичности и обнаружения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002754620
Дата охранного документа: 06.09.2021
16.05.2023
№223.018.643e

Способ определения технического состояния энергетического оборудования с использованием параметров термографических изображений

Изобретение относится к области технической диагностики энергетического оборудования. Способ определения технического состояния энергетического оборудования с использованием параметров термографических изображений заключается в проведении тепловизионного контроля (ТВК) и регистрации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002791176
Дата охранного документа: 03.03.2023
+ добавить свой РИД