×
27.04.2015
216.013.4784

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ С ИЗНОСОСТОЙКИМ И АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к износостойким и антифрикционным покрытиям на рабочих поверхностях узлов трения. Предварительно получают стержень путем прессования и спекания состава, содержащего порошок меди, порошок политетрафторэтилена и хлорид аммония. Наносят на рабочую поверхность детали состав, содержащий 1…3 мас.% хлорида меди в глицерине. Затем приводят стержень во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали со скоростью скольжения 0,06…0,09 м/с при продольной подаче 50…80 мкм/об., давлении 30…50 МПа и числе проходов 4…6. Полученное покрытие пассивируют, после чего наносят смазочную композицию на основе мыльной пластичной смазки, включающей порошок меди и порошок политетрафторэтилена. Причем перед нанесением смазочной композиции ее предварительно термообрабатывают в атмосфере инертного газа путем продавливания 3…5 раз под давлением через зазор между наружными и внутренними обоймами нагретых последовательно расположенных подшипников качения. Обеспечивается повышение противоизносных свойств покрытия на 15…20% и антифрикционных свойств на 20…33% при увеличении долговечности покрытия в 1,6…2,1 раза. 1 табл.
Основные результаты: Способ изготовления детали с износостойким и антифрикционным покрытием, включающий получение стержня путем прессования и спекания его следующего состава, содержащего, в мас.%: 87…92 порошка меди, 6…10 порошка политетрафторэтилена, 2…3 хлорида аммония, нанесение на рабочую поверхность детали состава, содержащего 1…3 мас.% хлорида меди в глицерине, приведение стержня во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали со скоростью скольжения 0,06…0,09 м/с при продольной подаче 50…80 мкм/об., давлении 30…50 МПа и числе проходов 4…6, пассивацию полученного покрытия с последующим нанесением на него смазочной композиции на основе мыльной пластичной смазки, содержащей, в мас.%: 10…15 порошка меди и 2…5 порошка политетрафторэтилена, отличающийся тем, что перед нанесением смазочной композиции ее предварительно термообрабатывают в атмосфере инертного газа путем продавливания 3…5 раз под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин через зазор между наружными и внутренними обоймами нагретых до температуры t°=(0,5…0,7)t° последовательно расположенных подшипников качения, число которых составляет n=7…9, вращающихся с частотой W=(0,01…0,03)W, к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Q, где Q - предельная допустимая статическая нагрузка на один подшипник, t° - температура каплепадения смазочной композиции, W - предельно допустимая частота вращения подшипников.

Область использования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления деталей с износостойким и антифрикционным покрытием на рабочих поверхностях узлов трения.

Уровень техники

Известен способ получения износостойкого покрытия на рабочей поверхности деталей путем химического меднения их рабочих поверхностей (SU, авторское свидетельство №1579936, МПК C23C 18/38, 1988 [1]). Однако покрытие имеет недостаточную долговечность и после изнашивания этого покрытия начинается интенсивное изнашивание основного материала детали.

Известен также принятый в качестве ближайшего аналога способ изготовления деталей с износостойким и антифрикционным покрытием, включающий предварительное изготовление стержня из материала покрытия, приведение его во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали в присутствии технологического состава, пассивацию полученного покрытия с последующим нанесением на нее смазочной композиции на основе мыльной пластичной смазки, включающей порошки меди, свинца и политетрафторэтилена (SU, авторское свидетельство №1456283, МПК B22F 7/04, 1986 [2]). Применение этого способа повышает противоизносные и антифрикционные свойства покрытия, однако оно имеет недостаточную долговечность.

Раскрытие изобретения

Технической задачей изобретения является дальнейшее повышение противоизносных и антифрикционных свойств покрытия и повышение его долговечности.

Для достижения поставленной задачи в способе изготовления детали с износостойким и антифрикционным покрытием, включающем предварительное изготовление стержня путем прессования и спекания состава, содержащего 87…92 мас.% порошка меди, 6…10 мас.% порошка политетрафторэтилена, 2…3 мас.% хлорида аммония, нанесение на рабочую поверхность детали состава, содержащего 1…3 мас.% хлорида меди в глицерине, приведение стержня во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали со скоростью скольжения 0,06…0,09 м/с, продольной подачей 50…80 мкм/об., давлением 30…50 МПа и числе проходов 4…6, пассивацию полученного покрытия с последующим нанесением на нее смазочной композиции на основе мыльной пластичной смазки, включающей 10…15 мас.% порошка меди и 2…5 мас.% порошка политетрафторэтилена, согласно изобретению перед нанесением смазочной композиции ее предварительно термообрабатывают в атмосфере инертного газа путем продавливания 3…5 раз под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин через зазор между наружными и внутренними обоймами нагретых до температуры t°=(0,5…0,7)t°к последовательно расположенных подшипников качения, число которых n=7…9, вращающихся с частотой W=(0,01…0,03)Wдоп., к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Qдоп., где Qдоп. - предельная допустимая статическая нагрузка на один подшипник, t°к - температура каплепадения смазочной композиции, Wдоп. - предельно допустимая частота вращения подшипников.

Ведение некоторых технологических процессов в атмосфере инертного газа само по себе известно. Однако ни в одном из известных способов термообработку смазочной композиции, использующейся для получения износостойкого и антифрикционного покрытия, не проводят в атмосфере инертного газа, т.е. в предлагаемом способе этот признак проявляет новое свойство - расширяет область применения известного способа.

По известным заявителю источникам некоторые общие свойства признаков «нагретых до температуры t°=(0,5…0,7)t°к» и «вращающихся с частотой W=(0,01…0,03)Wдoп., к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Qдоп.» известны, например, из патента SU №1196552, МПК F16C 33/66, 1984 г. [3], по которому при обработке подшипника качения перед эксплуатацией между рабочими поверхностями подшипника вводят смазочную композицию, подшипник вращают с частотой W1=(0,01…0,03)Wдоп. в течение 12…20 мин, нагревают до температуры t°=(0,5…0,7)t°к, затем увеличивают частоту вращения до W2=(0,05…0,07)Wдoп. и вращают с этой частотой в течение 5…8 мин. После этого к подшипнику прикладывают давление P=(0,06…0,60)Qдоп., и вращают в этих условиях в течение 2…3 часов. В предлагаемом способе этот признак проявляет новое свойство - расширяет область применения известного способа.

Использование признаков «путем продавливания 3…5 раз под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин, через зазор между наружными и внутренними обоймами» и «последовательно расположенных подшипников качения, число которых n=7…9» в других способах получения антифрикционного и износостойкого покрытия по опубликованным источникам неизвестно.

Исходя из приведенного анализа признаков, заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявителем впервые установлено в своих исследованиях, что после заявляемых действий над смазочной композицией в ней образуются активированные частицы присадки, наличие которых значительно интенсифицирует процесс плакирования ими трущихся поверхностей деталей машин. Это повышает противоизносные и антифрикционные свойства покрытия и увеличивает его долговечность.

Подробное описание изобретения

Способ осуществляют следующим образом. Сначала изготовляют стержень путем прессования и спекания состава, содержащего 87…92 мас.% порошка меди, 6…10 мас.% порошка политетрафторэтилена и 2…3 мас.% хлорида аммония. На рабочую поверхность детали наносят состав, содержащий 1…3 мас.% хлорида меди в глицерине и приводят стержень во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали со скоростью скольжения 0,06…0,09 м/с, продольной подачей 50…80 мкм/об., давлением 30…50 МПа и числе проходов 4…6, после чего полученное покрытие пассивируют. Натирание покрытия может быть осуществлено с помощью приспособления, содержащего корпус с подпружиненным фиксатором стержня. Приспособление монтируют, например, в резцедержателе токарного станка, а обрабатываемую деталь в патроне станка.

Затем термообрабатывают смазочную композицию. Для этого после предварительного перемешивания мыльной пластичной смазки с порошками меди и политетрафторэтилена смазочную композицию в атмосфере инертного газа продавливают 3…5 раз под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин через зазор между наружными и внутренними обоймами n=7…9 последовательно расположенных, нагретых до температуры t°=(0,5…0,7)t°к подшипников качения, вращающихся с частотой W=(0,01…0,03)Wдоп., к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Qдоп., где t°к - температура каплепадения смазочной композиции, Wдоп. - предельно допустимая частота вращения подшипников, Qдоп. - предельная допустимая статическая нагрузка на один подшипник.

Термообработанную смазочную композицию наносят на рабочую поверхность деталей и собирают их в узел трения.

Практическое применение предлагаемого способа иллюстрируется следующими примерами, в которых рабочие поверхности деталей узла трения обрабатывали по предлагаемому способу и по способу-прототипу [2], а также по способам, в которых параметры операций выходили за заявляемые пределы.

Трибологические испытания образцов проводили на стенде для испытания шарниров по схеме «вал-втулка». На валы из стали ЗОХГСА наносили глицерин, содержащий 2 мас.% хлорида меди, затем их натирали стержнем, содержащим 89,5 мас.% меди, 8 мас.% политетрафторэтилена (ПТФЭ) и 2,5 мас.% хлорида аммония, при давлении на стержень 40 МПа, скорости скольжения 0,08 м/с с продольной подачей 50…80 мкм/об. за 5 проходов. После нанесения покрытия валы пассивировали в подогретом до 25°C 0,5%-ном растворе каустической соды. Втулки изготовляли из бронзы БрАЖМц 10-3-1,5. Смазочную композицию на основе мыльной пластичной смазки ЦИАТИМ-201, содержащую 12 мас.% порошка меди и 3 мас.% порошка политетрафторэтилена, термообрабатывали по способам, параметры которых приведены в таблице 1 и наносили на рабочую поверхность валов. При испытаниях вал совершал возвратно-вращательное движение с амплитудой 15 мм и частотой 2 Гц. Удельное давление составляло 90 МПа, база испытаний 2 км пути трения. Во время испытаний измеряли момент трения, а после испытаний - интенсивность изнашивания втулки.

Испытания на долговечность покрытия проводили при этих же условиях. Определяли путь трения до задира, т.е. резкого увеличения коэффициента трения.

Результаты трибологических испытаний также приведены в таблице 1. Обозначения: пример 1 - обработка по способу-прототипу [2], 2 и 6 - обработка по способам, значения параметров операций которых меньше (2) и больше (6) заявленных, 3, 4, 5 - обработка по заявленному способу, параметры которого лежат на нижней (3) и верхней (5) заявленной границе, а также в центре (4) между нижней и верхней границами. Каждое значение интенсивности изнашивания, приведенное в таблице 1 получено в результате вычисления среднеарифметического значения результатов 4…5 опытов.

Таблица 1
Условия реализации технического решения и результаты трибологических испытаний
Наименование операций Номер примера способа
1 2 3 4 5 6
Подача инертного газа в камеру для обработки - - + + + +
Нагрев подшипников до температуры t°/t°к - 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8
Приведение подшипников во вращение с частотой W/Wдоп. - 0,005 0,01 0,02 0,03 0,04
Продавливание смазочной композиции под давлением N, МПа - 0,0005 0,01 0,04 0,07 0,10
с расходом G, кг/мин - 0,0005 0,01 0,1 0,20 0,30
Приложение к подшипникам давления, P/nQдоп. - 0,01 0,06 0,33 0,60 0,93
Продавливание через количество подшипников n, шт. - 6 7 8 9 11
Число раз продавливания партии - 2 3 4 5 6
Интенсивность изнашивания втулки, мг/км 21,9 21,1 19,0 18,3 19,1 20,6
Коэффициент трения 0,12 0,12 0,10 0,09 0,10 0,12
Путь трения до задира, км 2,6 2,7 4,2 5,5 4,2 2,8

Таким образом, в соответствии с результатами трибологических испытаний, применение заявленного способа по сравнению с прототипом [2] повышает противоизносные свойства покрытия на 15…20% и антифрикционные свойства на 20…33% при увеличении его долговечности в 1,6…2,1 раза.

Способ изготовления детали с износостойким и антифрикционным покрытием, включающий получение стержня путем прессования и спекания его следующего состава, содержащего, в мас.%: 87…92 порошка меди, 6…10 порошка политетрафторэтилена, 2…3 хлорида аммония, нанесение на рабочую поверхность детали состава, содержащего 1…3 мас.% хлорида меди в глицерине, приведение стержня во фрикционный контакт с рабочей поверхностью детали со скоростью скольжения 0,06…0,09 м/с при продольной подаче 50…80 мкм/об., давлении 30…50 МПа и числе проходов 4…6, пассивацию полученного покрытия с последующим нанесением на него смазочной композиции на основе мыльной пластичной смазки, содержащей, в мас.%: 10…15 порошка меди и 2…5 порошка политетрафторэтилена, отличающийся тем, что перед нанесением смазочной композиции ее предварительно термообрабатывают в атмосфере инертного газа путем продавливания 3…5 раз под давлением N=(0,01…0,07) МПа с расходом G=(0,01…0,20) кг/мин через зазор между наружными и внутренними обоймами нагретых до температуры t°=(0,5…0,7)t° последовательно расположенных подшипников качения, число которых составляет n=7…9, вращающихся с частотой W=(0,01…0,03)W, к которым прикладывают давление P=n(0,06…0,60)Q, где Q - предельная допустимая статическая нагрузка на один подшипник, t° - температура каплепадения смазочной композиции, W - предельно допустимая частота вращения подшипников.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 43.
27.01.2013
№216.012.2091

Испарительная поверхность нагрева прямоточного котла-утилизатора с секционированными змеевиковыми пакетами

Изобретение относится к области котлостроения и может быть использовано преимущественно в парогазовых установках тепловых электростанций в качестве испарительной поверхности нагрева частей низкого, среднего и высокого давления (включая сверхкритическое) парового прямоточного котла-утилизатора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473838
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.06.2013
№216.012.48f4

Способ сборки роторов паровой турбины с принудительным центрированием полумуфт

При сборке роторов многоопорного валопровода паровой турбины с цилиндрами высокого, среднего и низкого давления осуществляют легкосъемное плотное соединение полумуфт смежных роторов с индивидуальной подгонкой и запрессовкой в совмещаемые при стыковке полумуфт крепежные отверстия промежуточных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484256
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.12.2013
№216.012.898b

Система жидкостного охлаждения лопаток высокотемпературных ступеней энергетической газовой турбины

Система жидкостного охлаждения лопаток, по меньшей мере, одной высокотемпературной ступени газовой турбины, закрепленных хвостовой частью на ободе несущего диска указанной ступени ротора турбины, содержит с одной из сторон несущего диска осесимметричный ему открытый вниз кольцевой желоб, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500893
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.05.2014
№216.012.c36b

Способ переработки золошлаковых отходов тепловых электростанций для производства строительных изделий

Изобретение относится к области переработки золошлаковых отходов угольных тепловых электростанций с целью их утилизации в качестве наполнителей и заполнителей бетонов и других материалов при производстве строительных изделий, а также для обеспечения при необходимости возможности беспылевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515786
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cc29

Способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины

Изобретение относится к области тепловой и атомной энергетики и может быть использовано в конденсационных и теплофикационных турбинах при ремонте рабочих лопаток (РЛ) влажнопаровых ступеней, имеющих несквозные повреждения на поверхности пера лопатки со стороны входной и выходной кромок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518036
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfaa

Система и способ определения характеристик крутильных колебаний вращающегося вала

Использование: изобретение относится к измерительной технике для диагностирования технического состояния машин с вращающимися элементами. Сущность: система содержит установленные на нем в зоне по меньшей мере одной измерительной плоскости по длине вала 1 равномерно по его окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523044
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e76b

Способ очистки и пассивации внутренней поверхности котельных труб с последовательным воздействием химического реагента и водокислородной смеси

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для очистки внутренней поверхности котельных труб тепловых электростанций от отложений и для последующей пассивации этой поверхности. Предложен способ очистки внутренней поверхности котельных труб путем их обработки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525036
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9a7

Способ консервации теплового состояния остановленного барабанного парового котла

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для консервации теплового состояния остановленных барабанных паровых котлов энергоблоков тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей, преимущественно оборудованных парогазовыми установками маневренного типа, то есть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529748
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.10.2014
№216.012.fe5b

Тригенерационная установка с использованием парогазового цикла для производства электроэнергии и парокомпрессорного теплонасосного цикла для производства тепла и холода

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Установка содержит соединенные каждая со своим электрогенератором газотурбинную (ГТУ), паротурбинную (ПТУ) и парокомпрессорную теплонасосную установку (ТНУ), в рабочий контур которой включены конденсатор пара низкокипящего рабочего тела с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530971
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.12.2014
№216.013.13aa

Способ уменьшения мощности маневренной энергетической газотурбинной установки ниже регулировочного предела

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для осуществления перевода маневренной энергетической газотурбинной установки (ГТУ), в том числе в составе парогазовой установки (ПГУ), на предельно допустимую минимальную мощность при снижении электрической нагрузки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536458
Дата охранного документа: 27.12.2014
Показаны записи 1-10 из 34.
27.01.2013
№216.012.2091

Испарительная поверхность нагрева прямоточного котла-утилизатора с секционированными змеевиковыми пакетами

Изобретение относится к области котлостроения и может быть использовано преимущественно в парогазовых установках тепловых электростанций в качестве испарительной поверхности нагрева частей низкого, среднего и высокого давления (включая сверхкритическое) парового прямоточного котла-утилизатора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473838
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.06.2013
№216.012.48f4

Способ сборки роторов паровой турбины с принудительным центрированием полумуфт

При сборке роторов многоопорного валопровода паровой турбины с цилиндрами высокого, среднего и низкого давления осуществляют легкосъемное плотное соединение полумуфт смежных роторов с индивидуальной подгонкой и запрессовкой в совмещаемые при стыковке полумуфт крепежные отверстия промежуточных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484256
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.12.2013
№216.012.898b

Система жидкостного охлаждения лопаток высокотемпературных ступеней энергетической газовой турбины

Система жидкостного охлаждения лопаток, по меньшей мере, одной высокотемпературной ступени газовой турбины, закрепленных хвостовой частью на ободе несущего диска указанной ступени ротора турбины, содержит с одной из сторон несущего диска осесимметричный ему открытый вниз кольцевой желоб, по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500893
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.05.2014
№216.012.c36b

Способ переработки золошлаковых отходов тепловых электростанций для производства строительных изделий

Изобретение относится к области переработки золошлаковых отходов угольных тепловых электростанций с целью их утилизации в качестве наполнителей и заполнителей бетонов и других материалов при производстве строительных изделий, а также для обеспечения при необходимости возможности беспылевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515786
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cc29

Способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины

Изобретение относится к области тепловой и атомной энергетики и может быть использовано в конденсационных и теплофикационных турбинах при ремонте рабочих лопаток (РЛ) влажнопаровых ступеней, имеющих несквозные повреждения на поверхности пера лопатки со стороны входной и выходной кромок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518036
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfaa

Система и способ определения характеристик крутильных колебаний вращающегося вала

Использование: изобретение относится к измерительной технике для диагностирования технического состояния машин с вращающимися элементами. Сущность: система содержит установленные на нем в зоне по меньшей мере одной измерительной плоскости по длине вала 1 равномерно по его окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523044
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e76b

Способ очистки и пассивации внутренней поверхности котельных труб с последовательным воздействием химического реагента и водокислородной смеси

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для очистки внутренней поверхности котельных труб тепловых электростанций от отложений и для последующей пассивации этой поверхности. Предложен способ очистки внутренней поверхности котельных труб путем их обработки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525036
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9a7

Способ консервации теплового состояния остановленного барабанного парового котла

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для консервации теплового состояния остановленных барабанных паровых котлов энергоблоков тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей, преимущественно оборудованных парогазовыми установками маневренного типа, то есть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529748
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.10.2014
№216.012.fe5b

Тригенерационная установка с использованием парогазового цикла для производства электроэнергии и парокомпрессорного теплонасосного цикла для производства тепла и холода

Изобретение относится к области теплоэнергетики. Установка содержит соединенные каждая со своим электрогенератором газотурбинную (ГТУ), паротурбинную (ПТУ) и парокомпрессорную теплонасосную установку (ТНУ), в рабочий контур которой включены конденсатор пара низкокипящего рабочего тела с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530971
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.12.2014
№216.013.13aa

Способ уменьшения мощности маневренной энергетической газотурбинной установки ниже регулировочного предела

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для осуществления перевода маневренной энергетической газотурбинной установки (ГТУ), в том числе в составе парогазовой установки (ПГУ), на предельно допустимую минимальную мощность при снижении электрической нагрузки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536458
Дата охранного документа: 27.12.2014
+ добавить свой РИД