Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в плавучих платформах, предназначенных для проведения работ широкого спектра назначения.
Для решения задачи упрощения эксплуатации устройства для жесткого соединения корпусов многокорпусных плавучих объектов известно техническое решение по патенту на изобретение № RU 2081024 от 10.03.1994 г., содержащее двухзвенные шарниры, установленные на надводных частях смежных соединяемых корпусов, и замки с приводами, установленными на этих надводных частях, отличающееся тем, что штыри двухзвенных шарниров выполнены съемными, а замки - клиновыми, причем каждый из этих замков выполнен из симметричных клиньев двутаврового сечения, связанных с приводом замка, и неподвижных клиновых направляющих, попарно закрепленных на подводных частях смежных соединяемых корпусов. Недостатком данного решения является низкая стойкость понтонного комплекса к волновым нагрузкам.
Известно замковое соединение корпусов плавучих объектов по патенту №92402 от 21.12.2009 г., выбранное в качестве наиболее близкого аналога заявляемой полезной модели. Устройство предназначено для соединения понтонов, из которых собираются корпуса плавучих объектов; заявлено обеспечение возможности достаточно быстро и надежно соединять и разъединять корпуса плавучих объектов как на стапеле, так и «на плаву»; замковые соединения попарно закреплены на смежных поверхностях соединяемых корпусов. Использование клинового соединения обеспечивает надежность и возможность его демонтажа в процессе эксплуатации. Недостатком данного технического решения является ограничения в компоновке судна в силу невозможности стыковки понтонных звеньев разными бортами.
Задачей изобретения является возможность осуществления быстрой сборки/разборки корпуса плавучего сооружения, состоящего из отдельных плавучих модулей (корпусов), как на суше, так и на плаву и достижение высокой степени надежности сборки, стойкости конструкции к эксплуатационным нагрузкам.
Таким образом, достигается технический результат, выраженный в долговечности сборно-разборного плавучего сооружения в условиях воздействия динамических (волновых) нагрузок и в сокращении затрат при его разборке и сборке.
Данная задача решается с помощью устройства для соединения корпусов плавучих объектов, содержащего клиновые замки, средства фиксации соединения, отличающегося тем, что содержит балки швеллерного сечения, вваренные в стыкуемые поверхности соединяемых корпусов, с попарно закрепленными на балках упорами с приваренными к ним распорами и упорами со стыковочными отверстиями, при этом балка с упорами составляет направляющую конструкцию для перемещения клинового стопора, который в своем нижнем положении фиксирует распор одного корпуса в стыковочном отверстии другого, клиновый стопор включает в себя клин, который при перемещении вниз входит в наклонные пазы, образованные внутренней поверхностью упора, имеющего отверстие, и поверхностью распора, и основание, которое фиксируется в нижнем положении.
Кроме того, клин и основание клинового стопора нижнего клинового замка связаны с помощью стойки.
Кроме того, распоры выполнены с Т-образным сечением.
Кроме того, основание фиксируется в нижнем положении с помощью приварной шпильки и гайки.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, на которых: на фиг. 1 схематично показан разрез устройства, соединяющего два корпуса плавучего сооружения; на фиг. 2 - вид устройства в сечении А-А на фиг. 1.
Устройство для соединения корпусов 1 плавучих объектов содержит два клиновых замка, каждый из которых состоит из: упора 2 с приваренным к нему стыковочным пальцем (распором) 3; упора со стыковочным отверстием 4 под распор; клина 5, фиксирующего распор в стыковочном отверстии. Клиновый замок запирается в процессе опускания клина 5 в наклонные пазы, образованные внутренней поверхностью упора с отверстием 4 и поверхностью распора 3 (имеющего Т-образное сечение), при этом стыкуемые корпуса стягиваются друг с другом.
Основу устройства составляют две балки швеллерного сечения 6, вертикально вваренные в стыкуемую поверхность корпуса 7. В каждую балку 6 вварены упоры 2 и 4, с которыми она образует направляющую конструкцию для перемещения в ней клинового стопора. При перемещении клинового стопора вниз осуществляется запирание клинового замка, при перемещении вверх - отпирание. Клиновый стопор верхнего клинового замка состоит из клина 5 и основания 8, клиновый стопор нижнего - из клина 5, основания 8 и жестко связывающей их стойки 9. При нижнем положении клинового стопора основание 08 располагается на уровне палубы 10 и фиксируется гайкой 11, навинчивающейся на приварную шпильку 12. Шпилька 12 приваривается к верхней поверхности верхнего упора, а в основании 08 для нее предусмотрено сквозное отверстие.
Плавучие модули (корпуса) спускают на воду и подводят друг к другу смежными бортами до совмещения распоров 3 со стыковочными отверстиями упоров 4, при этом клиновые стопоры находятся в крайнем верхнем положении.
Далее корпуса притягиваются друг к другу, при этом распоры 3 входят в стыковочные отверстия 4.
После этого клиновые стопоры приводятся в крайнее нижнее положение, при этом клинья 5 опускаются в наклонные пазы, запирая замки и одновременно стягивая корпуса до упора.
Для удержания клиновых стопоров в нижнем (запертом) положении основания 8 фиксируются гайками 11, навинчивающимися на приварные шпильки 12.
Заявляемое изобретение применено при конструировании модульного понтонного комплекса производства ОАО КАМПО.
