Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к охране окружающей среды и может быть использовано для локализации и сбора пятна нефти или нефтепродуктов на водной поверхности.
Способ позволяет производить локализацию разлива нефти и нефтепродуктов на акваториях рек с высокими скоростями течения.
Известно несколько разработок в области сбора нефтепродуктов с поверхности рек, в т.ч. патент РФ на изобретение №2277150, патент РФ на изобретение №2044827. Все указанные разработки основаны на установке стационарных боновых заграждений и не обеспечивают высокую эффективность очистки водной поверхности на реках с высокими скоростями течения.
Также известен способ сбора нефтепродуктов (см. патент РФ на изобретение №2267578), который заключается в окружении нефтяного пятна до замыкания, в утолщении слоя нефтепродуктов на поверхности воды при изменении в горизонтальной плоскости формы нефтяного пятна, ограниченного боновым заграждением.
Описанный выше способ является наиболее близким к предлагаемому техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту и принят за наиболее близкий аналог.
К недостаткам указанного способа можно отнести низкую эффективность очистки водной поверхности на реках, в т.ч. с высокими скоростями течения, невозможность локализации больших объемов нефтепродуктов, а также необходимость применения дополнительного устройства в виде вертикального барабана для замыкания контура.
Технический результат заявленного способа заключается в повышении эффективности очистки водной поверхности на реках, в т.ч. с высокими скоростями течения, обеспечении локализации больших объемов нефтепродуктов при отсутствии необходимости применения дополнительных специализированных устройств.
Задачей изобретения является разработка способа наиболее эффективной очистки поверхности воды рек с высокими скоростями течения от нефти и нефтепродуктов с использованием боновых заграждений путем их использования в качестве петли для улавливания пятна нефтепродуктов на поверхности воды и контроля нефтяного пятна при сплаве по течению реки до места сбора.
Как и наиболее близкий аналог, предлагаемый способ содержит обвод места загрязнения боновым заграждением для образования постоянного контура, вытяжку бонового заграждения и утолщение нефтяного слоя на поверхности воды при изменении в горизонтальной плоскости формы нефтяного пятна, ограниченного боновым заграждением, и сохранении при этом постоянной общей длины контура бонового заграждения.
В отличие от наиболее близкого аналога обвод нефтяного пятна петлей из боновых заграждений осуществляют с помощью не менее двух судов с образованием кармана из боновых заграждений для захвата нефтяного пятна путем маневрирования судов с последующим сплавлением нефтяного пятна по течению реки до места сбора.
В заявленном способе отсутствует необходимость создания замкнутого контура и использования свертывающего устройства, поскольку наличие течения и использование боновых заграждений требуемой длины препятствует растеканию пленки за пределы локализации нефтяного пятна.
Натяжение бонов и утолщение нефтяного слоя на поверхности воды при изменении в горизонтальной плоскости достигается созданием напряжения в боновых заграждениях судами с помощью их силовых установок.
Эффективность очистки водной поверхности от нефтепродуктов, а также локализация больших объемов нефтепродуктов обеспечивается за счет использования разницы скоростей движения судов с системой боновых заграждений и течения реки при сплавлении, а также разомкнутого контура относительно захода нефтяного пятна.
Способ сбора иллюстрируется фиг.1-6 со следующими обозначениями:
1, 2 - буксировочное судно;
3 - боновые заграждения;
4 - стационарные боновые заграждения;
5 - нефтесборное устройство;
6 - емкости для сбора и временного хранения нефти и нефтепродуктов;
7 - нефтяное пятно.
Установка содержит секции боновых заграждений (3) для образования полузамкнутого контура, судна (1) и (2), оборудованные тяговыми устройствами для присоединения концов боновых заграждений и сброса одного из концов в момент завода пятна. Для ограничения дальнейшего распространения используют стационарные боновые заграждения (4); сбор непосредственно с поверхности воды нефтепродукта производится нефтесборным оборудованием (5) в емкости для сбора и временного хранения (6).
Способ сбора нефтяного пятна заключается в следующем. В район загрязнения доставляются боновые заграждения (3, 4), нефтесборные устройства (5), емкости для сбора и временного хранения нефтепродуктов (6). Боновые заграждения (3) укладываются на береговой полосе ниже текущего положения нефтяного пятна (7), концы боновых заграждений присоединяют к буксировочным суднам (1, 2). Далее ниже по течению проводят установку стационарных боновых заграждений (4) и нефтесборных устройств (5) с подключением емкостей для сбора и временного хранения нефти и нефтепродуктов (6), фиг.1. Для окружения места загрязнения по направлению к нефтяному пятну (7) выдвигаются буксировочные судна (1, 2) фиг.2-3. При достижении рубежа развертывания, буксировочные судна (1, 2) расходятся в разные стороны для захвата нефтяного пятна (7) фиг.4. При этом встречный поток воды создает карман для захода нефтяного пятна (7) в зону контроля. За счет разницы скоростей течения реки и скорости движения буксировочных суден (1, 2) скорость движения нефтяного пятна (7) уменьшается, а толщина пленки увеличивается, т.е. приводит скопление нефтепродукта в зоне контроля, фиг.5. При достижении границы рубежа стационарных боновых заграждений (4) один из концов боновых заграждений (3) отпускается судном (1) или судном (2). Таким образом, нефтяное пятно (7) локализовано в границах стационарных боновых заграждений (4), где сбор нефтепродуктов с поверхности воды осуществляется нефтесборными устройствами (5) в установленные емкости для сбора и временного хранения нефтепродуктов (6), фиг.6.
Способ сбора нефтепродуктов с поверхности воды, включающий обвод места загрязнения боновым заграждением для образования постоянного контура, вытяжку бонового заграждения и утолщение нефтяного слоя на поверхности воды при изменении в горизонтальной плоскости формы нефтяного пятна, ограниченного боновым заграждением, и сохранении при этом постоянной общей длины контура бонового заграждения, отличающийся тем, что обвод нефтяного пятна петлей из боновых заграждений осуществляют с помощью не менее двух судов с образованием кармана из боновых заграждений для захвата нефтяного пятна путем маневрирования судов с последующим сплавлением нефтяного пятна по течению реки до места сбора.