×
10.03.2015
216.013.315f

Результат интеллектуальной деятельности: КОРПУС ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКИЕ КОРПУСА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002544107
Дата охранного документа
10.03.2015
Аннотация: Корпус турбореактивного двигателя выполнен с возможностью установки в нем множества лопаток и содержит средства крепления конца каждой лопатки, расположенные на стороне корпуса, противоположной лопаткам. Средства крепления содержат кольцевой элемент, проходящий вокруг корпуса, а корпус содержит отверстия, через которые проходят концы лопаток для их взаимодействия со средствами крепления. Корпус выполнен из длинных волокон, связанных термопластической смолой. Кольцевой элемент получен посредством пултрузии и пропитан термопластической смолой, свариваемой с термопластической смолой корпуса, причем весь узел соединен посредством горячего прессования. Другое изобретение группы относится к турбореактивному двигателю, содержащему указанный выше корпус и множество лопаток, каждая из которых имеет конец, соединенный с корпусом. Группа изобретений позволяет упростить изготовление и сборку корпуса турбореактивного двигателя. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к корпусу турбореактивного двигателя, выполненному с возможностью установки в нем множества лопаток, а также к турбореактивному двигателю, содержащему такие корпуса.

Уровень техники

Известны кольцевые корпуса, содержащие средства крепления, предназначенные для взаимодействия с концами лопатки.

Были предложены разные средства крепления. Например, в документе US 2009/0317246 предложены концы, содержащие цилиндрическую площадку, образующую участок наружного корпуса и имеющую две крепежные боковины, что предполагает изготовление сложных форм. В документе US 2009/0317246 предложено соединять лопатки между собой при помощи круглого кольца, прежде чем устанавливать весь полученный таким образом узел в корпус. Это решение является сложным в применении и требует наличия специального сборочного инструмента.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения состоит в создании простого в изготовлении и легкого в установке корпуса турбореактивного двигателя.

Поставленная задача решена в корпусе турбореактивного двигателя, выполненном с возможностью установки в нем множества лопаток и содержащем средства крепления конца каждой лопатки на корпусе, при этом средства крепления расположены на стороне корпуса, противоположной лопаткам, и содержат кольцевой элемент, проходящий вокруг корпуса, причем корпус содержит отверстия, через которые проходят концы лопаток для их взаимодействия со средствами крепления. Согласно изобретению корпус выполнен из длинных волокон, связанных термопластической смолой, а кольцевой элемент получен посредством пултрузии и пропитан термопластической смолой, свариваемой с термопластической смолой корпуса, при этом весь узел соединен посредством горячего прессования.

Такая конструкция позволяет получать легкий в изготовлении и простой в установке корпус. При этом узел имеет прочное сцепление.

Предпочтительно кольцевой элемент содержит, по меньшей мере, одну периферическую направляющую, в которую заходят концы элементов крепления концов лопаток.

Кольцевой элемент может содержать периферический уголок, на котором непосредственно закреплены концы лопаток.

Объектом изобретения является также турбореактивный двигатель, содержащий, по меньшей мере, один корпус в соответствии с изобретением и множество лопаток, каждая из которых имеет конец, соединенный с корпусом.

Предпочтительно в этом турбореактивном двигателе каждая из лопаток содержит:

- удлиненный моноблочный передний участок, вырезанный из пултрудированного профиля, содержащего связанные смолой волокна, и образующий переднюю кромку;

- удлиненный моноблочный задний участок, вырезанный из пултрудированного профиля, содержащего связанные смолой волокна, и образующий заднюю кромку;

- центральный участок (4), образующий сердцевину, проходящую между передней кромкой (2) и задней кромкой (3);

- внешний слой, вырезанный из пропитанной смолой волокнистой ткани, расположенный таким образом, чтобы перекрывать боковые стороны сердцевины, и перекрывающий, по меньшей мере, зоны передней кромки и задней кромки, смежные с центральным участком;

при этом, по меньшей мере, передняя кромка или задняя кромка имеют продолжения, которые выступают из сердцевины, по меньшей мере, с одной стороны лопатки и выполнены с возможностью установки на них средств крепления лопатки, взаимодействующих со средствами крепления конца каждой лопатки на корпусе турбореактивного двигателя.

Краткое описание чертежей

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания частных вариантов осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг. 1 показана лопатка, предназначенная для крепления на корпусе в соответствии с изобретением, вид сверху;

на фиг. 2 показана лопатка, изображенная на фиг. 1, при этом закрывающий сердцевину лопатки внешний слой частично снят, вид в перспективе;

на фиг. 3 показан первый вариант крепления лопатки на корпусе, вид в перспективе;

на фиг. 4 показан второй вариант крепления лопатки на корпусе, вид в перспективе.

Осуществление изобретения

Лопатка 1, показанная на фиг. 1 и 2, является лопаткой спрямляющего аппарата, предназначенной для установки за вентилятором турбореактивного двигателя. Лопатка 1 содержит переднюю кромку 2, выполненную в данном случае в виде моноблочной удлиненной структуры. Кроме того, лопатка 1 содержит заднюю кромку 3, которая тоже выполнена в виде моноблочной удлиненной структуры.

Передняя кромка 2 и задняя кромка 3 вырезаны из профилей, полученных посредством пултрузии, предпочтительно с размещением косых волокон (так называемый процесс "pullbraiding"). Профили содержат волокна, например углеродные волокна, в основном расположенные вдоль продольной оси для получения удлиненного тела. В идеале, по существу 80% волокон расположены вдоль продольной оси X передней кромки и оси Y задней кромки, и 20% волокон расположены с наклоном примерно в 60 градусов относительно продольной оси. Эти количества и расположение волокон представлены в качестве примера. В данном случае волокна пропитаны термопластической смолой.

Между передней кромкой 2 и задней кромкой 3 расположена сердцевина 4. Внешний слой 5, в данном случае состоящий из двух полотен 5А, 5В, вырезанных из волокнистой ткани, предварительно пропитанной термопластической смолой, расположен с двух сторон от сердцевины 4, перекрывая эту сердцевину, а также зоны передней кромки 2 и задней кромки 3, смежные с сердцевиной 4.

Стороны сердцевины 4, не покрытые полотнами 5А, 5В и образующие свободные концы сердцевины 4, в данном случае защищены и усилены при помощи смеси 22 коротких волокон и смолы, заполняющих полость, образованную полотнами 5А, 5В и свободным краем сердцевины 4. Передняя кромка 2 и задняя кромка 3 имеют продолжения 10, 11, 12, 13, которые выступают из сердцевины 4 с каждой стороны лопатки 1.

Соединение различных компонентов лопатки 1 между собой осуществляют посредством горячего прессования, чтобы получить единое целое. Этот тип соединения придает высокую прочность всей лопатке 1.

Наконец, в продолжениях 10, 11, 12, 13 выполняют отверстия 14, 15, 16, 17, чтобы преобразовать эти продолжения в средства крепления лопатки 1, предназначенные для взаимодействия с соответствующими средствами крепления, расположенными на корпусе турбореактивного двигателя, что будет подробнее описано ниже со ссылками на фиг. 3 и На фиг. 3 представлен первый вариант крепления лопатки 1 на кольцевом корпусе 20 турбореактивного двигателя. (В данном случае показан наружный корпус турбореактивного двигателя, выполненный из длинных волокон, пропитанных термопластической смолой). Корпус 20 содержит отверстия 26 для прохождения через корпус 20 продолжений 10, 12 передней кромки 2 и задней кромки 3. Отверстия 26 показаны достаточно протяженными, чтобы пропускать продолжения передней и задней кромок через одно и то же отверстие. Однако в варианте можно выполнить отверстия из двух частей, то есть переднее отверстие и заднее отверстие для пропускания соответственно передней кромки и задней кромок.

Корпус 20 оборудован средствами крепления передних кромок, которые содержат периферическую направляющую 21, проходящую вокруг корпуса на его стороне, противоположной лопатке. Направляющая 21 образует гнездо, выполненное с возможностью захождения в него головок 24 элементов 23 крепления, имеющих общую форму Т или L. Один из этих элементов показан на фигуре.

Элемент 23 крепления содержит конец 25, противоположный головке 24, который вырезан таким образом, чтобы в него заходило продолжение 10 передней кромки. Соединение между элементом 23 крепления и продолжением 10 осуществляют при помощи шплинта. Для этого конец 25 содержит не видное на фигуре отверстие, расположенное напротив отверстия 14 продолжения 10 передней кромки 2 и предназначенное для прохождения крепежного шплинта 27.

Крепление продолжения 12 задней кромки 3 осуществляют аналогично при помощи второй направляющей 21′, в которую вставляют второй элемент 23′ крепления для взаимодействия с продолжением 12 задней кромки 3, и весь узел скрепляют шплинтом 27′.

Согласно предпочтительному варианту осуществления направляющие 21, 21′ и элементы 23, 23′ крепления выполняют посредством пултрузии и пропитывают термопластической смолой, что позволяет получить узел в виде единого целого в ходе единственной операции горячего прессования на корпусе 20.

На фиг. 3 показана только половина лопатки 1. В данном случае не показанные концевые участки 11, 13 закреплены на внутреннем корпусе так же, как описано выше. Однако если лопатка не несет в себе конструктивной функции, ее можно закрепить только на одном из корпусов.

На фиг. 4 показан второй вариант крепления лопатки 1 на корпусе 20 турбореактивного двигателя. В данном случае средства крепления включают в себя периферический уголок 30, проходящий вокруг корпуса. Уголок 30 расположен на противоположной стороне корпуса 20 по отношению к лопатке 1. Корпус 20 содержит проходные отверстия 26, позволяющие продолжениям передней и задней кромок лопатки проходить через корпус 20, чтобы оказаться напротив уголка 30.

Предпочтительно уголок 30 выполняют посредством пултрузии и пропитывают термопластической смолой.

Уголок 30 имеет L-образное сечение, первая сторона 28 которого закреплена на корпусе 20 посредством горячего прессования, а вторая сторона 29 закреплена на продолжении 10 при помощи шплинта. Для этого в стороне 29 уголка 30 просверливают отверстие, расположенное напротив отверстия 114, выполненного в продолжении 10 передней кромки. Следует отметить, что отверстие 114 сверлят перпендикулярно к отверстию 14 предыдущего варианта осуществления. Следует также отметить, что продолжение 10 подвергают механической обработке, чтобы получить отшлифованную сторону, опирающуюся на находящуюся напротив сторону полки 29.

Как и в предыдущем примере, различные элементы корпуса соединяют между собой посредством горячего прессования.

Кроме того, не показанные продолжения 11, 12, 13 передней кромки 2 и задней кромки 3 крепят точно так же на аналогичном уголке.

Операцию крепления лопатки 1 на уголке 30 повторяют столько раз, сколько лопаток необходимо установить.

Следует отметить, что, кроме своей роли крепления лопаток через их продолжения передней кромки или задней кромки, направляющие и уголки способствуют также повышению жесткости корпуса турбореактивного двигателя.

Разумеется, изобретение не ограничивается описанными вариантами осуществления, и специалист может вносить в него свои версии не выходя за рамки правовой защиты, определенные формулой изобретения.

В частности, материалы, используемые для изготовления различных элементов 2, 3, 4, 5 лопатки 1, и средств крепления 21, 23, 27 могут быть как композиционными материалами, так и металлическими материалами или комбинацией этих материалов.

Точно так же усиления 22, показанные на фиг. 2, закрывающие свободные концы сердцевины 4, можно заменить или дополнить загибанием внешнего слоя полотна или полотен 5А, 5В. В этом случае размер полотен 5А, 5В необходимо подогнать таким образом, чтобы получить загиб, закрывающий свободный конец сердцевины.

Точно так же средства крепления, расположенные на корпусе, и средства крепления передней и задней кромок могут быть соединены между собой в ходе операций горячего прессования, сварки, склеивания или с использованием пар винт/гайка или любого другого решения, обеспечивающего скрепление этих элементов между собой.

Кроме того, лопатки могут иметь структуру, отличающуюся от описанной, например моноблочную структуру.

Наконец, хотя на фиг. 3 и 4 предложены идентичные средства крепления для каждого из продолжений 10, 11, 12, 13 передней кромки 2 и задней кромки 3 согласно двум разным вариантам осуществления, вместе с тем не выходя за рамки изобретения можно предусмотреть крепление каждого продолжения на корпусе 20 независимо при помощи одного или другого из средств крепления.

Хотя представленные в данном примере средства крепления содержат кольцевой элемент в виде периферической направляющей или уголка, проходящих вокруг корпуса, можно предусмотреть и другие средства крепления, такие как крепежные лапки, на которых крепят концы лопаток после их прохождения через корпус.


КОРПУС ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКИЕ КОРПУСА
КОРПУС ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКИЕ КОРПУСА
КОРПУС ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКИЕ КОРПУСА
КОРПУС ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКИЕ КОРПУСА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 33.
10.01.2013
№216.012.17df

Механическая деталь, содержащая вставку из композитного материала

Группа изобретений относится к изготовлению композитной механической детали и ее применению. Механическая деталь (10, 110) содержит по меньшей мере одну вставку (3) из композитного материала с металлической матрицей, внутри которой располагаются керамические волокна, изготовленную из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471603
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.03.2013
№216.012.2fc2

Способ изготовления металлической детали, усиленной керамическим волокном

Изобретение относится к способу изготовления металлической детали, усиленной керамическими волокнами. В основном металлическом корпусе, содержащем верхнюю сторону, формируется паз для вставки. Паз имеет форму выемки L-образного сечения со стороной, перпендикулярной верхней стороне, и стороной,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477761
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.03.2013
№216.012.2fc3

Способ изготовления металлической детали, усиленной керамическими волокнами

Изобретение относится к способу изготовления металлической детали, усиленной керамическими волокнами. В металлическом корпусе с верхней поверхностью выполняют паз для вставки и размещают выполненную из пучка волокон в металлической матрице вставку в пазе. Вставка выполнена прямолинейной, а паз...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477762
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.06.2013
№216.012.4933

Способ изготовления тяги из композитного материала

Изобретение относится к способу изготовления тяги из композитного материала из волокнистой заготовки. Способ заключается в том, что волокнистая заготовка (2), из которой изготовлена композитная тяга (1), содержит определенное число первичных слоев волокон, соединенных между собой связями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484319
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.5022

Гондола двигателя летательного аппарата, содержащая подвижный капот, перемещаемый электродвигателями

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для размещения двигателя (2) летательного аппарата. Гондола содержит неподвижный трубчатый капот и подвижную часть, соединенную с неподвижным капотом через средства перемещения подвижной части между ближним положением и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486107
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c8f

Устройство снижения аэродинамического шума шасси летательного аппарата

Изобретение относится к снижению аэродинамического шума, создаваемого убирающимся шасси летательного аппарата при взлете и посадке. Устройство шасси летательного аппарата, выпущенного в фазе приземления и/или взлета, содержит две концевые крышки и стяжку. Две концевые крышки предназначены для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489316
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.6093

Механическая деталь, содержащая вставку из композитного материала

Изобретение относится к механическим деталям удлиненной формы, предназначенным для передачи, в основном, однонаправленного усилия растяжения и/или сжатия и может быть использовано в области самолетостроения, в частности для изготовления деталей устройств для приземления и турбореактивных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490355
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.09.2013
№216.012.6802

Способ изготовления деталей с вставкой из композитного материала с металлической матрицей

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению металлической детали, усиленной вставкой из керамических волокон. Вставку формируют путем сборки в пучок керамических волокон, покрытых металлом, и помещают в полую металлическую пресс-форму таким образом, чтобы вставка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492273
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fe0

Способ изготовления соединительной штанги из металла, усиленной длинными волокнами

Изобретение может быть использовано при изготовлении соединительной штанги, усиленной на всех ее участках за счет использования волокон разной длины. Изготавливают корпус (1) из металлического материала, усиленного длинными волокнами (5), ориентированными, главным образом, вдоль его продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494291
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2013
№216.012.73bd

Способ изготовления металлической тяги, усиленной волокнами, и полученная тяга

Изобретение относится к способу изготовления металлической тяги, усиленной в продольном направлении в своей толщине волокнистым элементом (2) жесткости. Выполняют металлическую заготовку, содержащую, по меньшей мере, один продольный паз (11, 12), выходящий на кромку заготовки. Вставляют в паз...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495286
Дата охранного документа: 10.10.2013
Показаны записи 1-10 из 17.
10.01.2013
№216.012.17df

Механическая деталь, содержащая вставку из композитного материала

Группа изобретений относится к изготовлению композитной механической детали и ее применению. Механическая деталь (10, 110) содержит по меньшей мере одну вставку (3) из композитного материала с металлической матрицей, внутри которой располагаются керамические волокна, изготовленную из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471603
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.06.2013
№216.012.5022

Гондола двигателя летательного аппарата, содержащая подвижный капот, перемещаемый электродвигателями

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для размещения двигателя (2) летательного аппарата. Гондола содержит неподвижный трубчатый капот и подвижную часть, соединенную с неподвижным капотом через средства перемещения подвижной части между ближним положением и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486107
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.08.2013
№216.012.6093

Механическая деталь, содержащая вставку из композитного материала

Изобретение относится к механическим деталям удлиненной формы, предназначенным для передачи, в основном, однонаправленного усилия растяжения и/или сжатия и может быть использовано в области самолетостроения, в частности для изготовления деталей устройств для приземления и турбореактивных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490355
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.10.2013
№216.012.7900

Способ изготовления детали с полым корпусом из композитного материала

Настоящее изобретение относится к способу изготовления детали с полым корпусом из композитного материала и к детали, изготовленной этим способом. Техническим результатом является повышение качества изготовления деталей с полым корпусом из композитного материала. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496638
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.11.2013
№216.012.84c4

Заготовка для формирования полого конструктивного механического элемента, готовый элемент и способ изготовления указанной заготовки

Заявленное изобретение относится к заготовке, предназначенной для формирования полого конструктивного механического элемента. Заготовка содержит центральную главную часть, образующую среднюю плоскость и проходящую, по существу, вдоль главной оси, находящейся в средней плоскости, и две боковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499666
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.84c7

Способ изготовления тяги из композитного материала, содержащей усиленные концы

Изобретение относится к способу изготовления авиационных изделий из композитного материала. Способ изготовления тяги из композитного материала с усиленными концами (28, 29) включает этапы, на которых изготавливают оправку (22), содержащую втулку (24), выполненную в продольном направлении, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499669
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.05.2014
№216.012.c347

Способ изготовления структуры с ячеистыми сердцевинами для гондолы турбореактивного двигателя

Изобретение относится к конструкционным материалам и касается способа изготовления структуры с ячеистыми сердцевинами для гондолы турбореактивного двигателя. Содержит по меньшей мере один блок (А, В) с ячеистыми сердцевинами, имеющий центральную часть с серединными луночными ячейками (7а, 7b) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515750
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cbc7

Конструкция с сотовым заполнителем для использования в несущей панели гондолы турбореактивного двигателя

Изобретение относится к конструкции с сотовым заполнителем для использования в несущей панели гондолы турбореактивного двигателя самолета, являющейся акустической панелью. Конструкция содержит блок с сотовым заполнителем, выполненный с центральной частью, содержащей срединные сотовые ячейки, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517938
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.dbd2

Способ плетения усилительных волокон с изменением наклона сплетаемых волокон

Изобретение относится к способу плетения усилительных волокон на оправке (8) при помощи машины, содержащей кольцо (9) с установленными на ней, по меньшей мере, двумя рядами бобин усилительных волокон, посредством перемещения этой оправки с заранее определенной скоростью движения и посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522052
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.10.2014
№216.012.ff27

Способ изготовления делати из компазиционного материала, получаемой наложением слоев усиливающих волокон, прижимаемых к оправке

Изобретение относится к вариантам способа изготовления детали из композиционного материала посредством наложения на оправку нескольких слоев усиливающих волокон. Техническим результатом заявленного изобретения является улучшение прилегания слоев усиливающих волокон, укладываемых на оправку....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531175
Дата охранного документа: 20.10.2014
+ добавить свой РИД