×
27.02.2015
216.013.2ec0

ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002543436
Дата охранного документа
27.02.2015
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Псевдоимитатор стартового комплекса относится к подвижным военным ракетным стартовым комплексам морского базирования. Комплекс можно скрытно перемещать, надолго оставлять в подводном положении, забирать для техобслуживания, он значительно дешевле подводных лодок. Комплекс запускает ракеты для защиты других баллистических и крылатых ракет на этапе снижения и подлета к цели. Поражающими элементами создаются помехи, защищаются боеголовки, направленные на важные объекты, подавляются элементы системы противоракетной обороны (ПРО) потенциального противника. Он оснащен для собственной ориентации в пространстве после всплытия и для ориентации подводных лодок в подводном положении, имитирует подводную лодку, отвлекая на себя ресурсы ПРО. Ракеты комплекса также могут нести ядерный заряд. Достигается возможность имитировать подводную лодку, обеспечивать собственную ориентацию в пространстве после всплытия и ориентировать подводные лодки в подводном положении. 16 ил.
Основные результаты: Псевдоимитатор стартового комплекса, далее именуемый комплекс, включающий по меньшей мере один модуль, состоящий из по меньшей мере одного герметичного корпуса, с закрепленными снаружи корпуса: герметичным люком, кольцевыми балластными цистернами, отсеками для оборудования с оборудованием, контейнерами для имитатора с имитатором; внутри корпуса: транспортно-пусковым устройством с состыкованной с ним ракетой с возможностью расстыковки, предназначенным для старта ракеты, отличающийся тем, что комплекс модульный и транспортируется на палубах, внутри или за бортом военного или не военного корабля-транспорта, с возможностью скрытного перемещения, расстыковки и обратной стыковки для возврата на техобслуживание и ремонт; что модуль комплекса герметичный с защитным покрытием, позволяющий находиться "на дежурстве" незамеченным под водой длительное время, с возможностью автономного всплытия и пуска ракеты; что комплекс имеет устройство самоуничтожения и может не охраняться; что в комплексе имеется имитатор подводной лодки с возможностью обеспечивать ориентацию подводных лодок в подводном положении; что в головной части ракеты имеется по меньшей мере один ядерный заряд и/или устройство барражирования, по меньшей мере один поражающий элемент, аппаратура управления и слежения с возможностью фиксировать РЛС, ракеты и ракетные установки системы ПРО и выпускать поражающие элементы для их уничтожения, создания помех и ложных целей в целях защиты "сопровождаемых МБР".
Реферат Свернуть Развернуть

Псевдоимитатор стартового комплекса, далее именуемый комплекс, относится к ракетной технике, а именно к военным ракетным стартовым комплексам морского базирования. Комплекс автономный, скрытный, подвижный и подводный, обеспечивает старт баллистическим или крылатым ракетам, способным нести ядерный заряд или поражающие элементы для подавления систем противоракетной обороны (ПРО). Комплекс может служить маяком для ориентации подводных лодок и имитировать подводную лодку.

Известны ракетные комплексы наземного базирования http://www.modernarmy.ru/article/125. Но они доступны для спутниковой разведки, и поэтому есть необходимость скрывать их, например, известным ″Способом маскирования…″ (патент РФ №2413160). Известны ракетные комплексы воздушного базирования http://nvo.ng.ru/concepts/2011-03-11/3_mbr.html, но на радарах ПРО ядерные ракетоносцы также заметны и, конечно же, будут атакованы. Известны ракетные комплексы водного базирования: надводные ″Морской старт″ http://aviapanorama.su/1996/12/raketno-kosmicheskij-kompleks-morskoj-start, подводные ″Тайфун″ http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r39/r39.shtml и другие. Такие комплексы установлены на платформах, судах и лодках определенного типа, поэтому их перемещение отслеживается. При пуске первой ракеты субмарина становится уязвимой и может не успеть выпустить оставшийся комплект ракет, даже из подводного положения. Известны размещаемые на подводных лодках Крылатые ракеты ″Гранит″ http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/granit/granit.shtml, которые также подвержены нападению.

Общий недостаток существующих ракетных комплексов - возможность их обнаружения и уничтожения в момент «внезапного» удара, при подготовке к пускам и сразу после первых пусков.

Известны устройства или сооружения ложных целей http://www.minotor-service.com/ru/imt-72-tactical-decoy.html для имитации реальных объектов, но они не применяются для имитации подводных лодок и стартовых комплексов. Известны ракеты ″воздух-воздух″ и ″воздух-поверхность″ http://www.dogswar.ru/armii-mira/vooryjenie/4920-novye-obrazcy-raketn.html, запускаемые с авиационной техники, но они не применяются из головных частей ракет для поражения элементов ПРО.

В качестве прототипа рассмотрим известную морскую ракетно-космическую систему ″Прибой″ в шлюзовой камере корабля ″Иван Рогов″ http://makeyev.msk.ru/pub/msys/1994/Priboj.html. Здесь запуск ракеты происходит следующим образом: заполнение водой локовой камеры, сброс плавякоря, разведение бандажей, всплытие ракеты; эвакуация ракеты из корабля; отцепка плавякоря, заполнение балластной цистерны; вертикализация ракеты; создание газовой полости; запуск маршевого двигателя; выход ракеты из воды.

К недостаткам прототипа относится то, что корабль ″Иван Рогов″ является военным надводным десантным кораблем, и возможность нахождения на его борту баллистических ракет предполагает, что за его местоположением ведется наблюдение, и, следовательно, этот корабль будет атакован в первую очередь. Эвакуация ракеты и подготовка ее к старту занимает длительное время, при этом ракета будет сравнительно близко к кораблю и, скорей всего, при атаке на корабль станет невозможным старт ракеты.

Предлагаемый комплекс устраняет названные недостатки. Заявленное изобретение решает основную задачу: обеспечение скрытности стартового комплекса. Комплекс решает и дополнительные задачи: автономность старта ракет на значительном удалении от корабля-транспорта и спустя значительные периоды времени после расстыковки от корабля-транспорта; имитация подводной лодки; исполнение функции радио- или гидроакустического маяка для ориентации подводных лодок в подводном положении; защита межконтинентальных баллистических ракет на конечных участках траектории полета.

Сущность изобретения состоит в том, что конструкция комплекса состоит из водонепроницаемого модуля с размещенным в нем транспортно-пусковым контейнером с ракетой. Модуль перемещается грузовым, рыболовецким или любым другим, в т.ч. подводной лодкой, далее именуемым кораблем-транспортом, в подводном и надводном положениях, на палубе или внутри корпуса корабля-транспорта. В требуемый момент времени модуль отделяется от корабля-транспорта и становится автономным. При этом создается имитация подводной лодки, все остальное: стартовый комплекс, пуск ракеты, ракета с головной частью - реальные. Головная часть может нести не только ядерный заряд, особенностью изобретения является способность нести поражающие элементы для уничтожения элементов ПРО потенциального противника для защиты других боеголовок, например, несущих ядерный заряд и выпущенных другими стартовыми комплексами.

Техническим результатом будет обеспечение скрытности подвижных стартовых комплексов до всплытия. Будут достигнуты также возможность имитировать подводную лодку, обеспечивать собственную ориентацию в пространстве после всплытия и ориентировать подводные лодки в подводном положении; обеспечить защиту других ракет.

На фиг.1 показан модуль комплекса в горизонтальном положении.

Герметичный корпус 1 в носовой части имеет герметичный люк 2. Внутри корпуса 1 крепится транспортно-пусковое устройство 3 с размещенной и закрепленной на нем ракетой 4. Снаружи корпуса закреплены кольцевые балластные цистерны носовые 5 и кормовые 6, отсеки для оборудования верхний 7 и нижний 8 с закрепленным в них оборудованием (в т.ч. для ориентации в пространстве, радиопередатчик, аккумуляторные батареи, двигатель с соединенным винтом, насосы для продувки балластных цистерн, накачивания имитатора и пирозаряды - на чертеже не показаны), также контейнеры 9 для имитаторов с закрывающимися люками и с имитаторами.

На фиг.2 - вид на модуль фиг.1 с носовой части. Кольцевые балластные цистерны состоят из изолированных отсеков 10, 11, 12 и 13.

На фиг.3 - ракета 4 из последовательно закрепленных между собой основных элементов: первая ступень 14 с соплом двигателя, вторая ступень 15, головная часть 16 с отсеком 17 для аппаратуры и парашюта, обтекателем 18 и поражающими элементами 19.

На фиг.4 - вид на носовую часть ракеты без обтекателя.

На фиг.5 - сухогруз или любое другое, преимущественно невоенное, судно 20 транспортирует модули 21 разными способами: на палубе, буксирует за крепежные узлы 22 на корпусе судна или за трос 23.

На фиг.6 - модули 21 размещены в специальном отсеке 24 судна или подводной лодки (показан разрез). Люки 25 размещены на каждом борту отсека ниже уровня воды и снаружи не видны. При их открытии модули 21 могут покинуть отсек 24 благодаря собственному весу, с помощью устройства 26 и балласту в кольцевых балластных цистернах модулей 21.

На фиг.7, 8, 9 - положения модуля при смене положения из горизонтального подводного в вертикальное надводное. Это достигается продувкой носовой балластной цистерны.

На фиг.10 и 11 - выдвижение контейнеров 9 для имитаторов в развернутое положение на фиг.11.

На фиг.12 - модуль с раскрытым (надутым) имитатором подводной лодки 27, развернутыми антеннами 28, открытым люком 2. Комплекс в предстартовом положении.

На фиг.13 - головная часть 16 в горизонтальном положении, спускаемая на парашюте 29.

На фиг.14 - головная часть 16 с развернутым планером 30.

На фиг.15 - головная часть 16 в вертикальном положении, спускаемая на воздушном шаре 31.

На фиг.16 - схема, где комплексы с имитаторами подводных лодок 27 обеспечивают защиту боеголовки 32 с ракеты, запущенной подводной лодкой в подводном положении из точки 33, координаты которой определены по координатам имитаторов 27. Боеголовка 32 летит к цели 34. Комплексы запускают ракеты так, чтобы головные части ракет подлетали и барражировали на парашюте 29, планере 30 и воздушном шаре 31 над соответствующими участками 35, 36, 37 зоны действия ПРО в момент пролета над этими участками боеголовки 32 для защиты ее и противодействия ПРО.

Транспортировка и отделение от корабля-транспорта

Модуль 21 с закрытым люком 2 может транспортироваться кораблем-транспортом 20 разными вариантами: на верхней палубе, в подводном положении (фиг.5) и/или внутри корпуса корабля-транспорта, в т.ч. подводной лодки (фиг.6).

При транспортировке на верхней палубе необходимо использовать экраны, чехлы или аналогичные демаскирующие материалы для обеспечения скрытности модулей. Для погрузки-выгрузки необходимы специальные краны на верхней палубе.

При подводной транспортировке используется трос 26, канаты, жесткая сцепка, крепежные узлы 21 или аналогичные приспособления. Для уменьшения крена (вращения модуля вокруг своей продольной оси) целесообразно отсеки 11 балластных цистерн не заполнять водой, а требуемая глубина погружения достигается заполнением отсеков 10 и одновременно 12 и 13 кольцевых балластных цистерн 5 и 6 (фиг.2).

При использовании специального отсека 24 для отделения модуля используются люки 25, которые расположены ниже ватерлинии с целью обеспечения их незаметности. Забортной водой заполняют отсек 24, и модели 21 через люки могут покинуть специальный отсек благодаря силам гравитации и устройству 26 с поддерживающими опорами, аналогичными применяемым при спусках кораблей на воду. Здесь использование балластных цистерн аналогично предыдущему варианту. Отделение модуля может производиться как непосредственно перед запуском ракеты, так и заблаговременно. При необходимости, модуль может забираться кораблем-транспортом для технического обслуживания, профилактики или ремонта.

Автономное плавание или стоянка - дежурство

После отделения от корабля-носителя модуль находится ″на дежурстве″ в автономном плавании или на стоянке, преимущественно в подводном положении с целью обеспечения скрытности, глубина погружения модуля будет зависеть от прочности и герметичности модуля (фиг.7). Автономное плавание может осуществляться лишь при необходимости и благодаря закрепленным на модуле винту и двигателю (известны и на чертежах не показываются и не описываются). Для стоянки используют якорь на лебедке, закрепленной на модуле (также не описывается), в этом случае целесообразно на внешней поверхности модуля иметь покрытие для защиты от обнаружения. Связь с модулем и управление им может проводиться дистанционно из корабля-носителя, других кораблей, спутников, самолетов и др. с использованием для этого оборудования, расположенного в отсеках для оборудования 7 и 8. Кроме того, управление модулем может проводиться по заранее заложенной программе(ам).

Подготовка к запуску с имитацией подводной лодки

Для запуска модуль постепенно переводится из горизонтального положения в вертикальное (фиг.8 и 9). Это достигается продувкой носовых балластных цистерн 5 и заполнением забортной водой кормовых цистерн 6. При применении якоря его трос имеет возможность отматываться с лебедки. После перевода в вертикальное надводное положение выдвигаются в развернутое положение контейнеры 9 для имитаторов (фиг.11). Затем люки контейнеров раскрываются и производится надувание имитатора воздухом насосами или пиротехническими устройствами. Имитаторы изготавливаются из эластичных материалов, резины, полимеров или аналогичных. Форма, размеры, покрытие и окраска имитатора обеспечивают сходство с подводной лодкой, при этом имитатор может состоять из нескольких последовательно соединенных блоков. Целесообразно, чтобы разные модули имели сходство с разными типами лодок, ведь имитаторы лишь одного типа лодки, гораздо быстрей идентифицировать. Так начинается имитация подводной лодки, всплывшей для пуска ракет. Далее псевдо подводная лодка будет проводить ориентацию на местности, развернутые антенны 28 излучают сигналы радиопередатчика, аналогичного применяемым на этом типе лодок, и запускается двигатель, который, вращая винт, создает гидроакустический шум, аналогичный шуму винтов имитируемой подводной лодки. Псевдолодка выполняет еще одну задачу: выдавая гидроакустический шум и радиосигналы с закодированными координатами своего местоположения, становится маяком для ориентации других, настоящих подводных лодок в подводном положении. Если псевдолодок будет 2 и более, то ориентация подводных лодок будет более точной.

Пуск ракеты - вызов огня на себя

После открытия люка 2 производится пуск ракеты. Выход ракеты осуществляется предпочтительно с использованием минометного способа, т.к. пламя двигателя первой ступени 14 может повредить имитатор, который необходимо сохранять для имитации лодки и отвлечения систем ПРО. Пуски ракет фиксируются системами ПРО и псевдо подводную лодку будут уничтожать для предотвращения пусков других ракет, на что задействуют соответствующие ресурсы ПРО.

Ракета и поражающие элементы

Ракета применяется преимущественно на твердом топливе, но возможно применение ракет на жидком топливе с использованием дополнительных емкостей для транспортировки топлива. Для описания предлагаемого изобретения определим два варианта Ракет:

Ракеты типа ″А″ - предназначены для поражения важных объектов военного и экономического потенциала противника на его территории, в т.ч. с ядерным зарядом. Ракеты типа ″А″ аналогичны ракетам, применяемым в РТ-2ПМ2 «Тополь-М» или другим, и не описываются.

Ракеты типа ″Б″ - предназначены для сопровождения и защиты МБР (межконтинентальные баллистические ракеты, в т.ч. ракеты типа ″А″, далее именуемые ″сопровождаемые МБР″), выпущенных другими стартовыми комплексами, стационарными или подвижными. Ракеты типа ″Б″ в головной части 16 могут нести сразу несколько поражающих элементов 19 с возможностью отделения каждого от головной части для выполнения собственной задачи. Поражающие элементы в зависимости от задачи описаны в табл.1:

Задача Поражающий элемент
Уничтожение ракет ПРО, выпущенных для поражения ″сопровождаемых МБР″ Ракеты класса ″воздух-воздух″
Уничтожение радиолокационных станций (РЛС), ракетных установок и других объектов систем ПРО Ракеты класса ″воздух-поверхность″
Создание помех работе ПРО Средства для постановки электронных и неэлектронных помех и ложных целей

Поражающие элементы известны и подробно не описываются. Здесь важно пояснить особенности сопровождения и защиты ″сопровождаемых МБР″. Для предотвращения от быстрого падения и увеличения времени барражирования головной части над соответствующим участком 35-37 зоны действия ПРО, используются парашюты 29, складывающиеся конструктивные элементы планера 30 или воздушные шары 31, именуемые устройствами барражирования, которые в сложенном виде крепятся в головной части 16 вместе с аппаратурой управления и слежения за ПРО. Головная часть 16 может спускаться в горизонтальном, вертикальном или наклонном положении, но с возможностью выпуска поражающих элементов. Головная часть может нести как одинаковые, так и разные поражающие элементы, см. табл.1.

Полет ракеты и сопровождение МБР

Известно, что головные части ″сопровождаемых МБР″ могут сбиваться на этапе спуска, при подлете к цели на территории, имеющей систему ПРО. Ракеты типа ″Б″ позволяют обеспечить защиту ″сопровождаемых МБР″ именно в этом участке полета. Параметры полета ″сопровождаемой МБР″ и ракет типа ″Б″ взаимно согласовываются. Целесообразно, чтобы ракета типа ″Б″ подлетала к своему участку 35-37 немного раньше ″сопровождаемой МБР″ и могла бы фиксировать проявление активности систем ПРО, создавать помехи. При приближении ракеты ПРО для уничтожения ″сопровождаемой МБР″ выпускается поражающий элемент ″воздух-воздух″ для уничтожения этих ракет, также выпускаются поражающие элементы ″воздух-поверхность″ на РЛС и другие объекты системы ПРО.

При наличии обширной и насыщенной зоны ПРО возможно использование нескольких ракет типа ″Б″, как последовательно, когда над первым участком 35 зоны действия ПРО защита ″сопровождаемой МБР″ осуществляется головной частью на парашюте 29, над участком 36 - на планере 30, над участком 37 на - на шаре 31, так и параллельно, когда на одном участке будет несколько головных частей ракет типа ″Б″.

Возможен вариант комплекса с несколькими взаимосвязанными модулями в одной псевдолодке. Предлагаемое изобретение является реальным стартовым комплексом и ориентиром-маяком для подводных лодок с функцией псевдо подводной лодки, на уничтожение которой будут задействованы ресурсы и время, необходимые для уничтожения реальной подводной лодки. Появление и всплытие у берегов потенциального противника большого числа ″подводных лодок″, с последующими пусками ракет, которые в свою очередь будут защищать реальные боеголовки, создаст значительную ″нагрузку″ на систему ПРО, что повысит вероятность максимального эффекта использования других ракет и стартовых комплексов.

Скрытые стартовые комплексы с ракетами ″небольшой″ дальности без ядерного заряда и других средств массового поражения могут быть размещены под водой и не охраняться, т.к. возможно использование устройств самоуничтожения на случай несанкционированного подъема или вскрытия. Создание и содержание таких комплексов значительно дешевле расходов на подводные лодки. Предложенное изобретение многократно расширяет территорию размещения стартовых установок, приближая ее к территориальным водам или важным объектам потенциального противника, а использование их в совокупности с малым числом подводных лодок и наземных стартовых комплексов может значительно повысить эффективность последних с одновременным нанесением ущерба системам ПРО.

Технический результат достигается: стартовый ракетный комплекс способен обеспечивать скрытость подвижного стартового комплекса вплоть до всплытия, имитировать подводную лодку, обеспечивать собственную ориентацию в пространстве после всплытия и ориентировать подводные лодки в подводном положении; обеспечить защиту других ракет.

Все элементы комплекса могут быть изготовлены промышленным способом.

Псевдоимитатор стартового комплекса, далее именуемый комплекс, включающий по меньшей мере один модуль, состоящий из по меньшей мере одного герметичного корпуса, с закрепленными снаружи корпуса: герметичным люком, кольцевыми балластными цистернами, отсеками для оборудования с оборудованием, контейнерами для имитатора с имитатором; внутри корпуса: транспортно-пусковым устройством с состыкованной с ним ракетой с возможностью расстыковки, предназначенным для старта ракеты, отличающийся тем, что комплекс модульный и транспортируется на палубах, внутри или за бортом военного или не военного корабля-транспорта, с возможностью скрытного перемещения, расстыковки и обратной стыковки для возврата на техобслуживание и ремонт; что модуль комплекса герметичный с защитным покрытием, позволяющий находиться "на дежурстве" незамеченным под водой длительное время, с возможностью автономного всплытия и пуска ракеты; что комплекс имеет устройство самоуничтожения и может не охраняться; что в комплексе имеется имитатор подводной лодки с возможностью обеспечивать ориентацию подводных лодок в подводном положении; что в головной части ракеты имеется по меньшей мере один ядерный заряд и/или устройство барражирования, по меньшей мере один поражающий элемент, аппаратура управления и слежения с возможностью фиксировать РЛС, ракеты и ракетные установки системы ПРО и выпускать поражающие элементы для их уничтожения, создания помех и ложных целей в целях защиты "сопровождаемых МБР".
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
ПСЕВДОИМИТАТОР СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
10.02.2013
№216.012.2331

Подводно-спасательный комплекс с вложенными многофункциональными капсулами

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов. Подводно-спасательный комплекс может устанавливаться в корпусе подводной лодки и надводного судна или доставляться к месту затопления и стыковаться с ними, обеспечивая спасение людей «сухим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474511
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2018
№218.016.1b57

Механизм одностороннего захвата колес для многоярусных гаражей и эвакуаторов автомобилей

Изобретение относится к механизмам для перемещения автомобилей. Механизм одностороннего захвата колес содержит, по меньше мере, две рамы, установленные на, по меньшей мере, одну тележку, с возможностью закатываться под автомобиль между колес, упоры, установленные на раме, по меньшей мере, один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464185
Дата охранного документа: 20.10.2012
Показаны записи 1-2 из 2.
10.02.2013
№216.012.2331

Подводно-спасательный комплекс с вложенными многофункциональными капсулами

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов. Подводно-спасательный комплекс может устанавливаться в корпусе подводной лодки и надводного судна или доставляться к месту затопления и стыковаться с ними, обеспечивая спасение людей «сухим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474511
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2018
№218.016.1b57

Механизм одностороннего захвата колес для многоярусных гаражей и эвакуаторов автомобилей

Изобретение относится к механизмам для перемещения автомобилей. Механизм одностороннего захвата колес содержит, по меньше мере, две рамы, установленные на, по меньшей мере, одну тележку, с возможностью закатываться под автомобиль между колес, упоры, установленные на раме, по меньшей мере, один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002464185
Дата охранного документа: 20.10.2012
+ добавить свой РИД