Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к логическим играм с плоскими игровыми элементами и может быть использовано для развития логического мышления и пространственного воображения у детей разного возраста.
Известно множество логических игр и головоломок, содержащих плоские игровые элементы, контуры которых совпадают с ребрами заданной сетки. С помощью сеток можно просто и точно задать параметры большого количества плоских игровых элементов. Математические сетки имеют три основных элемента: ячейку, узел, ребро. Сетки, ячейки которых имеют форму правильного многоугольника, называются правильными. Игровые наборы, разработанные на их основе, подробно описаны в книге Голомб С.В. «Полимино», М., 1975, изд. «Мир». Они использованы и в известных играх (SU 1161126 A63F 9/10 и SU 1417903 A63F 9/10).
Сетки, ячейки которых имеют конгруэнтную форму (равной площади, размера и формы), называются регулярными. Самая популярная китайская головоломка «Танграм» (первая публикация 1813 год) тоже имеет в своей основе регулярную сетку с ячейкой в форме равнобедренного прямоугольного треугольника. Она использована в известной игре (US, 6145837 A63F 9/12, 273/157R, 14-11-2000),
Известна игра, в которой контуры игровых элементов совпадают с ребрами сетки, ячейки которой имеют форму ромба (US, 6357747 A63F 9/10, 273/157R, 19-03-2002).
Известна игра, содержащая 18 игровых элементов, контуры которых совпадают с ребрами сетки, ячейки которой имеют форму равнобедренного прямоугольного треугольника (US, 4773649 A63F 9/10, 273/157R, 27-09-1988). В этой игре автор предлагает удалить из набора любой игровой элемент и из оставшихся элементов составить квадрат. В результате получается, что мы имеем дело с несколькими наборами.
Подобная игра, которая является наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению, отличается от предыдущей формой ячейки сетки (ромб), количеством игровых элементов (48 штук) и тем, что на поверхность игровых элементов нанесены игровые метки (US, 4063736 A63F 9/10, 273/157R, 20-12-1977). Недостатком данной головоломки является большое количество деталей, что снижает ее занимательность.
Первая задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в том, чтобы, не увеличивая количество игровых элементов, повысить выразительность силуэтов фигур, составленных из этих элементов; вторая задача заключается в том, чтобы из наименьшего числа игровых элементов получить наибольшее количество головоломок.
Поставленные задачи достигаются следующим образом: во-первых, для разработки набора игровых элементов выбирается не одна сетка, а, по крайне мере, две, которые накладываются одна на другую; во-вторых, берется не один набор, а, по крайне мере, два, где игровые элементы можно переставлять из одного набора в другой.
В результате, имея два игровых набора, мы получаем 33 головоломки. Такое количество головоломок дает возможность поставить новую задачу: найти головоломку, из которой составлена данная фигура. А разное количество игровых элементов в головоломках (от 4 до 12 штук) дает возможность предложить задания с большим диапазоном сложности. Этот фактор важен для развития логического мышления у детей.
Для первого примера использования данного изобретения возьмем сетку A (фиг.1), ячейки которой имеют форму прямоугольного треугольника с отношением катетов, как один к двум. Вторая сетка B (фиг.2) имеет ячейки в форме квадрата. Соединим эти сетки вместе и получим сетку С (фиг.3), и дополним четырьмя прямыми линиями. На фиг.4 показана сетка D, которая имеет ячейки в форме равнобедренного прямоугольного треугольника. Соединим эту сетку с сеткой A и получим сетку Е (фиг.5) и дополним ее двумя окружностями. На фиг.6 показаны сетка F, которая имеет ячейки в форме ромба с отношением диагоналей, как один к двум. Соединим эту сетку с сеткой A и получим сетку G (фиг.7).
Имеем три типа игровых элементов: первый (1) разработан на основе первой сетки A, второй (2) - на основе сетки D, третий (3) - на основе сеток C, E, G. С помощью игровых элементов третьего типа (3) появляется возможность включать в один набор игровые элементы первого (1) и второго (2) типов. Из игровых элементов составим набор A1 (фиг.8) и A2(фиг.9).
Из игровых элементов этих первых наборов мы можем вместо двух заданных сложить 33 головоломки, перекладывая игровые элементы из одного набора в другой. Для примера, на фиг.15 показано 12 возможных вариантов. Наборы для удобства пользования размещаются в коробке с двумя крышками (4), каждый набор отдельно (фиг.12). Игровые элементы могут быть изготовлены из различных материалов: дерева, фанеры, картона, пластика, керамики и т.д.
На фиг.16 показаны силуэты, составленные из наборов A1 и A2.
Если к этим двум наборам мы добавим еще два - A3 и A4 (фиг.10. и фиг.11), то у нас будет возможность собрать не меньше 300 вариантов головоломок. Число наборов можно увеличивать за счет игровых элементов набора A5, показанного на фиг.13. При добавлении в сетку окружностей получаем игровые элементы с криволинейными сторонами (наборы A6 и A7 (фиг.14). Все наборы от A1 до A6 составляют единый игровой комплекс, хотя каждый набор может быть использован отдельно.
Изобретение предназначено для разработки саморазвивающейся онлайн игры, в которой пользователь выступает не только в роли решателя головоломок, но создателя игровых наборов и составителя новых задач и фигур, которые вносятся в базу данных игры под его именем. Только в онлайн игре изобретение может быть использовано в полном объеме.
Второй пример использования данного изобретения. За основу берем криволинейную сетку H (фиг.17), образованную окружностями, центры которых расположены в узлах правильной треугольной сетки, и с радиусами, равными длине ребра R этой сетки. Вторая сетка I (фиг.18), отличается от первой величиной радиусов окружностей, которые равны RV3. На фиг.19 показана третья сетка J, которая получена в результате наложения первой на вторую. Используя третью сетку J, создадим следующие игровые элементы и составим из них наборы: O1 (фиг.20) и O2 (фиг.21), O3 (фиг.22) и O4 (фиг.23). Об игровых элементах, показанных на фиг.24 и фиг.25, поясним позже. На фиг.26 показаны силуэты, составленные из набора O1-O4. Игровые элементы наборов O1 и O2 могут быть с обеих сторон окрашены в разные цвета для составления фигур цветов и бабочек.
Наборы могут иметь не только форму круга, но и много других красивых форм (фиг.27) и (фиг.28).
Дополним сетку J окружностями с радиусами, равными R2 и R3, и получим сетку K (фиг.29); и на ее основе построим дополнительные игровые элементы, имеющие контуры кривых с разными радиусами, что позволяет собрать головоломки в форме эллипса (фиг.31), (фиг.32), (фиг.33), (фиг.34), помидора (фиг.35); улитки (фиг.36), яйца (фиг.37), а также парные наборы O5 (фиг.40) и O6 (фиг.41). Из игровых элементов наборов O5 и O6 составлена головоломка «Разрезанное яблоко» (фиг.42). На фиг.43 показаны силуэты, сложенные из элементов этой головоломки.
На поверхность игровых элементов наносятся игровые метки (5) (фиг.38). Игровые элементы могут объединяться в группы по игровой метке, расположенной в центре. Внутри группы элементы отличаются друг от друга по форме и по количеству разных игровых меток, (фиг.39). При сборке заданной фигуры нужно выполнить условие: соприкасающиеся стороны игровых элементов должны иметь одну и ту же метку.
Полный комплект включает в себя 10 разных игровых элементов первого типа (5), созданных на основе сетки H (фиг.20, фиг.24 и фиг.25), 21-н игровой элемент второго типа (6) на основе сетки J (фиг.21, фиг.22, фиг.23, фиг.24,) и 4-е игровых (7) элемента на основе сетки K (фиг.30). Не составит особого труда заполнить этими игровыми элементами формы, показанные на фиг.27-28 и на фиг.31-37.
Третий пример. Первая сетка L имеет ячейки формы правильного треугольника (фиг.44), вторая сетка M - ячейки формы прямоугольного треугольника с отношением катета к гипотенузе, как один к двум (фиг.45); соединяем сетки L и M и получаем третью N (фиг.46) и дополняем ее окружностями (фиг.47). На ее основе создаем три типа игровых элементов: первый показан на фиг.48, второй - на фиг.49 и третий - на фиг.50. Из этих игровых элементов можем собрать большое число наборов, имеющих форму шестиугольника, круга, ромба, эллипса. На фиг.51 показан набор S1, на фиг.52 - набор S2, на фиг.53 - S3, на фиг.54 - набор S4.
Игровые элементы, отмеченные точками, имеют абсолютную новизну.
На фиг.55-57 показаны различные варианты совмещенных сеток.
ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «СИЛУЭТ» (варианты)
Список фигур
На фиг.1 изображена сетка A;
на фиг.2 - сетка B;
на фиг.3 - сетка C, полученная в результате наложения сетки A на сетку B, дополненная прямыми;
на фиг.4 - сетка D:
на фиг.5 - сетка E, полученная в результате наложения сетки A на сетку D и дополненная окружностями;
на фиг.6 - сетка F;
на фиг.7 - сетка G, полученная в результате наложения сетки A на сетку F;
на фиг.9 - набор игровых элементов A2;
на фиг.10 - набор игровых элементов A3;
на фиг.11 - набор игровых элементов A4;
на фиг.12 - разрез коробки с двумя крышками;
на фиг.13 - набор игровых элементов A5;
на фиг.14 - набор игровых элементов А6 и А7;
на фиг.15-12 вариантов головоломок, составленных из игровых элементов наборов A1 и A2;
на фиг.16 - силуэты, составленные из наборов игровых элементов A1-A2;
на фиг.17 - сетка H;
на фиг.18 - сетка I;
на фиг.19 - сетка J, полученная в результате наложения сетки H на сетку I;
на фиг.20 - набор игровых элементов O1;
на фиг.21 - набор игровых элементов O2;
на фиг.22 - набор игровых элементов O3;
на фиг.23 - набор игровых элементов O4;
на фиг.24 - игровые элементы для наборов типа O;
на фиг.25 - игровые элементы для наборов типа O;
на фиг.26 - силуэты, составленные из наборов игровых элементов O1-O4;
на фиг.27 - формы для наборов игровых элементов;
на фиг.28 - формы для наборов игровых элементов;
на фиг.29 - сетка K, дополненная окружностями 2R и 3R;
на фиг.30 - игровые элементы, контуры которых имеют кривые разных радиусов;
на фиг.31 - набор игровых элементов, имеющий форму эллипса;
на фиг.32 - набор игровых элементов, имеющий форму эллипса;
на фиг.33 - набор игровых элементов, имеющий форму эллипса;
на фиг.34 - набор игровых элементов, имеющий форму эллипса;
на фиг.35 - набор игровых элементов, имеющий форму помидора;
на фиг.36 - набор игровых элементов, имеющий форму улитки;
на фиг.37 - набор игровых элементов, имеющий форму яйца;
на фиг.38 - группа игровых элементов;
на фиг.39 - группа игровых элементов с игровыми метками;
на фиг.40 - набор игровых элементов O5;
на фиг.41 - набор игровых элементов O6;
на фиг.42 - головоломка «Разрезанное яблоко»;
на фиг.43 - силуэты, составленные из игровых элементов; головоломки «Разрезанное яблоко»;
на фиг.44 - сетка L;
на фиг.45 - сетка М;
на фиг.46 - сетка N, полученная в результате наложения сетки К на сетку L;
на фиг.47 - сетка N, дополненная окружностями;
на фиг.48 - игровые элементы первого типа для наборов S;
на фиг.49 - игровые элементы второго типа для наборов S;
на фиг.50 - игровые элементы третьего типа для наборов S;
на фиг.51 - набор игровых элементов S1;
на фиг.52 - набор игровых элементов S2;
на фиг.53 - набор игровых элементов S3;
на фиг.54 - набор игровых элементов S4;
на фиг.55 - варианты совмещенных сеток;
на фиг.56 - варианты совмещенных сеток;
на фиг.57 - варианты совмещенных сеток.