×
27.12.2014
216.013.146c

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002536652
Дата охранного документа
27.12.2014
Аннотация: Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины включает установленный на задней по потоку газа стороне обода диска лабиринт с внутренним радиальным ребром, а также установленный с передней стороны обода диска фланец. Фланец образует с ободом диска кольцевую воздушную полость, соединенную на выходе с газовой полостью, а на входе, через каналы в замковом соединении лопатки с диском, с внутренней полостью лабиринта. Лабиринт установлен на диске радиальным фланцем, соединенным с радиальным ребром упругим элементом. Внутренняя полость лабиринта соединена с каналами в замковом соединении через открытые к диску пазы в радиальном фланце лабиринта. Воздушная полость с передней стороны обода соединена с газовой полостью через фаски в замковом соединении лопатки с диском. Отношение осевой длины заднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра к осевой длине переднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра составляет 2…5. Отношение осевой длины переднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра к радиусу поверхности упругого элемента составляет 1,5…3. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины низкого давления. 1 ил.
Основные результаты: Ротор турбины низкого давления, включающий установленный на задней по потоку газа стороне обода диска лабиринт с внутренним радиальным ребром, а также установленный с передней стороны обода диска фланец, образующий с ободом диска кольцевую воздушную полость, соединенную на выходе с газовой полостью, а на входе, через каналы в замковом соединении лопатки с диском, с внутренней полостью лабиринта, отличающийся тем, что лабиринт установлен на диске радиальным фланцем, соединенным с радиальным ребром упругим элементом, а внутренняя полость лабиринта соединена с каналами в замковом соединении через открытые к диску пазы в радиальном фланце лабиринта, при этом воздушная полость с передней стороны обода соединена с газовой полостью через фаски в замковом соединении лопатки с диском, а отношение M/N=2…5 и N/R=1,5…3, где:М - осевая длина заднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,N - осевая длина переднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,R - радиус поверхности упругого элемента.

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор турбины низкого давления, в котором междисковый лабиринт установлен с внешней стороны от конусных фланцев диска (патент US №6883303, МПК: F01D 25/16, 25/28, 5/06).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за повышенной температуры неохлаждаемого междискового лабиринта.

Наиболее близким к заявляемому является ротор турбины низкого давления с установленным с задней по потоку газа стороны обода диска кольцевым фланцем, образующим с ободом воздушную кольцевую полость, соединенную на выходе с газовой полостью ротора, а на входе, через каналы в замковом соединении лопатки с диском, с внутренней полостью лабиринта (патент RU №2263809, МПК: F02C 7/28).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность, так как отверстия в радиальном ребре лабиринта, выполненные для прохода воздуха и для крепления лабиринта к диску, являются концентраторами напряжений, снижающие долговечность лабиринта.

Технический результат заявляемой конструкции заключается в повышении надежности ротора турбины низкого давления путем исключения концентраторов и снижения напряжений в радиальном ребре лабиринта.

Указанный технический результат достигается тем, что в роторе турбины низкого давления, включающем установленный на задней по потоку газа стороне обода диска лабиринт с внутренним радиальным ребром, а также установленный с передней стороны обода диска фланец, образующий с ободом диска кольцевую воздушную полость, соединенную на выходе с газовой полостью, а на входе, через каналы в замковом соединении лопатки с диском, с внутренней полостью лабиринта, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, лабиринт установлен на диске радиальным фланцем, соединенным с радиальным ребром упругим элементом, а внутренняя полость лабиринта соединена с каналами в замковом соединении через открытые к диску пазы в радиальном фланце лабиринта, при этом воздушная полость с передней стороны обода диска соединена с газовой полостью через фаски в замковом соединении лопатки с диском, а отношение M/N=2…5 и N/R=1,5…3, где:

М - осевая длина заднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,

N - осевая длина переднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,

R - радиус поверхности упругого элемента.

Установка лабиринта на диске турбины с помощью радиального фланца, соединенного с радиальным ребром лабиринта упругим элементом, позволяет снизить уровень напряжений в радиальном ребре из-за отсутствия концентраторов напряжения, а также парировать за счет деформации упругого элемента разницу взаимных температурных осевых и радиальных деформаций обода и радиального фланца лабиринта.

Соединение внутренней полости лабиринта с каналами в замковом соединении через открытые к диску пазы в радиальном фланце лабиринта позволяет улучшить охлаждение обода диска и уменьшает концентрацию напряжений в лабиринте.

Соединение воздушной полости с передней стороны обода диска с газовой полостью через фаски на хвостовике лопатки в ее замковом соединении с диском уменьшает концентрацию напряжений в установленном с передней стороны фланце.

При M/N<2 - увеличивается вес ротора турбины низкого давления.

При M/N>5 - увеличиваются напряжения в лабиринте.

При N/R<1,5 - ухудшается работа упругого элемента.

При N/R>3 - повышается концентрация напряжений в лабиринте.

На чертеже изображен продольный разрез ротора турбины низкого давления.

Ротор 1 турбины низкого давления состоит из диска 2 турбины, на задней стороне 3 по потоку газа 4 обода 5 которого установлен лабиринт 6 с радиальным внутренним ребром 7. Лабиринт 6 присоединен к ободу 5 диска 2 болтовым соединением 8 с помощью радиального фланца 9, который в свою очередь соединен с радиальным ребром 7 лабиринта 6 упругим элементом 10 с радиусом R по поверхности 11.

С передней стороны 12 обода 5 диска 2 установлен передний фланец 13, образующий с ободом 5 диска 2 кольцевую воздушную полость 14, соединенную на выходе через фаски 15 хвостовика 16 рабочей лопатки 17 в ее замковом соединении 18 с диском 2, с газовой полостью 19, а на входе, через каналы 20 в замковом соединении 18 и через открытые к диску 2 пазы 21 в радиальном фланце 9 - с внутренней полостью 22 лабиринта 6.

Для повышения прочности обода 23 лабиринта 6 имеющее пониженную температуру радиальное ребро 7 смещено от обода 5 диска 2 с образованием переднего кольцевого ребра 24 лабиринта 6 и заднего кольцевого ребра 25.

Работает устройство следующим образом.

При работе ротора 1 турбины низкого давления болтовое соединение 8 лабиринта 6 с диском 2 турбины работает надежно, так как разница в температурных деформациях обода 5 диска 2 и обода 23 лабиринта 6 компенсируется упругой деформацией упругого элемента 10 лабиринта 6.

Ротор турбины низкого давления, включающий установленный на задней по потоку газа стороне обода диска лабиринт с внутренним радиальным ребром, а также установленный с передней стороны обода диска фланец, образующий с ободом диска кольцевую воздушную полость, соединенную на выходе с газовой полостью, а на входе, через каналы в замковом соединении лопатки с диском, с внутренней полостью лабиринта, отличающийся тем, что лабиринт установлен на диске радиальным фланцем, соединенным с радиальным ребром упругим элементом, а внутренняя полость лабиринта соединена с каналами в замковом соединении через открытые к диску пазы в радиальном фланце лабиринта, при этом воздушная полость с передней стороны обода соединена с газовой полостью через фаски в замковом соединении лопатки с диском, а отношение M/N=2…5 и N/R=1,5…3, где:М - осевая длина заднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,N - осевая длина переднего кольцевого ребра лабиринта относительно внутреннего радиального ребра,R - радиус поверхности упругого элемента.
РОТОР ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 121.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
Показаны записи 1-10 из 106.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
+ добавить свой РИД