×
20.12.2014
216.013.1183

СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА ПЕРЕД СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002535906
Дата охранного документа
20.12.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений. Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3). При наличии легкой степени психоэмоционального напряжения, устойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более чем 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как устойчивое и констатируют готовность пациента к стоматологическому вмешательству. При наличии средней степени психоэмоционального напряжения, пограничном психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более 15 уд./мин по сравнению с оптимальным состоянием с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как лабильное и констатируют необходимость проведения релаксационных воздействий на пациента перед стоматологическим вмешательством. При наличии тяжелой степени психоэмоционального напряжения, неустойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 более 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как неблагоприятное для стоматологического вмешательства, требующее его отсроченности. Способ позволяет выполнить экспресс-оценку психоэмоционального состояния пациента перед стоматологическим вмешательством. 3 пр.
Основные результаты: Способ экспресс-оценки психоэмоционального состояния пациента перед стоматологическим вмешательством, заключающийся в том, что перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3),причем для определения степени психоэмоционального напряжения предлагают пациенту ответить на следующие вопросы теста: I. Ваше состояние перед посещением стоматолога: 1) беспокойство, тревога «1 балл», 2) боязнь, страх «5 баллов», 3) не отличается от обычного «0 баллов»; II. Ваши ощущения в полости рта, послужившие поводом для посещения стоматолога: 1) боль «5 баллов», 2) неприятные ощущения «1 балл», 3) жалоб нет «0 баллов»; III. При посещении стоматолога Вы испытываете боль в области: 1) полости рта «1 балл», 2) головы, сердца «5 баллов», 3) не испытываю боль «0 баллов»; IV. Ваши воспоминания о визитах к стоматологу: 1) положительные «0 баллов», 2) нейтральные «1 баллов», 3) негативные «5 баллов»; V. Ваша боязнь стоматолога обусловлена: 1) воспоминанием о боли на прошлых приемах стоматолога «5 баллов», 2) опасением, что в процессе лечения может что-то случиться «1 балл», 3) не боюсь «0 баллов»; VI. Отмечаете ли Вы в последнее время чувство: 1) раздражительности «5 баллов», 2) недоверия к окружающим «1 балл», 3) указанных в пп.1 и 2 чувств не отмечаю «0 баллов»; полученные баллы суммируют и при количестве баллов 0-6 делают вывод о легкой степени, 7-24 - средней степени, 25-30 - тяжелой степени психоэмоционального напряжения;для определения психофизиологического состояния используют набор разноцветных карточек, каждая из которых окрашена в определенный цвет: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, причем цвета: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, считают основными, а фиолетовый, коричневый, черный, нулевой - дополнительными; пациенту предлагается выбрать две карточки с наиболее приятным цветом, в том случае, если пациент выбирает две карточки из группы основных, считают состояние устойчивым; при выборе одной карточки из группы основных цветов и одной из группы дополнительных, считают состояние пограничным, при выборе двух карточек из группы дополнительных считают состояние неустойчивым; на основании совокупности полученных данных делают заключение о готовности пациента к стоматологическому вмешательству, а именно:при наличии легкой степени психоэмоционального напряжения, устойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более чем 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как устойчивое и констатируют готовность пациента к стоматологическому вмешательству,при наличии средней степени психоэмоционального напряжения, пограничном психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более 15 уд./мин по сравнению с оптимальным состоянием с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как лабильное и констатируют необходимость проведения релаксационных воздействий на пациента перед стоматологическим вмешательством; при наличии тяжелой степени психоэмоционального напряжения, неустойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 более 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как неблагоприятное для стоматологического вмешательства, требующее его отсроченности.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано стоматологами различных направлений.

Актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью медико-психологических проблем диагностики и купирования эмоциональных реакций, возникающих у больных на стоматологическом приеме и проявляющихся в эмоциональном напряжении, тревоге и страхе.

Известен способ прогнозирования психоэмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме, согласно которому проводят психологическое тестирование и измеряют кожно-гальваническую реакцию (патент РФ 2452366, опубл 10.06.2012. - прототип). На основании полученных данных диагностируют степень психоэмоционального напряжения, в зависимости от которой принимают решение о необходимости психоэмоциональной коррекции.

Известен способ диагностики эмоционального состояния пациентов (Максимовский Ю.М., Ларенцова Л.И. Диагностика эмоционального состояния пациентов - профилактика рисков в стоматологии. Стоматолог-практик. 2009, №7, с.62-65), согласно которому предлагается использовать тенотен для премедикации пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме методом сенсометрии.

Известна необходимость исследования эмоционально-личностного профиля пациентов с различным соматическим состоянием на амбулаторном стоматологическом приеме (Демина Н.А. Эмоционально-личностные особенности пациентов при амбулаторном лечении стоматологических заболеваний. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. к.п.н., М., 1999). Кроме того, в данной работе показана необходимость комплексного, целостного подхода врачей-стоматологов к больному, позволяющая провести мероприятия по профилактике эмоционального стресса и снятию эмоционального напряжения с использованием психотерапевтических методов воздействия.

Основным недостатком известных методик является трудоемкость, что делает затруднительным их применение на ежедневном приеме врача-стоматолога.

В настоящем изобретении решалась задача разработки способа экспресс-оценки психоэмоционального состояния пациента перед стоматологическим вмешательством.

Достигаемым техническим результатом явилось решение данной задачи.

Разработанный способ осуществляется следующим образом.

Перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента. Кроме того, определяют уровень пульса пациента до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3).

Для определения степени психоэмоционального напряжения предлагают пациенту ответить на следующие вопросы теста:

I. Ваше состояние перед посещением стоматолога:

1) беспокойство, тревога «1 балл»,

2) боязнь, страх «5 баллов»,

3) не отличается от обычного «0 баллов»;

II. Ваши ощущения в полости рта, послужившие поводом для посещения стоматолога:

1) боль «5 баллов»,

2) неприятные ощущения «1 балл»,

3) жалоб нет «0 баллов»;

III. При посещении стоматолога Вы испытываете боль в области:

1) полости рта «1 балл»,

2) головы, сердца «5 баллов»,

3) не испытываю боль «0 баллов»;

IV. Ваши воспоминания о визитах к стоматологу:

1) положительные «0 баллов»,

2) нейтральные «1 баллов»,

3) негативные «5 баллов»;

V. Ваша боязнь стоматолога обусловлена:

1) воспоминанием о боли на прошлых приемах стоматолога «5 баллов»,

2) опасением, что в процессе лечения может что-то случиться «1 балл»,

3) не боюсь «0 баллов»;

VI. Отмечаете ли Вы в последнее время чувство:

1) раздражительности «5 баллов»,

2) недоверия к окружающим «1 балл»,

3) указанных в пп.1 и 2 чувств не отмечаю «0 баллов».

Полученные баллы суммируют. При количестве баллов 0-6 делают вывод о легкой степени, 7-24 - средней степени, 25-30 - тяжелой степени психоэмоционального напряжения.

Для определения психофизиологического состояния используют набор разноцветных карточек, каждая из которых окрашена в определенный цвет: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Цвета: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, считают основными, а фиолетовый, коричневый, черный, серый - дополнительными.

Пациенту предлагается выбрать две карточки с наиболее приятным цветом. В том случае, если пациент выбирает две карточки из группы основных, считают состояние устойчивым; при выборе одной карточки из группы основных цветов и одной из группы дополнительных, считают состояние пограничным, при выборе двух карточек из группы дополнительных, считают состояние неустойчивым.

На основании совокупности полученных данных делают заключение о готовности пациента к стоматологическому вмешательству, а именно:

при наличии легкой степени психоэмоционального напряжения, устойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более чем 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как устойчивое и констатируют готовность пациента к стоматологическому вмешательству;

при наличии средней степени психоэмоционального напряжения, пограничном психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более 15 уд./мин по сравнению с оптимальным состоянием с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как лабильное и констатируют необходимость проведения релаксационных воздействий на пациента перед стоматологическим вмешательством;

при наличии тяжелой степени психоэмоционального напряжения, неустойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 более 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 (Р1=90, Р2=105, Р3=120) оценивают психоэмоциональное состояние как неблагоприятное для стоматологического вмешательства, требующее его отсроченности.

Пример №1. Пациент А., жалобы на ноющие боли в зубе верхней челюсти слева, усиливающиеся при приеме холодного, сладкого. Анамнез: со слов пациента зуб периодически беспокоил в течение полугода. Диагноз: средний кариес 2.6.

Перед началом лечения проведено тестирование, в результате которого было выявлено: наличие легкой степени психоэмоционального напряжения, устойчивое психофизиологическое состояние. Результаты определения уровня пульса: Р1=90, Р2=95, Р3=97. На основании полученных данных сделано заключение об устойчивом психоэмоциональном состоянии, т.е. о готовности пациента к стоматологическому вмешательству.

Пациенту проведено стоматологическое лечение выявленной патологии согласно стандартам лечения. Лечение прошло без осложнений.

Пример №2. Пациентка С., жалобы на острые самопроизвольные боли в зубе верхней челюсти справа, усиливающиеся к вечеру и при приеме пищи.

Анамнез: со слов пациента зуб беспокоит 3 дня. Диагноз: 1.6 пульпит фиброзный хронический в стадии обострения.

Перед началом лечения проведено тестирование, в результате которого было выявлено: наличие средней степени психоэмоционального напряжения, пограничное психофизиологическое состояние. Результаты определения уровня пульса: Р1=90, Р2=98, Р3=108. На основании полученных данных сделано заключение о лабильном психоэмоциональном состоянии. В связи с чем выявлена необходимость проведения релаксационных воздействий на пациента перед стоматологическим вмешательством.

Пациентке предложены две таблетки глицина. Кроме того, пациентку разместили в комнате с установленным телевизором и предложили посмотреть на выбор интересующую передачу. Через 40 минут проведено стоматологическое лечение выявленной патологии согласно стандартам лечения. Лечение прошло без осложнений.

Пример №3. Пациент В., жалобы на скол режущего края 1.1 Анамнез: со слов пациента зуб откололся, когда ел курицу. Диагноз: 1.1 скол режущего края зуба.

Перед началом лечения проведено тестирование, в результате которого было выявлено: наличие тяжелой степени психоэмоционального напряжения, неустойчивое психофизиологическое состояние. Результаты определения уровня пульса: Р1=90, Р2=105, Р3=120. На основании полученных данных сделано заключение о том, что психоэмоциональное состояние неблагоприятно для стоматологического вмешательства. С пациентом проведена разъяснительная беседа, даны рекомендации приема за день до прихода к врачу по одной таблетке экстракта валерьяны три раза в день. Кроме того, перед приемом рекомендовано поесть, выспаться. Прием перенесен на следующий день.

При тестировании пациента, проведенном на следующий день, выявлено наличие средней степени психоэмоционального напряжения, пограничное психофизиологическое состояние. Результаты определения уровня пульса: Р1=92, Р2=100, Р3=110. На основании полученных данных сделано заключение о лабильном психоэмоциональном состоянии. Перед стоматологическим вмешательством проведена разъясняющая беседа о безопасности и эффективности проводимых процедур.

После чего проведено стоматологическое лечение выявленной патологии согласно стандартам лечения. Лечение прошло без осложнений.

Способ экспресс-оценки психоэмоционального состояния пациента перед стоматологическим вмешательством, заключающийся в том, что перед началом стоматологических мероприятий с помощью тестов выявляют степень психоэмоционального напряжения и психофизиологическое состояние пациента, а также определяют уровень пульса до проведения первого теста (Р1), между проведением двух тестов (Р2) и после проведения второго теста (Р3),причем для определения степени психоэмоционального напряжения предлагают пациенту ответить на следующие вопросы теста: I. Ваше состояние перед посещением стоматолога: 1) беспокойство, тревога «1 балл», 2) боязнь, страх «5 баллов», 3) не отличается от обычного «0 баллов»; II. Ваши ощущения в полости рта, послужившие поводом для посещения стоматолога: 1) боль «5 баллов», 2) неприятные ощущения «1 балл», 3) жалоб нет «0 баллов»; III. При посещении стоматолога Вы испытываете боль в области: 1) полости рта «1 балл», 2) головы, сердца «5 баллов», 3) не испытываю боль «0 баллов»; IV. Ваши воспоминания о визитах к стоматологу: 1) положительные «0 баллов», 2) нейтральные «1 баллов», 3) негативные «5 баллов»; V. Ваша боязнь стоматолога обусловлена: 1) воспоминанием о боли на прошлых приемах стоматолога «5 баллов», 2) опасением, что в процессе лечения может что-то случиться «1 балл», 3) не боюсь «0 баллов»; VI. Отмечаете ли Вы в последнее время чувство: 1) раздражительности «5 баллов», 2) недоверия к окружающим «1 балл», 3) указанных в пп.1 и 2 чувств не отмечаю «0 баллов»; полученные баллы суммируют и при количестве баллов 0-6 делают вывод о легкой степени, 7-24 - средней степени, 25-30 - тяжелой степени психоэмоционального напряжения;для определения психофизиологического состояния используют набор разноцветных карточек, каждая из которых окрашена в определенный цвет: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, причем цвета: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, считают основными, а фиолетовый, коричневый, черный, нулевой - дополнительными; пациенту предлагается выбрать две карточки с наиболее приятным цветом, в том случае, если пациент выбирает две карточки из группы основных, считают состояние устойчивым; при выборе одной карточки из группы основных цветов и одной из группы дополнительных, считают состояние пограничным, при выборе двух карточек из группы дополнительных считают состояние неустойчивым; на основании совокупности полученных данных делают заключение о готовности пациента к стоматологическому вмешательству, а именно:при наличии легкой степени психоэмоционального напряжения, устойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более чем 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как устойчивое и констатируют готовность пациента к стоматологическому вмешательству,при наличии средней степени психоэмоционального напряжения, пограничном психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 не более 15 уд./мин по сравнению с оптимальным состоянием с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как лабильное и констатируют необходимость проведения релаксационных воздействий на пациента перед стоматологическим вмешательством; при наличии тяжелой степени психоэмоционального напряжения, неустойчивом психофизиологическом состоянии в сочетании с разницей между Р3 и Р2 более 15 уд./мин по сравнению с разницей между Р2 и Р1 оценивают психоэмоциональное состояние как неблагоприятное для стоматологического вмешательства, требующее его отсроченности.
Источник поступления информации: Роспатент
+ добавить свой РИД