×
20.11.2014
216.013.07ba

ГИДРОТРАНСФОРМАТОР

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002533379
Дата охранного документа
20.11.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. В гидротрансформаторе (ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии. Лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением. Достигается упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины. 4 ил.
Основные результаты: Гидротрансформатор содержит насос и турбину, отличающийся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения гидротрансформатора с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.
Реферат Свернуть Развернуть

Заявляемое изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения. Сущность изобретения: в гидротрансформаторе (далее по тексту - ГТР) энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закрытого закругленного русла - канала, и находясь с ними в силовом взаимодействии, существующем и научно доказанном, например, в учебнике "Гидравлика, гидравлические машины и гидравлические приводы" под редакцией Т.М. Башты, изд. "Машиностроение", Москва, 1970, §1.47. "Силы действия потока на стенки канала" - стр.167 и пример 15 - стр.168.

Из научно-технической литературы, например: [1]…[5] известны устройства для передачи вращения - гидромеханические передачи (далее по тексту - ГМП). В качестве прототипа выбрана двухступенчатая ГМП ЛАЗ-НАМИ ([3], стр.206), параметры и характеристики которой приведены в [6]. ГМП ЛАЗ-НАМИ включает в себя основные части: механическую коробку передач (далее по тексту - МКП) и гидротрансформатор (далее по тексту - ГТ), основными составляющими которого являются рабочие колеса: насоса, турбины и реактора.

Недостатками прототипа при его использовании как товарного продукта для трансмиссии машины являются сложность конструкции МКП и саморегулируемость ГТ, которая ограничивает маневренность машины и силу тяги на ведущих колесах машины.

Задачей изобретения является упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.

Техническим результатом, который может быть получен при реализации и использовании ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины является: упрощение конструкции трансмиссии, улучшение маневренности машины и увеличение силы тяги на ведущих колесах машины.

Результат достигается тем, что лопатки турбинного колеса ГТР выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала (далее по тексту - лопатки) и установлены подвижно относительно оси вращения ГТР с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.

Общие сведения

Существенное различие в характеристиках соответственно и эксплуатационных свойствах ГМП и ГТР определяется принципиальным различием в особенностях рабочих процессов, происходящих в ГМП, а именно в ГТ, и ГТР.

В ГТ при вращении рабочего колеса насоса жидкость (представляет собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в рабочее колесо) в линию отвода (выход из рабочего колеса) последовательно через все рабочие колеса непрерывным потоком, обтекая гидродинамические профили - лопатки рабочих колес и находясь с ними в силовом взаимодействии, и возвращается к входу в насос.

В ГТР при подаче в напорную полость турбины, например, центробежным насосом из бака жидкость (не должна обязательно представлять собой одно бесконечное и непрерывное кольцевое звено) проходит из линии подвода (вход в турбинное колесо) в линию отвода (выход из турбинного колеса) непрерывным потоком, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса и находясь с ними в силовом взаимодействии, и из сливной полости турбины возвращается в бак. При этом на турбине ГТР образуется крутящий момент Мтгтр, который определяется по формуле:

Р - сила действия потока на стенки канала лопатки турбины ГТР;

R - расстояние между осью вращения ГТР и вектором Р;

z - количество лопаток.

Особенность рабочего процесса определяет характерные особенности конструкции, свойств, параметров и характеристик ГТР:

- для изменения величины и направления Мтгтр не требуется реактор (опора);

- ГТР не обладает саморегулируемостью, т.е. Мтгтр не зависит от i - отношения скорости вращения ведомого вала nтгтр к скорости вращения ведущего вала nд;

- КПД ГТР φ не зависит от i;

- при R=Const Мтгтр=f(nд) и пропорционален nд2;

- при R=Const nтгтр=f(nд) и прямо пропорциональна nд;

- φ подобен КПД центробежного насоса ГТР φн и φ=f(φн);

- при nд=Const и R≠Const Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Описание устройства и работы

На фиг.1 изображена конструктивная схема ГТР, в которой для снижения потерь энергии насос и турбина установлены соосно и предельно сближены. Положение элементов схемы соответствует работе в установившемся режиме.

ГТР состоит из насоса, например центробежного (далее по тексту - насос), основными элементами проточной части которого являются подвод 1, насосное колесо 2 и отвод 3. Насосное колесо 2 соединено с ведущим валом 4 штифтом 5. Ведомый вал 6 жестко соединен с кожухом 7 турбины, которая также включает в себя жестко связанное с кожухом 7 турбинное колесо, основными элементами которого являются диск 8 и подвижно соединенные с ним лопатки 9 с каналами (см. сечения Б-Б и В-В). Рычаг 10 внешней системы управления шарнирно связан со скобой 11, подвижно соединенной с диском 12, который имеет возможность передвигаться вдоль по ведомому валу 6 и связан с ним шпонкой 13. Диск 12 жестко соединен с гайками 14, которые имеют возможность передвигаться вдоль по участкам с многозаходной резьбой осей вращения лопаток 9. При перемещении диска 12 вдоль по валу 6 гайки 14 вращают лопатки 9, чем обеспечивается изменение величины и направления Мтгтр.

ГТР работает следующим образом:

Перед пуском двигателя внешнее управление (водитель автомобиля, автоматическое устройство и пр.) воздействием через рычаг 10, скобу 11, диск 12, гайки 14 устанавливает лопатки 9 в начальное положение, при котором R=0 (Мтгтр=0) и кожух 7 перекрывает отверстия каналов (снижается пусковой момент).

После пуска насос, приводимый во вращение моментом двигателя Мд с числом оборотов nд, подает жидкость производительностью Q и с напором Н из подвода 1 по отводу 3 через каналы лопаток 9 в подвод 1. При этом на каждой лопатке возникает Р, которая при конструкции лопатки в форме отвода с углом поворота 180° определяется (см. выше упомянутый учебник) по формуле:

ρ - плотность жидкости;

V - средняя скорость движения жидкости в канале;

F - площадь сечения канала.

Для преодоления момента сопротивления приводимого механизма М2 внешнее управление вращением лопаток 9 обеспечивает R, при котором Мтгтр2 и в единицу времени передается энергия - передаваемая мощность Nтгтр, равная:

Характерные особенности параметров и характеристик ГТР

Характерные особенности параметров и характеристик ГТР определяет их взаимосвязь. Связь между конструктивными и геометрическими параметрами ГТР осуществляется через параметры потока рабочей жидкости (пренебрегая трением в опорах).

При определении взаимосвязи приняты допущения:

- движение жидкости в ГТР имеет турбулентный режим;

- механические, объемные потери, дисковое трение и трение о воздух - пренебрежимо малы;

- гидравлические потери в каналах не зависят от скорости, направления вращения и положения лопаток относительно оси ГТР.

Подставим в (1) выражения (2), (3) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (5) при R=Const следует: Мтгтр=f(nд) и пропорционален nд2.

Определим nтгтр, используя (4):

NH - энергия, передаваемая жидкости насосным колесом 2 в единицу времени;

NП - потери энергии в единицу времени при движении жидкости по каналам лопаток;

hп - потери напора в канале лопатки.

Баланс энергии (напора) потока жидкости между сечениями на входе и выходе канала в лопатке согласно уравнению Бернулли равен:

рвх - давление на входе в канал;

рвых - давление на выходе из канала;

ξвх, ξвых, ξот, - коэффициенты сопротивления соответственно входа, выхода и поворота канала;

λ - коэффициент потерь на трение;

l - длина канала;

d - диаметр канала.

При установившемся движении жидкости:

Подставим в (6) выражения (7), (8), (9), (15), (11), (10), (12), (16), (1) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку согласно теории подобия лопастных насосов Q прямо пропорциональна nд, то из (17) при R=Const следует: nтгтр=f(nд) и прямо пропорциональна nд.

Определение φ:

Связь между объемным весом и плотностью жидкости:

Подставим в (18) выражения (4), (5), (17), (19), (8), (15), (11), (10), (12), (16), (2), (3), (13), (3), (20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Поскольку принято ξ=Const, то из (21) следует: φ подобен φн и φ=f(φн).

Определим R из (5) и (17), приравняем правые части уравнений и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Из (5), (17) и (22) при Q=Const, т.е. при nд=Const и R≠Const следует: Мтгтр=f(nтгтр) и связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Для определения Ннп=f(Q) подставим в (11) выражения (10),(12), (16),(2),(3),(13),(3),(20) и, опуская промежуточные преобразования, получаем:

Возможность достижения заявленного технического результата

ГТР обеспечивает достижение заявленного технического результата, что подтверждает сравнение характеристики Мтгтр=f(nтгтр) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего ГТР и двигатель ЗИЛ-130 (далее по тексту - машины №1), например, с характеристиками Мт=f(nт) и Мт=f1(nт) на выходном валу привода грузового автомобиля ЗИЛ-130, включающего тот же двигатель и прототип (далее по тексту - машины №2).

Выходная характеристика Мтгтр=f(nтгтр) является функцией Q, F и z, а Q, в свою очередь, является функцией F, z и hп. Для выполнения расчетов требуется характеристика насоса Н=f(Q) и зависимость потребного напора Ннп=f(Q). За Н=f(Q), ввиду ее отсутствия, принята характеристика аналога (см. фиг.2). Аналогом выбран центробежный насос фирмы "Grundfos" марки NB/NK 150-200: диаметр рабочего колеса Дрк=224 мм, мощность на валу насоса - 106,3 кВт, n=2900 об/мин, наибольший КПД - 85,6% (согласно фирменному каталогу насосов).

С целью совместить работу двигателя на максимальной мощности и работу ГТР с наибольшим φ (φн=85,6%), т.е. чтобы мощность на валу насоса ГТР Nнв=Nд=116,1 кВт при nд=3000 об/мин, характеристика Н=f(Q) пересчитана по формулам подобия лопастных насосов при допущении пренебрежимо малого изменения φн. В результате диаметр рабочего колеса насоса ГТР Дгтр=223 мм и совмещение определяет характерная точка А с параметрами: Q=818 м3/час и Н=44,7 м (см. фиг.2). С целью выполнения последующих расчетов фиг.2 дополнена графиками Н=f(Q) при различных nд.

Из (23) определяем F:

При вычислении F принято: Q=818 м3/час и Ннп=44,7 м (см. параметры точки А), z=20 шт., ξ=0,72 (величина обеспечивается конструктивно и технологически, в том числе, выполнением входного и выходного участков канала в форме соответственно конфузора и диффузора).

График Ннп=f(Q) представлен на фиг.2.

Мт=f1(nт) подобна Мт=f(nт) при включении понижающей передачи с передаточным числом uk1=1,79 (см. [6], рис.36 и глава 2, п.2.7).

На фиг.3 представлены графики Мтгтр=f(nтгтр), Мт=f(nт) и Мт=f1(nт). Для сопоставления фиг.3 дополнена графиками скоростной характеристики Мд=f(nд), Nд=f(nд) и удельного расхода топлива ge=f(nд) (см. [6], рис.15).

Особенности параметров и характеристик ГТР наглядно представлены на фиг.4 графиками Мтгтр=f(nд), nтгтр=f(nд), φ=f(φн) и Мтгтр=f(nтгтр). Координаты точек графиков определены графоаналитическим расчетом с применением (5), (17), (21) и (22), использованием параметров точек пресечения Ннп=f(Q) с Н=f(Q) при различных nд на фиг.2 и Rmac=240 мм.

Величина Rmac определена по (5) из условия Мтгтр0т0т*uk1 при nт=nтгтр=0 (см. фиг.3), т.е. при трогании машин и nд=3000 об/мин, т.е. Q=818 м3/час.

Сравнение выходных характеристик (см. фиг.3) показывает, что при одинаковых эксплуатационных условиях, диаметре шин 1020 мм, передаточном числе главной передачи - 6,32 ([6], табл.3.3), при равных исходных параметрах сравниваемых выходных характеристик и отсутствии МКП:

- до скорости nтгтрmac=nт1 (соответствует скорости движения машин 20 км/час) машина №1 разгонится под действием максимального и постоянного момента Мтгтр0 на 18% быстрее, чем машина №2, т.к. Мтгтр0тср=1,18 (принимая уменьшение Мт на участке Мт0…Мт1 по линейной зависимости), кроме того, Мтгтр0 на 45% больше Мт1;

- Мтгтр2 на 30% больше Мт2 при nтгтр2=nт2 (соответствует скорости движения машин 70 км/час).

Таким образом, использование ГТР в качестве товарного продукта для трансмиссии машины обеспечивает:

- упрощение конструкции трансмиссии за счет исключения МКП;

- улучшение маневренности машины за счет более высоких разгонных свойств привода с ГТР;

- увеличение силы тяги на ведущих колесах машины за счет передачи приводом с ГТР более высокого крутящего момента.

Источники информации

1. Гидротрансформаторы/А.Н. Нарбут, М.: изд. "Машиностроение", 1966, (стр.63…64).

2. Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин/А.В. Петров, изд. "Машиностроение", Москва, 1966 (стр.313…373).

3. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/Под общ. ред. А.И. Гришкевича. М.: Машиностроение, 1984. - 272 с. (стр.191…211).

4. Автомобиль: Основы конструирования: Учебник / Н.Н.Вишняков и др. - 2 изд., - М.: Машиностроение, 1986. - 304 с. (стр.108…109).

5. Патенты РФ: №2086427, №2188352, №2294848.

6. Тягово-скоростные качества автомобилей: Справочник/ авт. Бортницкий П.И., Задорожный В.И., Киев, изд. "Вища школа", 1978 (рис.36 и глава 2, п.2.7).

Гидротрансформатор содержит насос и турбину, отличающийся тем, что лопатки турбинного колеса выполнены в форме закрытого закругленного русла - канала и установлены подвижно относительно оси вращения гидротрансформатора с возможностью изменять величину и направление крутящего момента внешним управлением.
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
25.08.2017
№217.015.a334

Гидромуфта

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к гидромуфтам. В гидромуфте энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закругленного русла-канала. Достигается повышение КПД при разгоне машины. 3 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607008
Дата охранного документа: 10.01.2017
18.05.2018
№218.016.505f

Насос

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к насосам. Преобразование энергии в насосе происходит при взаимодействии жидкости и лопастей рабочего колеса в форме закрытого изогнутого канала. Рабочее колесо выполнено в виде диска, который установлен в корпусе насоса с разделением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653039
Дата охранного документа: 04.05.2018
Показаны записи 1-2 из 2.
25.08.2017
№217.015.a334

Гидромуфта

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к гидромуфтам. В гидромуфте энергия передается жидкостью, которая проходит через турбину, двигаясь внутри лопаток турбинного колеса, выполненных в форме закругленного русла-канала. Достигается повышение КПД при разгоне машины. 3 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607008
Дата охранного документа: 10.01.2017
18.05.2018
№218.016.505f

Насос

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к насосам. Преобразование энергии в насосе происходит при взаимодействии жидкости и лопастей рабочего колеса в форме закрытого изогнутого канала. Рабочее колесо выполнено в виде диска, который установлен в корпусе насоса с разделением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653039
Дата охранного документа: 04.05.2018
+ добавить свой РИД