×
10.11.2014
216.013.0424

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002532458
Дата охранного документа
10.11.2014
Аннотация: Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. В роторе (1) высокотемпературной турбомашины между первым (7) и вторым (8) и предпоследним (9) и последним (10) по потоку газа (11) уплотнительными гребешками в ободе (6) промежуточного диска 5 выполнены радиальные каналы (13) и (14), соединяющие воздушную междисковую полость (4) с газовой полостью (12) турбины. Радиальные стенки (15) и (16) каналов (13) и (14) выполнены плоскими, а соединяющие их стенки (17) и (18) выполнены цилиндрическими. Отношение длины L канала в окружном направлении к радиусу R цилиндрической стенки канала находится в пределах 2...6. Путем исключения загрязнения внутренней поверхности промежуточного диска и снижения концентрации напряжений в ободе диска повышается надежность ротора высокотемпературной турбомашины. 2 ил.
Основные результаты: Ротор высокотемпературной турбомашины, включающий промежуточный диск с уплотнительными гребешками на ободе, установленный в междисковой воздушной полости, отличающийся тем, что между первым и вторым и предпоследним и последним по потоку газа уплотнительными гребешками в ободе промежуточного диска выполнены радиальные каналы, соединяющие воздушную междисковую полость с газовой полостью турбины, причем радиальные стенки каналов выполнены плоскими, а соединяющие их стенки выполнены цилиндрическими, при этом L/R=2…6, где:L - длина канала в окружном направлении,R - радиус цилиндрической стенки канала.

Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор высокотемпературной турбомашины, в междисковой полости которого установлен промежуточный диск с осевыми каналами в полотне (патент US №7921634, F02K 3/02).

Недостаток известной конструкции заключается в ее низкой надежности, так как каналы являются дополнительными концентраторами напряжений в высоконагруженном от центробежных сил полотне промежуточного диска.

Наиболее близким к заявляемому является ротор высокотемпературной турбомашины, в междисковой полости которого установлен промежуточный диск с уплотнительными гребешками на ободе (патент RU №2453708, F01D 5/02).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за возможности загрязнения внутренней поверхности обода промежуточного диска приносимыми охлаждающим воздухом посторонними частицами, что может привести к перегреву обода промежуточного диска и его поломке.

Технический результат заключается в повышении надежности ротора высокотемпературной турбомашины путем исключения загрязнения внутренней поверхности промежуточного диска и снижения концентрации напряжений в ободе диска.

Указанный технический результат достигается тем, что в роторе высокотемпературной турбомашины, включающем промежуточный диск с уплотнительными гребешками на ободе, установленный в междисковой воздушной полости, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, между первым и вторым и предпоследним и последним по потоку газа уплотнительными гребешками в ободе промежуточного диска выполнены радиальные каналы, соединяющие воздушную междисковую полость с газовой полостью турбины, причем радиальные стенки каналов выполнены плоскими, а соединяющие их стенки выполнены цилиндрическими, при этом L/R=2…6, где:

L - длина канала в окружном направлении,

R - радиус цилиндрической стенки канала.

Выполнение в ободе промежуточного диска между первым и вторым и предпоследним и последним по потоку газа уплотнительными гребешками радиальных каналов, соединяющих воздушную междисковую полость с газовой полостью турбины, позволяет за счет протекания потока воздуха в междисковой полости снизить температуру промежуточного диска, а также снизить температуру расположенных на ободе промежуточного диска уплотнительных гребешков.

Выполнение радиальных стенок каналов плоскими, а соединяющих их стенок - цилиндрическими, позволяет минимизировать концентрацию напряжений от каналов в высоконагруженном центробежными силами ободе промежуточного диска, при этом максимальные напряжения в ободе создаются в окружном направлении, а плоская радиальная стенка канала создает минимальную концентрацию напряжений, причем цилиндрическая стенка канала увеличивает концентрацию напряжений, а напряжения в осевом направлении в ободе промежуточного диска минимальны.

При L/R<2 - снижается расход охлаждающего воздуха через междисковую полость.

При L/R>6 - снижаются запасы прочности в ободе промежуточного диска.

На фиг.1 - изображен продольный разрез ротора высокотемпературной турбомашины.

На фиг.2 - вид А на фиг.1.

Ротор 1 высокотемпературной турбомашины состоит из диска первой ступени 2 и диска второй ступени 3, между которыми в междисковой воздушной полости 4 размещен промежуточный диск 5, в ободе 6 которого, между первым 7 и вторым 8, а также между предпоследним 9 и последним 10, по потоку газа 11 в газовой полости 12 турбины, уплотнительными гребешками, выполнены радиальные каналы 13 и 14 соответственно, соединяющие воздушную междисковую полость 4 с газовой полостью 12.

Радиальные стенки 15 и 16 каналов 13 и 14 выполнены плоскими, а соединяющие их стенки 17 и 18 выполнены цилиндрическими, что снижает концентрацию напряжений в ободе 6 промежуточного диска 5.

Поток охлаждающего воздуха 19, поступающий в воздушную междисковую полость 4, несет с собой посторонние загрязняющие частицы 20, которые под действием центробежных сил стремятся осесть на внутренних поверхностях 21 и 22 обода 6 промежуточного диска 5 турбомашины 1.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе ротора 1 высокотемпературной турбомашины загрязняющие частицы 20 под действием центробежных сил могли бы осесть на внутренних поверхностях 21 и 22 обода 6, что могло бы привести к существенному повышению температуры обода 6 и поломке промежуточного диска 5.

Однако этого не происходит, так как загрязняющие частицы 20 потоком воздуха 19 через радиальные каналы 13 и 14 выносятся в газовую полость 12 турбины и далее - в атмосферу (на фиг. не показано).

Ротор высокотемпературной турбомашины, включающий промежуточный диск с уплотнительными гребешками на ободе, установленный в междисковой воздушной полости, отличающийся тем, что между первым и вторым и предпоследним и последним по потоку газа уплотнительными гребешками в ободе промежуточного диска выполнены радиальные каналы, соединяющие воздушную междисковую полость с газовой полостью турбины, причем радиальные стенки каналов выполнены плоскими, а соединяющие их стенки выполнены цилиндрическими, при этом L/R=2…6, где:L - длина канала в окружном направлении,R - радиус цилиндрической стенки канала.
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБОМАШИНЫ
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБОМАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 121.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
Показаны записи 1-10 из 106.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
+ добавить свой РИД