×
10.11.2014
216.013.03e0

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002532390
Дата охранного документа
10.11.2014
Аннотация: Ротор турбины высокого давления включает диск, установленный фланцем, расположенным со стороны выходной кромки рабочей лопатки, на размещенной на валу втулке. На противоположной от диска стороне втулки выступами радиального ребра установлен лабиринт с уплотнительными гребешками. Фланец диска совместно с выступами, выполненными на радиальном ребре лабиринта, зафиксирован на втулке шпильками с расположенными по краям шпилек передней и задней гайками. Между выступами радиального ребра выполнены открытые к периферии выборки с размещенными в них задними гайками крепления шпилек с установленными под гайками шайбами или балансировочными грузиками. Все шпильки выполнены одинаковой длины, а на каждом выступе и в каждой выборке расположена только одна задняя гайка. Толщина шайбы под гайкой, осевая толщина выступа радиального ребра лабиринта и толщина установочного фланца балансировочного грузика выполнены одинаковыми. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины высокого давления, а также уменьшить его вес и осевые габариты. 5 ил.
Основные результаты: Ротор турбины высокого давления, включающий диск, установленный расположенным со стороны выходной кромки рабочей лопатки фланцем на размещенной на валу втулке, отличающийся тем, что на противоположной от диска стороне втулки выступами радиального ребра установлен лабиринт с уплотнительными гребешками, при этом фланец диска совместно с выступами на радиальном ребре лабиринта зафиксированы на втулке шпильками с расположенными по краям шпилек передней и задней гайками, а между выступами радиального ребра выполнены открытые к периферии выборки с размещенными в них задними гайками крепления шпилек с установленными под гайками шайбами или балансировочными грузиками, причем все шпильки выполнены одинаковой длины, а на каждом выступе и в каждой выборке расположена только одна задняя гайка, при этом М=Н и М=N, где:М - толщина шайбы под гайкой,Н - осевая толщина выступа радиального ребра лабиринта,N - толщина установочного фланца балансировочного грузика.

Изобретение относится к роторам турбин высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор турбины высокого давления, в котором фланец крепления диска турбины к валу выполнен со стороны входной кромки рабочей лопатки турбины(патент US №6883303, F01D 5/06).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за повышенных напряжений в диске турбины в месте его соединения с фланцем.

Наиболее близким к заявляемому является ротор турбины высокого давления, в котором фланец крепления диска турбины к валу выполнен со стороны выходной кромки рабочей лопатки турбины(патент RU №2130124, F01D 5/06).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенного дисбаланса ротора турбины высокого давления.

Технический результат заявляемой конструкции заключается в повышении надежности ротора турбины высокого давления путем исключения его дисбаланса, а также в уменьшении осевых габаритов и в снижении веса ротора турбины.

Указанный технический результат достигается тем, что в роторе турбины высокого давления, включающем диск, установленный расположенным со стороны выходной кромки рабочей лопатки фланцем на размещенной на валу втулке, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, на противоположной от диска стороне втулки выступами радиального ребра установлен лабиринт с уплотнительными гребешками, при этом фланец диска совместно с выступами на радиальном ребре лабиринта зафиксирован на втулке шпильками с расположенными по краям шпилек передней и задней гайками, а между выступами радиального ребра выполнены открытые к периферии выборки с размещенными в них задними гайками крепления шпилек и с установленными под гайками шайбами или балансировочными грузиками, причем все шпильки выполнены одинаковой длины, а на каждом выступе и в каждой выборке расположена только одна задняя гайка, при этом M=H и M=N, где:

M - толщина шайбы под гайкой,

H - осевая толщина выступа радиального ребра лабиринта,

N - толщина установочного фланца балансировочного грузика.

Фиксация на втулке фланца диска и выступов радиального ребра лабиринта, установленного на противоположной от диска стороне втулки, шпильками с установленными по краям шпилек гайками уменьшает осевые габариты и вес ротора турбины высокого давления.

Выполнение между выступами радиального ребра лабиринта открытых к периферии выборок снижает вес ротора турбины высокого давления.

Размещение в выборках лабиринта задних гаек крепления шпилек с установленными под гайками шайбами или балансировочными грузиками, позволяет устранить дисбаланс ротора турбины высокого давления, что повышает его надежность.

Выполнение всех шпилек крепления диска одинаковой длины повышает надежность ротора турбины высокого давления, так как исключает перепутывание шпилек при сборке ротора, что могло бы привести к отсоединению диска турбины от установленной на валу ротора втулки.

Размещение на каждом выступе лабиринта и в каждой выборке только одной задней гайки позволяет более точно производить балансировку ротора турбины, что повышает его надежность.

При M<H и M<N, а также при М>Н и М>N - ухудшается фиксация гаек на шпильке, что также может привести к демонтажу гаек со шпилек с последующим отсоединением диска турбины от втулки.

На фиг.1 изображен продольный разрез ротора турбины высокого давления,

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде,

На фиг.3 - вид А на фиг.2,

На фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3,

На фиг.5 - сечение В-В на фиг.3.

Ротор 1 турбины высокого давления состоит из рабочих лопаток 2, размещенных на диске 3 турбины, установленном расположенным со стороны выходной кромки 4 лопатки 2 фланцем 5 на шлицевой втулке 6, зафиксированной на валу 7 ротора 1 шлицевой гайкой 8. С противоположной от диска 3 стороны на втулке 6 выступами 9 на радиальном ребре 10 установлен лабиринт 11 с уплотнительными гребешками 12, который выступами 9 совместно с фланцем 5 диска 3 зафиксирован на втулке 6 шпильками 13 с расположенными по краям шпильки передней 14 и задней 15 гайками.

Между выступами 9 лабиринта 11 расположены открытые к периферии выборки 16, в которых размещены задние гайки 15 с установленными под гайками 15 шайбами 17, с возможностью замены шайб 17 балансировочными грузиками 18, устанавливаемыми под задней гайкой 15 установочным фланцем 19.

Для надежной фиксации гаек 14 и 15 на шпильке 13 необходима точная установка в осевом направлении передней гайки 14 относительно переднего хвостовика 20 шпильки 13, а задней гайки 15 - относительно заднего хвостовика 21 шпильки 13, и поэтому длина всех шпилек 13 выполнена одинаковой, а толщины выступов 9 лабиринта 10, шайб 17 и установочных фланцев 19 балансировочных грузиков 18 также выполнены одинаковыми, что повышает надежность сборки ротора 1 турбины высокого давления.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе ротора 1 высокого давления лабиринт 11 своими уплотнительными гребешками 12 может коснуться об ответный лабиринту 11 фланец (на фиг. не показано), однако возникающий при этом на лабиринте 11 крутящий момент существенно меньше, чем крутящий момент, действующий от рабочих лопаток 2 на фланец 5 диска 3, и поэтому уменьшенное количество гаек 15, фиксирующих лабиринт 11 в окружном направлении, не снижает надежность ротора 1 турбины высокого давления.

Ротор турбины высокого давления, включающий диск, установленный расположенным со стороны выходной кромки рабочей лопатки фланцем на размещенной на валу втулке, отличающийся тем, что на противоположной от диска стороне втулки выступами радиального ребра установлен лабиринт с уплотнительными гребешками, при этом фланец диска совместно с выступами на радиальном ребре лабиринта зафиксированы на втулке шпильками с расположенными по краям шпилек передней и задней гайками, а между выступами радиального ребра выполнены открытые к периферии выборки с размещенными в них задними гайками крепления шпилек с установленными под гайками шайбами или балансировочными грузиками, причем все шпильки выполнены одинаковой длины, а на каждом выступе и в каждой выборке расположена только одна задняя гайка, при этом М=Н и М=N, где:М - толщина шайбы под гайкой,Н - осевая толщина выступа радиального ребра лабиринта,N - толщина установочного фланца балансировочного грузика.
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РОТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 121.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
Показаны записи 1-10 из 106.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4165

Газотурбинный двигатель с задним расположением открытого винтовентилятора

Газотурбинный двигатель выполнен с задним расположением открытого винтовентилятора с газогенератором и газовым каналом во втулке винтовентилятора на выходе из газогенератора, а также с размещенными в полых стойках хвостовиками лопастей винтовентилятора. С внешней стороны от газового канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482311
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d1f

Ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к турбовентиляторным двигателям авиационного применения. Диски ротора компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя соединены между собой с помощью резьбовых фланцевых соединений. Соединения включают в себя цилиндрические стержни с резьбовым хвостовиком и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485325
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
+ добавить свой РИД