×
20.10.2014
216.013.0021

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами на гусеничном ходу и используется в гидравлических системах рулевого управления транспортных средств. Система содержит маслостанцию с напорной и сливной гидромагистралями, насос-дозатор, кинематически связанный с рулевым колесом, гидравлически соединенный с напорной и сливной гидромагистралями, и гидролиниями через нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители - со штоковыми полостями гидроцилиндров управления фрикционными передачами, поршневые полости которых гидролиниями через нормально открытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределйтели соединены с напорной гидромагистралью маслостанции, и тормозные гидроцилиндры с подпружиненным в сторону выключения тормоза поршнем. Тормозные гидроцилиндры соединены с гидроцилиндрами управления фрикционными передачами дополнительными гидролиниями через дополнительные нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители посредством дополнительных отверстий, выполненных в гидроцилиндрах управления фрикционными передачами таким образом, что они соединяют дополнительные гидролинии с поршневыми полостями при выдвинутых штоках и со штоковыми полостями - при втянутых штоках. Обеспечивается возможность раздельного управления правой и левой стороной транспортного средства на гусеничном ходу для поворотов как с малым, так и с большим радиусами поворота. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами на гусеничном ходу и используется в гидравлических системах рулевого управления транспортных средств.

Особенностью приводов управления механизмами поворота транспортных средств на гусеничном ходу является необходимость управлять раздельно правой и левой сторонами транспортного средства.

Известны механические приводы управления механизмами поворота [Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т. «Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов». Справочное пособие. Изд. 2-е, переработ, и доп., М., «Машиностроение», 1976, с.1, 280-283.], в которых водитель воздействует на один орган - рычаг тормоза, или на два органа: муфту поворота или тормоз механизма для получения плавного поворота и остановочный тормоз для получения крутого поворота. Чтобы сократить число органов управления, в некоторых конструкциях муфтой поворота и тормозом управляют одним рычагом для каждой стороны.

Основные недостатки объединенного привода управления:

- сложность регулирования (нужно обеспечить полное выключение муфты перед затяжкой тормоза), снижающая его надежность;

- увеличенное усилие на рычаге, приводящее к утомляемости водителя и требующее применение сервопривода (усилителя), в котором используется энергия, например, гидропривода;

- наличие как минимум двух рычагов управления, поэтому более удобным для управления является рулевое колесо.

Современная тенденция в конструировании приводов управления механизмами поворота - применение рулевого колеса и гидравлических усилителей, в качестве которых могут использоваться насосы-дозаторы или насосы-моторы.

Известна гидравлическая система рулевого управления колесного транспортного средства [патент RU 2036815], содержащая основной распределитель, кинематически связанный через насос-мотор с рулевым колесом и гидравлически соединенный с силовым цилиндром и гидробаком, насос-мотором и через вспомогательный распределитель имеющий привод от датчика положения поршня, с полостями силового цилиндра, трехлинейный двухпозиционный распределитель, управляемый давлением рабочей жидкости, гидролинией управления соединенный с одной из гидролиний насоса-мотора.

В этой системе силовой цилиндр не имеет возможности управлять раздельно правой и левой сторонами транспортного средства, что неприемлемо для транспортных средств на гусеничном ходу.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является гидравлическая система рулевого управления колесного транспортного средства [патент RU 2030317], содержащая основной четырехлинейный трехпозиционный распределитель, гидравлически связанный с насосом и гидробаком с одной стороны и полостями силового цилиндра с другой, кинематически связанный с рулевым колесом и штоком силового цилиндра, двухпозиционный распределитель, вспомогательный четырехлинейный трехпозиционный распределитель, управляемый давлением рабочей жидкости, связанный через нормально открытый второй двухпозиционный распределитель с силовым цилиндром посредством двух дополнительных отверстий, выполненных в силовом цилиндре с возможностью открытия при нейтральном положении поршня и закрытия одного из них при смещении поршня.

Указанная система имеет существенный недостаток - силовой цилиндр не имеет возможности управлять раздельно правой и левой сторонами транспортного средства, что неприемлемо для транспортных средств на гусеничном ходу.

Техническая задача, решаемая заявляемым изобретением, - обеспечить возможность раздельного управления правой и левой сторонами транспортного средства на гусеничном ходу для поворотов как с малым, так и с большим радиусами поворота.

Технический результат достигается тем, что в гидравлической системе рулевого управления транспортного средства на гусеничном ходу, содержащей маслостанцию с напорной и сливной гидромагистралями, насос-дозатор, кинематически связанный с рулевым колесом, гидравлически соединенный с напорной и сливной гидромагистралями, и гидролиниями через нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители - со штоковыми полостями гидроцилиндров управления фрикционными передачами, поршневые полости которых гидролиниями через нормально открытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители соединены с напорной гидромагистралью маслостанции, а также тормозные гидроцилиндры с подпружиненным в сторону выключения тормоза поршнем, тормозные гидроцилиндры соединены с гидроцилиндрами управления диффренциалами дополнительными гидролиниями через дополнительные нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители посредством дополнительных отверстий, выполненных в гидроцилиндрах управления диффренциалами таким образом, что они соединяют дополнительные гидролинии с поршневыми полостями при выдвинутых штоках и со штоковыми полостями - при втянутых штоках, кроме того, трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители выполнены гидроуправляемыми, при этом гидролинии управления соединены с гидролиниями насоса-дозатора.

Для обеспечения поворота с большим радиусом поворота в дополнительных гидролиниях между гидроцилиндрами управления фрикционами и дополнительными гидрораспределителями установлены дополнительные электроуправляемые нормально открытые двухлинейные двухпозиционные гидрораспределители. При срабатывании последних работа тормозных гидроцилиндров блокируется и обеспечивается движение транспортного средства с большим радиусом поворота в режиме «подруливания».

Совокупность отличительных признаков заявляемого технического решения позволяет получить ранее неизвестный эффект, выражающийся в том, что соединение тормозных гидроцилиндров с гидроцилиндрами управления фрикционными передачами дополнительными гидролиниями через дополнительные нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители посредством дополнительных отверстий, выполненных в гидроцилиндрах управления фрикционными передачами таким образом, что они соединяют дополнительные гидролинии с поршневыми полостями при выдвинутых штоках и со штоковыми полостями - при втянутых штоках, выполнение трехлинейных двухпозиционных гидрораспределителей гидроуправляемыми, соединение гидролиний управления с гидролиниями насоса-дозатора, установка в дополнительных гидролиниях между гидроцилиндрами управления фрикционами и дополнительными гидрораспределителями дополнительных электроуправляемых нормально открытых двухлинейных двухпозиционных гидрораспределителей обеспечивает возможность раздельного управления правой и левой сторонами транспортного средства на гусеничном ходу для поворотов как с малым, так и с большим радиусами поворота, что для специалиста явным образом не следует из уровня техники.

Изложенная сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами (фиг.1 и фиг.2), на которых представлены схемы гидравлических систем рулевого управления транспортных средств на гусеничном ходу.

Гидравлическая система рулевого управления транспортного средства на гусеничном ходу содержит маслостанцию 1 с напорной 2 сливной 3 гидромагистралями, насос - дозатор 4, кинематически связанный с рулевым колесом 5, гидравлически соединенный с напорной 2 и сливной 3 гидромагистралями, и гидролиниями 6 и 7 через нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители соответственно 8 и 9, по гидролиниям 10 и 11 - со штоковыми полостями (на фиг. не обозначены) гидроцилиндров 12 и 13 управления фрикционными передачами (на фиг. не показаны). Поршневые полости (на фиг. не обозначены) последних гидролиниями 14 и 15 через нормально открытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители 16 и 17 соединены с напорной гидромагистралью 2 маслостанции 1.

Тормозные гидроцилиндры 18 и 19 с подпружиненным в сторону выключения тормоза поршнем (на фиг. не обозначен) соединены с гидроцилиндрами 12 и 13 дополнительными гидролиниями 20 и 21 соответственно через дополнительные нормально закрытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители 22 и 23 посредством дополнительных отверстий (на фиг. не обозначены), выполненных в гидроцилиндрах 12 и 13 таким образом, что они соединяют дополнительные гидролинии 20 и 21 с поршневыми полостями при выдвинутых штоках и со штоковыми полостями - при втянутых штоках.

Трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители 8, 9, 16, 17, 22 и 23 выполнены гидроуправляемыми, при этом гидролинии (на фиг. не обозначены) управления соединены с гидролиниями соответственно 6 и 7 насоса-дозатора 4. Для возврата гидрораспределителей 8, 9, 16, 17, 22 и 23 в исходное положение гидролинии управления соединены через дроссели 24 и 25 соответственно со сливом.

В дополнительных гидролиниях 20 и 21 между гидроцилиндрами 12 и 13 управления фрикционными передачами и дополнительными гидрораспределителями 22 и 23 установлены (фиг.2) дополнительные электроуправляемые нормально открытые двухлинейные двухпозиционные гидрораспределители соответственно 26 и 27.

Гидравлическая система рулевого управления транспортного средства на гусеничном ходу работает следующим образом.

В исходном состоянии, при отсутствии поворота рулевого колеса 5, рабочая жидкость от маслостанции 1 по напорной гидромагистрали 2 через насос-дозатор 4 возвращается по сливной гидромагистрали 3 в маслостанцию 1. Одновременно рабочая жидкость от маслостанции 1 через нормально открытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители 16 и 17 по гидролиниям 14 и 15 соответственно поступает в поршневые полости гидроцилиндров 12 и 13 управления фрикционными передачами. Штоковые полости гидроцилиндров гидролиниями 10 и 11 через нормально открытые трехлинейные двухпозиционные гидрораспределители 8 и 9 соединены со сливом. Под воздействием давления рабочей жидкости штоки гидроцилиндров 12 и 13 выдвигаются, при этом фрикционные передачи замыкаются и передают крутящий момент в полном объеме на левую и правую гусеницы. Полости тормозных гидроцилиндров 18 и 19 через гидрораспределители 22 и 23 соответственно соединены со сливом, поэтому пружины гидроцилиндров втягивают штоки и тормоза выключены. Транспортное средство движется по прямой.

Для поворота транспортного средства налево с малым радиусом поворота рулевое колесо 5 необходимо повернуть влево. При этом рабочая жидкость от маслостанции 1 по напорной гидромагистрали 2, через насос-дозатор 4, гидролинию 6 поступает к гидрораспределителю 8 и в полости управления гидрораспределителей 8, 16, и 22, переключая последние.

При переключении гидрораспределителя 8 рабочая жидкость по гидролинии 10 поступает в штоковую полость гидроцилиндра 12, при переключении гидрораспределителя 16 поршневая полость гидроцилиндра 12 соединяется со сливом. Гидроцилиндр 12 втягивает шток, рабочая жидкость через дополнительное отверстие по дополнительной гидролинии 20 поступает к гидрораспределителю 22. При срабатывании гидроцилиндра 12 размыкается фрикционная передача и передача крутящего момента на левую гусеницу прекращается.

При переключении гидрораспределителя 22 рабочая жидкость поступает в тормозной гидроцилиндр 18, гидроцилиндр срабатывает, включает тормоз, левая гусеница останавливается.

Одновременно рабочая жидкость от маслостанции 1 через гидрораспределитель 17 по гидролинии 15 поступает в поршневую полость гидроцилиндра 13. Штоковая полость гидроцилиндра гидролинией 11 через гидрораспределитель 9 соединена со сливом. Гидроцилиндр срабатывает, выдвигает шток, фрикционная передача замыкается и передает крутящий момент в полном объеме на правую гусеницу.

Таким образом происходит поворот транспортного средства налево с малым радиусом поворота.

Для поворота транспортного средства налево с большим радиусом поворота используется режим «подруливания», при котором левый тормоз отключается, левая гусеница полностью не останавливается, но к ней не передается крутящий момент, транспортное средство перекатывается по ней, а крутящий момент передается в полном объеме только на правую гусеницу.

Для осуществления режима «подруливания» перед вышеописанными операциями на электроуправляемый гидрораспределитель 26 (фиг.2) подается электрический сигнал, гидрораспределитель переключается и перекрывает подачу рабочей жидкости к гидрораспределителю 22 и к тормозному гидроцилиндру 18. Полость тормозного гидроцилиндра 18 соединена со сливом, пружина гидроцилиндра втягивает шток и тормоз выключается.

Таким образом происходит поворот транспортного средства налево с большим радиусом поворота.

При возврате рулевого колеса 5 в среднее положение все элементы гидравлической системы возвращаются в исходное состояние. Рабочая жидкость из гидролиний управления гидрораспределителей 8, 16, и 22 через дроссель 24 поступает на слив.

Поворот транспортного средства направо осуществляется при повороте рулевого колеса 5 вправо, при этом срабатывают соответствующие элементы гидравлической системы.

Таким образом обеспечивается возможность раздельного управления правой и левой сторонами транспортного средства на гусеничном ходу для поворотов как с малым, так и с большим радиусами поворота.

Заявляемое техническое решение гидравлической системы рулевого управления транспортного средства на гусеничном ходу пригодно к осуществлению промышленным способом в условиях серийного производства производственного объединения «Гомсельмаш» с использованием имеющегося оборудования и существующей технологии производства. Конструкция гидравлической системы отработана на технологичность на стадии проектирования и изготовления опытных образцов в РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике».

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию «промышленно применимое».


ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
13.01.2017
№217.015.67d5

Гидравлическая система навесного устройства уборочной машины

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Гидравлическая система навесного устройства уборочной машины включает два поршневых гидроцилиндра с односторонним штоком. Гидроцилиндры шарнирно закреплены на корпусе уборочной машины и соединены с корпусом навесного устройства. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591713
Дата охранного документа: 20.07.2016
Показаны записи 1-1 из 1.
13.01.2017
№217.015.67d5

Гидравлическая система навесного устройства уборочной машины

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Гидравлическая система навесного устройства уборочной машины включает два поршневых гидроцилиндра с односторонним штоком. Гидроцилиндры шарнирно закреплены на корпусе уборочной машины и соединены с корпусом навесного устройства. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591713
Дата охранного документа: 20.07.2016
+ добавить свой РИД