×
10.10.2014
216.012.fa4d

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электроприводам транспортных средств. Устройство для управления многодвигательными электроприводами постоянного тока содержит релейные регуляторы и датчики токов электродвигателей, задающий элемент, датчик угловой скорости одного из электродвигателей и компаратор. Выходной сигнал компаратора пропорционален отклонению угловой скорости Ω от заданного значения Ω. В состав устройства введен логический блок, соединенный с задающим элементом и датчиком угловой скорости. Силовая схема электропривода изменяется в соответствии с алгоритмом: Ω>0 и Ω≥0 - движение «вперед»; Ω<0 и Ω≤0 -движение «назад»; abs(Ω)-abs(Ω)>0 - двигательный режим; abs(Ω)-abs(Ω)<0 - тормозной режим; Ω=0 и Ω=0 - останов. Регулятор угловой скорости снабжен модулем выделения абсолютного значения выходного сигнала. Достигается автоматическое выравнивание токовых нагрузок электродвигателя и упрощение устройства. 1 ил.
Основные результаты: Устройство для управления многодвигательными электроприводами постоянного тока, содержащее релейные регуляторы и датчики токов электродвигателей, задающий элемент, датчик угловой скорости одного из электродвигателей и компаратор, выходной сигнал которого, пропорциональный отклонению угловой скорости Ω от заданного значения Ω поступает на вход регулятора угловой скорости, отличающееся тем, что в состав устройства введен логический блок, входы которого соединены с задающим элементом и датчиком угловой скорости, а на выходе формируются сигналы управления ключевыми элементами, изменяющими конфигурацию силовой схемы электропривода в соответствии с алгоритмом: Ω>0 и Ω≥0 - движение «вперед»; Ω<0 и Ω≤0 -движение «назад»; abs(Ω)-abs(Ω)>0 - двигательный режим; abs(Ω)-abs(Ω)<0 - тормозной режим; Ω=0 и Ω=0 - останов, при этом регулятор угловой скорости снабжен модулем выделения абсолютного значения выходного сигнала, а входы всех релейных регуляторов тока подсоединены к выходу регулятора скорости через компараторы, вторые входы которых соединены с датчиками тока через модули выделения абсолютных значений формируемых ими сигналов.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводам постоянного тока, и может найти применение для управления многодвигательными электроприводами с независимым или последовательным возбуждением двигателей, в частности, на электрифицированных транспортных средствах.

В электрической тяге широкое применение получили электроприводы, содержащие два или более тяговых двигателей постоянного тока, импульсные преобразователи (ИП) с системой широтно-импульсного регулирования и набор дополнительных силовых ключей (контактных или же бесконтактных) для изменения конфигурации силовой части привода при реверсе и переходах из тягового режима в тормозной и обратно (см., например, патент Швеции №321262, B60L 7/12; патент РФ № 2332316, B60L 15/00).

Известны также электроприводы постоянного тока с системой управления, выполненной по структуре подчиненного регулирования с релейным регулятором тока во внутреннем контуре (см. Шенфельд Р., Хабигер Э. Автоматизированные электроприводы: Пер. с нем./Под ред. Ю.А. Борцова. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отделение, 1985, с.275-276). Устройство управления в такой системе содержит задающий элемент и датчик угловой скорости, вырабатывающие сигналы, пропорциональные заданному и фактическому значениям угловой скорости, элемент сравнения указанных сигналов, выход которого соединен с входом регулятора угловой скорости, датчик тока, элемент сравнения выходных сигналов регулятора угловой скорости и датчика тока и релейный элемент, вырабатывающий сигналы на включение и выключение полупроводникового ключа в цепи питания электродвигателя. В состав регулятора скорости, как правило, вводят элемент ограничения уровня выходного сигнала.

При разработке систем управления многодвигательными тяговыми электроприводами одной из важных задач является выравнивание токовых нагрузок электродвигателей, особенно при жестких тяговых характеристиках, когда из-за неравенства диаметров колесных пар и разброса параметров двигателей может происходить недопустимо большое перераспределение нагрузок между ними (см. Орлов Ю.А. Управление тяговым приводом с двигателями независимого возбуждения на электровозах переменного тока / Электротехника, 2010. №3. С.33-37).

В системах управления электроприводов с широтно-импульсным регулированием эта задача может быть решена путем автоматического индивидуального подрегулирования коэффициентов заполнения напряжений питания электродвигателей на основании информации о величинах расхождения их токовых нагрузок (см. Сташинов Ю.П. Компьютерное моделирование тягового привода рудничного электровоза на базе двигателей с независимыми обмотками возбуждения / Вестник Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения. Вып.1(61). - Новочеркасск. 2011. С.155-169). Однако такое решение приводит к существенному усложнению системы управления многодвигательными электроприводами.

Другая важная задача при разработке систем управления электроприводами - реализация автоматического перехода из двигательного режима в режим электрического торможения и обратно с поддержанием заданного значения скорости при поступлении команды на снижение скорости или же изменении знака момента нагрузки, например, при движении транспортного средства, оборудованного тяговым электроприводом, на сложном профиле пути.

Техническим эффектом данного предложения является упрощение системы управления многодвигательными электроприводами с обеспечением автоматического выравнивания токовых нагрузок электродвигателей, а также поддержание заданного значения скорости с автоматическим переходом двигателей из двигательного в тормозной режим и обратно при изменении заданного значения скорости и знака моментов нагрузки.

Для достижения указанного технического эффекта в состав устройства введен логический блок, входы которого соединены с задающим элементом и датчиком угловой скорости Ωi одного из электродвигателей, а на выходе формируются сигналы управления ключевыми элементами, изменяющими конфигурацию силовой схемы электропривода в соответствии с алгоритмом: Ω0>0 и Ωi≥0 - движение «вперед»; Ω0<0 и Ωi≤0 - движение «назад»; abs(Ω0)-abs(Ωi)>0 - двигательный режим; abs(Ω0)-abs(Ωi)<0 - тормозной режим; Ω0=0 и Ωi=0 - останов, при этом регулятор угловой скорости снабжен модулем выделения абсолютного значения выходного сигнала, а входы всех релейных регуляторов тока подсоединены к выходу регулятора скорости через компараторы, вторые входы которых соединены с датчиками тока через модули выделения абсолютных значений формируемых ими сигналов.

Суть предложения поясняется чертежом, на котором изображена функциональная схема предлагаемого устройства управления многодвигательными электроприводами постоянного тока.

Устройство содержит задающий элемент 1, датчик 2 угловой скорости Q одного из электродвигателей и компаратор 3, подающий сигнал, пропорциональный отклонению скорости от заданного значения, на вход регулятора скорости 4 в составе усилителя 5, ограничителя 6 и модуля 7 выделения абсолютного значения выходного сигнала регулятора. К выходу регулятора скорости подсоединены входы всех релейных регуляторов 8.1-8.N токов двигателей через компараторы 9.1-9.N, вторые входы которых по цепям отрицательных обратных связей соединены с датчиками токов 10.1-10.N через модули 11.1-11.N выделения абсолютных значений сигналов, пропорциональных мгновенным значениям токов I1-IN электродвигателей. Релейные регуляторы формируют сигналы Y1-YN управления силовыми ключами в цепях питания электродвигателей. Вход логического блока 12 соединен с выходами задающего элемента 1 и датчика скорости 2, а на его выходе формируются сигналы U управления бесконтактными или контактными ключами для изменения конфигурации силовой схемы электропривода при реверсе двигателей и переходе их из двигательного в тормозной режим работы и обратно согласно заданному алгоритму.

Работает устройство следующим образом. При поступлении воздействия от задающего элемента в зависимости от его полярности логический блок формирует на выходе сигналы на включение электродвигателей для движения «вперед» или «назад». На выходе регулятора угловой скорости появляется задающее воздействие для релейных регуляторов 8.1-8.N на уровне ограничения элемента 6, и двигатели разгоняются с поддержанием их токов на соответствующем максимальном уровне.

При снижении по мере разгона величины ΔΩ=Ω0i до некоторого малого значения, определяемого величиной коэффициента усиления регулятора угловой скорости, элемент 6 выходит из режима насыщения, и дальнейший разгон электродвигателей происходит с уменьшением величины выходного сигнала регулятора скорости, а следовательно, и с уменьшением токов двигателей до выхода на установившийся режим работы. Силовые ключи в цепях питания двигателей, управляемые выходными сигналами релейных регуляторов тока, при расхождении по любой причине угловых скоростей двигателей переключаются асинхронно, но с поддержанием равенства токов, поскольку задающее воздействие для всех регуляторов токов одинаково.

При изменении задающего воздействия в сторону увеличения происходит дальнейший разгон электродвигателей до нового установившегося состояния со стабилизацией токов на установленном уровне ограничения.

Появление отрицательных моментов сопротивления на валах электродвигателей, например, при движении транспортного средства, оборудованного многодвигательным тяговым электроприводом, на самокатном участке пути приведет к росту угловой скорости ΩI, и при выполнении условия abs(Ω0)-abs(Ωi)<0 логический блок 12 сформирует выходные сигналы U на ключевые элементы, которые изменят конфигурацию силовой схемы электропривода для перевода двигателей в тормозной режим работы. При этом, благодаря модулям выделения абсолютных значений 7, 11.1-11.N система будет поддерживать угловую скорость Ωi с некоторой ошибкой на заданном уровне аналогично тому, как она выполняет эту функцию в двигательном режиме, с автоматическим выравниванием токов электродвигателей.

При изменении величины задающего воздействия в сторону уменьшения по условию abs(Ω0)-abs(Ωi)<0 логический блок 12 сформирует выходные сигналы U на ключевые элементы, которые изменят конфигурацию силовой схемы электропривода для перевода двигателей в тормозной режим работы. Происходит снижение угловых скоростей электродвигателей с поддержанием токов на максимальном уровне в течение времени, пока элемент 6 работает в режиме ограничения выходного сигнала. Затем торможение продолжается с постепенным снижением токов электродвигателей при их автоматическом выравнивании. При появлении условия abs(Ω0)-abs(Ωi)>0 логический блок 12 посредством выходных сигналов U и ключевых элементов восстановит конфигурацию силовой схемы электропривода для двигательного режима, и электропривод продолжит работу с автоматическим поддержанием с некоторой ошибкой угловой скорости i-го двигателя на новом заданном уровне.

Реализация системы управления электропривода по структуре подчиненного регулирования с релейными регуляторами тока обеспечивает высокое качество переходных процессов при больших величинах коэффициента усиления регулятора скорости, что позволяет обеспечить необходимую точность стабилизации скорости на заданном уровне как в двигательном, так и в тормозном режимах работы, без необходимости использования интегральной составляющей в регуляторе скорости.

Таким образом, применение в устройстве управления логического блока, модулей ограничения выходных сигналов в регуляторе угловой скорости и на выходах датчиков токов, а также подключение входов всех релейных регуляторов тока к выходу одного регулятора угловой скорости обеспечило достижение заявленного технического эффекта.

Устройство для управления многодвигательными электроприводами постоянного тока, содержащее релейные регуляторы и датчики токов электродвигателей, задающий элемент, датчик угловой скорости одного из электродвигателей и компаратор, выходной сигнал которого, пропорциональный отклонению угловой скорости Ω от заданного значения Ω поступает на вход регулятора угловой скорости, отличающееся тем, что в состав устройства введен логический блок, входы которого соединены с задающим элементом и датчиком угловой скорости, а на выходе формируются сигналы управления ключевыми элементами, изменяющими конфигурацию силовой схемы электропривода в соответствии с алгоритмом: Ω>0 и Ω≥0 - движение «вперед»; Ω<0 и Ω≤0 -движение «назад»; abs(Ω)-abs(Ω)>0 - двигательный режим; abs(Ω)-abs(Ω)<0 - тормозной режим; Ω=0 и Ω=0 - останов, при этом регулятор угловой скорости снабжен модулем выделения абсолютного значения выходного сигнала, а входы всех релейных регуляторов тока подсоединены к выходу регулятора скорости через компараторы, вторые входы которых соединены с датчиками тока через модули выделения абсолютных значений формируемых ими сигналов.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 23.
10.06.2013
№216.012.47f9

Наклонная подъемная установка

Использование: в горной промышленности. Установка содержит подъемную машину, подъемный сосуд, перемещающийся посредством каната (канатов), и канатоподдерживающие ролики. Канатоподдерживающие ролики снабжены индивидуальными электродвигателями, получающими питание от электрического генератора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484005
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.12.2013
№216.012.87e3

Наноструктурированный катализатор для дожигания монооксида углерода

Настоящее изобретение относится к катализаторам из металлов платиновой группы на оксидном носителе, предназначенным для удаления вредных компонентов, в частности газообразного монооксида углерода в выхлопных газах автомобильных двигателей, или для использования в электродах газочувствительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500469
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8885

Пеношлакостекло

Изобретение относится к теплоизоляционным материалам. Технический результат изобретения заключается в расширении сырьевой базы, снижении себестоимости, утилизации золошлаковых отходов ТЭС, снижении температуры вспенивания до 900-950°С и упрощении технологии получения пеношлакостекла....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500631
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8988

Наклонная подъемная установка

Изобретение относится к горной промышленности, в особенности к наклонным подъемным установкам, и может быть использовано для доставки грузов по наклонным и крутонаклонным стволам или другим горным выработкам угольной и горнорудной промышленности. Техническим результатом является снижение износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500890
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.12.2013
№216.012.8ccf

Наклонная подъемная установка

Изобретение относится к горной промышленности, в особенности к наклонным подъемным установкам. Канатоподдерживающие ролики наклонной подъемной установки снабжены подпружиненными осями. Подъемные сосуды под днищем снабжены съемным фрикционным стержнем, позволяющим осуществить фрикционный контакт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501730
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.01.2014
№216.012.9cff

Способ управляемой плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи переменным током

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на высоковольтных подстанциях, требующих плавки гололеда на проводах воздушных линий электропередачи (ВЛ). Управляемую плавку гололеда на ВЛ производят током низкой частоты, формируемым трехфазным автономным инвертором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505897
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9d00

Установка для компенсации реактивной мощности и плавки гололеда

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение на электрических подстанциях, требующих компенсации реактивной энергии и плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи. Техническим эффектом изобретения является минимизация количества выключателей, необходимых для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505898
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9d01

Комбинированная установка для плавки гололеда и компенсации реактивной мощности

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение на электрических подстанциях, требующих плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи и компенсации реактивной мощности. Техническим эффектом изобретения является упрощение организации и сокращение продолжительности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505899
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.01.2014
№216.012.9d05

Комбинированная установка для компенсации реактивной мощности и плавки гололеда (варианты)

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение на электрических подстанциях, требующих компенсации реактивной мощности и плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи. Технический результат - сокращение продолжительности процесса плавки с одновременным уменьшением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505903
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.02.2014
№216.012.a012

Способ получения электроэнергии для электропитания устройств автоматики трубопроводов

Способ используется для получения энергии для электропитания устройств автоматики трубопроводов, обеспечения электропитания оборудования вне зон доступа постоянного электроснабжения. Технический результат заявленного изобретения заключается в снижении износа трубопроводной системы. Созданный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506686
Дата охранного документа: 10.02.2014
Показаны записи 1-10 из 37.
10.02.2013
№216.012.23e7

Блочная крепь вертикального ствола

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для крепления вертикальных горных выработок. Техническим результатом является снижение трудоемкости монтажа блочной крепи, создание зоны с регулируемой деформацией при воздействии давления со стороны пород и обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474693
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26d9

Глазурь

Изобретение относится к керамической промышленности, а именно к производству глазурованной керамической плитки однократного обжига для внутренней облицовки. Техническим результатом изобретения является интенсификация процесса формирования глазурного покрытия при высокоскоростном однократном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475465
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.33be

Сборно-монолитная крепь вертикального ствола

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к конструкциям крепи вертикальных стволов, и может быть использовано в стволах угольных шахт и рудников, строящихся в сложных горно-геологический условиях. Сборно-монолитная крепь вертикального ствола состоит из внешнего слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478789
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.4732

Противоточный сепаратор для обогащения мелких классов угля (0-3 мм)

Изобретение относится к горному делу, переработке и обогащению полезных ископаемых и может быть использовано в горнорудной и угольной промышленности. Противоточный сепаратор для обогащения мелких классов угля (0-3 мм) содержит трубопроводы подачи технической воды и минерализованной пульпы с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483806
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47f9

Наклонная подъемная установка

Использование: в горной промышленности. Установка содержит подъемную машину, подъемный сосуд, перемещающийся посредством каната (канатов), и канатоподдерживающие ролики. Канатоподдерживающие ролики снабжены индивидуальными электродвигателями, получающими питание от электрического генератора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484005
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3c

Компрессорная установка

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано для установок, работающих с переменным давлением нагнетания. Компрессорная установка для работы на переменных режимах, содержащая компрессоры первой и второй ступеней, соединенные с двухвальным приводом от индивидуальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485354
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5d63

Гальванический композиционный материал на основе сплава олово-цинк

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в машиностроении, автомобилестроении, морском транспорте и в других отраслях промышленности для увеличения коррозионной стойкости покрытий на основе сплава олово-цинк. Композиционный материал, полученный гальваническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489528
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.63f2

Винтовой конвейер

Винтовой конвейер содержит привод (1) и смонтированный в цилиндрическом желобе (2) гибкий винт (3), выполненный в виде двух коаксиально расположенных спирально изогнутых стержней (4, 5). Один из стержней выполнен в виде овальной пряди каната двойной левой свивки, а другой - в виде овальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491223
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7916

Привод электровоза

Изобретение относится к области горной промышленности и направлено на усовершенствование шахтных электровозов. Привод электровоза включает колесные пары с редукторами, получающими вращение от двух асинхронных электродвигателей. Одна из колесных пар получает вращение от асинхронного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496660
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7917

Электропривод электровоза

Изобретение относится к области горной промышленности и направлено на усовершенствование шахтных электровозов. Тяговый электропривод электровоза выполнен таким образом, что одна из ведущих осей получает вращение от асинхронного электродвигателя с фазным ротором, а другая ведущая ось получает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496661
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД